Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сам уже в окопе, старый ...

Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
  29.03.2023   40658    3123

Зря карлик ползал на ...

Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
  21.03.2023   28618    73

Военный преступник. ...

Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
  17.03.2023   25371    69

Молодежь в гробу видала ...

Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
  16.03.2023   31239    32

Пыня пошутил над холопами ...

Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
  14.02.2023   22893    273

Борьба дерьма с мочой ...

Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
  12.02.2023   33509    22

Ублюдочный путинизм в ...

Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
  11.02.2023   40378    33

Фильм о преступлениях ...

В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
  15.01.2023   18753    252

Утилизация холопов, ...

Путин назвал положительной динамику военной спецоперации на Украине. Президент ...
  15.01.2023   35381    8

Подох этот, подохнет и ...

Сегодня, 11 января, так и не дожив до суда, скончался Муртаза Рахимов. Ему было ...
  12.01.2023   20728    80

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Март 2023 (4)
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (5)
Декабрь 2022 (4)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)

Украинцы. Исторические картинки Михаила Роднова. Картинка 32

1



А давно Ви, парубки і дівчини, були в нашій славній Україні? Да чтобы совершить путешествие не требуется загранпаспортов, ведь на нашем Южном Урале веками стоят славные украинские сёла. И проживавший в Уфе Пётр Лукич Бодрый (псевдоним Лукашенко-Бодрый) взял однажды и прокатился, а потом изложил свои впечатления в «Уфимских губернских ведомостях» (15 и 16 июня 1895 года). Почитаємо?

Украинцы. Исторические картинки Михаила Роднова. Картинка 32


Малороссы в Уфимском крае. (Очерк П. Лукашенко-Бодрого).

«Повсеместное заселение южно-русского края немцами-колонистами тяжело отразилось на местных жителях – "хлиборобах".

Положение их с каждым годом делается всё хуже и хуже, так как немцы, не стесняясь давать баснословные деньги за все свободные земли, всё больше и больше расширяют свои владения, притесняя своих соседей – малороссов. Многие из сих последних имеют слишком ограниченные земельные наделы, и поэтому раньше всегда пополняли эту недостачу арендою у соседних помещиков, теперь же почти все земли последних перешли в руки колонистов, и эти уже от себя в аренду не дают ни на каких условиях и нисколько. Что приходится делать хохлу без земли, когда у него все средства к жизни вытекают именно из хлебопашества, благодаря местным условиям природы и врождённой их наклонности? Остаётся один исход – бросать родное гнездо, дедами ещё свитое, и искать счастья на чужбине. Так и делают; они почти целыми деревнями оставляют родную Украину и едут, – часто и сами не зная, где зацепятся; едут в Уссурийский край, Сибирские, Приволжские губернии и проч. А кто не знает, как тяжело разставаться им с своею действительно "ридною Украиною", политою кровью своих предков; как тяжело им покидать "стены шыроки и гаи зылени"! Ни один, почти, народ так не привязан к своей родине, как малороссы. Малорос проживёт 20 лет вдали от родины, но мысль о родине его никогда не покидает. Это, между прочим, подтверждается тем обстоятельством, что ссыльные поселенцы-малороссы, будучи задержаны за переход Сибирской границы, всегда с неутешною грустью заявляют, что оставить место поселения их заставила безпредельная тоска по родине; что они желали хоть бы только взглянуть на свою милую родину, и при этом непременно плачут (я несколько лет жил в Уфе – ближайшем пограничном с Сибирью городе, и мне нередко приходилось беседовать с этими несчастными). Но скоро придёт время, когда этот родной и дорогой для малоросса "куток" будет представлять из себя чужбину, и народ разбредётся по Руси горе мыкать. Зато в настоящее время сельское хозяйство на юге России в прогрессивном состоянии (??) (Главный мотив, на основании которого колонистам разрешено было приобретать недвижимость). А что в том толку, когда это всё идёт во вред коренному населению. Правда, малороссы обрабатывают поля без букарей, самокосилок, сноповязалок и пр., которых они не в состоянии приобретать, а самодельными плугами, запряжёнными волами и ручными косами; тем не менее Малороссия с давних времён славилась благоустройством сельского хозяйства и многих наделяла своим излишним хлебом.

В башкирский край, именно в Уфимскую губернию, переселение малороссов, главным образом, из губерний Полтавской, Черниговской, Екатеринославской и Харьковской, началось года два – три тому назад. Они селятся преимущественно в Стерлитамакском и Белебеевском уездах, как более степных.

Такие переселения всё увеличиваются чуть не с каждым днём, и за последнее время в Уфе нередкость видеть на улице кучку малороссов, проходящих непременно по дороге, а не по тротуару (отличительная черта их). Они даже приводят к этому основания, говоря, что "там" должны ходить только паны.

В Уфе они берут необходимые сведения и справки у чиновника по переселенческим делам и приобретают земли от владельцев за 15–25 руб. десятину.

Довольно интересное явление наблюдается всегда у малороссов-переселенцев: они почти всякую хозяйственную мелочь тащат с собою за тысячи вёрст, как то: кадушки, корыта, бочёнки, лопаты и проч., тогда как всё это здесь втрое дешевле, чем у них на родине.

По прибытии на участок, они избирают удобное для поселения место и предварительно делают землянки, затем, уже хаты. Как в ведении сельского хозяйства, так и в отношении архитектуры малороссы не делают ни малейшего отступления: у хат такие же "стрихы", "верхы". Они также постоянно выбелены мелом.

В Стерлитамакском уезде есть довольно большая слобода, заселённая малоросами Харьковской губ. всего года три тому назад. При въезде в эту слободу я просто забылся, воображая, что нахожусь в Малороссии, – везде по улицам слышен малорусский говор; там около хаты, стоит плуг, на крыше лежит коса с грабками; две дивчины в черевиках и в белых рубахах, с широкими вышитыми рукавами, стоят около колодца "с журавлём". Далее, хлопец "в батьковски шапца" погнал волов на водопой, а другой, верхом на лошади, без уздечки, мчится во весь карьер с поля домой. Отец – в широчайших "выбойчатых" штанах, по выражению Гоголя – с Чёрное море, и в чёботах необыкновенных размеров, встречает его в воротах и дерёт за чуб, "щоб худобу бериг".

Пашут малороссы в две пары волов, или лошадей, и сравнительно гораздо мельче, чем это делали на родине, так как земля здесь, не будучи переработана в такой степени, не требует глубокой вспашки, да и самый грунт земли не позволял бы этому, ибо в некоторых местах пласт чернозёма доходит всего лишь до четверти аршина, а затем, следует глинистая почва, почти безплодного свойства. Некоторые затруднения для переселенцев-малороссов представляет знакомство с местными климатическими условиями. Посев яровых хлебов производится почти за месяц позже, а озимых – раньше, чем это делается на Юге, но созреванием хлеба опаздывают не более, как неделею или двумя. Такому быстрому, сравнительно, созреванию хлебов способствует благоприятный климат, довольно тёплый (иногда свыше 40( R) и вместе с тем постоянно влажный, благодаря частым дождям, массе рек, озёр и лесов.

Местные жители сеют, главным образом, рожь, гречу, просо и полбу; с переселением же малороссов, Башкирия закрасовалась золотистыми колосьями гарновки, кубанки и пр. на удивление коренному населению, ибо старания их развить посев пшеницы в такой степени оставались безуспешными, и они не подозревали, что всё это происходило, благодаря такой системе удобрения полей, какой они придерживаются. Какая же может быть пшеница на ниве, зря изрытой сохою и часто заскороженной не бороною, а хворостом, что делается таким образом: навязывают большой жмут хворосту и таскают его лошадью по изрытому засеянному полю.

Уборку хлеба переселенцы производят косами, с особыми приспособлениями (грабками), и в то время, как десятина убирается 8–10-ю серпами, хохлы кончают её одновременно при одном косаре и двух вязальщицах, не говоря уже о превосходящей чистоте уборки, ибо жнец, в особенности работник-башкир, чтобы скорее кончить работу, старается побольше захватить в руку стеблей и поэтому у многих срезывает лишь одни колосья, которые тут же роняет на землю, а стебля местами остаются в аршин.

Из числа всех местных инородцев, как то мордвы, чуваш, черемис, вотяков и др., включая сюда и русских, башкиры в физическом развитии стоят выше, но ниже своих новых соседей малоросов, и как народ полудикий, праздный и превышающий своею численностью всех много – причиняли и причиняют вреда всем своим соседям, – нахально и безнаказанно совершая у них кражи, самоуправства и проч., а отдав свою землю в аренду под посев, они, когда хлеб созреет, преспокойно отправляются на поле толпами, жнут и увозят его с собою, если хозяева не успеют дать им выкуп. Так хотели они поступить и с новыми своими соседями, но, как говорится, обожглись, ибо последние, как и предки их, дружно и энергично защищают свои права и встречавшиеся между ними стачки всегда оставались на стороне хохлов. Так, например, летом прошлого года произошёл такой случай. Весною приехали переселенцы Харьковской губ., Сумского уезда, семейств около 150, и купили землю в Стерлитамакском уезде. Так как подошло время яровых посевов, а участка своего они ещё не распланировали, то под посев взяли земли у башкир-соседей, по 30 коп. за десятину – и вот, когда приблизилось время жатвы, башкиры целою деревнею отправились в поле на уборку хлеба. Завидя это, хохлы тоже всем посёлком отправляются туда, но встретив сопротивление со стороны башкир, завязали драку. Видя такое упорное отстаивание и заметив физическое превосходство хохлов, башкиры поспешно оставили поле сражения, при чём в результате – на стороне хохлов оказались только с "подбитыми глазами", а из башкир троих увезли на телеге.

Другой случай ещё более доказывает, что малоросс, если приходится ему стать в защиту себя и своих прав, не остановится ни перед чем и всегда найдёт орудие защиты. Это было в Белебеевском уезде в посёлке переселенцев-казаков, кажется Полтавской губ. К одному из них, как более зажиточному, повадились по ночам хозяйничать башкиры: то амбар подломают, то клуню (овин), то коморю (чулан). – Он только успевал заявлять властям, не обращавшим никакого внимания на такие заявления. Наконец кто то из его односеленцев подсмеялся над ним: "щож ты дывысся, не пидстережешь? воны у тебя скоро и жинку украдут". Только эти слова заставили хохла "пидстерегты" (подкараулить). И вот он в одну тёмную ночь видит, что к амбару подъехали на лошадях две подводы, и вскоре амбар отворился. Хозяин, никому ничего не говоря, вооружается ружьём, чуть не с пушку, и потихоньку, с осторожностью запорожца подходит к амбару, став около дверей и взяв ружьё за ствол, он громко крикнул. Башкиры, очевидно, вообразив, что амбар оцеплен массою народа и ища спасения, бросились к выходу, а хохол принялся угощать их прикладом ружья а так как они были в сусеках, набирая в мешки зерно, то потому и не могли все одновременно броситься к двери, что хохлу дало возможность угостить каждого, и только последнему досталось мало и то лишь потому, что ложе ружья разлетелось, – остальные лежали тут же у двери и оказались вооружёнными.

Теперь башкиры начинают сознавать, что посягать на собственность малороссов слишком рисковано, и поэтому они уже относятся к ним весьма дружелюбно. Они только удивляются, как это такой "большой" народ, называется малороссами: "какой-такой он мал-урус, он бик зур урус", очевидно не понимая значения названия – "малоросс".

Но как ни весело, роскошно и зажиточно живут уже некоторые малороссы, однако напоминание о родине сейчас же наводит на них страшную грусть и тоску. Мне как то пришлось иметь беседу с одним, довольно развитым и симпатичным стариком Панасом Сабадашом, одним из героев взятия Шамиля, как он говорит "Чмиля". А що говорю, диду не кортыть на Украину? – "Де вже, голубчыку, не кортыть. О так бе знявся, тай полытив. Нехай бе тут срибро лопатамы грыблось, той то б не кынув бе свою родыну, колы б хоть трохы можно було жыть дальши. А тож бусурменьска нимота зовсим затерла нас. А деж нам за нымы тягатця, колы воны з нимеччины гроши возят трохы не возамы. – Як чого треба, то зараз и купе, не тургуючысь".

– "Оть вы кажыты що земли ниде брать, – продолжал я, – хиба оправдiуся земля пререшила нимцям, а паньской зовсим нема?"

– "Де-ж воно нема – есть… О тож у якого задержалась то сам сие, а проявылось лышня дысятина, тож нимци загарбают. Пан просе сим карбованцив, а нимец висим дае. А паны билше все з ляхив, – хиба дуже потурают нашому лыхови. Ще смиютця, ксикуют за нас, згадуючы, мабуть, старовыну".

(Оказалось, что Сабадаш довольно хорошо знаком с историею Козацко-польских войн и вообще с историею Малороссии, что между крестьянами и простыми казаками явление весьма редкое).

– "Ну, та нехай пануют, нехай хозяйнуют на нашим поли, колы так склалось", продолжал Сабадаш, стараясь скрыть порывы заметного раздражения. "З украины нимеччску роблять, нас з земли зтырают та нихто цего, буцим, не добачае, хоть бе и требаб було де кому озирнутьця".

Я не хотел дальше продолжать разговор по этому поводу, и не заметно перевёл его на другую почву, о том, как они брали "Чмиля"».

Приглашаю на сайт «Роднов и его друзья»








Связанные темы и персоны