Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сам уже в окопе, старый ...

Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
  29.03.2023   39313    3123

Зря карлик ползал на ...

Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
  21.03.2023   20847    73

Военный преступник. ...

Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
  17.03.2023   38744    69

Молодежь в гробу видала ...

Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
  16.03.2023   19403    32

Пыня пошутил над холопами ...

Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
  14.02.2023   36453    273

Борьба дерьма с мочой ...

Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
  12.02.2023   25727    22

Ублюдочный путинизм в ...

Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
  11.02.2023   19641    33

Фильм о преступлениях ...

В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
  15.01.2023   37027    252

Утилизация холопов, ...

Путин назвал положительной динамику военной спецоперации на Украине. Президент ...
  15.01.2023   14572    8

Подох этот, подохнет и ...

Сегодня, 11 января, так и не дожив до суда, скончался Муртаза Рахимов. Ему было ...
  12.01.2023   19900    80

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Март 2023 (4)
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (5)
Декабрь 2022 (4)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)

К упражнениям по исторической демографии нашего края С.А. Галямова

  • Опубликовано: Ирек | 30.07.2015
    Раздел: История | Просмотры: 24734 | Комментарии: 168
5



Один чудной (пардон, но по другому никак этого чела я не могу по другому охарактеризовать, не получается, если только ещё откровеннее) в моей личке на Фэйсбуке взялся «снабжать» меня усиленно «богатой информацией» о татаро-башкирской истории, о татаро-башкирских делах. И было, представил он мне «богатейший материал» от самого Салавата Галямова, от основоположника некоей башкирской индо-германской философии.

К упражнениям по исторической демографии нашего края С.А. Галямова


Есть у меня эта книга Галямова С.А. «Башкорды от Гильгамеша до Заратустры.» - Уфа: Китап, 2005. -248 с., откуда, т.е. со стр.150-151 которой, мой «просветитель» притащил своё. По случаю некогда приобрел я было эту книгу, но особо не заглядывал, однако всяко разно и таковое тоже держу я в своей библиотеке, а оказывается этот мыслитель, автор указанной книги помимо своего отцовства башкирской индо-германской философии, ещё и исторической демографией баловался. Я не стану всё таковое этого большого учёного разбирать, а только на чуток остановлюсь на этих некоторых его умствованиях по демографии.

На стр.151 своей книги этот специалист пишет: «В Мензелинском уезде на 1902 г. (см. Брокгауз-Ефрон, ст.Мензелинский уезд) проживало 116 330 башкордов, тогда как татары составляли только 47 980 человек. Можно ли район, в котором численность башкордов составляет 73,17 %, а татар всего 8,13 % называть не башкордским - Конечно, нет. В Елабужском районе башкорды составляли 53 %, а татары всего 6,11%; в Бугульминском башкордов 98,38 %, а татар 2,71 %; в Белебеевском районе проживало на начало 20 в. 31 191 (?! - И.Г.) человек, татар всего 7009 человек, т.е. башкорды составляли 72,74 % населения, а татары только 2,81 % (русские и прочие народы я не перечисляю)».

С утречка это означенное просветительство было ниспослано мне, а мне на арбайтен надо было ехати, я и отписал этому своему «просветителю» лишь не большой комментарий, но не в личке, чего мне с ним в ней шептаться, тем более не по личным делам, а на своей странице, что хроникой на ресурсе Фейсбук называется. И указал, что цифры Галямова Салавата уже по Мензелинскому уезду напрочь битые. Любой знакомый с курсом школьной арифметики, кто помнит, что такое пропорция, поймёт это запросто. Итак, повторимся, Галямов выдаёт на гора, что башкир в Мензелинском уезде на 1902 год было 116 330 человек, и только 47 980 татар. Заметим, забегая вперед, что это, в общем-то, соответствует данным указанной энциклопедии за какой-то год рубежа XIX-XX веков, т.е. сведениям, представленным в интернете. Далее, наш отец означенной или объявленной им философии сказывает, что в процентах это 73, 17% башкир, и всего лишь 8, 13% татар. Можно из численности башкир, абсолютной и относительной в процентах найти общую численность населения уезда, а можно и, наоборот эту общую численность найти из таковых же показателей по татарам. Я тогда скоренько взял и посчитал эту общую численность по первому варианту, и получилось она в 159 986 человек. И вычислил с этого числа относительную численность в процентах татар, коих по представленным сведениям 47 980 человек в уезде, и выходит, что их в уезде почти 30%, а не жалкие Галямовские 8,13%. Парадокс, если не сказать оченно большего, но ничего, всяко бывает. И к слову замечу, у некоторых моих земляков, коих по нашим татаро_башкирским делам мне приходилось читать, с арифметикой часто бывает плохо, и особенно тогда когда это касается вопросов демографии. А уж что по нынешним переписям в республике с цифирью творят, но в подобных «демографических» делах очень осознанно и специально.

Ладно, оставим на пока Мензелинский уезд, заметим только, что если посчитать по второму варианту, т.е. по цифрам абсолютной и относительной численности татар, то общая численность населения уезда будет 590 160 человек, а относительная численность башкир тогда 19,71%. В общем, кругом какой-то парадокс, иль всё же даже хужее? Привёл же я на Фэйсе этот чумной парадокс только по первому варианту, и пошли мне некоторые комментарии.

С очень правильным комментарием, вопросом к тому моему посту обратился один уфимский журналист (вроде так, журналист, насколько я это знаю): «В этой переписи отмечали по вероисповеданию или по национальности?». Извиняюсь, я поторопился и сразу же выдал, что отмечали по родному языку, имея в виду, что именно этим по этой переписи пытаются делать некоторые выводы по этничности населения, и даже очень горомкие заявления на этот счёт. В последнем особенно усердствуют в Башкортостане в определении этничности нашего края по той переписи. И об этом же сарказм известного специалиста по исторической демографии нашего края Роднова М.И. из его книги "Спор о цифре": «в Башкортостане в современной научной, краеведческой, образовательной, научно-популярной литературе и журналистике население, указавшее в 1897 г. своим родным языком башкирский, просто считается башкирами по национальности. В настоящий момент количество подобных публикаций в РБ не поддаётся исчислению; можно проводить отдельное исследование на тему о том, сколько авторов, где, когда и почему говорили о численности башкир (якобы в 1,3 млн чел.) по переписи 1897 г.» (стр. 4).

А все же почему правилен этот вопрос моего земляка из Уфы? Ну, прежде всего потому, что в опросных листах этой переписи был вопрос и за вероисповедание. Не знаю, как именно по этой переписи, и как было до неё, и как это было по всей Российской империи, но по нашему краю приходилось мне встречать такие как бы «этнические категории»: православные, мусульмане/магометане, и списки прочих раскольников, католиков, протестантов, и даже язычников. Нет, когда есть собственно, скажем так, более этнические определения, особых вопросов не возникает, а куда они таковые без этого, в конечном счете, попадали это всё же вопрос. Например, куда записывались православные, при целенаправленной и активнейшей политике Российской империи по христианизации нерусских народов. Знак вопроса не станем ставить, да, и углубляться в это не будем. Заметим только, что эта проблема встречалась и в первых советских переписях.

Опять же, и тоже не углубляясь, заметим и другой факт, в Российской империи был принят и практиковался не столь этнический учет населения, а сколь сословный. Думаю, не ошибаюсь, если скажу, что особенно это касается нашего края. Взять хотя бы XIII ревизию 1834 года, по которой в Оренбургской губернии все учтены в сословиях: («Навеки с Россией. Сборник документов и материалов: в 2 ч. Ч.1. Уфа Китап 2007 472» (стр.261). Лично я в этом документе усматриваю только 74-ёх каракалпак вполне определённых в этническом значении.

Нет в этом документе ни удмуртов, ни марийцев, ни чувашей, ни татар, и даже русских, коих в крае уже было более чем других по отдельности. Однако наряду с прочими сословиями в этих Ведомостях представлены такие категории как мещеряки, тептяре с бобылями, башкиры и даже лашманы, в которые и определяли тюрко-мусульманские народы, и некоторые другие. Если кто-то мне скажет, что 3355 человек «башкир» приписанных Уральскому войску, и представленное в строке «башкир» население числом в 350438 (173735 муж.+176703 жен.) человек непременно этнические башкиры, то можно и известное изречение Станиславского вспомнить. Однако говорят, пишут, что де в башкирах совпали и этнос и сословие, и даже то, что это сословие было сугубо закрытым. А как быть со следующим: "В среднем, в первой половине XIX в., по нашим подсчетам, было около 100 тыс. «новобашкир». Они были мишарами, тептярами, ногайцами и представителями других этнических групп и составляли примерно 15—17% от общей численности" (Янгузин Р.З., Хисамитдинова Ф.Г. Коренные народы России. Башкиры.Уфа Китап 2007 352 (стр.95), а точнее из книги: «Томашевская Н. Н. От социального пространства к социальному времени: Опыт этнической истории башкирского этноса в новое время. Уф: Китап, 2002. – 240 с.).

Оставим и это, как бы в качестве только вопроса, замечу только, что соотношением башкирского и не башкирского в сословие «башкиры», и в нынешних башкирах тоже, я по наличию времени, коего правда очень мало, пытаюсь подробнее разбираться в других своих текстах. Много начатого, но не законченного, однако кое-что из более менее оформленного я представлял в своём ЖЖ.

Вернёмся же к упражнениям Салавата Галямова, хотя этого бы и изначально не стоило делать, но надо. Ну, во первых потому, что они таковые, как он находят адептов своих разных суперных упражнений, как того же моего «просветителя». А, во вторых, и мастистые башкирские гуманитарии в своих трудах часто его Галямова вспоминают. Нет, понятное дело, признать эти его упражнения, им всё же не можется, так может для подкорки головного мозга потенциальных его адептов этих авторитетов старания, вона мол даже как думают, мышляют. Эти авторитеты бывает в своих работах, приводят и фантазийные цифры Сагита Мирасова о семимиллионном в период XIII—XV вв., башкирском народе. Который, согласно этому же автору, хотя уже и несколько поредевшим числом, но все, же трехмиллионным массивом участвовал в середине XVI века в акте добровольного присоединения к Русскому государству. Не скажу и здесь, что при этом тоже не оговариваются насчет не обоснованности этих цифр Мирасова, но ведь приводят. Зачем? Может также для упражнений с головной подкоркой неискушенных читателей? Вот даже как думали, как считали за велико численность башкир. Уже дописались и до того, как один, из башкирских писателей, что башкиры существовали даже с самого каменного века.

Ну, и в третьих, и что, в общем-то, и оказалось определяющим, почему я всё же подвигнулся подробнее расписаться за означенное, были с упомянутым, ещё комментарии к тому моему маленькому посту. Всего лишь ещё от двух комментаторов, и если первый несколько подвигнул меня к некоторому дополнительному взгляду, т.е. к обобщению своего подхода к осмыслению вопроса демографии нашего края, то эти два комментатора предстали, в общем-то, как и тот мой упомянутый «просветитель».

Одна комментаторша как-то невпопад, представила некий якобы ответ тов. Ленина непосредственно башкирам (?!) по поводу татар. На самом деле не поняв, откуда звон, сия ханум, привела небольшую и недословную как бы выдержку из встречи, совещания Султан Галиева сотоварищи с Лениным, где наоборот лидерам татарам чего-то, как утверждают, Ленин на объяснял, наобразумлял насчёт башкир. То ли из-за того, что было указано на это, толи ещё на что, обидевшись, сия мадам вначале чуть поругалась, и, объявив меня башкирофобом и на моей странице, и в личке тоже, она снесла и все свои комментарии, и личку свою тоже от меня закрыла. Не велика потеря, но замечу, что это излюбленный приём моих земляков школы Бердина и прочих Амиров Юлдашбаевых Амиров с Ильдусами Илишевыми татар не поющих под пропагандисткие штучки разных таких указанных объявлять татаристами, а то и башкирофобами.

Зато другой комментатор, и тоже из земляков, прям срезал меня словами: «Ирек, лучше возьмите в руки сборник статистики по первой всероссийской переписи населения 1897 г. Действительно, в Мензелинском уезде Уимской губернии татары составляют чуть больше 8 процентов. Это же факт. А кто идёт против фактов - тот безнадёжно проиграл... ». Срезал, так вот срезал!

Я вначале от такого меня об стол тэйбления пролепетал было только про башкир, что по сведениям мэтра башкирской исторической науки Янгузина Р.З. их, башкир в Мензелинском уезде по переписи 1897 года было 13,6%. (Янгузин Р.З., Хисамитдинова Ф.Г. Коренные народы России. Башкиры. –Уфа: Китап 2007 352, стр. 95). Однако, помятуя, что у Янгузина мне вполне приходилось встречаться с неточностями, обратился я к сведениям на этот счёт бывшего заведующего отделом по вопросам общественно-политического развития Администрации Президента Республики Башкортостан Юлдашбаева Амира Мурзагуловича. Он в своей статье “СТАТИСТИКА ЗНАЕТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ МЫ ДУМАЕМ» своей же брошюры “Кому нужен "татаро-башкирский вопрос?" -Уфа: Принт+, 2005, 128, приводит следующие сведения по Мензелинскому уезду согласно этой переписи 1897 года: считающих родным башкирский язык в уезде было 32,4%, 28, 2% считающих родным языком татарский, и 3,9% - тептярский язык (стр. 49).

Земляк мой, так лихо срезавший меня, на мою просьбу привести ссылку на сборник статистики по первой всероссийской переписи населения 1897 года не откликнулся, и не помню, вроде тоже кем-то называл, но других комментариев его я уже тоже не нахожу.

А всё же как с Галямовым то, а в общем-то что с ним, что его разбирать по этому вопросу? Обратимся просто, и даже только к интернету, по поводу сведений из словаря Брокгауза и Эфрона или к данным близкой по времени к 1902 году переписи 1897 по этим уездам, по которым поупражнялся сей специалист. Ну может быть только не откажу себе поиздеваться над этим арихметиком.

Начнём в обратном порядке с Белебеевского уезда. Галямов указует, и причём почти как перстом: “в Белебеевском районе (? – И.Г.) проживало на начало 20 в. 31 191 человек (?! - И.Г.) .), татар всего 7009 человек, т.е. башкорды составляли 72,74 % населения, а татары только 2,81 %». Заметим, что при приведённых цифрах общей численности населения и численности татар, их, татар получается всё же 22, 47%, а откуда наш специалист срисовал 72,74 % башкир я не знаю, зато как лихо сказал он своим «т.е.», это просто шедевр. А согласно же переписи 1897 года в Белебеевском уезде доля признающих родным языком башкирский достигало 53,78%, татарский – 11,26%, тептярский – 1,59%. Кстати, указано, что в уезде общая численность населения уезда составляла 433 179 человек, а у Галямова на 1902 год всего лишь 31 191 человек, атомную бомбу что-ли сбрасывали. Я уж без знака вопроса, засмеют же за таковое.

Теперь Бугульминский уезд, за который Галямов, который Салават и основоположник какой-то философии, и к тому же ещё оказывается и специалист в исторической демографии очень кратко, поскольку талантлив, наверное, очень, пишет, что в уезде башкордов 98,38%, а татар 2,71%. В интернете же со ссылкой на энциклопедию Б-Э приводятся такие сведения: «В уезде, кроме города, считается жителей 267210 душ обоего пола. По вероисповеданию: православных 142957, раскольников 1069, магометан 120512 и идолопоклонников 2672. Племенной состав населения: великороссов 104500, малороссов 850, татар 40650, башкир 80500, мордвы 20100 и чуваш 19600. Башкиры живут в этой местности с Х века». А что, давайте и здесь калькулятор на чуток возьмём в руки. И тогда получается, что башкир в уезде никак не 98,38%, а 30,13%, причем только по отношению к населению без самой Бугульмы, и трудно представить, что множество башкир тогда проживало в самой Бугульме, если даже на сейчас, даже в Уфе они не самые многочисленные. Татар же, и тоже без учета Бугульмы, в уезде к остальному населению получается 15,21%. Хотя и не талантлив я, но на этом всё по этому уезду, а ссылка на приведённые сведения следующая.

Елабужский уезд. Салават наш, опять же талантливо, т.е. кратко пишет: «В Елабужском районе башкорды составляли 53 %, а татары всего 6,11%».

Однако опять же в интернете из словаря Б-Э приводятся следующие сведения: «Жителей в 1892 было 210168 человек (без уездного города); на 1 кв. версту приходилось 28,5 человек. Русских было 108158, вотяков 53600, черемисов 6551, татар 29067, тептерей 6618, башкиров 6173 и т. д.». Вновь возьмем калькулятор в руки, и получим следующие относительные цифры по численности интересующих нас групп населения: башкир – 2,94%, татар – 13,83%, и к тому же тептяр – 3,15%.

Ну и вновь Мензелинский уезд. Из словаря же Б-Э в инете по уезду представлены следующие сведения: «Жителей 391868 (193645 мужчин и 198223 женщины): православных 230945, раскольников 872, католиков 285, протестантов 121, евреев 784, магометан 157558, язычников 956, прочих исповеданий 347. Дворян 678, духовного сословия 1493, почетных граждан и купцов 871, мещан 1212, военного сословия 68349, крестьян 318969, прочих сословий 296. Русских 196640, малороссиян 14475, черемисов 6660, тептярей 9346, татар 47980, башкир 116330, прочих 437». Ну похоже Салават, который Галямов похоже именно эти данные и срисовал некогда из инета. Мы же посчитаем, и получим, что башкир в уезде 29,69%, а татар – 12,24%. А это же никак не чумные цифры Салавата Галямова.

И всё на этом с Галямовым Салаватом, по части его большого знания исторической демографии нашего края. Однако каким же чтивом бывает, удовлетворяются мои земляки башкиры. Ну ладно Галямов, а что мало всякого разного у остепенённых башкирских гуманитариев профессионалов, можно прочитать, нет, не мало, а даже премного, и не только по демографии. И что ещё особенно огорчает, почему же так много анти татарского во всём таковом. Разрешите уж без знака вопроса, но грустно очень.

И в качестве некоторого PS:

Скажут действительные специалисты по демографии нашего края, что негоже такими данными из инета по демографии пользоваться, оперировать. А я же не пользуюсь, не оперирую этим таковым, я же только упражнения других в области демографии нашего края анализирую, разбираю, и даже такие манипуляции, как нынешние, да и вообще советские переписи тоже. И, да я и ревизии Российской империи тоже чуток препарирую, анализирую. Нет, конечно же, никак не насчёт манипуляций, а несколько за другое, но всё равно в попытках выяснения некоторого приближения к пониманию реальной демографической картины нашего края. А как это у меня, причём почти на коленках получается, а кто же знает?








Связанные темы и персоны