Календарь новостей
«    Январь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Вертухаи заняты ...

В Башкирии раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений в прошлом году ...
  19.01.2022   31531    5

Что людоедам Европейский ...

Европейский Союз призвал российские власти немедленно освободить бывшего ...
  18.01.2022   21059    45

Когда посадят Сергея ...

Наталья Кузнецова: Мэр Уфы написал написал, что люди «выходят на улицу с ...
  17.01.2022   30058    44

Враги внутри и снаружи ...

От иноагентов до исламистов. Поволжье в докладе Human Rights Watch. Ежегодный ...
  14.01.2022   36191    75

Жулики и воры мечтают о ...

Арсен Шаяхметов: Да, она не войдет в состав «ЕР», но синтез мнений и переход к ...
  13.01.2022   29153    75

Хабирову и Грекову — ...

Альберт Рахматуллин: Не можешь организовать работу подчиненных — тогда придется ...
  12.01.2022   36959    41

«Друзьям — всё, врагам — ...

В МВД проверили высказывание Хабирова на экстремизм. Во фразе о том, что власть ...
  11.01.2022   23791    54

С такими нацлидерами нам ...

«Цены растут быстрее, чем зарплата». Жители Башкирии жалуются Хабирову на ...
  10.01.2022   29282    42

Башкирия. Хроника ...

За последние четыре года (три из них приходятся на время правления республикой ...
  8.01.2022   26455    108

Ни стыда, ни совести ...

Глава Башкортостана Радий Хабиров 28 декабря провел пресс-конференцию для трёх ...
  3.01.2022   24599    217

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Январь 2022 (10)
Декабрь 2021 (24)
Ноябрь 2021 (30)
Октябрь 2021 (42)
Сентябрь 2021 (37)
Август 2021 (41)

Помогите разобраться...

  • Опубликовано: Ирек | 09.02.2015
    Раздел: История | Просмотры: 35814 | Комментарии: 172
3



Изучая аспекты и нюансы вопроса «Образования БАССР» взял я в руки и книгу Еникеева 3. И., Еникеева А. 3. «История государства и права Башкортостана. - Уфа: Китап, 2007. - 432 с.». Книга содержит и вполне по нашей теме материал, и вообще много интересного в ней. Однако к некоторому в этой книге, я всё же не знаю, как относиться. Помогите пожалуйста разобраться, например, с материалом небольшого раздела, представленного на стр. 66-69 книги.

Помогите разобраться...


Эпосы «Урал-батыр» и «Акбузат» - источники права. Для башкирской культуры значение эпосов «Урал-батыр» и «Акбузат» аналогично значению Корана для арабо-мусульманской, Авесты для древне-иранской, Ветхого завета для иудейской культуры. Комплексный историко-правовой анализ эпосов «Урал-батыр» и «Акбузат» требует отдельного монографического исследования, поэтому мы вынуждены ограничиться лишь общими комментариями относительно функции указанных эпосов как источников права, а также явных связей древнебашкирской мифологии в том, что касается цивилизационно-культурного анализа.

В эпосах «Урал-батыр» и «Акбузат» содержится наиболее значимый комплекс древнебашкирской мифологии. Употребление понятия «древ-небашкирская мифология» связано с необходимостью выделения для анализа раннего пласта башкирской мифологии.

Основные персонажи древнебашкирской мифологии в эпосах подразделяются на положительные (приносящие пользу), враждебные (угрожающие жизни и безопасности людей) и нейтральные. Ко вторым относятся все (за некоторым исключением) змеи (jylan) и дивы (dejeu), в том числе Azraqa (Jamantau), Qahqaha и Zarkum, а также люди: Shulgan, Qatil и т. д. К последним относятся ворон (qarga), Смерть (Ulem) и др. К положительным: женские персонажи Qojash, Aj, Homai, Ajhylyu, дочь Qatila (по всей видимости - Inai), Gulistan, Narkas и др., мужские - Samrau, Ural, Hauban (Torna), Sura, Ithel, Jajyq, Nugush, Haqmar и др., а также крылатый конь (tolpar) Aqbuthat. Среди предметов наиболее значимыми являются волшебный посох, алмазный меч, источник живой воды (tere hyu) и т. д.

Как показал С. Галлямов, древнебашкирская мифология является своеобразным связующим звеном между германо-скандинавской и индоиранской мифологий и к тому же содержит параллели с шумеро-аккадской мифологией. Первое хорошо согласуется с археологическими (особенно после включения в научный оборот данных по Аркаиму и Стране городов), лингвистическими и историко-культурными данными. Как известно, прародиной германских и индоиранских (арийских) племен считается Урал. По мнению же автора фундаментального труда «Башкиры» С. Руденко, таких исследователей, как С. Малов и Дж. Киекбаев, и известные археологи К. Смирнов и Н. Мажитов, между сарматскими, дахо-массагетскими племенами и исторически известными башкирами IX-XIV веков имеется прямая генетическая связь.

Адекватная историческая интерпретация башкиро-шумерских же параллелей требует, очевидно, тщательных дальнейших исследований, в том числе и в контексте тюрко-шумерской теории.

Следует также отметить связь глубинных пластов древнебашкирской мифологии с мифологиями тюрко-алтайских народов. Так, Shulgan в башкирской мифологии - это старший брат Урал-батыра, нарушитель тендерных норм, клятвопреступник, устроитель мирового потопа и пожара, в дальнейшем глава уцелевших змеев и дивов, то есть враг и предатель; в мифологии же многих тюрко-алтайских народов - напротив, Ульгень - владыка верхнего мира и демиург, а его брат Эрлик - враждебный отрицательный персонаж. Более подробно аспекты башкиро-тюркских и башкиро-шумерских связей будут раскрыты ниже.

Таким образом, наиболее ранние элементы башкирской культуры свидетельствуют, во-первых, об автохтонном, уральском происхождении ее основы - башкирской мифологии, во-вторых, об активной роли древнейших ее носителей в системе межкультурных, межцивилизационных взаимодействий на всем протяжении исторического процесса.

В историко-правовом отношении эпос «Урал-батыр» содержит драматическую историю генезиса обычного права. Вопросы возникновения и развития, конфликтов различных норм права, отраженные в эпосе, будут специально рассмотрены в следующих разделах. Общий же итог развития правовой системы представлен в «заветах» Урал-батыра, изложение которых является сюжетно-смысловой кульминацией эпоса (нумерация дана нами. - 3. Е., А. Е.):

Слушайте, дети, вам говорю,
Слушай, страна, тебе говорю:
(1) Львиное мужество даже имея,
Имя батыра с рожденья имея,
Все же, не зная своей страны,
Не пройдя по колено в крови,
Сердце нельзя свое закалить!
(2) Чтоб заодно с врагами не быть,
Без совета дела не вершите!
(3) Дети, словам моим внемлите:
На земле, очищенной мною,
Людям добудьте счастье земное!
(4) Будьте мудрыми на войне.
(5) Чтобы успех принести стране,
Мужеством славу добудьте себе!
(6) Старших умейте почитать,
Прислушивайтесь к их совету,
И любите младших при этом,
Сами совет им готовые дать.
Для тех, кто может в ловушку попасть,
Кто жертвой наивности может пасть,
Для сирот, что нуждаются в вас, -
Будьте зрачками зорких глаз!

(7) Пусть каждый будет мечтою одержим,
(8) Пусть матерью будет вам доброта,
Высокая честность и чистота;
(9) Не допускайте скверну к порогу,
А доброте - откройте дорогу...
(10) Пусть зеленеют голые чащи,
Пусть цвет бессмертия обретут,
Пусть птицы щебечут звонче и слаще,
Пусть люди веселые песни поют!
Пусть враги, что отсюда сбегают,
Черной завистью истекают.
Пусть эту землю любит народ,
Пусть садом прекрасным она цветет,
Пусть сердце врагов красотою гнетет!

Прежде всего следует обратить внимание на третий завет, выражающийся в максиме «людям добудьте счастье земное», который можно обозначить как принцип реализма. Для башкирской культуры нехарактерны искусственное разведение и противопоставление «духовного» и «материального», активность, направленная на достижение полезного результата в «иной» реальности.

Первый принцип, утверждающий обязательность инициации, наличия практических заслуг вне зависимости от происхождения либо личного потенциала, свидетельствует о национальной модели рекрутирования элит.

Второй завет, требующий при принятии значимых решений общественного совета и одобрения, означает торжество принципа демократии в политической организации.

Четвертый, пятый, седьмой и восьмой принципы регулируют образно-нормативный правовой статус полноправного члена общества.

Шестой завет утверждает первичный характер гендерно-ранговой системы.

Девятый завет утверждает принцип отделения.

Десятый завет касается экологии.

Следует особо выделить седьмой завет - «пусть каждый будет мечтою одержим», который провозглашает императивное требование к самоактуализации каждого члена общества, формированию сильной и творческой личности.

Важно, что системообразующим элементом указанных принципов и всего эпоса в целом являются понятия «Отечество», «родной народ» и «государство», которые рассматриваются в качестве высшей ценности (при художественном переводе категория ил зачастую переводится как «страна», хотя более корректной будет словоформа «государство»; русскому «страна» больше соответствует термин «ер» либо «ep-huy»).

В целом заветы Урал-батыра следует рассматривать в качестве общих принципов обычного права в древний и средневековый период, основы концептуально-информационной системы общества.

Галлямов С. А. Основы Башкордской, индо-германской философии: В 4 т. Уфа, 2001-2002. Впервые на сходство сюжетных линий и мотивов сказаний о Гильгамеше и Урал-батыре обратила внимание А. А. Петросян (см.: Героический эпос народов СССР. Т. I. М., 1975. С. 8; Петросян А. А. История народа и его эпос. М., 1982. С. 33).

Руденко С. И. Башкиры. М.; Л., 1955. С. 351.
Малов С. Е. Древние и новые тюркские языки // Изв. АН СССР. Отд-ние литературы и языка. Т. XI. Вып. 2. М., 1952. С. 135-143.
Киекбаев Дж. Г. Вопросы башкирской топонимии // Учен. зап. Башкирского педин-та. Сер. философских наук. Вып. 8. № 2. С. 230-247i
Смирнов К. Ф. Ранние кочевники Южного Урала // Археология и этнография Башкирии. Т. IV. Уфа, 1971.
Мажитов Н., Султанова А. История Башкортостана с древнейших времен до XVI века. Уфа, 1994. С. 72.
Мифы народов мира. Т. 2. М., 1992. С. 539.
Урал-батыр. Башкирский народный эпос. Уфа, 1981. С. 140, 146-147








Связанные темы и персоны

  • Изображение
  • Участник
  • 141 | 10.02.2015, 08:17 | Автор: Larissa
    Публикации: 42 | Комментарии: 2635 | Рейтинг: -610,7
Но . как всякая женщина, если разлюбит- туши костер- кличка гoвнястая
++++
Извините,что вмешалась,но вы немного не правы.
Так делают женщины с низкой самооценкой.
Нормальная женщина идёт по жизни дальше,не цепляясь за людей.
И другой парадокс:а кто заставляет влюбляться?



0

  • Изображение
  • Участник
  • 142 | 10.02.2015, 08:54 | Автор: Ирек
    Публикации: 125 | Комментарии: 11695 | Рейтинг: -917,4
----во всяком случае, на вопросы, которые я задавала тебе, ни разу внятно не ответил.---
На что-то ранее пытался отвечать, но на весь твой бесшабашный, безбпшенный поток найденного в инете по знакомым словам, а то и по буквам отвечать, этож ууметь надо. Да и попросту работать надо.
Андан кем булдыг, минем алдымда телег белан, что пальцами вертеть.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 143 | 10.02.2015, 09:09 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Ну что Ирек,каковы твои впечаления от "помощи" УЖей?Понравилась тебе башкирофобская истерия,будешь дальше продолжать тут писать свои статейки и еще что-нить связанное с Башкортостаном и с его историей?(случайно знак вопроса поставил)))))))



0

  • Изображение
  • Гость
  • 144 | 10.02.2015, 09:19 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Я ведь предупреждал тебя вчера об этом ,и раньше говорил,когда ты только появился здесь со своими глупостями.Да же ты ,со своей татупертостью должен понимать,что писаниной своей,только подбрасываешь сухую солому в костер нарастающей вражды между нашими народами-русскими,башкирами , татарами и другими.Попутно получая тумаки и плевки в свою и так не очень благородную морду.Еще раз вынужден повторить,что ты не там ищешь благородную аудиторию и поддержку.



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 145 | 10.02.2015, 09:41 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 32048 | Рейтинг: -717,2
142 | 10.02.2015, 08:54 | Автор: Ирек
Еще раз спрашиваю, что тебе непонятного и что не устраивает, это:
"Как показал С. Галлямов, древнебашкирская мифология является своеобразным связующим звеном между германо-скандинавской и индоиранской мифологий и к тому же содержит параллели с шумеро-аккадской мифологией." - ?

Ты не веришь в параллельные сюжеты?
Русалки, драконы, крылатые лошади имеются во многих мифах, разбросаны по всему свету. Кроме разве что нету у американских индейцев или у австралийских аборигенов. Из чего можно сделать вывод, что эти персонажи появились после переселения предков индейцев на американский континент.

Или еще к чему питаешь сомнение?



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 146 | 10.02.2015, 09:56 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 32048 | Рейтинг: -717,2
3 | 09.02.2015, 09:20 | Автор: Не зарегистрирован

Где первоисточник того урал батыра? На каком алфавите был письменный источник? Если это устное предание, то это туфта, каждый по своему пересказывал. Помните "испo-pченный телефон"?, так что пока сказка дошла до нас он мог скакать на ишаке, лететь на метле или на самоварной трубе как на ракете. Всё это не здоровая фантазия, сочинённая в наши дни.
Статистика голосования
09.02.2015, 11:44gn.uef
09.02.2015, 10:54Кухарка
09.02.2015, 10:08юнг
--------------------------
А что, gn.uef, Кухарка, юнг
Вам нужен дукамент с круглой печатью?
В русской мифологии имеется достаточное количество документальных источников, записанных с величайшим усердием, на дорогом пергаменте, свято хранимых - Жития святых, целый сонм мучеников, россказни о деяниях великих деятелей Земли Русской.
Всякие Повести про индейские Царства, людех с песьими главами

Вся великая страна, население 1/6 части земного шара изучает сокровищницу
Из Хронографа 1617 года
‎«людѣх дивиихъ». ‎
- Люди аримаспы живут в дальних землях Татарских, а имеют по одному глазу, или оку, и ‎сражаются с грифами за жемчуг и золото.‎
- Люди щириты живут в Татарской земле, без ушей, только лишь дыры вместо ушей.‎
-----------------
Вишь татарове как вас расписали



0

  • Изображение
  • Гость
  • 147 | 10.02.2015, 11:08 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Татаристы никак не уймутся.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 148 | 10.02.2015, 11:08 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
У татаристов самих ничего нет. Даже название - кличка. Поэтому для татаризации башкир надо всё их облаять, обгадить. Ирек этим и занимается.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 149 | 10.02.2015, 11:11 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
42 | 09.02.2015, 17:37 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0

Ирек, не имею ничего против ваших статей и изысканий, но как то подленько вы поступаете. Вы татарин в первую очередь должны интересоваться историей татар, но что то не видно ни одной вашей статьи про татарских историков и татарские сказки. Или вас только башкирская история возбуждает.
____________________________________________
У татаристов истории своей нет. А та что есть позорна. Задача - облаять башкир и сделать их татарами.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 150 | 10.02.2015, 11:41 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
148 | 10.02.2015, 11:08 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0

У татаристов самих ничего нет. Даже название - кличка. Поэтому для татаризации башкир надо всё их облаять, обгадить. Ирек этим и занимается.

===========
Да много чего есть, только ты этого не видишь, патаму что примитивен как курай. То, что не халявщики и бездельники это точно. А башкир это тот же татарин, только дикий.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 151 | 10.02.2015, 12:51 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Видел и слышал лично.
Идем с работы, обгоняет девчушка, ну с явно титульной внешностью,
На улице прохладно, а курточку несет подмышкой,видно из школы
и где то рядом живет.
Товарищ возми да и скажи вдогонку- Какая горячая башкирская кровь.
Торопыга чуть не споткнулась, обернулась и мгновенно пунцово
налитым личиком гневно ответила-Я татарка а не какая то башкирка.
И гордо побежала дальше под наш хохот.
Вот как, даже детки не хотят быть титульными.



5

  • Изображение
  • Гость
  • 152 | 10.02.2015, 13:05 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
149. "У татаристов истории своей нет...."
Башкиры, хватит врать, юлить и фантазировать со своими" эпосами из эпохи палеолита".Хватит позориться на весь честной тюркский мир со своим враньем! Над вашим враньем, и так, уже все смеются, аж неловко становится.Так называемый эпос "Урал- батыр"является новоделом и возник в результате усилий советской власти по созданию единого башкирского народа, предпринимавшихся в 1920 годы.Урал-батыр- сборная солянка из уст разных сказителей , в добавок-литературное сочинение писателя М. Бурангулова.Между прочим, он сам сознался об этом, когда его "прислонили" к теплой стенке.Поэтому, эпос "Урал- батыр не является и не считается подлинно народным произведением, хватит врать и обьегоривать честных людей!



4

  • Изображение
  • Гость
  • 153 | 10.02.2015, 13:40 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Как ты думаешь зачем татарам такие башкиры которые потом предадут их. Ради количества, что-то сомневаюсь, что так можно првратить качество в кол-во



1

  • Изображение
  • Участник
  • 154 | 10.02.2015, 18:57 | Автор: Ирек
    Публикации: 125 | Комментарии: 11695 | Рейтинг: -917,4
----будешь дальше продолжать тут писать свои статейки и еще что-нить связанное с Башкортостаном и с его историей?----
Буду писать об образовании большевиками БАССР с передачей Уфимской губернии Башкурдистану, об дутой башкирской,исторической демографии, об советских и нынешних переписях, где татар спецом понижали по численности в респубдике, о других фактак что творится в республике, и конечно же и в особенности что творится противу татар.
А как вы хотели?
Разны упществоведы будут объявлять наш народ диаспорным, имея прежде всего Башкортостан, и я татар должен молчать.
Будут в республике и далее фальсифицировать переписи, переписывая татар в башкиры, и должен молчать.
И с многого другого, я должен молчать. Вигвам.

И теперь, как говорите к здешней моей статейке. Это же просто выдержка из книги Еникеевых, а лично от меня не было ничего. Если с этой выдержки башкирских гуманитариев здешний люд, т.е. из здешних чумных завелся на башкирофобию, разве моя вина, а не беда и вина тоже этих чумных.
Ну, а заметить сколько здесь всколыхнулось татарофобии, причем именно от моих земляков башкир, Вам почему-то не видно.
Да. и из татар, пусть и немногим числом, были здесь в упражнениях, нет всё же не в башкирофобии, а в простой бестолковости. И по случаю хочу сказать таким татарам не подлазте ни под левую мою руку, ни под правую, локтями могу ушибить за своих земляков башкир.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 155 | 10.02.2015, 18:59 | Автор: кац
    Публикации: 0 | Комментарии: 19432 | Рейтинг: -3308,6
153 | 10.02.2015, 13:40 | Автор: Не зарегистрирован
Как ты думаешь зачем татарам такие башкиры которые потом предадут их.
------------------
Вот на счет предательства ты бы помолчал. В отличие от вас, башкиры НИКОГДА в истории Родину не предавали.
А разве башкиры вас приглашали, любезный ты мой?
Ради бога, уе-уйте. Это вы не нужны нах никому, не татары как таковые, а татарские националисты.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 156 | 10.02.2015, 19:12 | Автор: Ирек
    Публикации: 125 | Комментарии: 11695 | Рейтинг: -917,4
---Да же ты ,со своей тa-тупертостью должен понимать---
Я собственно против башкир, или отысканиия в родственном мне народе неких негативны характеристик и полслова никогда не говорил, а Вы уже тут и противу выдуманного Вами менталитета татар проговорились.

---Попутно получая тумаки и плевки в свою и так не очень благородную морду.---
А здесь и против моей внешности грязно прошлись, и это между прочим тоже подстатейно.
А ваши здешни тумаки и даже плевки, это же только вас таких чыпчыков виртуальная памперсная радость, а не моя беда. Нет, я не крут, но а сумели бы вы такие в реале предо мною языком, что пальцами водить, это всё же вопрос

Еще раз вынужден повторить,что ты не там ищешь благородную аудиторию и поддержку.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 157 | 10.02.2015, 19:19 | Автор: Ирек
    Публикации: 125 | Комментарии: 11695 | Рейтинг: -917,4
---Еще раз спрашиваю, что тебе непонятного и что не устраивает, это:
"Как показал С. Галлямов, древнебашкирская мифология является своеобразным связующим звеном между германо-скандинавской и индоиранской мифологий и к тому же содержит параллели с шумеро-аккадской мифологией." - ?---
Тётенька в лисьем малахае, я с тобой, что должен и Галлямова трудища обсуждать. Этого товарисща даже твой авторитет упществовед Бердин ни в фиг не ставит, и с какого рожна я должен этим шупер-пуперством заниматься.
Тетенька, не приставай пожалуйста с глупостями.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 158 | 10.02.2015, 19:27 | Автор: Ирек
    Публикации: 125 | Комментарии: 11695 | Рейтинг: -917,4
И как бы подытоживая здешнее. Странно всё же получается, представляешь просто текст башкирских гуманитариев. и... И некоторый здешний чумной народ, как тот пациент психиатра, ор устраивают "БАБА".
А всё же, всё ли в порядке с этим людом, не из пресловутой ли они палаты.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 159 | 10.02.2015, 19:32 | Автор: кац
    Публикации: 0 | Комментарии: 19432 | Рейтинг: -3308,6
Иречок, ты классный провокатор. Сам же лезешь ко всем под ноги и неистово орешь, что нехорошие люди тебе на руку наступили. Настоящий ты "физтюх".
Ведь за сегодня никто тебя даже не замечает, одни только твои посты, а ты скулишь.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 160 | 10.02.2015, 20:18 | Автор: Ирек
    Публикации: 125 | Комментарии: 11695 | Рейтинг: -917,4
"никто тебя даже не замечает", и хорошо бы, но чего именно вокруг меня вы такие чумные хороводитесь, беснуетесь. Даже , моё пшёл не помогает, лызете, и лызете.



1