Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сам уже в окопе, старый ...

Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
  29.03.2023   23669    3123

Зря карлик ползал на ...

Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
  21.03.2023   40612    73

Военный преступник. ...

Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
  17.03.2023   37818    69

Молодежь в гробу видала ...

Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
  16.03.2023   16809    32

Пыня пошутил над холопами ...

Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
  14.02.2023   40105    273

Борьба дерьма с мочой ...

Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
  12.02.2023   18807    22

Ублюдочный путинизм в ...

Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
  11.02.2023   15059    33

Фильм о преступлениях ...

В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
  15.01.2023   37664    252

Утилизация холопов, ...

Путин назвал положительной динамику военной спецоперации на Украине. Президент ...
  15.01.2023   20900    8

Подох этот, подохнет и ...

Сегодня, 11 января, так и не дожив до суда, скончался Муртаза Рахимов. Ему было ...
  12.01.2023   25627    80

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Март 2023 (4)
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (5)
Декабрь 2022 (4)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)

Полагаясь на мудрость народов

  • Опубликовано: Ирек | 18.12.2015
    Раздел: История | Просмотры: 23399 | Комментарии: 165
8



Беседа с Д. М. Исхаковым, представлять которого думаю, несколько даже лишне (И.Г.) — Дамир эфенди! Северо-Западный Башкортостан, похоже, в последние 10-15 лет превратился в регион опасных национально-политических опытов.

Полагаясь на мудрость народов


Вы, будучи этнографом, как смотрите на это?

— Я считаю, что корни этих «опытов» — гораздо глубже. В Башкортостане в нынешних рамках, вернее, после того, каковым он стал, еще в тридцатые годы начались любопытные вещи.

Мне об этом поведал покойный Баян Гиззат. В те тридцатые годы он попытался поступить в высшее учебное заведение Башкортостана. Но не смог.

Потому что именно тогда возникла политика предпочтения башкир татарам. Это под лозунгом «укрепления национальных кадров». Но в 30-40-50-годы этот процесс шел довольно умеренно.

О формировании татарской и башкирской наций есть разные концепции. На мой взгляд, самая замечательная — у Амирхана ага Еники: «Татары — древний народ, старая нация, башкиры—древний народ, но молодая нация».

Формирование нации связано с образованием городского населения. Башкиры начинают переселяться в города в основном лишь в пятидесятые годы.

И, под видом «основного народа», начинают теснить татар, которые до этого уже там проживали и укрепились. Обычное вроде бы явление. Но, но...

Через некоторое время у части башкирской интеллигенции (в шестидесятые годы) возникает желание «расправить плечи» башкирской нации. В те же годы по отношению к татарскому литературному наследию, мягко говоря, появляются ошибочные точки зрения.

— Извините, вернемся немного назад. Притеснение одних другими вы сейчас определили несколько облегченно.

— Я это обозначил, имея в виду общие традиции в национальной политике. Ведь у народа, давшего имя республике, бывают и преимущества.

Особенно, что касается кадров. О национальных кадрах в Башкортостане заботилась и Москва. Русских не тронь, опять те же татары притеснены. И поэтому, чтобы хоть немножко сесть в кресла выше, надо было повести себя соответственно — отречься от татар.

1. Но вдруг демография показала нечто неожиданное.

И все-таки сначала обратимся к истории. На нынешние земли северо-западного Башкортостана в прошлые века переселилось тысячи татар, часть из них проживает там издавна. Это группа, называемая тептярями, они, будучи близки по языку и культуре с башкирами, войдя с ними в широкие этнические взаимосвязи, и сами претерпели определенные изменения, и оказали на них большое влияние. В итоге между тептярами и башкирами этнические границы размываются. В период формирования татарской буржуазии, в конце XIX — в начале XX века, тептяри вновь начинают «возвращаться» в ряды татар. Они уводят за собой и часть башкир, тесно с ними связанных.

Формально это можно назвать и ассимиляцией — поглощением татарами башкир,— но по сути это — консолидация татар и башкир.

Обратите внимание еще и на то, что не было никакого принуждения. Даже нет видимой в этом надобности. (На земле Башкирии, позднее БАССР, даже отрекались от татарства.) То есть обижаться не на что.

2. Большинство тептярей, чтобы попасть в сословие землевладельцев-вотчинников, — записывали себя башкирами (1). С возникновением колхозов исчезают и вотчинники. То есть исчезает и сословие башкир, и с экономической точки зрения не стало превосходства башкир. И с тех пор размывается различие между татарами и башкирами северо-запада Башкортостана. Первые результаты этого становятся заметными в конце шестидесятых годов.

Процентное соотношение башкир в республике уменьшается. Почувствовав это, башкирская интеллигенция начинает возмущаться. Мол, куда ни глянь, нас поглащают татары. И тогда засучивает рукава Шакиров (2), более всего боясь быть обвиненным в татаризме.

Москве нечего опасаться: конфликт между двумя братскими народами бальзамом ложится на сердце имперских властителей. Чтобы развязать бескровную завоевательную войну не доставало самой малости — сколько-нибудь оправдывающей ее теории. И она родилась. Известный башкирский ученый Р. Кузеев высказал очень «интересную» мысль: в пределах Башкортостана башкиры как нация переживают расцвет и развитие, и часть татар вливается в башкирскую нацию (См.: Кузеев Р. Г. Социальное и этническое в современных этнонациональных процессах.— Уфа, 1988.— С. 28; Историческая этнография башкирского народа.—Уфа, 1978.—С. 256—257).

Позднее Кузеев отказался от такого взгляда на проблему (См.: Кузеев Р. Г. Перестройка и межнациональные отношения)/(Перестройка: человек, политика, экономика.— Уфа, 1990,— С. 61). Написал, что предположение об ассимиляции татар башкирской нацией не подтвердилось. Но это уже сюжет для другой статьи. Важно то, что нужное слово было сказано в нужное время: татары ассимилируются башкирами! Оставалось лишь преобразовать реалии жизни для доказательства правоты данной «теории»!

— А как это делается? Разве можно заставить тысячи людей отречься от своей нации? Если убеждать каждого в отдельности...

— Вы говорите «убеждать»? Руководство Башкортостана «укрепляло» (не забудьте это слово взять в кавычки!) башкирскую нацию с помощью паспортной системы. Многие даже не заметили, как стали башкирами. А если когда-то тебе записали в паспорт не ту национальность, то эта ошибка будет кочевать из бумажки в бумажку всю жизнь, тем более, если учесть, что в бывшем Союзе человек без паспорта был никем.

— Татарскому народу пришлось пережить трудные периоды истории. Скажем, чего стоит только насильственное крещение, переименование христианскими именами. Но даже под угрозой ссылки или тюрьмы большинство народа не сломилось — кресты не носило, срывало их, отказывалось соблюдать чуждые обряды и т. д. А здесь — какая-то загогулина в паспорте лишает тебя национальности. Разве сложно написать заявление об обмене паспорта? А можно вообще не обращать внимания на эту запись и считать ее пустой формальностью.

— В Башкортостане, да и бывшем СССР, дела обстояли несколько иначе. До последнего времени нельзя было изменить однажды зафиксированную запись в документе о национальности. И потом, мы все получили советское воспитание, увидим бумажку с печатью — сразу лапки кверху.

Если в паспорте запечатлено как «башкирин», то никак не избавиться от пережитков рабского сознания, что теперь уж «я точно башкирин».

— Есть же такое понятие, как перепись населения: И каждый волен там назвать свою национальность.

— Именно перепись населения и стала самым сильным орудием в руках Шакирова и его приспешников. Я имею в виду перепись 1979 года. В городах и поселках перепись велась именно подобным образом: как человек называл свою национальность, так и записывали. Но вот обобщенные данные были сфальсифицированы.

— А вы не раскроете механизма подобных дел?

— Механизм прост. Из аппарата Шакирова звонит некто и вежливо осведомляется: «Слушай, дружище, у себя в районе ты решил с корнем вырвать башкир, что ли?» Тогда вместо одной цифры проставляется другая. В деревнях же национальное самосознание людей вообще не принималось в расчет.

Брали похозяйственную книгу из сельских Советов и смотрели графу «национальность». А откуда заносятся данные в эту книгу — из паспорта.

Методика учета сельских жителей вообще неверна. Возможно, в других регионах это и не имело бы значения и не повлияло бы на результаты. Но в Башкортостане этническая ситуация очень сложна: поди разберись, кто татарин, а кто — башкирин. Смешанных семей тоже достаточно.

— Вы просили взять в кавычки слово «укрепляло», имея в виду отношение руководства Башкортостана к башкирской нации. В чем секрет этих кавычек?

— Всеми правдами и неправдами расширяя рамки башкирской нации за счет татар они не добьются желаемого, ибо башкиры не смогут растворить татар в своей среде. Можно увеличить численность народа, можно придумать искусственные «обручи», стягивая всех под одну национальную крышу, но от этого татары не перестанут быть татарами. Значит, в итоге разжижается сама башкирская нация. Таким способом в нацию как бы внедряются бациллы разложения, распада.

— Кстати, о внедрении. Некоторые ученые хотят ввести в научный оборот термин «северозападный диалект башкирского языка». Это делается исходя из научных интересов?

— «Северо-западный диалект» — это не научное, а политическое понятие. Нет такого диалекта и попытки утвердить его совершенно ненаучны. Еще в пятидесятых годах первым такую идею выдвигал Т. Баишев. Но тогда она не встретила одобрения. Против этой точки зрения выступил видный ученый-языковед, диалектолог Дж. Киекбаев. По сути, вплотную этой идеей занялись в восьмидесятых годах. В связи с национальной политикой Шакирова.

Недавно вышедшая книга Сарии Мирджановой «Северо-западный диалект башкирского языка», вероятно, продиктована стремлением «застолбить монополию» в этой области. Но «столб» забить нелегко, почти невозможно. Не одна Мирджанова, много ученых трудилось на этой ниве. Даже из Москвы. Но ни один из них не подтвердил предположения, что это действительно башкирский говор, диалект башкирского языка. Кстати сказать, что сей «научный» взгляд не совпадает также и с мнением самих носителей «башкирского диалекта».

По данным переписи населения 1926 года, башкиры, жившие в северо-западных районах Башкортостана, а также в приграничных с Пермской и Свердловской областями, в большинстве своем родным языком назвали татарский. Более поздние переписи дали аналогичные результаты.

Следовательно, мы имеем полное право сказать, что обиходным языком башкир, а не только татар-тептярей, живущих на северо-западе Башкортостана, был татарский язык.

Во многом эту точку зрения разделяет и Р. Г. Кузеев. Начиная с шестнадцатого века, отмечает он, «на большей части северо-запада Башкортостана...

меняется направление этнических процессов. Преобладание татар среди переселенцев служит толчком к развитию башкир в сторону татаризации в этническом и языковом отношении». В результате «...почти нет различий в говоре тептярей и башкир северо-западного района» (Кузеев Р. Г. Историческая этнография башкирского народа. С. 245).

— Хорошо, пусть ученые ведут дискуссии в тиши кабинетов. Ну и что с того?

— А то, что вначале доказывается наличие северо-западного диалекта башкирского языка, «научным» путем, естественно. А потом родителям могут сказать: ваших детей будем учить на том языке, на котором вы говорите, только он будет называться иначе. Народ, конечно, с радостью согласится. Чуть погодя заведут речь о том, что неплохо бы ввести обучение на литературном языке вместо диалектного. А на каком литературном?

Разумеется, на башкирском.

Подобный эксперимент уже проделывался в период правления Шакирова: башкирский язык был введен как отдельный предмет. Только для этого потребовалось... учителей обучать в течении нескольких месяцев башкирскому языку на специальных курсах. Якобы для повышения квалификации. Об этом поведали мне сами учителя.

С одной стороны, это ошибочное дело, а с другой,— оно и нереально — вести обучение на башкирском языке. Большинство деревень этого региона состоят из трех концов: тептярского, башкирского, казанского или мишарского. У людей же и язык, и культура одинаковы. И школа в деревнях одна.

— К слову, о тептярах. Ваше отношение к проблеме тептярей сильно отличается от подходов башкирских ученых. В чем тут дело?

— Название «тептяр» первоначально, в XVI-XVIII веках, носило лишь социально-экономический смысл. Тептярами называлась группа крестьян — «припущенников» на башкирских землях, поселившихся там по договору за определенную плату, независимо от их этнической принадлежности. Среди этого населения были татары, марийцы, удмурты, бесермяне, башкиры, чуваши и мордва. В начале XVIII века группа припущенников подразделялась на тептярей и бобылей. Причем под первыми обычно имели в виду тюркоязычную часть населения (татар, чувашей, башкиров), а под вторыми — финоязычных (марийцев, удмуртов, мордву). К середине XVIII века тептярская часть населения, в силу происходивших в ее среде этнических процессов, сформировалась в особую этническую группу. Основу тептярей составили татары, смешавшиеся с башкирами и ассимилировавшие чувашей, небольшое число бесермян. Поэтому новая этническая группа во многом сохранила этнические черты татар. В конце XIX—в начале XX века тептяри, как я уже говорил, вливаются в молодую консолидирующуюся татарскую нацию, став ее частью, живущей в отдельном регионе.

Кузеев и Моисеева придерживаются иной точки зрения по этому вопросу. По их мнению, «тептярей в культурном и языковом отношении можно считать переходной этнографической группой между татарами и башкирами». Более того, эти авторы делают вывод о том, что этническое самосознание тептярей в конце XIX века отражало самосознание башкир (Кузеев Р. Г., Моисеева Н. Н. Ареальные методы выделения этнографических групп на территории Башкирии в XVII—XIX вв.—Уфа: БФАН СССР, 1985, с. 100).

Главный их аргумент—самыми большими компонентами, образовавшими тептярей, были татары и башкиры. По их мнению, в процессе оформления тептярской группы воздействие этих двух составляющих было равновеликим. С этим никак нельзя согласиться. Опираясь на изучение многих источников, могу со всей определенностью заявить: башкирский компонент был вторичен, невелик. (Мои аргументы более подробно изложены в статье «Тептяри. Опыт этностатистического изучения».— Сов. этнография, 1979, № 4, с. 29—42.) Башкирский ученый Асфандияров тоже приходит к выводу, что «большинство тептярей — из татар» (Асфандияров А. 3. Тептяри.— Башкирская этнонимия.—Уфа: БФАН СССР, 1986, с. 76). Впрочем, в 1978 году Кузеев тоже поддерживал эту точку зрения (Кузеев Р. Г. Историческая этнография башкирского народа, с. 243).

— А как можно объяснить, что тептяри записывались как башкиры...

— Такой взгляд характерен не только для татарских ученых. Это уже проверенный, установленный факт. Например, видный ученый С. Руденко признает, что «...благодаря сравнительно привилегированному положению, которое занимали башкиры, как собственники земель, их именем стали называть себя и тептяри, и татары, и даже мещеряки». Из сказанного он делает примечательный вывод о необходимости различать «собственно башкир» и «группу народностей, известную под этим именем» (Руденко С. И. Башкиры. Опыт этнологической монографии. Часть 1. с. 18). Позднее Кузеев в какой-то степени также подтвердил эту мысль, когда писал, что в XIX веке, особенно во второй половине этого столетия, в северо-западных районах Приуралья «этноним «башкир» не имел однозначного содержания: он употреблялся, с одной стороны, в смысле административно-сословном, с другой — в этническом» (Кузеев Р. Г. Историческая этнография..., с. 236).-

В XVII веке численность тептярей обычно указывается в 2,5-3,5 тысяч дворов. Сохранилось одно любопытное историческое сведение от 1631-1632 годов: в Уфимском уезде насчитывалось 8,4 тысяч тептярских дворов. Казалось бы, в последующем их количество должно было возрастать. Куда делись тептяри? Однозначно ответ может быть таким: они перешли в башкирское сословие.

— Но Марат Колшарипов в журнале «Агидель» (1988, № 11) пишет иначе. «В ревизских сказках царского правительства башкиры, служилые и ясачные татары, мишари и тептяри всегда учитывались обособленно друг от друга». А вот мнение Анвара Асфандиярова (там же): «Ворота башкирской вотчины были наглухо закрыты для всех слоев татар, тептярей, мишарей. Они могли пользоваться башкирскими землями, но не становились хозяевами. Такое было возможно лишь в очень редких случаях...»

— Вернемся к вопросу учета населения. В ревизских книгах отмечали не национальную принадлежность, а вели учет населения в целях сбора податей и налогов. Налогообложение производилось в зависимости от сословной принадлежности. Чиновникам требовалось знать не национальное самосознание населения, а четко подразделять его совсем по другим показателям, а именно — сословным.

Как можно было стать вотчинником? Широкое распространение получил способ вхождения в вотчину, покупая новые земельные угодья.

Документальных свидетельств достаточно. Об этом писали и я, и Д. Рамазанова. То же самое показывают и исследования ученого из Башкортостана Г. Рахматуллина, он изучал документальные источники XVII столетия.

Существовал и другой путь: женитьба на башкирской девушке. Это тоже, надо думать, давало право стать вотчинником. Кстати, это был довольно часто используемый путь вхождения в башкирскую общину.

— Колшарипов, как бы заранее полемизируя с вами, отмечает: «Но царское правительство, сильно напуганное башкирскими бунтами, не хотело усиления башкир за счет татар и, по этой причине, создавало даже искусственные препоны, сдерживающие браки между башкирами и татарами».

— Да, было такое. В XVIII веке был издан даже особый Указ. В частности, там говорилось, что при вступлении в смешанный брак татар с башкирами, в казну должна быть уплачена пошлина под названием «драгунская лошадь» — т. е. стоимость двух-трех лошадей. Но, несмотря на это, количество смешанных браков росло. Как можно было не соединяться, ведь жили в одном селении, говорили на одном наречии... Указ указом, но в жизни всегда находился способ обойти любые указы и препятствия. Впрочем, позднее он был отменен.

В 1986 году проводилось социологическое исследование башкирскими учеными при участии московских специалистов. Хотя башкирские коллеги не обнародовали результаты обследования, но кое-что мне известно, поскольку тоже участвовал в нем. Одна треть башкир северо-западной части Башкортостана состоит в браке с татарами и имела отца, мать или деда, бабушку — татар. Разве это явление родилось только сейчас?

Впрочем, есть сведения и относительно прошлого. Вот, например, 1795 года. В Белебеевском уезде Уфимской губернии мы рассмотрели 268 смешанных тептярско-башкирских браков. Оказалось, что из тептярей 99 девушек были выданы замуж за башкир, а 169 башкирских девушек — за татарских джигитов.

Башкирские ученые не замечают одной вещи: изменение содержания этнических процессов, внутренних этнических перемен. Как было вначале?

Была родовая земля, а внутри — земли отдельных семей. А вот на северо-западе Башкортостана родовое разделение земель нарушается. Исчезает верховный землевладелец— род. Изменяется и само понятие «вотчинник». Если в чисто башкирских регионах вотчина сохранилась вплоть до периода коллективизации, то в пограничных c Татарстаном землях настоящей вотчины уже не было. Вотчинные башкиры тоже не были в полном смысле вотчинными башкирами.

— Асфандияров эфенди отмечает, что на военную службу башкиры призывались со своими лошадьми. И далее спрашивает: «Мог ли безлошадный припущенник идти на военную службу и записываться «башкиром»?»

— Надеюсь, владеть лошадью — это не привилегия одних лишь башкир? Татары тоже имели коней. Как можно было крестьянину обойтись без лошади? И потом ведь существовало башкиро-мишарское войско. Из 16 кантонов этого войска пять были мишарскими. Не будем забывать и о том, что в конце XVIII столетия создавались тептярские полки. Резонно спросить: откуда они брали лошадей?

— Дамир эфенди! Башкиры — наши самые близкие родственники. И в языковом, и в культурном отношении—сходство чрезвычайно велико. Однако эта близость приводит к охлаждению отношений и даже к более серьезным вещам. Как можно избежать этой парадоксальной опасности?

—- Русский философ Бердяев высказал такую мысль: близкие между собой, чтобы сохранить самостоятельность, должны отталкиваться друг от друга.
Башкиры не смогут поглотить татар, последних слишком много. Чтобы сохранить себя как нацию и не раствориться в других, башкиры должны соблюдать этнические границы. И постоянно отталкиваться, от чуждаться от татар, не так ли? Признание этого избавило бы от многих недоразумений и беспочвенных дискуссий. Например, у башкир нет древней письменной литературы. Фольклор есть и очень сильный. Что должны делать башкиры?

Признать реальное положение вещей и умело распорядиться имеющимся наследием. Это — благородный и благодарный путь. Но он длиннее и труднее. Гораздо легче положить в карман то, что сделано соседями. Однако этот способ не приносит желаемых результатов. Присвоение части наследия татарской литературы, истории влечет за собой сближение башкир с татарами, а это приводит к изменению коренных национальных свойств, как бы размывая, разжижая их. «Польза» от попыток записать татар башкирами получается такая же.

— Кого осчастливили, включив сплошь заселенную татарами Уфимскую губернию в состав Башкортостана?

— Включение Уфимской губернии — это бомба, заложенная между башкирами и татарами? А кого может осчастливить жизнь рядом с бомбой? Трудно даже вообразить себе, что произойдет, если она когда-нибудь взорвется. Настало время думать о том, как бы обезвредить ее, не причинив никому зла.

— Раньше мы обращали свои взоры в сторону Москвы, ожидая справедливого решения от тех, кто сам же и закладывал эту бомбу. Кого же можно считать теперь третейским судьей, способным разрешить спорные вопросы между двумя нациями?

— Самый лучший принцип: узнать мнение самого народа, а не решать за него. Так поступают в демократических обществах. Если есть желающие обучать детей башкирскому языку, то пусть обучают. Если кто-то считает себя башкиром, то пусть так и запишется. Но прежде нужно исправить ошибки, допущенные ранее. Без всякого давления и нажима. Делая свой выбор в пользу того или иного решения, человек не должен испытывать никаких неудобств или ущемления своих прав в дальнейшем.

Лично я вижу два возможных пути, чтобы по-настоящему радикально решить проблему.

Первый путь — создать в Башкортостане территориальную федерацию. В таком случае на территории Башкортостана образуются две большие зоны: башкирская и татарская. Они могут называться автономными областями или автономными республиками.

Второй путь — сделать парламент Башкортостана федеративным, состоящим из двух палат. Для решения общих проблем — республиканская палата, а чтобы каждая нация могла реализовать свои национальные интересы — палата национальностей.

Впрочем, есть и третий путь. Он — более трудный, но перспективней: создание Волжско-Уральской конфедерации. Эта территория — основное место обитания 7 наций, и представители этих наций проживают во всех республиках региона. Конечно, проблемы развития наций и вопросы создания равных условий в каждой республике можно рещить и на основе взаимных договоров, однако в рамках конфедерации гораздо легче и проще найти приемлемые подходы к ним.

После усиления татарской и башкирской национальной буржуазии противоречия могут обостриться и положение в Башкортостане может усугубиться.

По-моему, теперь следовало бы с точки зрения здравого смысла подумать о том, как предотвратить возможные негативные последствия прошлого.

— Вы правы. Нам могут дорого обойтись как горячность, так и равнодушие. Поучительных примеров тому достаточно. Будем надеяться, что два мудрых народа, издавна живущих под сенью взаимной защиты, не будут питать друг другу неприязни, радуя врагов, сумеют преодолеть наносное, временное.

— Аминь.

Беседовал Рафик Юнус, Ж. Идель 90-х годов.

P/S. Хотел вставить свои комментарии в представленный текст, а их много у меня объявилось, и скажем так, коллинеарные они в основном с сутью текста, но здесь и сейчас я воздержался.








Связанные темы и персоны