
Вчера же президент России Владимир Путин встречался со своим Советом по правам человека. Насколько можно судить по официальным отчетам об этом ритуальном мероприятии, о проблемах единственного независимого телеканала в России на встрече не было сказано ни слова. Правозащитники в очередной раз жаловались на закон об иностранных агентах, предлагали то ли улучшить его, то ли отменить, хотя думаю, очевидно, что это абсолютно пустое занятие: не для того Путин подписал закон об иностранных агентах, чтобы его отменять.
Предложили правозащитники расширить компетенцию суда присяжных – еще более пустая затея: ведь не для того эту компетенцию постепенно и планомерно сужали, изъяв из компетенции присяжных общественно важные дела, дела государственной важности, оставив лишь рассмотрение дел об убийстве, чтобы теперь – расширить.
Суд присяжных – единственная возможность независимого суда в России, как и телеканал «Дождь» – единственный независимый телеканал в России. И кому, как не правозащитникам говорить на самом высоком уровне о постепенном, планомерном и продуманном удушении этого телеканала.
Если так пойдет и дальше, и не случится чуда, то скоро о правах человека, нарушаемых государственными чиновниками, судами и много кем еще, некому будет «говорить и показывать». И формально в этом не будет вины власти – просто то один собственник откажется сдавать помещение опальному «Дождю», то другой откажется; глядишь, сотрудники поразбегутся, нервы у владельцев «Дождя» сдадут. Вот и «ладушки», скажут те, кто только этого и ждет, наблюдая, как Optimistic Channel с места на место переезжает.
Им не боязно: ведь, как известно, они себе место в раю уже купили – недавно отметились в добродетельных поступках. Так вот пусть наблюдатели гадают, почему так не везет «Дождю», и на картах раскидывают, найдется ли еще в городе смелый инвестор, который не побоится сдать телеканалу свое помещение.
К этим людям, купившим себе индульгенцию в раю, у меня нет вопросов. У меня вопросы к собственникам помещений, которые по звонку отказывают в площадях независимым изданиям, и к правозащитникам из СПЧ, которые на встрече с президентом не спрашивают об одной из важных проблем сегодняшнего дня. Ведь иногда важно – не просто получить ответ, а обозначить позицию.
Что будет с «Дождем»? – спросите вы. Можно ли на квартирах выходить в эфир? Ведь это не «Хронику текущих событий» на папиросной бумаге печатать.
Не знаю. В любом случае, позиция «Дождя» вызывает уважение. А те, кто продолжают мстительно, по-иезуитски, «мочить» и «кошмарить» – вызывают чувство брезгливости и мелочности. «Дождь» войдет в учебники истории. Они же – вряд ли.
Внешне все происходит достаточно элегантно – в русле рыночных отношений: арендодатель расторгает договор с арендатором, приютивший коллег инвестор вдруг внезапно вспоминает о ремонте и просит выехать. Никаких «маски-шоу», уголовных дел; нет «пресс-хат», как в СИЗО. Нет хороших и плохих следователей. Но суть одна: измучить, дожать и в конце концов – уничтожить.
Можно ли с этим бороться?
Думаю, да.
Рецепт стар как мир, но, к сожалению, многие из нас, особенно те, кому есть, что терять, не могут им воспользоваться. За примерами далеко ходить не надо: история «Ленты.ру» и ее владельца Александра Мамута еще свежа в памяти. Владелец «Сноба» Михаил Прохоров, думаю, в курсе истории с «Дождем».
Этот рецепт: не бояться.
Ведь Путин и те, кто прячутся за его спиной – не вечны. А место в раю и правда купить нельзя, пусть уж простит меня Лиза Глинка.
В этом, мне кажется, она ошибается.
Открытая Россия
Оригинал публикации
Как продолжают душить «Дождь»
Раздел: Политика | Просмотры: 23463 | Комментарии: 13