Календарь новостей
«    Январь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Права населения ...

Глава дипломатии ЕС призвал Россию немедленно освободить Лилию Чанышеву. ...
  21.01.2022   23255    13

Русский национализм или ...

Кашин и Костылев в борьбе с "татарской угрозой": о приоритетах русского ...
  20.01.2022   24119    52

Вертухаи заняты ...

В Башкирии раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений в прошлом году ...
  19.01.2022   24384    14

Что людоедам Европейский ...

Европейский Союз призвал российские власти немедленно освободить бывшего ...
  18.01.2022   36863    55

Когда посадят Сергея ...

Наталья Кузнецова: Мэр Уфы написал написал, что люди «выходят на улицу с ...
  17.01.2022   21396    44

Враги внутри и снаружи ...

От иноагентов до исламистов. Поволжье в докладе Human Rights Watch. Ежегодный ...
  14.01.2022   23066    75

Жулики и воры мечтают о ...

Арсен Шаяхметов: Да, она не войдет в состав «ЕР», но синтез мнений и переход к ...
  13.01.2022   15973    75

Хабирову и Грекову — ...

Альберт Рахматуллин: Не можешь организовать работу подчиненных — тогда придется ...
  12.01.2022   12765    41

«Друзьям — всё, врагам — ...

В МВД проверили высказывание Хабирова на экстремизм. Во фразе о том, что власть ...
  11.01.2022   40486    54

С такими нацлидерами нам ...

«Цены растут быстрее, чем зарплата». Жители Башкирии жалуются Хабирову на ...
  10.01.2022   28579    42

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Январь 2022 (12)
Декабрь 2021 (24)
Ноябрь 2021 (30)
Октябрь 2021 (42)
Сентябрь 2021 (37)
Август 2021 (41)

Пару слов за «влияние» башкирского языка на демографию

  • Опубликовано: Ирек | 10.06.2017
    Раздел: Общество | Просмотры: 42606 | Комментарии: 144
1



На ресурсе именуемом сайтом неких «традиционалистов» затеяли было обсуждение рецензии на книгу: Вахитов Р.Р. Национальный вопрос в сословном обществе: этносословия современной России: сборник статей. М.: Страна Оз, 2016.– 224 с.

Пару слов за «влияние» башкирского языка на демографию


Ну, мои «пять копеек» в это обсуждение, сразу же, как всегда там моё, начали вычищать, стирать. Зато некий аноним притаранив с инета, но без ссылки откеда, стал потрясать данными переписи населения 1897 года, что местами, даже на территории современного Татарстана преобладали по численности башкиры. Здесь и сейчас не будем особо вести разговоры за демографию наших краин. Можно на сейчас только сказать, что реальную этническую картину в количественных категориях в местах вотчинного землевладения и существования института припуска выявить практически не возможно.

Однако следует добавить, что вполне можно количественно оценить, сколько же по тем временам вобрали иных в свою численность башкиры.

Автор здешних строк, сейчас как раз занят подготовкой статьи на эту тему, где пока пусть и в первых приближениях это будет осуществлено.

И на его этого анонима безответных предо мною верчениях языком что пальцами и об его великознаниях и даже баловстве нехорошем по истории и этногенезу татар, конечно же, тоже не станем «спотыкаться». Да и на других комментариях тоже особо не будем останавливаться, тем более что некоторые составлены по впечатлениям из окна машины, или ещё как из Алма-Атов.

Поскольку об этничности наших краёв по переписи 1897 года судят, причём часто бурно и активно, по ответам населения на вопрос о родном языке, о языке и возник разговор. А поскольку в Оренбургской, Уфимской губерниях и сопредельных территориях многие числом более 1 миллиона 300 тысяч человек таковым указали башкирский язык, разговор пошёл за башкирский язык.

Однако если бы в той переписи был вопрос за этничность то не менее, если не более людей записалось бы в башкиры. Условия были такие, и, в общем-то, все были в сословиях, потому в этой переписи наличествуют и не существовавшие, не существующие тептярский и мещерякский языки. К слову, хотя многочисленная этнографическая группа татар, мишаре расселены по многим весям России по той переписи 1897 года мещерякский язык, как и тептярский значимо наличествует, отмечается только в местах компактного проживания башкир. Башкирское же сословие по тем временам было с большими привилегиями на землю, и потому правдами и неправдами, и даже почти наивно через указание башкирского языка родным люди стремились в это сословие.

В этих разговорах за язык, за демографию старая байка замутилась, что де реализация в начале ХХ века большевиками литературного, письменного башкирского языка подвигла многих башкир, и прочих мишарей с тептярами идтить в татары. Ну, сколько же можно муссировать эту глупость?

Выход, возврат в свои этносы начался уже со Столыпинских реформ, когда сословные привилегии на землю стали ослабевать, а особенно существенно пузырь башкирской демографии сник после прихода к власти большевиков и отмены ими всех сословных привилегий на землю. Но надо заметить, что из-за родственной близости не весь татарский элемент возвратился в татары, некоторые остались в башкирах, и даже в тептярах. Такого уникума как тептяр я здесь в Москве встречал, а жил он в Твери.

Разговаривал же он губчада татарча, лучше меня, и многих казанских татар. У себя в родном Янауле и районе нашем я таковых, т.е. тептяр не встречал, хотя по Асфандиярову родная деревня моего отца Ижболдино тептярская. Моя неней, мама моего отца была 1888 года рождения, но ни о каком тептярстве я от неё не слышал. У моих обеих неней самым строгим для меня порицанием было, татар баласына ярамый, из того да сёго, чего низзя.

И да, надо добавить, что отмеченный возврат преимущественно произошёл до реализации этого письменного, литературного башкирского языка, а не после. Приведу за это по Уфимской губернии выдержку из текста известного исследователя демографии нашего края М.И. Роднова с ресурса Уфимский журнал: "Этническая структура сельского населения Уфимской губернии в 1920 году была следующая: русские – 35,4% (а все славяне с украинцами, белорусами, поляками, чехами и пр. – 39,7%), татары (включая тептяр, мишар и мусульман) – 34,4%, башкиры – 14,1%, народы Поволжья (марийцы, удмурты, чуваши, кряшены и пр.) – 10,2%. Остальные 1,6% включали смешанные группы тюркоязычного населения (башкиро-татары, мишари-татары и др.), а также немцев, голландцев, эстонцев, латышей, литовцев, венгров, евреев, греков, бельгийцев, американцев, персов, финнов со шведами, корейцев и прочих".

А после, в республике как раз и происходило уменьшение численности татар по переписям. Это было в 1959, и в 1979 годах, тогда как башкиры в эти годы успешно прирастали в численности. То что вновь таким образом происходило накачивание башкирской демографии показала перепись 1989 года, когда башкиры практически впервые в БАССР значительно понизились в численности, а татары значительно выросли. Но уже в Башкортостане при всесилии М.Г. Рахимова это с лихвой отыграли в переписи 2002 года, низведя численность татар в республике на третье место после русских и башкир. В 2010 году маятник качнулся в другую сторону, но никак не из-за того что ушли Рахимова.

Это произошло практически накануне этой переписи, когда и машина подготовки к переписи уже давно была запущена, да и многия из королевской рати были на своих местах. И потому, есть надежда, что это никак не вечер, а только начало.

Вот на пока и всё. Если только ещё и собственно за башкирский язык сказать. Поступим проще, приведем слова Шагита Ахметовича Худайбердина:
«Поскольку с точки зрения истории не изучено, в ка¬ком из родов язык сохранился чистым, истинно башкир¬ским, было бы, по-моему, неверным без всяких доказательств брать в качестве «истинно башкирского языка» говор горных башкир и насильно внедрять его в практику. Возможно, со временем коренной говор будет определен. Но сейчас, при реализации языка, мы должны взять за основу ту речь, которая ближе всего к жизни. А близок к жизни, по-моему, язык, на котором говорят кипчак¬ские, юрматынские, яланские, усерганские, сакмарские, пермские башкиры. Этот язык и надо реализовать. В этом случае и товарищам татарам, с которыми мы очень тесно связаны, будет намного удобней, и осуществится желание нашего народа быстрее сделать государственным родной язык».

Однако не вняли этим словам башкира Худайбердина и выбрали в качестве основы мало распространенный, но на наиболее отличающийся от татарского языка куваканский диалект горных башкир. Однако ведь как раз в целях башкиротворения, т.е. наибольшего отделения башкир от татар, а не наоборот.








Связанные темы и персоны


  • Изображение
  • Гость
  • 141 | 13.06.2017, 20:00 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
135 | 12.06.2017, 23:03 | Автор: Ирек
Публикации: 111 | Комментарии: 4080 | Рейтинг: -226,8
Я поражаюсь людям, кто со Вдумом пытается разговоры вести, он ведь совершенно же вдунутый.
И ещё, я в общем поражаюсь активной публике УЖа. Ведь наличествует некоторая устанавившеяся команда, нет, никак не единая, а скажем так по группам, и даже разбивающая на отдельные чела, алкающая постоянно о своём, т.е. преимущественно собранным с инета, спорящая этим "своим" группами, командами, и даже челами. Но есть в этом некое постоянство, причём почти дежурное, и особенно у некоторых.
Говорят так хфилософы в древних Римах и Грециях сбирались на споры, разговоры. Ну те то ладно, некоторые из них очень многое народили.
А в то что может здесь народиться в разговорах с вдунутыми, и некоторыми другими прочими, я мало, мало верю. Надеюсь только на свободных в мыслях, размышляющих людей.
===============================
А накуй он не нужон , чтбе с ним разговоры вести! Сказано же: когда не хер делать или не кого послать, только тада троллят Вмудчика!



1

  • Изображение
  • Гость
  • 142 | 13.06.2017, 23:24 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
131 | 12.06.2017, 21:20 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Регионы можно укрупнять, только не за счет национальных образований, нельзя ни один народ лишить автономии, хотя и она носит чисто символический характер.Нельзя татарам и башкирам оказаться вместе в одном адм. терр. образовании, это может повлечь серьезные последствия. Малые народы надо уважать, не просто их терпеть. Россия ныне гордится тем, что после завоеваний( завоеваны только татары и кавказцы, остальные народы Сибири, в том числе и башкиры, сами "напросились" в состав Русского Государства) присоединенные народы не уничтожались как индейцы, а им дали развитие. Прежде чем заявлять такое, оглянись по сторонам и подумай. Авыл Бабай Буртюкский.

------------

Да пшол бы ты следствие тыртырмонголства из Биздюка. Вас рабов пригнал КОТАХМАТ, шизик детоубийца, который мнил себя Чингизидом.
И как монголы ушли. оставив тыртырове, ни о каком тыртырове сопротивлением империи расейской не могло быть и речи. Эти башкиры стояли 2 века насмерть против русского завоевания. И еще горцы Кавказа.
Так что, не прыгай выше своей тырытыры авиацией, не смеши еще более народ



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 143 | 13.06.2017, 23:33 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 39742 | Рейтинг: +6512,1
141 | 13.06.2017, 23:24 | Автор: Не зарегистрирован

Эти башкиры стояли 2 века насмерть против русского завоевания.
===
Где онЕ стояли, если онЕ как кочевники на одном месте не сидели и постоянно бегали за стадами КРС?

Более того, их и нынче то несколько племён, на которые онЕ поделили сами себя, причём только 7 пошло на укроп, а остальное выпало в осадок.

Поэтому вам же будет лучше - придерживаться обкомовской разнарядки про добровольное вхождение, иначе вы из своего болота из вранья никогда не вылезете.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 144 | 14.06.2017, 00:25 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
142 | 13.06.2017, 23:33 | Автор: Вдумчивый
Публикации: 313 | Комментарии: 36886 | Рейтинг: +6391,6
141 | 13.06.2017, 23:24 | Автор: Не зарегистрирован

Эти башкиры стояли 2 века насмерть против русского завоевания.
===
Где онЕ стояли, если онЕ как кочевники на одном месте не сидели и постоянно бегали за стадами КРС?

Более того, их и нынче то несколько племён, на которые онЕ поделили сами себя, причём только 7 пошло на укроп, а остальное выпало в осадок.

Поэтому вам же будет лучше - придерживаться обкомовской разнарядки про добровольное вхождение, иначе вы из своего болота из вранья никогда не вылезете.

================================
Не устал еще Вмудчик! Ты это, уколы не пропусти и успокоительные принять не забудь! А то еще в приступе шизофренической атаки сиганешь с окна за коммуняками!



0