Календарь новостей
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
А за Мурзагулова я бы ...

Приближается день, прости господи, «выборов» Главы республики. В голосовальном ...
  19.08.2019   39482    54

«Не учил и учить не буду» ...

Общественница Рамиля Саитова направила в Верховный суд Башкортостана иск с ...
  19.08.2019   32310    19

Будем вспоминать с ...

Дмитрий Михайличенко — политолог. В уфимском фейсбуке, кажется, мало кому ...
  19.08.2019   18454    11

О политической ...

Естественным следствием ставки режима на грубую силу является рост влияния ...
  19.08.2019   24174    3

Людоед из «Беркута»: ...

Это уже стало традицией для московских активистов и журналистов: ...
  19.08.2019   14107    20

Люди, которыми может ...

Предъявлены абсурдные обвинения. Что думают в Башкортостане о протестах в ...
  17.08.2019   34246    56

Поколение, которому не ...

Федеральные чиновники назвали распространяемый видеоролик на тему стихотворения ...
  17.08.2019   36489    16

Смертельное ...

СМИ назвали причину гибели от отравления подсолнечным маслом в Ульяновске. ...
  17.08.2019   34859    22

Военный преступник и ...

Писатель Захар Прилепин, воевавший в ДНР, в интервью Алексею Пивоварову для ...
  17.08.2019   31808    253

Уголовника послали лесом ...

Артур Идельбаев, возглавляющий Центр развития туризма республики при ...
  16.08.2019   16289    39

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Август 2019 (85)
Июль 2019 (109)
Июнь 2019 (92)
Май 2019 (72)
Апрель 2019 (92)
Март 2019 (104)



Татарский язык в Башкортостане: История вопроса

2


Заголовки многих региональных СМИ Башкортостана взорвались новостью о специальной резолюции съезда Всетатарского общественного центра, касающейся положения татар республики Башкортостан. Попытку обратить внимание на нерешенность татарского вопроса, приведшая в новейшей истории Башкортостана уже к двум громким отставкам всего его политического руководства, некоторые СМИ уже привычно успели назвать "провокацией". Эта тема долго была самой обсуждаемой на сайте Idel.Реалии. Требования ВТОЦ – не изобретение сегодняшнего дня, и каждое из них имеет свою давнюю историю​.

Татарский язык в Башкортостане: История вопроса


В резолюции "О положении татар Республики Башкортостан и путях решения их проблем" отмечалось тяжелое положение с соблюдением этнокультурных прав татарского населения Башкортостана, компактно проживающего в западной части этой республики, и в связи с этим требовалось:

Придание татарскому языку статуса государственного в Башкортостане;

Проведение референдума о присоединении бывших частей Уфимской губернии с преимущественно татарским населением к Татарстану.

Критики резолюции, упорно делающие вид, будто эти требования родились только сегодня, вызывают удивление. Напомню, что требование придать татарскому языку статус государственного в Башкортостане обозначено первым номером, а вопрос о референдуме – вторым. Это и неудивительно, ведь второе во многом вытекает из-за нереализованности первого.

В современном Башкортостане проживает по официальным данным больше миллиона татар, что почти равно численности титульного этноса и составляет больше четверти населения республики. Однако следует также учесть, что татарский язык является родным не только для самих татар, но и для значительной доли так называемых татароязычных башкир. К тому же объективность показателей двух последних переписей 2002 и 2010 годов у этносоциологов вызывает большие сомнения, именно по части приуменьшения в них численности татарского населения. Учитывая всё это, можно констатировать что "татарский вопрос" касается напрямую 35% населения республики.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Требование о проведении референдума впервые было выдвинуто Татарским общественным центром (ТОЦ) республики Башкортостан в 1991 году. Оно основывается на декрете ЦИК и СНК РСФСР №425 от 1920 года о присоединении частей Уфимской губернии с татарским населением к республике Татарстан. Согласно этому декрету, после образования ТАССР (т.е. Татарстана) вопрос о дальнейшей судьбе трех уездов Уфимской губернии, где компактно проживает татароязычное население, должен был решаться на референдуме путем свободного волеизъявления граждан. То есть вопрос о том, где будут жить татары бывшей Уфимской губернии, должны были решать они сами.

Стоит отметить, что председатель Совета народных комиссаров Татарской республики – Саид-Галиев – неоднократно обращался в Москву с просьбой либо провести референдум, либо присоединить эти территории к Татарстану, что было вполне логично, так как основную массу населения этих территорий составляло именно татароязычное население. Тем не менее, в 1922 году Уфимская губерния была ликвидирована и директивным образом, без всяких демократических процедур, была присоединена к БАССР. В дальнейшем вопрос о референдуме и необходимости пересмотра границ нынешнего Башкортостана не поднимался вплоть до развала Союза.

После этот вопрос возникал только в ответ на полное игнорирование властями Башкортостана этнополитических и этнокультурных интересов татар республики. Стремление к отделению западной (татароязычной) части республики Башкортостан ввиду своей малореализуемости в нынешних политических реалиях, как правило, не имело особой популярности в среде самих татарских общественников и являлось лишь последним аргументом в их споре с властями Башкортостана, упорно игнорировавшими национальные интересы татар республики. Это всегда была не первопричиной и самоцелью, а лишь ответной реакцией. Хотя, конечно, с юридической точки зрения, как мы видим, оно не лишено серьезных оснований, тем более, учитывая, что нынешняя Россия является признанной правоприеемницей бывшего Советского Союза.

Напротив, необходимость придания татарскому языку статуса государственного имеет еще более богатую историю и являлась всегда центральной темой программы татарского национального движения Башкортостана с самого момента её возникновения в 1989 году. Причем, даже в этой связи уместнее подчеркнуть, что татарские организации требовали не придания, а скорее возвращения государственного статуса татарскому языку. Ведь до декабря 1978 года татарский язык уже фактически имел такой статус.

Сразу отмечу, что с момента возникновения Башкортостана у республики было несколько редакций основного закона. Первой официально признанной и юридически закрепленной конституцией считается Конституция 1937 года. Первоначальная версия от 1925 года осталась неутвержденной Союзным центром, а значит, она не имеет юридической силы. В итоге, первой общепризнанной конституцией республики Башкортостана является Конституция именно 1937 года. И несмотря на отсутствие терминов "государственный" или "официальный язык", с юридической точки зрения эту функцию на территории республики тогда выполняли три языка – башкирский, татарский и русский. Здесь понятие "государственный язык" легко заменяло положение о языках официального делопроизводства и судебной системы, что фактически полностью подходит под определение понятия как "государственного", так и "официального языка", данного ЮНЕСКО в 1953 году. В частности, статья 24 Конституции БАССР 1937 года гласила, что "законы, принятые Верховным Советом Башкирской АССР, публикуются на башкирском, русском и татарском языках", а в статье 78 указывалось, что "судопроизводство в Башкирской АССР ведется ... в центральных судебных учреждениях – на башкирском, русском, татарском языках с обеспечением для лиц, не владеющих этими языками, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также права выступать на суде на родном языке".

ЧТО ЗНАЧИТ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК"

Если исходить из международного опыта, то, как правило, государственный статус языкам предоставляется в двух случаях.

Первый, наиболее распространенный – когда носители данного языка составляют существенную часть населения конкретной территории. В этом случае наделение такого языка государственным статусом становится фактором предотвращения межнациональных противоречий, вызванных ущемлением этнокультурных и политических прав крупных этносов.

Второй – государственный статус дается тем языкам, которые в прошлом оказали большое влияние на политическую и этнокультурную историю данного государства. При этом численность непосредственных носителей данного языка не имеет принципиального значения. К примеру, в Финляндии государственными языками являются финский и шведский, при этом носители шведского языка составляют лишь 6% населения страны. Учитывая, что татароязычное население составляет больше трети населения Башкортостана, опережая по этим показателям даже собственно башкироязычное население, то можно сделать вывод о том, что наличие у татарского языка государственного статуса, как это было по Конституции БАССР 1937 года, соответствовало бы общепринятой мировой практике. То есть ничего удивительного и из ряда вон выходящего в этой ситуации нет.

Однако в 1978 году в результате принятия новой редакции Конституции БАССР фактический статус государственного сохранили лишь башкирский и русский языки. Конституция 1978 года не претерпела существенных изменений, за исключением одной важной детали – вопроса о языках. По Конституции 1978 года в статье 98 мы видим, что законы, принятые Верховным Советом БАССР, "публикуются на башкирском и русском языках", то есть, если сравнить с аналогичной статьей (24 ст.) прежней Конституции мы видим здесь отсутствие татарского языка. В статье 148, в отличие от статьи 78 Конституции 1937 года, нет ни слова о языке судопроизводства в центральных судебных учреждениях, осталось лишь достаточно туманное выражение "судопроизводство в Башкирской АССР ведется на башкирском, русском или языке большинства населения данной местности".

ЭТАПЫ "БАШКИРИЗАЦИИ"

Если внимательно проанализировать последствия конституционной реформы 1978 года в БАССР, то становится ясно, что они отнюдь не случайны. Как показали дальнейшие события, эти изменения стали первым этапом начала масштабной политики "башкиризации" татароязычного населения. Уже в следующем 1979 году во время всесоюзной переписи значительная часть татарского населения западного Башкортостана была переписана башкирами, а после, основываясь, в том числе, и на данных этой сфальсифицированной переписи, основная часть татарских школ республики была переведена на изучение башкирского языка как родного. Таким образом, лишение татарского языка официального статуса стало фактически лишением политической правосубъектности татар республики и первичным шагом в ходе масштабной политики изменения их этнического самосознания.

В дальнейшем эти факты были официально обнародованы на февральском пленуме ЦК КПСС в 1988 году. А в резолюции учредительного съезда ТОЦ БАССР в январе 1989 года впервые прозвучало, что "необходимо восстановить конституционный статус татарского языка, как государственного, наряду с башкирским и русским языками". Также требовалось "ведение на этой основе делопроизводства на татарском языке". В дальнейшем аналогичные требования прозвучали не только на съездах этой организации, но и на всех официально признанных съездах татар Башкортостана (1997 и 2002 годы), программных документах Конгресса татар Башкортостана и Региональной национально-культурной автономии татар республики Башкортостан (РНКАТ РБ).

Противники возвращения татарскому языку государственного статуса обычно ссылаются на то, что якобы татарские национальные объединения – это всего лишь общественные организации (а не представительные органы), и их требование не может напрямую отражать волю самих татар республики. Однако это чистой воды лукавство, так как представительные съезды татар Башкортостана в 1997 и 2002 годах, легитимность которых признавалась самими властями республики, также стояли на позициях возвращения татарскому языку государственного статуса.

Но были и случаи, когда не только отдельные представители татарского народа, но и органы местного самоуправления, которым непосредственно делегированы полномочия представлять волю и интересы населения, выступали с аналогичными требованиями. К примеру, одними из первых, на эту проблему откликнулись депутаты Нижнекарышского сельсовета Балтачевского района (родина знаменитого Батырши Галеева), заявив 13 марта 1992 года о необходимости признания татарского языка в качестве государственного. Затем аналогичные решения выносят уже вышестоящие Советы. Так, 2 июня 1992 года такое решение выносит Янаульский городской совет: "Считать целесообразным предоставление статуса государственного языка в Башкортостане башкирскому, русскому, татарскому языкам". Аналогичные решения с таким же требованием в то же время были приняты сессиями Дюртюлинского, Кушнаренковского, Чекмагушевского и других горрайсоветов западных и северо-западных регионов, где, как известно, абсолютное большинство составляет татароязычное население.

САМЫЙ ПОЗДНИЙ ЗАКОН

Принятие Советами решений о необходимости предоставлении татарскому языку статуса государственного, свидетельствует о том, что языковой вопрос, волновал не только национальную интеллигенцию, но и обычных граждан. Учитывая, что легитимность выборов в Верховный Совет РСФСР, БАССР и советы органов местного самоуправления прошедшие в 1990 годы общепризнана, то де-юро и де-факто их решения фактически полностью легитимизировали требование татар республики о необходимости предоставления языку татарского народа государственного статуса. В такой ситуации говорить о том, что само татарское население республики Башкортостан никогда не стремилось к обретению своей правосубъектности в рамках признания официального статуса их языка, мягко говоря голословно. И даже политические события после 1992 года неоднократно об этом свидетельствовали.

Именно из-за остроты "татарского вопроса", положение о языках долгое время не отражалось в конституции уже постсоветской Башкирии, а сам закон о языках народов Башкортостана был принят только в 1999 году, позднее всех субъектов РФ. Было всего три варианта этого закона, в одном из которых как раз предполагалось вернуть татарскому языку государственный статус. И по неофициальным каналам известно, что тогдашний президент Башкортостана Муртаза Рахимов, учитывая огромное общественное давление, в тот момент не был однозначно против придания татарскому языку государственного статуса. Тем более, помимо татарских общественных организаций, с аналогичным обращением выступил и Госсовет Татарстана. Однако, после консультаций как внутри республики, так и за его пределами (в том числе и в Москве) был принят тот вариант, который абсолютно не учитывал интересов татарского населения республики.

И, что самое интересное, принятый в итоге закон основывался на историческом решении второго Всебашкирского Съезда Советов от 1921 года, когда, как известно, половина территории нынешнего Башкортостана, где как раз и проживает татарское население, еще не входило в состав республики.​

Для сравнения. Очередность языков в международном аэропорту "Уфа": башкирский, русский, английский - и в международном аэропорту "Казань": английский, русский, татарский.

РАХИМОВ И ЕГО СОПЕРНИКИ ОБЕЩАЛИ

​Вновь вопрос о статусе татарского языка встал остро во время президентских выборов 2003 года. Все три основных кандидата так или иначе подняли эту проблему: кто-то сделал это заранее, чувствуя пульс настроений общества, кто-то вынужденно, под давлением внешних конъюнктурных обстоятельств. Первым эту тему затронул Сергей Веремеенко, широко привлекший на свою сторону татарские общественные объединения. Он четко обозначил свою позицию по этому вопросу, заявив, что в случае его избрания татарскому языку будет возвращен статус государственного, которым он обладал до 1979 года.

Другой кандидат – Ралиф Сафин, позиционировавший себя как татароязычный башкир, долгое время колебался, обозначив свою позицию по этому вопросу лишь накануне первого тура, однако, его позиция была выражена довольно туманной формулировкой, "что неотъемлемое право татарского народа Башкортостана на сохранение и всестороннее развитие... будет обеспечено государственными гарантиями". Такая запоздалая реакция на актуальный вопрос послужила главной причиной, по которой Ралиф Сафин не получил всесторонней поддержки татарского национального движения. Проигнорировавший этот вопрос, действующий президент Муртаза Рахимов после первого тура голосования, под давлением политической ситуации, связанной с тем, что небашкирское население республики "прокатило" его кандидатуру, резко поменял свою позицию по этому вопросу. И, призвав татароязычных избирателей поддержать его кандидатуру во втором туре голосования, он дал публичное обещание пересмотреть закон о языках и придать, наконец, татарскому языку статус официального. Однако после выборов это обещание несмотря на многократные напоминания татарских национальных объединений было проигнорировано, что в итоге привело к их жесткой конфронтации с Рахимовым.

После ухода Рахимова с поста президента Башкортостана в 2010 году вопрос о статусе татарского языка остается открытым. Стоит отметить, что несмотря на "ослабление гаек" и некоторые политические послабления, кардинальных перемен в национальной политике не произошло.

Поэтому неудивительно, что татарские национальные объединения не отказались от своего главного требования о необходимости возвращения татарскому языку особого государственного статуса. "Реализуя многочисленные решения и обращения татарских национальных организаций, начиная с Первого Съезда татар Башкортостана, внести изменения в Конституцию РБ и республиканские законодательные акты о придании татарскому языку статуса государственного наряду с башкирским и русскими языками" (III конференции РНКАТ РБ 21 апреля 2012 года). Отказываясь решать "татарский вопрос" по существу, аппаратчики из башкирского Белого Дома, отвечающие за национальную политику, в дальнейшем предпочли пойти по привычному для них пути "приручения" татарских организаций. Это, конечно, неудивительно, учитывая, что все они "успешно" работают еще с рахимовского периода.

Однако учитывая, что ни один из принципиальных вопросов этнокультурного развития татар Башкортостана до сих пор не решен, вопрос о статусе татарского языка так и будет оставаться в политической повестке дня. Это обусловлено тем, что в основе решения этой проблемы лежат и все остальные этнокультурные проблемы татар Башкортостана.

Ильнар Гарифуллин, Идель.Реалии
Оригинал публикации








Связанные темы и персоны

  • Изображение
  • Гость
  • 141 | 03.05.2017, 16:18 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
131 | 03.05.2017, 14:40 | Автор: Ирек
Публикации: 110 | Комментарии: 3932 | Рейтинг: -226,8
Анализируя состав и внутреннюю структуру вотчинного владения, а также методы его эксплуатации, исследователь приходит к выводу о значительном влиянии этих факторов на эволюцию землепользования.

=======================================
В прошлом году был в гостях у друзей в Татарстане, точнее в Набережных Челнах, Нижнекамске! Славно порыбачили. Вдоль Камы вдоль и поперек все исколесили. Я к чему это. Где бы ни были, вдоль побережья Камы не встретили ни одной татарской деревни, все деревни с русскими названиями: Соколки, Свиногорье, Котловка, Ильинка, Дмитриевка, Прости. На мой вопрос: А почему в таких красивых местах нет ни одной татарской деревни? Местные ответили, что Иван Грозный всех, кто не захотел креститься отселил за десять верст от берегов крупных рек. Потому что крупные реки считались стратегическими водными артериями для торговли, перевозки грузов.
Ирек, у тебя, по твоим словам, много исторических материалов накопилось, скажи нам: а куда ушли, переселялись эти люди с таких насиженных мест?



2

  • Изображение
  • Участник
  • 142 | 03.05.2017, 16:27 | Автор: Дед
    Публикации: 1 | Комментарии: 4606 | Рейтинг: -720,7
Ирек, а гору Магнитка в каком году открыли, а до этого об этом никто не знал?



0

  • Изображение
  • Участник
  • 143 | 03.05.2017, 17:44 | Автор: кац
    Публикации: 0 | Комментарии: 18239 | Рейтинг: -3161,9
Только ли гора Магнитка. Попутно скажу, магнит само слово башкирское. Означает железная руда. Есть еще Магдан, означает медная руда.
А вообще Российская металлургия целиком и полностью обоснована на башкирской металлургии. Руду находили, добывали и поставляли исключительно башкиры. Обеспечивали углем для печей исключительно башкиры. Но самим им кузнечное дело, так это называлось тогда, царским указом запретили.
Тут какие то придурки утверждали, что у башкир металлургии не было. Не бы у татар и русских. А башкиры из чего изготавливали сабли, кольчуги, копья, стрелы, подковы и другие военные атрибуты? В России металла не было напрочь. Даже на гвозди. Про татар и говорить не стоит.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 144 | 03.05.2017, 17:51 | Автор: Корней
    Публикации: 5 | Комментарии: 12676 | Рейтинг: -1931,3
142 | 03.05.2017, 17:44 | Автор: кац | На сайте
Публикации: 0 | Комментарии: 12794 | Рейтинг: -2596,4

Только ли гора Магнитка. Попутно скажу, магнит само слово башкирское. Означает железная руда. Есть еще Магдан, означает медная руда.
А вообще Российская металлургия целиком и полностью обоснована на башкирской металлургии. Руду находили, добывали и поставляли исключительно башкиры. Обеспечивали углем для печей исключительно башкиры.
________________________________________________
Эк ты куда хватил.
Пылу-жару-то поумерь.
А то так договоришься, что и в космос полетели только благодаря башкирам.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 145 | 03.05.2017, 17:58 | Автор: кац
    Публикации: 0 | Комментарии: 18239 | Рейтинг: -3161,9
Корней, поинтересуйся пожалуйста немного беспристрастнее. Ты же человек вполне мыслящий. Я тут абсолютно не собирался возвеличивать башкир. Но факты такие.
Если у тебя имеется другая инфа, доказывающая, что Российская металлургия возникла и основана в другом регионе, пожалуйста, приведи ее. А башкиры для нужд своих войск брали металл у тех мол.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 146 | 03.05.2017, 18:12 | Автор: Корней
    Публикации: 5 | Комментарии: 12676 | Рейтинг: -1931,3
144 | 03.05.2017, 17:58 | Автор: кац | На сайте
Публикации: 0 | Комментарии: 12795 | Рейтинг: -2596,4

Корней, поинтересуйся пожалуйста немного беспристрастнее. Ты же человек вполне мыслящий. Я тут абсолютно не собирался возвеличивать башкир. Но факты такие.
Если у тебя имеется другая инфа, доказывающая, что Российская металлургия возникла и основана в другом регионе, пожалуйста, приведи ее. А башкиры для нужд своих войск брали металл у тех мол.
_______________________________________________
Я читал.

Вот, например:
Санкт-Петербургский горный университет — первое в России и второе в мире (основано всего на 7 лет позже Фрайбергской горной академии) высшее горно-техническое учебное заведение, основанное Указом императрицы Екатерины-2 21 октября (1 ноября) 1773 года.

Инициатором открытия и начала строительства за собственные деньги первого в России Горного училища по подготовке специалистов горного дела является башкирский рудопромышленник Исмаил Тасимов, который в 1771 году обратился в Берг-Коллегию с инициативой об учреждении Горного училища: «…чтоб начальники заводов или надзиратели их трудов и промысла были знающие люди, ибо они часто спрашиваться должны, и от умного и сведущего охотее слушать наставления, нежели от глупого невежи, то просить, чтоб завести офицерскую школу, как здесь кадетские корпусы и академии…». На содержание училища «доколе последнее будет существовать» Исмаил Тасимов и члены «инициативной группы» обещали платить с каждого пуда поставленной ими руды по полуполушке из получаемой на неё платы, что послужило важным аргументом в пользу благоприятного отношения императрицы Екатерины-2 к этой инициативе. В докладе Сенату «О заведении горной школы» Берг-коллегия одобрила предложения башкир, причем признала «не только оное полезным, но и необходимо нужным для всего Горного корпуса»
Академик Д. И. Соколов, выпускник Горного кадетского корпуса, в 1830 году писал, что «по своенравию судьбы, башкирцы были виновниками нашего просвещения в деле горном»

Но это совершенно не значит, что на Руси в это время не знали что такое металл и не умели с ним обращаться.
Даже, к примеру, колокола на церкви кто лил? Да и войско не с дубинками бегало за неподкованными лошадьми.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 147 | 03.05.2017, 18:28 | Автор: кац
    Публикации: 0 | Комментарии: 18239 | Рейтинг: -3161,9
Ты можешь удивиться Корней, но войска в те времена в своем малом числе обеспечивались ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО забугорным оружием. А народ даже на убегающего Наполеона нападал только деревянными кольями.
А что такое металл на Руси наверно знали, однако сабли у знати были с арабским орнаментом.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 148 | 03.05.2017, 20:00 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Э.Гарифуллину: Улым, рахмат, конечно, что поднимаете вновь эту тему. Но хочу только заметить, что татарскому языку в сегодняшней РБ никогда не будет дан статус третьего гос.языка. Мне, как татарину, горько это признавать, но к сожалению, это факт. Почему так? Поясню и постараюсь быть краток. Руководство республики, башкирские организации различного толка прекрасно понимают всю искусственность образования РБ. Признать татарский язык третьим гос.языком равнозначно признанию всей абсурдности самого существования РБ, после чего последует естественное вытеснение башкир на третий план во всех сферах жизни, а потом - законное требование уфимских татар присоединения к РТ. Причем произойдет все это очень быстро, в течении жизни одного поколения людей. Оставшиеся башкиры войдут в состав Челябинской области на правах национального округа, что то похожее на коми-пермяков в составе Пермского края.
Поэтому можно биться об стену лбом, если он у вас железный, но я предлагаю сразу перейти к решению нашего вопроса - пояснить народу, что только присоединение северо - западных районов РБ к Татарстану есть выход из создавшейся ситуации. Поверьте, народ эту идею поддержит, главное не давать повод обвинить нас, татар в попытке развала РФ или какой-либо противоправной деятельности. Все действия строго в рамках закона.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 149 | 03.05.2017, 20:17 | Автор: Ирек
    Публикации: 100 | Комментарии: 8144 | Рейтинг: -586,2
134 | 03.05.2017, 15:15 | Автор: Корней

ИЗ ИСТОРИИ ФЕОДАЛИЗМА И КАПИТАЛИЗА В БАШКИРИИ. Уфа-1971, Башкирский филиал АН СССР Ин-т истории, языка и литературы.
В. С . Т О Л Ь Ц
МАТЕРИАЛЫ М. К. ЛЮБАВСКОГО ПО ИСТОРИИ БАШКИРИИ (выдержка)

...По ЕГО мнению, башкиры-общинники пытались найти выход из этих обстоятельств, расширяя допуск в свои земли всякого рода припущенников...
_________________________________________________
Наверное, было и так тоже.
Но всё-таки это ключевые слова - по его мнению.
А ты не допускаешь в отношениях между людьми простого гостеприимства и добрососедства? Просто взаимопомощи?
Даже поговорка такая есть - где шестеро сыты, там и седьмой с голоду не помрёт.
+++++++++++++++++++++
Корней Иванович Вам бы обратиться за разьяснениями к укадемику Кац абзыю, вона как зажигает, ну точь в точь как напыщенный, кичливый и дудуковатый индюк.
Ну или к Зуль медам, ведь тоже укадемик, ей и доктора наук нипочем, и настоящие академики тоже.

Уж раз Вы ко мне, и вновь с предьявой, то придётся ответить.
Насчёт изысканного Вами ключевого слова - по его мнению. Так ведь автор то статьи "МАТЕРИАЛЫ М. К. ЛЮБАВСКОГО ПО ИСТОРИИ БАШКИРИИ" В. С . Т О Л Ь Ц. Потому так и писано, по его М.К. Любавского мнению.
Однако, академик М.К.Любавский не Зулёк медам и не Кацу примамбасу, и своё мнение обосновывал.
"Имя академика М. К. Любавского (1860—1936), посвятившего большую часть своей жизни исследованиям и преподаванию в Московском университете (с 1911 по 1918 год М. К. Любавский был его ректором) литовской и западно-славянской истории, хорошо известно широкому кругу историков. Ученик и последователь В. О. Ключевского, блестящий представитель «юридической школы», М. К. Любавский явился основателем нового направления в русских исторических исследованиях — исторической географии и истории русской колонизации. Его труды в этой области, его фундаментальные исследования по истории Литвы и Польши XVI в. приобрели заслуженное признание современников и историков последующих поколений.
Менее известны специалистам неизданные работы М. К. Любавского, посвященные истории Башкирии, написанные в Уфе, где в первой половине 30-х годов протекала его научная деятельность. Эти работы вместе с остальным архивом ученого поступили в 1955 г. в Отдел рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина 1. Кроме того, рукописи отдельных исследований М. К. Любавского хранятся в Отделе рукописных фондов Института истории СССР АН СССР2 и в Архиве Башкирского филиала АН СССР1. Обзор этого богатого рукописного наследия М. К. Любавского, относящегося к башкирской истории, и является предметом настоящей статьи".

Эту статью я представил у себя в ЖЖ, с вопросом к окончанию:
"Таким образом, уже беглый обзор показывает большое значение исследований и материалов М. К- Любавского по башкирской истории. Ему принадлежит приоритет в постанов­ке на современном научном уровне большинства проблем истории Башкирии, изучение которых продолжается; некото­рые вопросы, впервые выдвинутые М. К- Любавским, остаются не исследованными и по сей день. Вместе с тем использо­вание этих материалов было до сих пор весьма ограниченным и производилось не всегда с должным уважением к памяти видного ученого. В этих обстоятельствах представляется це­лесообразным издание основных работ М. К. Любавского по истории Башкирии, которое, несомненно, вызвало бы при­стальный интерес специалистов различных областей истори­ческой науки и самых широких масс читателей.
++++++++++++++++++++++++++
Так было ли издание трудов М.К. Любавского?



0

  • Изображение
  • Участник
  • 150 | 03.05.2017, 20:25 | Автор: Ирек
    Публикации: 100 | Комментарии: 8144 | Рейтинг: -586,2
Тебя, твоих старших друзей Каца, Дедораса, Зуль медам и прочих вопрос этот не касается, оченно не по адресу он.

А ты не допускаешь в отношениях между людьми простого гостеприимства и добрососедства? Просто взаимопомощи?
++++++++++++++++++
А на эту фантазию, уж уволь мне отвечать. Однако я оговаривался, что таковое бывало только при брачных отношениях.
Хотя надо добаваить, что были случаи, когда вотчинники нанимались на работу к своим же припущенникам. Вот здесь как раз тот случай, почти взаимопомощи, и наверное с обоих сторон.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 151 | 03.05.2017, 20:35 | Автор: кац
    Публикации: 0 | Комментарии: 18239 | Рейтинг: -3161,9
Хотя надо добаваить, что были случаи, когда вотчинники нанимались на работу к своим же припущенникам. Вот здесь как раз тот случай, почти взаимопомощи, и наверное с обоих сторон.
----------------------------
Этот больной все свое тянет.
Убогое твое мышление. В любом обществе имеются деклассированные элементы. Вполне может быть, что какой нибудь байгуш и мог продать свою землю и ходить потом в батраках. Разница только в том, что татары все были в статусе батраков, а у башкир единицы разгильдяев.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 152 | 03.05.2017, 21:44 | Автор: alis
    Публикации: 0 | Комментарии: 1290 | Рейтинг: +92,3
« 145 | 03.05.17.: Корней | На сайте …Инициатором открытия и начала строительства за собственные деньги первого в России Горного училища по подготовке специалистов горного дела является башкирский рудопромышленник Исмаил Тасимов, который в 1771 году обратился в Берг-Коллегию с инициативой об учреждении Горного училища: «…чтоб начальники заводов или надзиратели их трудов и промысла были знающие люди, ибо они часто спрашиваться должны, и от умного и сведущего охотее слушать наставления, нежели от глупого невежи, то просить, чтоб завести офицерскую школу, как здесь кадетские корпусы и академии…». На содержание училища «доколе последнее будет существовать» Исмаил Тасимов и члены «инициативной группы» обещали платить с каждого пуда поставленной ими руды по полуполушке из получаемой на неё платы, что послужило важным аргументом в пользу благоприятного отношения императрицы Екатерины-2 к этой инициативе…»
А слабо Курманей и Уральчику сей опыт повторить на строительстве воровской мечети?
Кстати УралСиб развивал розничные точки выкидывая арендаторов, субъектов малого среднего предпринимательства. Их персонально курировал Дильмухаметов КУМСовский, предоставляя арендную плату в разы ниже, чем было установлено депутатами Уфимского горсовета. А это кстати статья уголовная! То же самое проделывал, оформляя некоторыи жаждущим аренду задним числом, это когда вступили новые требования по предоставлению исключительно через торги. И такой кадр оказался востребованным ХРЗ!!! Типа, скажи кто твой работник –я скажу кто такой твой хозяин.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 153 | 03.05.2017, 21:50 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
В любом обществе имеются деклассированные элементы.
++++++++++
Какие классы в дворянском башкирском обществе, если все оне были дворяне, хозяева жизни, что сам же кацанутый утверждал.

Вполне может быть, что какой нибудь байгуш и мог продать свою землю и ходить потом в батраках.
++++++++++
Посмотрите на этого дудука. Действительно соответствует он часто употребляемому им самим же слову УБОЖЕСТВО.
Земля была в вотчинном, а не в частном владении, и никто некий свой кусочек не мог продать. И изначально, хозяевам жизни, вотчинникам вообще была запрещена продажа земли, пусть даже если бы вся вотчинная общность захотела бы, хотя бы часть её продать.
Потому, только и припускали, чтобы своё тягловое ярмо облегчить. И да, некоторые члены вотчины, не из-за деклассированности своей, а с тяжелых жизненных условий бывало и нанимались на работу к припущинникам вотчины. О тяжелом положении башкирского населения, когда писали "Вымрет башкир, непременно вымрет ....", могу привесть здесь и выдержку из книги башкирского историка Юлдашбаева Билала Хамитовича.
Убог ты всё же Кащ, убог, но как старший товарищ Корнея Ивановича, успеваешь ещщщо и погладить его по голове, молодца мол Корней, молодца, мол соображашь, а то и пожурить, что не всегда.
Смяшно, но, а мне грустно очень.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 154 | 03.05.2017, 21:53 | Автор: Корней
    Публикации: 5 | Комментарии: 12676 | Рейтинг: -1931,3
148 | 03.05.2017, 20:17 | Автор: Ирек
Публикации: 110 | Комментарии: 3934 | Рейтинг: -226,8

Уж раз Вы ко мне, и вновь с предьявой, то придётся ответить...
...Так ведь автор то статьи "МАТЕРИАЛЫ М. К. ЛЮБАВСКОГО ПО ИСТОРИИ БАШКИРИИ" В. С . Т О Л Ь Ц. Потому так и писано, по его М.К. Любавского мнению....
...Так было ли издание трудов М.К. Любавского?
__________________________________________________
Ну во-первых, это никакая не предъява.
Когда человек говорит: "по его мнению" это МОЖЕТ расцениваться как то, что человек дистанциируется от этого мнения. Подчёркивая этим, что мнение не разделяет.
Далее.
Опубликование трудов Любавского было или нет? Сам же пишешь: "работы вместе с остальным архивом ученого поступили в 1955 г. в Отдел рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина 1. Кроме того, рукописи отдельных исследований М. К. Любавского хранятся в Отделе рукописных фондов Института истории СССР АН СССР2 и в Архиве Башкирского филиала АН СССР1.".
Желающих не нашлось или башкиры помешали?
Далее.
Твой брат, который называет Ильнара Гарифуллина улымом в 147 комментарии написал заведомую глупость про искусственность образования РБ.
С таким же успехом можно говорить и о РТ.
Например, об этом писал Гаяз Исхаки, которого некоторые умники отнесли к великим татарским писателям.

Или вот:

27. О снятии ясака с башкирцов, мещеряков и татар, между ими живущих,
и о продаже у них вместо сево соли из казны. Сенатский. 16 марта 1754 г.

В собрании Правительствующий Сенат по доношениям действительнаго
тайного советника Оренбургской губернии губернатора Неплюева, коим на по­лученный из Правительствующаго сената указ.......
... И представляоный действительный, тайный советник: кажется де они башкирцы и мещеряки охотно к тому приступили и за отягощение себе не вменяют, разсуждая из того пользу, что они без платежа ясака единственно служивыми будут, так, как и ка­заки; а сколько оной соли в расход быть может и какая от того прибыль воспос­ледует, то ныне сообразить не возможно, хотя воеводы Уфимской и Исетской о
числе мужеска и женска пола душ и написали 123122 души, но так или нет, на то документов иметь не можно; к тому ж башкиры и мещеряки не все будут Исетскою солью довольствоваться, но которые ближе к Каме реке те Пермскою, они же соли не только в употреблении имеют, как русские, да еще на нынешний год у многих и прежде завезенной будет, но как бы то ни было, всегда может при­были быть в казну несравнительно более и ежели ясак котораго на всех Уфимской и Исетской провинции башкирцах, мещеряках и обретающихся между ими татарах 4392 рубли 65 копеек...
...указом Ея Императорскаго Величества публиковать, изобразя в нем, что
они, башкирцы и мещеряки и между ими вышеупомянутые находящиеся татары...

Только зачем?
По поводу этого решения ВТОЦ, всем глубоко нас рать на решение кучки озабоченных нациков.
Наиболее умные татары сами же и раскритиковали его или просто не обратили внимание. Как и башкиры.
Только кучка таких же озабоченных нациков же и пришла в возбуждение. Начала тыкать этим решение где попало, включая и этот сайт.
Они же пришли в страшное возбуждение, когда несколько человек из Башкирии поехали на могилку в Актанышский района Татарстана. Перепугались, десант в Казани собрали.
С чего бы это? Такой испуг?



0

  • Изображение
  • Участник
  • 155 | 03.05.2017, 22:01 | Автор: Корней
    Публикации: 5 | Комментарии: 12676 | Рейтинг: -1931,3
149 | 03.05.2017, 20:25 | Автор: Ирек
Публикации: 110 | Комментарии: 3934 | Рейтинг: -226,8

Тебя, твоих старших друзей Каца, Дедораса, Зуль медам и прочих вопрос этот не касается, оченно не по адресу он.
____________________________________________________
А кто такой Дедорас?
Давно заметил, как ты любишь приклеивать людям ярлыки.
Мол, я такой великий, такой начитанный и знающий, не то, что те.
Это комплекс неполноценности, как психолог тебе говорю.
Уязвленное самолюбие.
Отсюда желание умалить других, считаю что этим самым возвеличиваешь себя. Ложное чувство.
Или, как вариант - детство до сих пор играет ниже спины.
Если же ты считаешь, что нас этот вопрос не касается, то и обсуждай его в своём ЖЖ.
А мы, как-нибудь уж, со своим скудным умишком, к тебе не полезем. Здесь перебьёмся.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 156 | 03.05.2017, 22:31 | Автор: кац
    Публикации: 0 | Комментарии: 18239 | Рейтинг: -3161,9
Найди физтюх Указ царя, с какого времени вотчинникам разрешили и даже вменили продавать земли. Как ты разбежался то а! Убогим был твой прапрапра дед и все его потомки. С котомкой за плечом ходил по башкирским деревням и кырлай был. А ты совсем не далеко ушел. Так же продолжаешь, обслуга на уровне узбеков. Отсюда все твое мировоззрение.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 157 | 03.05.2017, 22:34 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Дедорас не мной осмысленная кличка, прозвище, но я с этим согласился. И думаю, имею право, как и твоё прозвище Корней уважить добавлением приставки Иванович, ну Чуковского отчество. Я же не знаю что ты имел в виду с этой корнеевщиной.

И Корней Иванович, у меня уже исчерпан лимит на тебя, но сегодня чего-то, да и как-то случилось со мной. В общем, на сегодня у меня точно лимит на тебя исчерпан. И действительно твои предьявы, претензии мне уже надоели, и почти уже по барабану. И по секрету тебе скажу, ты в этом весь, и не только ко мне. Аника воин, бурец, и даже может Дун Кихот.
А вот Кацы прибамбасы со своей чванливой, кичливой, индюшатой и дудуковатой ущоностью тобой конечно не замечаются.
Саубыл, дааасвидания землячок.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 158 | 03.05.2017, 22:58 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Кац прибамбас ты больше, и больше вякай, ты так очень раскрываешься во всём своём блеске индюшатого дудука.
И тебе по секрету скажу, я тебя индюка даже провоцирую на это, ты и отрываешься во всё своём блеске. Вона же сколько оценок заработал.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 159 | 03.05.2017, 22:58 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Кац прибамбас ты больше, и больше вякай, ты так очень раскрываешься во всём своём блеске индюшатого дудука.
И тебе по секрету скажу, я тебя индюка даже провоцирую на это, ты и отрываешься во всё своём блеске. Вона же сколько оценок заработал.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 160 | 03.05.2017, 22:59 | Автор: Корней
    Публикации: 5 | Комментарии: 12676 | Рейтинг: -1931,3
156 | 03.05.2017, 22:34 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0

Дедорас не мной осмысленная кличка, прозвище, но я с этим согласился...
________________________________________________
А-а, ну так бы сразу и объяснил, что просто попугайничаешь.

...И по секрету тебе скажу, ты в этом весь, и не только ко мне. Аника воин, бурец, и даже может Дун Кихот.
А вот Кацы прибамбасы со своей чванливой, кичливой, индюшатой и дудуковатой ущоностью тобой конечно не замечаются.
__________________________________________________
Как там, у классика: "Поворотись, сынку..."
Ты бы оглянулся и на себя взглянул, Ирек.
Ты же в упор не замечаешь всяких улымов вроде 147 комментария и прочих таких же.
Впрочем, не буду тебя отвлекать от насущных размышлений. Тебе думать надо.



0