Календарь новостей
«    Март 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Ильнар Гарифуллин: ...

Совершенно незамеченным остался 20-летний юбилей принятия судьбоносного для ...
  21.03.2019   34613    100

Такая народная любовь и ...

Администрация города Уфы выложила в Facebook видеопоздравление Радию Хабирову ...
  21.03.2019   22860    39

Невероятно: Прокуратура ...

Прокуратура выясняет детали полета на бизнес-джете делегации из Башкирии. ...
  21.03.2019   18651    12

Новый прокурор пообещал ...

Депутаты комитета по госстроительству парламента Башкирии сегодня согласовали ...
  21.03.2019   40286    12

Ждем Путиград? Лет через ...

Первая мысль после отставки Назарбаева – «Ни фига себе!». Вторая мысль – ...
  21.03.2019   29570    37

А песня-то хороша! ...

Скромный. Сильный. Стойкий Чистит. Красит. Чинит, латает, метёт... Кремль. ...
  20.03.2019   30467    61

Избирать главу Башкирии ...

Выборы начнут пораньше. Курултай Башкирии планирует принять поправки в Кодекс о ...
  20.03.2019   37356    30

Мудрость к Муртазе ...

Руководитель БФ «УРАЛ» Муртаза Рахимов отказался принимать орден Центрального ...
  20.03.2019   39213    40

Что ни день, то — ...

Протестующие против точечной застройки уфимцы записали видеообращение к Путину. ...
  20.03.2019   38023    18

Ринат Баимов убежден, ...

Ринат Баимов: «Против меня было столько провокаций, что кожа стала ...
  20.03.2019   42707    18

Читаемое за месяц


Новое обострение татарского вопроса в Башкирии: объективная реальность или аппаратная интрига?

0


Как известно и общепризнанно, татарский аспект национального вопроса, обладающий глубокими историческими корнями, традиционно имеет в Башкирии эксклюзивное и чрезвычайно конфликтогенное значение в общественно-политической жизни этого крупного полиэтничного российского региона.

Новое обострение татарского вопроса в Башкирии: объективная реальность или аппаратная интрига?


Татарская проблема в Башкирии, как утверждал даже основоположник башкирского национального движения А.-З. Валиди и подтвердил своими исследованиями известный историк, профессор Б.Х.Юлдашбаев, возникла еще в 1922 году, в период присоединения к этой одной из первых советских автономий примыкающих к ней с запада обширных территорий упраздненной тогда Уфимской губернии. Затем эта проблема, «загнанная внутрь» в конце 1970-х годов, при тогдашнем первом секретаре обкома КПСС М.З.Шакирове, с развертыванием процесса «перестройки», во многом определила бурный характер общественного процесса в этой республике. Дело в том, что в «эпоху М. Шакирова», по новой Конституции Башкирской АССР 1978 года был отменен статус татарского языка как одного из трех (башкирский, русский и татарский) государственных, хотя по действовавшей до этого Конституции 1937 года он таковым оставался. Вслед за отменой конституционного статуса татарского языка началось массовое внедрение обязательного изучения современного литературного башкирского языка в школах татароязычных северо-западного и западного регионов Башкирии, что вызвало резкий всплеск межнациональных эмоций в республике и вокруг нее. Дело дошло до того, что татарская проблема в Башкирии отдельно обсуждалась на специальном пленуме ЦК КПСС, ее решение было подвергнуто ожесточенной критике на общесоюзном уровне, что послужило одной из причин бесславной отставки долгожителя советского партийно-политического Олимпа М.З. Шакирова.

Коротко суть татарского вопроса в Башкирии можно определить воздействием следующих основных факторов. Во-первых, татары этой республики, составляющие около трети ее населения (а вместе с «татароязычными» башкирами – почти сорок процентов), расселены в основном в примыкающих с востока к современному Татарстану западных и северо-западных (вплоть до Уфы) городах и районах Башкирии. В этом смысле татары Башкирии составляют естественный восточный ареал расселения Волго-Уральских татар. Одновременно в указанных регионах проживают до полумиллиона т.н. «татароязычных» башкир, которые по языку, культуре и менталитету идентичны татарам, а не башкирам.

Во-вторых, татарское национальное движение в Башкирии, возникшее на волне «перестройки» и представленное многочисленными (около 30) национально-культурными и этнообщественными организациями, а также – участвующими в них известными деятелями интеллигенции, бизнеса и политики, в течение последних 25 лет было важным фактором общественно-политического процесса в этом регионе. Татарский вопрос, например, был активно использован конкурентами М.Рахимова на президентских выборах 2003 года (татары, основываясь на публичных татарофобских высказываниях М.Рахимова, голосовали преимущественно против), что не позволило последнему победить в первом туре голосования и лишь последовавшая затем личная поддержка В.В.Путина помогла М.Рахимову сохранить тогда пост президента Башкирии.

В-третьих, затем, начиная с 2004 года, именно татарские общественные организации были наиболее принципиальными и радикальными критиками политики, проводимой М.Рахимовым, и составили ядро сформировавшейся тогда в республике довольно дееспособной политической оппозиции. Действия оппозиции сыграли в тот период определенную роль в создании этнократического имиджа республиканской власти и способствовали замене в 2010 году М.Рахимова более толерантным к татарской проблеме, татароязычным по происхождению, башкиром Р.Хамитовым.

В-четвертых, с приходом к власти Р.Хамитова и значительным падением оппозиционных настроений, в Башкирии произошло и ослабление остроты татарского вопроса. Татарская общественность республики, желая поддержать единоязычного с ней нового руководителя региона, пришла к согласованному решению о временном моратории на постановку жизненно важных для татар вопросов. Перешедшие на сторону республиканского руководства лидеры татарских общественных организаций договорились не поднимать пока остро татарских проблем, желая поддержать Р.Хамитова с целью его закрепления на посту руководителя Башкирии.

Однако, основные требования татарских общественных организаций Башкирии не только не были удовлетворены, но даже за время правления Р.Хамитова не ставились, в политическом смысле, на повестку дня. Решение татарских проблем производилось в основном методом «замалчивания», которое осуществляется главным образом посредством выдвижения в руководство ведущих татарских общественных организаций ангажированных властями официальных политиков, полностью подконтрольных чиновникам из госаппарата. Выступая официальным рупором татарских проблем, вышеназванные руководители общественных организаций выполняют исключительно представительские функции на различных мероприятиях и не ставят никаких вопросов, кроме тех, которые им позволяют поставить номенклатурные работники.

Основные фундаментальные требования татарских общественных организаций Башкирии можно свести к нескольким пунктам. Первое, главным камнем преткновения выступает вопрос о статусе татарского языка в республике, которому татарские активисты стремятся придать (а вернее – вернуть) статус государственного или, хотя бы, официального по региону в целом или в местах компактно проживающего татароязычного населения. Таким образом, татарские активисты хотят создать конституционно-правовую основу сохранения и функционирования своего языка. Этому категорически противятся региональные чиновники Башкортостана и башкирские общественные организации, мотивируя свою позицию «большим ассимиляционным потенциалом татарского языка в отношении башкир». Однако, как показывает шестидесятилетняя (1917-1978 гг.) история советского времени, наличие у татарского языка статуса государственного нисколько не способствовало ассимиляции башкир татарами. Наоборот, основу расцвета современной башкирской литературы и искусства составлял титанический труд именно татар и татароязычных башкир, а уровень языковой идентификации башкир с башкирским языком вырос за это время в разы. При этом, никаких серьезных татаро-башкирских противоречий в языковой сфере в этот период не наблюдалось.

Второе, татарские активисты добиваются создания в Башкирии механизма равноправия татар и башкир в образовательной и культурной сфере, аргументируя свою позицию тем, что они могут претендовать, по внесенной в бюджет доле, на одну треть финансируемых государством учреждений культуры, искусства и национального образования. На сегодняшний день диспропорции в этих сферах наиболее разительные: на более чем 50 башкирских гимназий имеется только 4 татарские; на 6 башкирских государственных театров – 2 татарских; на республиканском телевидении и радио отсутствуют передачи на татарском языке; в госфилармонии нет татарского отделения; не финансируются государством татарские писательские организации и книгопечатание; из 16 поддерживаемых из бюджета национально-культурных центров только один – татарский (у башкир и русских – по пять) и т.д.

Третье, активисты татарского движения Башкирии выступают за пересмотр результатов сфальсифицированных по национальному составу республики двух последних всероссийских переписей населения, проведенных, как теперь научно (в том числе – московскими академическими специалистами) доказано, под жестким давлением административного ресурса, когда очень большая группа башкортостанских татар была насильственно или обманным путем записана башкирами.

С приходом на должность главы республики Р. Хамитова, как уже отмечалось выше, на публичное обсуждение и политическую полемику вокруг всех вышеназванных аспектов татарской проблемы в Башкортостане, по всеобщему согласованию татарских активистов, был наложен временный мораторий. Однако, начиная с 2014 года, в Башкирии наблюдается новый всплеск обострения татарской национальной проблемы. С одной стороны, на заседаниях татарских общественных организаций все чаще и чаще слышен ропот по поводу того, что поддерживаемый ими Р.Хамитов не только не решает татарских вопросов, но и часто усугубляет их. В общественном мнении нарастает элемент усталости нерешенными проблемами. С другой стороны, в аппарате руководящих органов республики латентно формируется и последовательно реализуется политика, провоцирующая бурный всплеск недовольства татарских общественных организаций и отдельных деятелей. Например, вслед за закрытием очень короткой, по эфирному времени, и единственной татароязычной программы «Райхан» на башкирском телевидении, под предлогом «исполнения прокурорского предписания» (где он был раньше?) прекращается деятельность единственного в республике татарского национально-культурного центра, расположенного в родовой усадьбе выдающихся российских деятелей татарской национальности князей Тевкелевых - в селе Килим Буздякского района. Среди сотен закрытых сельских школ в ходе «оптимизации», проводимой в республике по объективным показателям, опять в подавляющем большинстве оказались почему-то именно татарские или татароязычные школы, а башкирские преимущественно сохраняются.

Последней каплей, переполняющей чашу терпения татарских активистов, стало организованное представителями республиканского и районного номенклатурного аппарата совершенно незаконное увольнение с должности директора, создателя и двадцать лет бессменного руководителя Белебеевской татарской гимназии, своего рода «Дон Кихота татарского образования», Нурмухамета Хусаинова. Для справки отметим, что Н.Хусаинов является не просто рядовым директором одной из, хотя и очень немногочисленных в республике, татарских гимназий. Это очень мужественный и неординарный по своей гражданской позиции человек, прошедший, за годы своего директорства, и выигравший, во имя сохранения своего детища, десятки судебных процессов. Это человек, впервые публично озвучивший татарскую проблему на виду у широкой российской общественности и в присутствии президента страны В.В.Путина. Именно поэтому подобные действия властей в отношении Н.Хусаинова «всколыхнули» татарскую общественность республики, она, в буквальном смысле, «забурлила»: проводятся различные собрания и совещания татарской общественности, готовятся публикации и обращения в федеральные органы власти и международные правозащитные организации, предполагается организация пикетов и демонстраций. По всем признакам общественно-политическая ситуация накаляется.

Теперь, следуя известной классической формуле, зададимся вопросом: «Кому все это выгодно?». Кто хочет «раскрутить» проблемы межнациональных отношений накануне объявленного и организуемого в ближайшее время в столице Башкирии - Уфе всемирного, по своему значению, события – двух саммитов ШОС и БРИКС? При анализе сложившейся ситуации невольно возникают мысли о том, что очень уж чудесным образом очередная аппаратная антитатарская компания совпала и со временем интенсивной подготовки к международным саммитам и с периодом заключительного этапа ликвидации в Башкирии второго, финансового центра власти (БФ «Урал»), находящегося в жесткой оппозиции к главному, политическому источнику властеотношений – действующему Главе региона Р.Хамитову?! Понятно, что представители как отправленной в отставку (круг этих лиц в экспертном сообществе хорошо известен), так и действующей (здесь мы можем только предполагать) пока в структурах власти номенклатуры, созданной и выпестованной за двадцатилетие своего правления М.Рахимовым, не собираются сдавать своих позиций и будут предпринимать всяческие попытки взять своеобразный политический реванш за сорванную в 2010 году операцию по передаче власти в республике от М.Рахимова к этнократически ориентированному преемнику Р.Сарбаеву. Поэтому совершенно не случайно, что буквально на днях, на первый взгляд «вдруг», в газете, «которая не продается» (официально педалируемый бренд), но очень щедро финансируется М.Рахимовым (еженедельный тираж от 100 до 300 тысяч экз.) (равно как и в других подконтрольных ему, в том числе в электронных источниках информации), на целых разворотах предпринимаются попытки реанимировать «политический труп» Р.Сарбаева, печатая пространные «советы» нынешнему руководству «как руководить республикой». Спрашивается: «Кого интересует мнение давно дискредитировавшего себя, менеджера среднего уровня, даже проживающего в Москве?». Видимо газету «Бонус», т.е. М.Рахимова очень интересует!

Второй вопрос, ответ на который хочется найти в результате всех этих размышлений: «Кто организует все эти процессы или они происходят стихийно?».

Любой лишенный наивности аналитик сразу же ответит, что подобные политтехнологии обычно тщательно разрабатываются и осуществляются под хорошим конспиративным прикрытием. Остается только предположить, что в нынешнем окружении Р.Хамитова, отвечающем за политико-идеологическую работу, не работают «кроты», активно сотрудничающие с несомненно существующим штабом бывшего президента Башкирии М.Рахимова.

Общеизвестно, что средства в таких случаях задействуются немалые. В противном случае, дискредитация Главы Башкортостана Р.Хамитова перед лицом пригласившего в Уфу руководителей ведущих мировых держав В.В.Путина и последующая затем не только отставка действующего «Башкортостан башлыгы», но и вообще его политическая гибель становятся просто неизбежными.

Наиль Тукаев, политолог








Связанные темы и персоны


  • Изображение
  • Участник
  • 141 | 10.04.2015, 13:00 | Автор: Ирек
    Публикации: 91 | Комментарии: 7177 | Рейтинг: -487,5
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
xrul, Вы меня простите пожалуйста за вчерашнее, бес попутал, вернее здешная свора кахристых и юнговатых бантиков.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 142 | 10.04.2015, 14:59 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
У татар новое обострение.
Надо бы ихних националистов полечить



1

  • Изображение
  • Гость
  • 143 | 10.04.2015, 17:03 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Вам татарам не хватает земли Татарии?Так возьмите исконные территории - Сибирь ваша , ваша земля Рязань , Монголию присоедините . да и Крым тоже ваш . Так что Создавайте свой Идель -Урал. И что языки засунули в ж.о.п.у. или кишка тонка ? Вы даже не помогли З .Валидову .отказавшись в пользу Казанской губернии . И тогда не было б театра им Г.Камала,татарского алфавита ,народных поэтов ,вещания на татарском .Все таки вы неправы . Ну а кто хочет изучать татарский - полно в РБ и литературы , и газет , даже театр татарский.И почти все говорят на татарском , но предпочитая все таки русский. Разговор беспредметный . И раскалывать дружбу народов - только во вред народам России.



2

  • Изображение
  • Гость
  • 144 | 10.04.2015, 17:04 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Мишарам -тоже государственный язык !



2

  • Изображение
  • Гость
  • 145 | 10.04.2015, 18:07 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
"МЫ ЕДИНАЯ И НЕДЕЛИМАЯ" будете когда объединитесь в своей Монголии со своими монголами.
Восстанавливайте свой диалект, забудьте башкирский язык и не обзывайте его татарским. Короче, пшли бы вы скорее нахрен.
Поторговали, хватит, идите домой в Улан-Батор в Монголию.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 146 | 10.04.2015, 22:03 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Татарманкурты - поскольку они забыли свой татарский диалект монгольского и объявили западнобашкирский - татарским, позорно отказавшись от своей родины - Южной Монголии.
Поэтому у них два пути - или вернуться Монголию чтобы восстановить свою этничность, или они остаются метисами, поскольку некоренные и часть другого народа непомнящее родство и при этом смешавшиеся с местными.
Раз метисы - то в этом случае национальные права исключаются. И Татарстан поэтому есть территориальное образование как ДВР,ДНР, Ур. респ-ка и тому подобное. И это оно будет временном.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 147 | 10.04.2015, 22:13 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Это смешно, татары хотят равноправия с башкирами, так это и написано в законах. Но равноправны не как татары, или как чечены или чуваши, а как граждане в данной территории.
Как граждане, а не как этнос, поскольку этнически это башкирская территория.
Этого не понимать - надо быть слабоумном.
Если есть такие - так это татарская клиентура - поскольку они всегда врут, торгуют и хотят обсчитать.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 148 | 11.04.2015, 09:49 | Автор: Ирек
    Публикации: 91 | Комментарии: 7177 | Рейтинг: -487,5
Как разошлись то земляки. Бантику вопрос было я задал, молчит полосатый кац, так ответьте хором.
А вопрос был таковым: "А вот представте сыбе, если все татары переедут в Татарстан? И если русские тоже, например в Разань? Что, депресивное Зауралье станет Эмиратами и Кувейтами какими?"
На его: "легко переехали бы в Татарию".
Ладно, русских, он "разрыдался", заколотился, в Рязань не посылали, однако ведь уезжают. И татар никто из нормальных башкир, т.е.из представителей братского нам народа не посылал в Татарстан, однако тоже уезжают, и не только в Татарстан. И самая прозаическая причина всего этого на нашем Северо-Западе, отсутствие работы и отсутстивие всякой преспективы развития края. За период правления прежнего режима, местами наши СЗ районы превратили буквально в пустыню, и при нынешней власти никаких особых преспектив не видно.
Скажу за свой славный город Янаул. Маслосырзавод Всесоюзного значения раздербанили на раз два, как только пришла к власти рахимовская компания. Консервныцы завод сделали юк, и кипричный тоже. Огромнейший элеватор стоит. Относительно недавно и НГДУ "Краснохолмскнефть" увели в Уфу. Нефть качают у нас, а управляют из Уфы.
Я каждый год бываю, хотя бы раз в своём родном городе, а один мой приезд совпал, со вступительным сезоном в уч.заведения.
Раньше, народ младой тянулся поступать в Уфу, а если сел на поезд, то часто Казань просто проезжал. А сейчас Уфу не то чтобы игнорируют, но уже старются ехать и в Казань, и куда угодно, но только не в Уфу. Уфа счас льготная, квотная, а для иных очень дорогая, а то почти и запретная.
В общем уезжат народ.

Так как землячки, когда Зауралье станет Эмиратами или Кувейтами какими? А на Северо-Запад надеяться, и обеспечиваться скоро станет уже никак не можно.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 149 | 11.04.2015, 10:44 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Тех кого называли РОЖОЙ все времена и вредителей по совместительству, не пустили бы в Уфимский журнал. Не надо нам Улан-Батор журнал. Здесь Башкирия.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 150 | 11.04.2015, 10:57 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Татар кто посылает "Татарстан"? Эти люди некомпетентны в историческом и правовом плане.
Это потому, "Татарстан" это большевистское образование не является исторической родиной татар, они не являются коренными в данной территории. Коренными в "Татарстане" являются башкиры и также чуваши на второй его половине.
Татар лишь можно рекомендовать вернуться на родину предков - в Южную Монголию.
И русские в "Татарстане" должны иметь такие же права, как например в Калининграде.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 151 | 11.04.2015, 11:31 | Автор: Ирек
    Публикации: 91 | Комментарии: 7177 | Рейтинг: -487,5
Обострение вопроса, это обострение вопроса, а клоунов обострение, это просто патология. Наглядно же, и к бабушке не надо ходить, и к психиатру. Вона как беснуются.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 152 | 11.04.2015, 12:15 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Никаких татарских школ на русской земле! Закрыть! Хусаинова - в тюрьму!



1

  • Изображение
  • Гость
  • 153 | 11.04.2015, 14:33 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
В Улан-Баторе наметились движки по части возвращения татар в историческую родину.
Монгольская группа Татар - Хайрыг Хундэл (http://www.youtube.com/watch?v=BQsK5Q-VtaQ) неоднократно выступал за то что соплеменники не забывали свои корни.



1