Рейтинг публикаций пользователей
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Февраль 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Исторические картинки. ...

Новую эру переживает деревня Ушаково, строятся коттеджи, рядом планируется ...
  26.02.2017   734   36

Криминальная Башкирия. ...

Друзья относятся к Адису Нуртдинову с иронической симпатией, как «человеку ...
  26.02.2017   2526   146

Уфа и Башкортостан ...

Акция посвящена памяти Бориса Немцова и делу, за которое он боролся и отдал ...
  25.02.2017   1724   83

И так почти во всех ...

Молодой человек два месяца проработал секретарем в петербургском суде. За это ...
  25.02.2017   4397   30

Стыдные вопросы про ...

Почти 100 лет назад в России началась Февральская революция — событие, резко ...
  25.02.2017   1214   208

«Эффективный менеджмент» ...

Пару слов об эффективном менеджменте им. тов. Сечина. Сделаю более подробный ...
  25.02.2017   3232   12

Курултаевец Ахмадинуров ...

Рустем Ахмадинуров: Армейская служба сегодня престижна. Депутат Госсобрания ...
  24.02.2017   1665   51

Почему инвесторы не ...

В конце прошлого года стало известно, что итальянская группа Cremonini ...
  24.02.2017   2013   79

Зазеркалье? Врио главы ...

Врио главы МВД Башкирии не считает местные дороги плохими. Временно исполняющий ...
  23.02.2017   2796   49

Познер: «Стоило бы чуть ...

В связи с тем, что приближается День защитника Отечества (это замечательный ...
  23.02.2017   1087   53

Темы и персоны
Архив публикаций
Февраль 2017 (116)
Январь 2017 (152)
Декабрь 2016 (159)
Ноябрь 2016 (162)
Октябрь 2016 (182)
Сентябрь 2016 (169)
Читаемое за неделю
Читаемое за месяц

Краевед в республике ныне в тренде

0


Доктор исторических наук Михаил Роднов встретился с уфимскими краеведами 12 апреля. Он презентовал свою книгу «Историко-краеведческие исследования на Южном Урале в XIX – начале XX вв.» и рассказал о том, что сегодня краеведение вновь востребовано. Мы поинтересовались у учёного, почему.

Краевед в республике ныне в тренде


- Михаил Игоревич, откуда такая уверенность?

- Да, это массовое общественное явление. Недавно выступал на собрании татарских краеведов. Поразился, было 150 человек. Был на мероприятии мой коллега из Чекмагуша, он выпустил двухтомную историю района. В её историографическом списке числится около 10 трудов, вышедших за 20 лет об этом муниципалитете. За последнее время в Башкирии издано минимум 500 книг о республике. Роль государства в пропаганде и формировании массового создания ничтожна, книжная торговля развалилась. Библиотеки комплектуются по принципу, что дадут. В стране политическая и идеологическая разноголосица. На читателя обрушился шквал взаимоисключающей информации. Идёт постоянное разоблачение белых пятен.

Официальная историческая наука утратила монополию. Раньше были в Москве авторитеты. Они считали, мы на местах следуем их концепции. Но теперь мы на столичное плюем, знать не знаем. У нас своё финансирование, своё издательство. Мы их не читаем, как, впрочем, и они нас. Система трансляции исторического знания изменилась. Поэтому идут «битвы» вокруг учебников. Это последняя околонаучная литература, которую можно вбить в сознание молодёжи. Поменялась структура историографического пространства. На сцену вышел новый игрок – краеведение. Оно транслируется через интернет и телевидение. Из последнего, по статистике, черпает информацию 80% населения.

- У нас в республике такая же ситуация?

- В Уфе уже три местных телеканала ведут исторические рубрики.

- И каково качество информации в интернете, на телевидении? «Исторической среды» на БСТ?

- То, что порой появляется в сети, я бы назвал отдельной отраслью. Такие материалы способствуют популяризации. Но я не против, грубо говоря, это бульварная литература, на бульваре же тоже надо что-то читать. А что касается упомянутой передачи. Как говорил профессор Преображенский: «Не читайте до обеда советских газет». Последние 20 лет эту нишу в СМИ заняли исторические пропагандисты. Но сейчас краеведение стало возвращаться в нашу периодику.

- Краеведению посвящена последняя ваша публикация…

- Недавно выпустил книгу ограниченным тиражом «Историко-краеведческие исследования на Южном Урале в XIX – начале XX вв.» С ней можно ознакомиться на моём сайте «Роднов и его друзья». Есть в сборнике статьи Михаила Лоссиевского, известного публикациями критического содержания об уфимской жизни. Дороги разбиты, грязь, собаки бегают, освещение плохое. Власть никуда не смотрит.

- 100 лет прошло, и ничего не изменилось…

- Компанию ему составил краевед Николай Ремезов. Разоблачитель, разгребатель грязи. В Казани он публиковал материалы о расхищении башкирских земель, а в Уфе очаровательные этнографические статьи. Приводит легенды, которые наши башкирские этнографы даже не слышали. Например, о Судьбе. Она у башкир олицетворялась женщиной с одним глазом на темени. Она потеряла своих детей и искала их. Подходила к спящему человеку и смотрела. Если был похож на её ребёнка, целовала и гладила. Всю жизнь за ним следила. У него была хорошая судьба. Кто не нравился – нехорошая...

Или небольшая работа Владимира Сосфенова об уфимских колоколах. Оказалось, почти все они датируются серединой XIX века, когда в городе стали строить большие кирпичные церкви. И кардинально меняется наше представление о старой Уфе. В XVIII веке она не знала сильного колокольного звона, над городом, скорее всего, раздавался нежный перезвон небольших колоколов. Порой обнаруживаются поразительные вещи. Михаил Колесников нашёл необыкновенный сюжет. По легенде, записанной в Архиерейке, под горой, где сейчас стоит памятник Салавату, есть пещера с озером. Раз в году на Ивана Купалу, если зайти в пещеру, выплывает лодка, загруженная сокровищами, с татаркой. Она предлагает любому взять добро, но взамен надо продать душу. До сих пор плавает. Это классический уральский сюжет!

- Почему в сборнике только русские фамилии? Ведь в XIX веке начинается расцвет национальных культур. Башкирской, татарской. Появляются медресе, мектебе…

- Конечно, были краеведы-мусульмане. Но их труды надо переводить, издавать. Почему-то этим никто не занимается. В отличие от Казани. Здесь ещё архисложная проблема перевода. Есть два перевода воспоминаний Валидова. Уфимский и московский. По смыслу - неба и земля, разные мысли одного человека. Поэтому я его воспоминания в работе вообще не использую.

- Спасибо за беседу.

Алексей Шушпанов, Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты»
Оригинал публикации




Связанные темы и персоны


Другие публикации по теме


  • Изображение
  • Начинающий
  • 1 | 18.04.2014, 09:04 | Автор: andrei
    Публикации: 0 | Комментарии: 100 | Рейтинг: -9,3
Ну собственно что и требовалось доказать:)) 100 лет прошло - а ничего не изменилось....



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 2 | 18.04.2014, 09:06 | Автор: юнг
    Публикации: 261 | Комментарии: 28918 | Рейтинг: +5494,3
Небо и земля Валидова? Где же наши валидовцы? Перевести немедленно"!



1

  • Изображение
  • Участник
  • 3 | 18.04.2014, 10:11 | Автор: Sharik
    Публикации: 0 | Комментарии: 3003 | Рейтинг: -115,2
Был на мероприятии мой коллега из Чекмагуша, он выпустил двухтомную историю района. В её историографическом списке числится около 10 трудов, вышедших за 20 лет об этом муниципалитете. За последнее время в Башкирии издано ми-нимум 500 книг о республике

================================
Оказывается позднее появление письменности у русских играет
положительно на разнообразия трактования истории Башкортостана.

У светских историков свои обоснования(классическая история Башкирии),
У радикалов и нацистов своя(русская история Башкортостана по С.Орлову)
У татар своя националистическая(исходя из Идель-Уральского маразма)
И конечно история Башкортостана глазами историков-башкир основанные
на интересах коренного населения башкир(данная категория опирается
на мировую практику создания истории своего государство).

==============================
Этих историков объединяет одно,это недостаточное количество
письменных аргументов или в большинстве случаев отсутствия их.

Поэтому строчат теперича истории все кому не лень .Пользы не какой.
Один ущерб для экологии и возможность похвалиться в узком семейном
круге о наличие таланта .Однако даже в семейном кругу найдется родственник,который открыто скажет автору,что он болван.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 4 | 18.04.2014, 10:48 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Спасибо, Роднов! Это не высосанные из пальца сенсации Мажитовых-Кульшариповых.



2

  • Изображение
  • Начинающий
  • 5 | 18.04.2014, 10:50 | Автор: mechenui
    Публикации: 0 | Комментарии: 550 | Рейтинг: -41,7
Вот именно, теперь чущь пишут все кому не лень... Хотелось бы знать правду!



0

  • Изображение
  • Гость
  • 6 | 18.04.2014, 11:09 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Печальный шарик, да будет табе известно что русские слова и руны
есть на древнеримских мозаиках, ушлепок ты челябинский.
Ох зря вам соседи алфавит придумали.



7

  • Изображение
  • Эксперт
  • 7 | 18.04.2014, 12:09 | Автор: Кухарка | На сайте
    Публикации: 1471 | Комментарии: 53661 | Рейтинг: +11561,6
Дороги разбиты, грязь, собаки бегают, освещение плохое. Власть никуда не cмo-тpит.
_____________________________
Уфа за 150 лет - совсем не изменилась....



0

  • Изображение
  • Участник
  • 8 | 18.04.2014, 12:38 | Автор: Гаврила
    Публикации: 65 | Комментарии: 6551 | Рейтинг: -570
# 7 | 18.04.2014, 12:09 | Автор: Кухарка
Публикации: 559 | Комментарии: 31499 | Рейтинг: +4328
Дороги разбиты, грязь, собаки бегают, освещение плохое. Власть никуда не cмo-тpит.
_____________________________
Уфа за 150 лет - совсем не изменилась....
-----------------------
А раньше,бывалочи,блаОлепие ,я вам доложу ,в церквах звон,"гимназистки румяные" ,а вместо бегающих собакОв ,кунгуру...прыгающие....



1

  • Изображение
  • Участник
  • 9 | 18.04.2014, 12:44 | Автор: Гаврила
    Публикации: 65 | Комментарии: 6551 | Рейтинг: -570
А если серьёзно ,то все мы Иваны -родства непомнящие...и русские и башкиры и татары и прочая..
Не будем говорить о высоких материях и о истории в масштабе страны,мы историю своей деревни дальше пятидесяти лет плохо знаем,архивы ведутся на самом примитивном уровне ,хранится не более десятой части материалов,а это даёт повод всяким шустрякам трактовать вопросы истории и конкретного посёлка и всей страны по своему.



3

  • Изображение
  • Гость
  • 10 | 18.04.2014, 12:45 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Дороги разбиты, грязь, собаки бегают, освещение плохое. Власть никуда не cмo-тpит.
_____________________________
Уфа за 150 лет - совсем не изменилась....
============================================================
=
Почему не изменилась?
А улицы, названные в честь именитых башкирских фашистов и памятники башкирским бандитам и бедрам башкирской самодеятельности?
А в конце-концов, строящаяся мечеть, для башкирских муслямов нетрадиционной ориентации?
А что "Дороги разбиты, грязь, собаки бегают, освещение плохое. Власть никуда не cмo-тpит", так это исключительно потому, что колонизаторы -урысы не дают больше денег на развитие башкирской нац-кухни, на статусное уважение племенных башкир, на обязательную БЯку, ну и главное, на автобусы для выселения урысов-колонизаторов!



3

  • Изображение
  • Участник
  • 11 | 18.04.2014, 12:59 | Автор: Штирлиц мл.
    Публикации: 53 | Комментарии: 1222 | Рейтинг: +220,1
--- Есть два перевода воспоминаний.. По смыслу - неба и земля, разные мысли одного человека.---

Вот так у нас со всей историей...
Просто "переводят" так, как выгодно для данного отрезка времени определённым кругАм.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 12 | 18.04.2014, 14:44 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
пора нам татарам Башкортостана написать свою правдивую историю. Чтобы титульные наконец забыли о том, что они единственный тут "коренной народ." Татары заселили западный Башкортостан еще со времен Волжской Булгарии, а не только начиная с XVII-XVIII в.



1

  • Изображение
  • Начинающий
  • 13 | 18.04.2014, 17:12 | Автор: Гульзина
    Публикации: 0 | Комментарии: 78 | Рейтинг: -10,7
Пора вам татарам помалкивать. По московским и европейским источникам "татары"-все,проживающие восточнее, "варвары". Назвали всех татарами: и в Сибири-татары, и в Крыму- татары. Ногайцы- татары(узкоглазые, круглолицые). Это не башкирские историки придумали. От ДНК чувашского вам никуда не деться. Тоже не башкиры проводили исследования.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 14 | 18.04.2014, 18:57 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 262 | Комментарии: 35380 | Рейтинг: +6316,7
# 13 | 18.04.2014, 17:12 | Автор: Гульзина

Пора вам татарам помалкивать. По московским и европейским источникам "татары"-все,проживающие восточнее, "варвары". Назвали всех татарами: и в
============
Ну и на что этой дамочке история родного края и тем более правдивая?
Куда она её и как приспособит? Кому это интересно посмотреть? Для чего?

Не надо мешать батырАм. И все вопросы самотёком разрулятся со временем.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 15 | 18.04.2014, 21:46 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Пора объявлять конкурс на тему написания небылиц и восхваления истории своих народов.Призы давать за описание количества мифологических богатырей(батыров),вплоть до времен Валиди и Ленина(их присутствие в текстах обязательно!),а так же тем,кто докажет что пирамиды построили не египтяне,а сами знаете кто.Ну и тем,кто докажет,что бабушкины сказки не сказки,а самая настоящая правда(урал-батыр на льве и иван-царевич на сером волке).



0

  • Изображение
  • Участник
  • 16 | 19.04.2014, 01:10 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 25057 | Рейтинг: -547,1
Краеведов, историков в Уфе (как собак) - много, и очень. Все кому не лень растолковывают как умеют. Был один чудик Жижилев, чуть было не раскопал могилу Ермака. Копал бы потихоньку, да нет его изыскания ученая братия восприняла всерьез организовала расследование, потратила силы и средства, журналисты потратили буков. Но - попусту, сенсация не состоялась.

А то местные умники как возьмутся за топонимию, как начинают истолковывать названия местностей - вот где разгул дурной фантазии.
Капова пещера - название от звука капающей воды "кап-кап-кап".
Сутолока - от славянского слова "толочь".
Ладно бы фэнтези от Швецова, а то ведь признанные авторитеты чего-нить сочинят.
Буравцов чего-то выдаст, Валерий Кузнецов.
Писали бы чего видят собственными глазами, а не додумывали своим мозгочком.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 17 | 19.04.2014, 01:23 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 25057 | Рейтинг: -547,1
# 15 | 18.04.2014, 21:46 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Пора объявлять конкурс на тему написания небылиц и восхваления истории своих народов.Призы давать за описание количества мифологических богатырей(батыров),вплоть до времен Валиди и Ленина(их присутствие в текстах обязательно!),а так же тем,кто докажет что пирамиды построили не египтяне,а сами знаете кто.Ну и тем,кто докажет,что бабушкины сказки не сказки,а самая настоящая правда(урал-батыр на льве и иван-царевич на сером волке).
Статистика голосования
18.04.2014, 22:26Кухарка
---------------------------
Кухарка, уфимские краеведы соберут все ордена и медали.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 18 | 19.04.2014, 01:28 | Автор: Кухарка | На сайте
    Публикации: 1471 | Комментарии: 53661 | Рейтинг: +11561,6
Мажитов с КульТшариповым - будут вне конкуренции.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 19 | 19.04.2014, 01:29 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 25057 | Рейтинг: -547,1
Конечно, были краеведы-мусульмане. Но их труды надо переводить, издавать. Почему-то этим никто не занимается.
-----------------------------
Были да сплыли, кто успел - те в эмиграции, а кто не успел - тот опоздал.

перечислю некоторых репрессированных тюркологов, среди них краеведы-мусульмане, те самые, которыми никто не занимается.



‎- Абдрахимов Али Шакирович (Али Рахим, 1892-1943) - тюрколог, ученый-литературовед, ‎писатель, доцент Восточного педагогического института. Репрессирован. После отбытия срока ‎заключения вернулся в Казань, где был вновь арестован и получил 10 лет ИТЛ.‎

‎- Кудояров Галяутдин Гайнутдинович (189İ-1966) - публицист, педагог, нap-кoм просвещения ‎ТАССР (1931). Дважды подвергался репрессии.‎

‎- Губайдуллин Габдулгазиз Салихович (Газиз Губайдуллин, 1887-1937) - историк, профессор ‎‎(1927) Азербайджанского университета. Расстрелян.‎

‎- Шараф Галимджан Шарафутдинович (1896-1950) - общественно-политический деятель ‎национального движения, ученый-языковед. Репрессирован.‎

‎- Максудов Гаяз Гисамович (1891-1942) - ученый-математик, образование получил в ‎медресе ‎дер.Иж-Буби, затем продолжил учебу в Бельгии и Турции. Педагог, председатель ‎Акаддентра ‎‎(1922-1925), доцент Казанского затем Самаркандского университетов. ‎Репрессирован.‎

‎- Бурнашев Фатхелислам Закирович (Фатхи Бурнаш, 1898-1942) - татарский поэт, ‎драматург. ‎Репрессирован.‎

‎- Ибрагимов Галимджан Гирфанович (1887-1938) - классик татарской литературы, ‎литературовед, ‎общественный деятель. Репрессирован.‎

‎- Сайфуллин Фатих Мухамметфатихович (Фатих Сайфи-Казанлы, 1888-1937) - педагог, ‎‎публицист. Репрессирован.‎

‎- Биккулов Ибрагим Замалетдинович (1885-?) - известный педагог, публицист, ‎переводчик. ‎Репрессирован.‎

‎- Султан-Галиев Мирсаид Хайдаргалиевич (1892-1940) - один из видных деятелей ‎национально-‎государственного строительства, члe-н Коллегии Hap-кoмнаца. С именем ‎Султан-Галиева связано ‎самое крупное сфабрикованное НКВД следственное дело ‎‎"султангалеевщина" - по ‎целенаправленному уничтожению национальных кадров ‎тюркских республик СССР. Расстрелян.‎

‎- Мухтa-poв Кашаф Гильфанович (1896-1937) - председатель Совнap-кoма Татарской АССР ‎‎(1921-‎‎1924), талантливый государственный деятель. Расстрелян.‎

‎- Сабиров Рауф Ахметович (1894-1937) - председатель ТатЦИКа (1921-1924), с 1925 года ‎‎зам.заведующего национального отдела ВЦИК СССР. Расстрелян.‎

‎- Брундуков Микдат Юнусович (1896-1965) - нap-кoм просвещения Татарской Республики ‎‎(1922-‎‎1924). Дважды репрессировался. После освобождения жил в Самарканде.‎

‎- Мансуров Гасим Гатиевич (1894-1955) - выпускник медресе Буби, историк, педагог. С ‎‎20-х годов ‎на партийно-государственной работе в Казани, затем научная работа в ‎Москве. Автор двух ‎научных монографий по проблемам татарского революционного ‎движения. Репрессирован. ‎Последние годы жизни провел в Муроме.‎

‎- Сингалевич Сергей Платонович (1887-1954) - педагог, профессор кафедры древней ‎истории ‎педагогического института. Репрессирован. После освобождения из лагеря ‎работал профессором ‎истории в Марийском университете.‎

‎- Шагиахметов Габдулхак Джалалетдинович (Гумер Тулумбай, 1990-1939) - писатель, ‎‎литературный критик. Репрессирован.‎

‎- Саидгалиев Сахибгерей Саидгалиевич (1894-1939) - Председатель СНК Татарии (1920-‎‎1921), ‎самый неавторитетный руководитель республики, особое усердие проявил в ‎перевыполнении ‎плана продразверстки. Летом 1921 года на фракции съезда Советов ‎Татарии был снят со своего ‎поста и переведен на работу в Крым. Репрессирован.‎

‎- Габидуллин Хаджи Загидуллович (1896-1940) - Председатель Совнap-кoма Татарии ‎‎(1924-1927), ‎проявил особое усердие в борьбе с "султангалиевщиной", историк, ‎зав.кафедрой ‎Коммунистического университета народов Востока, профессор (1933). ‎Репрессирован.‎

‎- Вахидов Сайд Габдулманнанович (1887-1937) - ученый-археограф, историк. ‎Репрессирован.‎

‎- Шаймарданов Шайгардан Шаймарданович (1890-1939) - Председатель ЦИК ТАССР, в ‎‎последующие годы в системе внешней торговли, зам.председателя "Совафганторга" и ‎‎‎"Союзаготпушнина". Репрессирован.‎

‎- Бурган Сафа Вафович (1899-1937) - ответственный редактор республиканской газеты ‎‎"Кызыл ‎Татарстан" (1928-1929). Расстрелян.‎

‎- Атнагулов Салах Садриевич (1893-1937) - выпускник медресе "Галия", редактор ‎татарских газет ‎‎"Красная армия", "Эшче" (Москва), "Кызыл Татарстан" (1925-1927), ‎председатель Академцентра ‎‎(1927-1929), преподаватель ВПИ. Расстрелян.‎

‎- Галиев Мухаммед Валиевич (1893-1952) - литературный критик. Репрессирован.‎

‎- Халидов Фатих Хамматович (1850-1923) - драматург, писатель, переводчик.‎

‎- Самойлович Александр Николаевич (1880-1938) - востоковед, тюрколог, академик АН ‎СССР ‎‎(1929). Репрессирован.‎

‎- Туйкин Кабир Каримович (1878-1938) - педагог, публицист. Репрессирован.‎

‎- Нежметдинов Габдулкави Гибятович (Кави Наджми, 1901-1957) - писатель, подвергался ‎‎репрессии.‎
....................
Это только татарские, Бурангулова среди них нету.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 20 | 19.04.2014, 01:32 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 25057 | Рейтинг: -547,1
# 18 | 19.04.2014, 01:28 | Автор: Кухарка | На сайте
Публикации: 559 | Комментарии: 31525 | Рейтинг: +4340,9
Мажитов с КульТшариповым - будут вне конку-ритции.
--------------------
На Мажитова какие главные аргументы - Мажитка дурак.

Зато Иванов! Аудитория расхлопалась ушами.



0