Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сам уже в окопе, старый ...

Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
  29.03.2023   22749    3123

Зря карлик ползал на ...

Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
  21.03.2023   13888    73

Военный преступник. ...

Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
  17.03.2023   19938    69

Молодежь в гробу видала ...

Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
  16.03.2023   37975    32

Пыня пошутил над холопами ...

Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
  14.02.2023   22628    273

Борьба дерьма с мочой ...

Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
  12.02.2023   18796    22

Ублюдочный путинизм в ...

Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
  11.02.2023   33539    33

Фильм о преступлениях ...

В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
  15.01.2023   27138    252

Утилизация холопов, ...

Путин назвал положительной динамику военной спецоперации на Украине. Президент ...
  15.01.2023   41202    8

Подох этот, подохнет и ...

Сегодня, 11 января, так и не дожив до суда, скончался Муртаза Рахимов. Ему было ...
  12.01.2023   34576    80

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Март 2023 (4)
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (5)
Декабрь 2022 (4)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)

Где же золото Шулгана?

7



История аулов Башкортостана весьма уникальна и интересна. Мы исследовали историю деревни Шулганово Татышлинского района Республики Башкортостан. В итоге можно смело утверждать, что башкирская концептуальная доктрина при анализе происхождения деревень в северных районах Башкирии принципиально и фактологически весьма не корректна. То есть башкиризаторские изыскания таких историков как Асфандияров по истории сёл и деревень края однобоки и заидеологизированы.

Где же золото Шулгана?


- Ну, нашли вы это золото. Как будете делить его? - Голос женщины был недовольно-переживающим. - С братьями и сестрами не пересоритесь?

- Вначале надо найти это золото,- сухо сказал муж. - А дальше видно будет. Перед золотом не думают о родственниках.

Женщина, взглянув на переднее стекло автомобиля, резко оцепенела. Испугавшись, вскрикнула:

- О боже!

Немного успокоившись, только кончиком глаз взглянула на мужа. Разинув рот, она хотела что-то сказать, но немогла. Далее она всмотрелась на машинное стекло. Немного проехав, вздохнув полной грудью, она стала дышать спокойно. Улыбнулась. Еще раз взглянула на мужа.

- Вроде это только сон, - сказала она, удивляясь своей простоте. - Видимо сладко задремала…

Муж на неё взглянул удивленно.

- Что?

- Черная корова…

Жена, конечно же не видала широко раскрытые глаза мужа от удивления в темной машине. Но она это чувствовала всей своей душой и телом.

- Я видел черную корову, говоришь… - сказал он будто радуясь своей глупой наивности. -Она шла прямо на нашу машину и резко пропала.

- Говоришь черная корова…

- Да, она очень большая была. Я даже подумала, разве бывают такие большие коровы. Если такая корова встретиться на яву, то она просто разорвет машину в клочья. Ладно, что это был только сон.

- Черная корова…- повторил муж опять, но уже в его голосе не было насмешки. - Черная корова…

- Я даже не думала о коровах, а приснилось - Женщина усмехнулась. - Да разные сны снятся адамову роду.

Мужчина промолчал. Закурил сигарету. Ничего не сказав, затянулся пару раз и выкинул сигарету в окно. Далее повернулся к жене.

-Говоришь, разные сны снятся?! - Сказал он делая ударение на каждое слово, - А ведь, ты не спала.

- Как так…

- Вот так. Ты сидела и со мной разговаривала.

- Вот так. Ехала и со мной беседовала.

- Разыгрываешь…

- Ну конечно, шучу…- Голос мужа был твердым и сухим. - Говорила про золото. Резко вскрикнула и замерла. И начала рассказывать про черную корову.

Жена молчала. Она вроде не знала ни что думать, ни что сказать.

- Мы доехали до горы, где по преданию зарыто золото, - не желая надолго тянуть молчание. - Это на самом деле суеверное опасное место. И черную корову здесь видела не только ты одна…

- Ты что тоже видел? - Женщина еще хотела что-то сказать, удержавшись от вскрика, она закрыла рот своими ладонями.

- Я…

Муж: «Я не видел» -хотел сказать вроде бы, но продолжить разговор не смог. Впереди стояла большая черная корова готовая боднуть машину, он резко нажал на тормоз и повернул руль на обочену дороги. Гул и скрежет тормозов, разорвали ночную тишину, послышалось ломанье деревьев и шум искареженного металла. «Жигули» рванув в кювет, ломая деревья, несколько раз перевернувшись, ударилась в толстую пихту и вновь мир охватила тишина.

Я так представил автоаварии случающиеся близ деревни Шулганово Татышлинского района Республики Башкортостан. Эти края привлекают к себе внимание не только паронормальными явлениями, но и своей древней историей.

Этот район был издавна под прицелом историков и археологов. Источники, доказывающие проживание в этих местах людей с начала нашей эры притягивали ученых. А в 1967 году под руководством академика Н. А. Мазитова археологи находят древнее городище (Шулгановское городище, Шулгановское селище) они располагались в местах-горах под названием «Калатау», «Акуптау», «Буртау», «Такмантау». Это городище было окружено глубоким рвом и тыном в 4-5 метров. В низовьях этих гор на речках Гаря и Шашкип располагались и древние деревни. («Археологическая карта Башкирии». М. ,1976. Отв. ред. Бадер О. Н. , Мазитов Н. А. С. 29-31,81-98. ) По мнению ученых эти городища функционировали во втором веке нашей эры и относятся к Бахмутинской археологической культуре. Это культуру сформировали гунские и финно-угорские племена. (Мазитов Н. А. «Тайны Древнего Урала». Уфа,1973. С. 115-126. Мазитов Н. А. , Султанова А. Н. «История Башкортостана с древнейших времен до ХVI века». Уфа,1994. с. 92-122, «Бахмутинские племена VI-VIIв. в. », с. 111-119. )В то же время есть ученые которые относят данные находки к Мазунинской археологической культуре (В. Г. Генинг, Т. И. Останин, В. А. Иванов), которая образовалась как поглощение скифско - сарматской общности финно-угорскими, мадьярскими и балтскими племенами. В втором веке она подвергается сильнейшиму влиянию гунн, а далее тюрков и в VII веке рождает Бахмутинскую культуру. Эти процессы являются следствием Великого переселения народов.

Даже в наше время эти места своими легендами привлекают внимание деревенских обывателей. В этих горах, а точнее под ними слышатся странные звуки похожие на звон железа. Так местные жители по сохранившимся сказаниям считают, что там зарыто золото Салавата Юлаева и Емельяна Пугачева.

А какое золото без хозяина? Вот этой хозяйкой золота и является как многие считают черная корова, которая появляется тем кто забыл о духовных ценностях и только думает о богатстве.

Деревенские строжилы рассказывают, что в этих местах постоянно воевали повстанцы с царскими войсками. И видно в то время и закопали клад восставшие. Однако до сих пор эти богатства не найдены, хотя многие искали их. Если вопрос золота остается открытым, то несомнено то, что здесь часто случаются трагедии.

К представителям бахмутинской археологической культуры в VII-XII веках приходят знатные булгарские племена буляр, биляр, гайна, джаней, юрматы, юрми и основываются на берегах Агидели, Камы, Буя, Таныпа, Гаря. Влияние булгарских племен сохранилось ив топонимике. Например, деревня Юрмияз и одноименная река Юрми были названы в честь булгар, также деревня Болгар, да и сам районный центр Татышлы от булгарского племени Татыш (по русски Тетуши). (Кузеев Р. Г. « Происхождение башкирского народа». М. , 1974. с. 318-319).

Позже сюда приходят башкирские племена, которые были ассимилированы булгарами. А в XIII-XV веках эти земли попадают под владычество Золотой Орды и к здешним племенам присоединяются монгольские, тюркские, огуские - печенежские, уранские племена, они так же были отатарены. Таким образом во времена Великого Булгара (VIII-XII в. в.), Золотой Орды (XIII-XV в. в.), Казанского ханства (1438-1552 г. г.) эти земли были подвластны этим мощным государствам и, соответсвенно, здесь перемешалась многих этносов скифов, сармат, гунн, тюрков, финно- угров, мадьяр, башкир, монгол и образовался типтярско- татарский этнос. (Кузеев Р. Г. «Происхождение башкирского народа: этнический состав, история расселения. М., 1974. с. 316-374).

Расположенный в Уфе институт биологии и генетики провел сравнительный анализ генетики населения края и пришел к такому выводу, что северный и северо-западный регион Башкортостана по своему геному очень близок к татарам, а юго-восточная часть к народам Сибири. (Хуснутдинова Э. К. «Молекулярная этногетика народов Волго-Уральского региона». Уфа,1999, с. 50-53,147,204-205. Лимбарская С. А. , Хуснутдинова Э. К. , Балановская Е. В. «Этногеномика и геногеография народов Восточной Европы». М. ,2002,с. 174-176. Викторова Т. В. «Генофонд народов Волго-Уральского региона: полиморфизм ядерной, митохондриальной ДНК и анализ мутации в генах наследственных заболеваний». Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук. М., 2002,с. 18-27,31-32,40-41).

Родословная известного поэта Гали Чокрыя также подтверждает нашу позицию. Его род исходит из племени Кара Табын, которое кочевало по реке Миас и затем переселилось в Татышлы. Его пращур был знаменитый Муйтан бий, который верой и правдой служил Чингисхану, за оказанную доблесть он был награжден всеми башкирскими землями по Уралу и Агидели. Далее его внуки Исен бий служил казанскому хану, защищали северо-восточные границы ханства, за что получили прозвище Иректы (крепость). С представителями казанского хана они охотились по берегам озера Сырган, что близ деревень Чокыр и Джиримзи.

Во времена казанского ханства эти земли подвергались нападению ногайских татар, но все же им сломить сопротивление казанцев не удалось. Вскоре они смешались с местным населением. Остатки ногайского языка до сих пор чувствуются в таких аулах как Илмат, Булегарт - Кайпан, Кодаш, они разговаривают используя ногайское слово «кый».

Между деревнями Шулган, Кашкак, Сабанчы есть лесок под названием Нугай (ногайский). На этом месте в средние века располагалась ставка ногайского хана и его войско вместе с юртами. Отсюдова они нападали на гору Такмантау, где держали оборону казанцы, которые скидывали на них дубовые бревна, через крепостные стены и ров,который был вырот китменем, что и вероятно и дало назвние горе (переиначено от Кетментау в Такмантау).

За ногайским леском есть местечко под названием Чардуган тау. По преданию здесь похоронен татаский или булгарский мурза, а далее есть древнее кладбище Алыплар зираты. По сказаниям здесь похоронены воины со времен Великого Булгара.

Таким образом мы видим что в истории аула отразились и противоречения между Казанским ханством и Ногайской Ордой после распада Золотой Орды.

Мы расматривали общерайонную историю, так давайте сейчас перейдем к истории непосредственно деревни Шулгана. Старожилы говорят, что была письменная история шажаре - родословная Шулгана, но она по разным версиям, по мнению первых пропала во время гражданской войны, вторых сгорела во время пожаров в 1906 или 1931 годах, третьих потерял один мулла когда его репрессировали. Есть также версия, что она хранится у какого-то старика в близ лежащей деревни.

Есть легенда и том что её вывез в Турцию грамотный мулла, экстросенс, врач Рахимджан. Что бы ни говорилось, но письменная история деревни до сих пор не найдена.

История гарейцев исходит из гарей-кипчакского рода. Гарейцы это окипчакизированные кереиты (тюркско-монгольский род). К XIII веку переселяются на берега Агидели. Они подвергают ассимиляции племена дженей, подчиняют всю окрестность. Главой племени был Гаряй бек он кочевал по берегам Волги. За проявленную доблесть в битвах и глубокий ум ему кахан выделяет земли по берегам Белой. До сих пор места и земли носят его название: Гаряй жире,Урман Гаряй, Река Гаря. (Кузеев Р. Г. «Происхождение башкирского народа. М., 1974. с. 360.)

Про историю деревен по реке Гаря, пенсионер, бывший учитель, Рашит Фаршатов пишет так: «В 1400 годы расположенном в нынешнем Калтасинском районе в деревне Иске Буртюк, человек по имени Гаряй становится хозяином всех земель по реке Гаря. С тех пор и повелось называть эту окрестность земля Гарея. В1700 годы в связи с ростом населения (из-за христианизации татар в Казанской губернии, татары переселялись сюда) еще было образовано 27 деревень по реке Гаря в том числе и наши деревня Шулган…Из деревни Югары Чат первым основался на месте Шулганова человек по имени Смак. » (Фаршатов Р. «Авылыбызның суын, ямен, тәмен беләм. “Җитәкче”. 1999 ел,4 август. 4бит).

Как рассказывали аксакалы деревня Шулган была основана в начале XIII века. В официальных источниках она впервые упоминается в пятой ревизии в 1795 году. В то время в Шулгане было 22 двора с 86 жителями. В 1816 году дворов было 25, жителей-91 душа мужского пола. 291 человек при 53 дворах показала восьмая ревизия 1834 года. В 1859 году насчитывалось 567 человек-92 дома. 297 мужчин и 280 женщин при 100 дворах отметили в 1870 году. Советская перепись 1920 г. Взяла на учет 1278 человек при 253 дворах.

Рядом с деревней Шулганово её жители основали новую деревню при реке Юрмияз под названием Чишмы (или Аряк). Это произошло в начале XIX века. В 1816 г. В ней проживало 50 человек, в 1834г. -72,в 1859-57. Перепись 1920 г. Показала 70 чел. ( Асфандияров А. З. «История сел и деревень Башкортостана». Справочник. Книга пятая. Уфа,1994. с. 31-32).

Происхождение названия деревни так объясняют: наши предки когда обосновывались и строились они скатывали с близлежащих гор бревна. По русски скатывали, а по татарски «шудырганнар» отсюда и первоначально аул назывался Шуган. В русских официальных источниках деревня называлась Шулганово, в башкирских Шүлгән. В настоящее время деревня носит название Шулган.

Вся округа была в непроходимых лесах. Наши предки все это выкорчевывали, сжигали и сеяли хлеб, разводили скот, охотились, рыбачили, занимались пчеловодством и разными ремёслами. Немного погодя появилось пять водяных мельниц. Так как население было мусульманским воздвигли две двухэтажные мечети.

Когда было разгромлено Казанское ханство, русское правительство начинает политику национального гнета и христианизации татар особенно при таких царях как: Петр I (1682-1725г.г.), Анне Иоановне (1730-1740г.г.), Елизавете (1762-1796г.г.), Екатирине (1762-1796г.г.). Татары и башкиры против этой подлой политики стали поднимать восстания под руководством Алдар батыра, Карасакала, Батырши, Салавата Юлаева, Канзафара Усаева, Мясагута Гумерова и др. Насильственная христианизация татар приводила к тому, что они уходили из своей исконной родины и старались селится где живут братья по крови и вере в башкирских землях. Из Татарстана из города Тетуш (Татыш) переселенцы организовали деревню Татышлы, из Болгара деревню Болгар, из Балтача деревню Балтач и др…Они в эти края привнесли свою татарскую развитую цивилизацию и продолжали борьбу с насильственной христианизацией. Русское же царское правительство вело политику «разделяй и властвуй», сеяло раздор между двумя братскими народами - у татар все отнималось, они превращались в паупер - пролетариев,а башкирам давались вотчинные права и разноплановые налоговые льготы, поэтому татары вынуждены были писать в переписях себя башкирами, но все равно не удалось их сломать они сохранили свой язык (хотя и диалектный типтярский), свою культуру, свою веру.

Деревенские аксакалы, особенно бывший председатель колхоза Габдевали Гараевич Гараев рассказывал что деревню организовал род Чуры (то есть батыров) это Аккуз Чура и его братишки Байчура, Ятим чура, Факырь чура они пришли из запада из местечка Буртюк Гарай (Бертөк Гәрәй). Эти братья также основали деревни Кашкак и Тау. Далее к этому роду присоединились такие роды как: род Тубала, род Гали, род Талкара, род Ар, род Кафер -
- Тафер, род Казан бая и др.

Когда восстание Пугачева было разгромлено всюду рыскали каратели. Вот в это время в Шулгане появляется женщина переодетая в мужской костюм. Работники Файзуллы бая быстро схватывают её думая что это вор и приводят к хозяину.

- Я близкий друга Емельяна Пугачева- говорит пленник -за мной гонятся царские каратели. Пожалуйста, не погубите, не выдайте.

Файзулла в раздумье. Хотя он сам с оружием в руках в восстании не участвовал, но симпатизировал им и оказывал всяческую помощь. Но он также понимал, что восстание разгромлено вконец и его могут жестоко наказать если узнают, что он укрывает приближенного Емельяна Пугачева. Каратели даже могут сжечь и всю деревню.

- Пожалуйста, спасите,- умоляет пленник, -они вот-вот будут здесь. Сжальтесь не сгубите душу, не выдайте врагам.

Файзулла чувствуя некое противоречие в манерах пленника приказывает ему раздется. Пленник то оказывается женского рода…

- Да ты ведь женщина…-серьезно говорит дед. - А я то думал, что я разговариваю с воином.

Он уже хотел было уйти, но повернувшись приказывает слугам:

- Состригите её на голо, лицо обмажте золой. Когда прийдут солдаты пусть претворится немой и пусть лишь слюни текут с её рта. Пускай подумают что это сумасшедшая девушка.

Так как таким образом уже многих удалось спасти. Работники бая все сделали как надо приготовили несчастную к прибытию карателей. Она изменилась до неузнаваемости. А преследующие её солдаты даже на неё не обратили внимания подумав: «Это же сумасшедшая дочь Файзуллы».

Беженка долгое время пряталась у Файзуллы. Через некоторое она влюбилась в своего спасителя. Любовь такой красавицы не мог отвергнуть и пожилой татарин. Они поженились, у них родились сыновья. И когда Файзулла был чем-то недоволен на них он шутя и с любовью на них ворчал - род кяфиров - тяфиров. И так прикрепилось это прозвище к этому роду.

Особенностью шулгановцев является также то, что они испокон - веку активно участвовали в национальных движениях за свободу своего народа и за веру. Например, здесь вырос старшина Урман-гарейской волости Джумгакай (Җомгакай) Аскаров, деревенские аксакалы о нём до сих пор с теплом и гордостью вспоминают,в том числе бывший председатель колхоза Габдевали Гараевич Гараев. По архивным данным он татарин- активный сподвижник Салавата Юлаева и Емельяна Пугачева. Под его руководством восставшие в декабре 1773 года захватывают город Усу, в 24 мая 1774 года Бирск, в этом же году разрушают Ангасякский завод. Во время крестьянской войны Салават Юлаев когда готовил войска на захват Бирска, Усы, Кунгура несколько раз проезжал через Татышлинский район. Особенно это было 1774 году. По сохранившимся сказаниям он именно в это время с Джамгакай Аскаровым и закопал клад на горе Такмантау.

С особым уважением рассказывают в ауле о роде Казан бая. Этот род был из Казани они обосновываются на реке Буй. Казан бай там родился и вырос, затем он отделяется от отчего гнезда и поселяется в Шулганово так строит дом в Гарибашево. (Гарибашево - находится на царском тракте, который обслуживали проживающие здесь удмурты, которых переселили из деревень Кашия и Кызыляр. Они отвечали за участок от аулов Чишма-Кодаш). Казан бай в эту деревню привносит татарскую культуру и мусульманизирует её. Он был богатым купцом. Когда он брал человека на работу, то испытывал его едой, философия Казан бая была такова: «Если человек хорошо кушает, значит он здоров. Если здоров, значит будет хорошо работать».

Также до наших дней дошли и такие его слова: «Если хочешь чтобы работник хорошо работал, создай ему достойные условия». Он не был пустословом, каждое своё обещание выполнял, его труженники жили в достойных условиях, поэтому авторитет купца был высок. Видя что мусульманские дела стали интенсивно расти, это вызвало недовольство государственных служб, которые стали угрожать Казан баю и настоятельно советовать прекратить мусульманизаторскую деятельность, но он был тверд- ислам не предал. Тогда приспешники жандармов между деревнями Гарибаш и Кодаш убили Казан бая. Этот овраг до сих пор носит название Казан бай ептысы.

Во времена гражданской войны двадцать человек ушли воевать в башкирскую дивизию Заки Валиди, а пятьдесят пять в Казань в татарские войска.

До революции деревня была свободной бытовые проблемы решала сама через институт земств. Центром правления был Джиен (Шура), его возглавляли аксакалы, муллы, баи,голос середняков тоже был слышен. Был также свой кади он регулировал уголовные отношения по шариату. В большинстве случаев уголовные дела решались через деревенского мусульманского судью. В особо опасных случаях вызывался страженник из Бирска. Из государственных чиновников в Шулгане жил сборщик налогов –добрынник. Кто не мог платить налоги его отправляли на принудительные работы-зимагур.

Деревеские дороги, больницы, школы ездил и проверял земской. С 1865 по 1917 г. г. Шулган относился к Уфимской губернии, Бирскому уезду, Кызыляровской волости. В одну волость входили до двенадцати деревень. Их представителем избирался волостной и при нем писарь.

Для выборов специального помещения не было, они проводились в разных деревнях. Последним волостным был житель деревни АкбулатМухаметгарей Карабаев, а при нем писарем был некто по имени Сашка. Волостному подчинялся деревенский староста.

Как видно в микросистеме деревни государственно-бюрократический слой был мал. Аул жил на основах самоуправления. Может быть поэтому и народ жил зажиточно. В деревне было до двадцати богатых семей, а основная масса являлась середняками, пауперов было мало. Исходя из данных ревизий и переписей каждое хозяйство держало по 3-5 коров, несколько лошадей, множество овечек, много бортей. Купцы на телегах проезжая из аула в аул успешно торговали товаром. В деревне были развивались деревенские татарские промыслы и ремесло.

Трагедии 20-30 годов ХХ века не обошли и Шулган. У тридцати хозяев были отобраны все имущество, нажитое своим собственным потом и кровью, а сами сосланы в Сибирь. В 1920 году в конце октября в деревню приезжает комисар по фамилии Малютин. Он просит чтобы деревня помогла Красной армии с продовольствием и одеждой. Попросив у деревенского старосты Кашфуллы Хусаинова помощников аул разделили на четере участка и стали отбирать продовольствие. С середняков забирали-200 пудов, с багачей-400 и все провожали в армию. У Ахметхан бая забрали 1000 пудов спрятанного в амбаре зерна…

В ноябре 1920 года из деревни Югомаш Янаульского района вышел вооруженный отряд из четырех человек в деревню Курдем. Там они вытащили во двор известного просветителя Гарифуллу хазрета Киекова, сына знаменитого поэта Гали Чокрыя и там его зарубили саблями. Затем они направились в Шулган. Узнав данные у деревенского таросты, убивают Шаретдина хаджи, затем Кахарман бая, в защиту вступился бедняк Локман его тоже растреливают. Несколько человек которых называли кулаками вынуждены были скрыться в лесах. (Фаршатов Р. “Җитәкче” газетасы, 11 август, 1999 ел.).

Во времена Великой Отечественной войны на фронт уходит более шестиста человек возвращается только 120 и то большинство либо с одной ногой или рукой.

В 1947 году в период военных учений маршал Г. К. Жуков приезжает в Башкортостан. Основная цель маневров форсирование водных преград, совершенствование наступательных возможностей войск. Тогда он приезжает ив Шулган свою ставку обустраивает на горе Кабантау и там руководит ученьями. С деревенскими, особенно с фронтовиками он очень душевно общается. Кормит всю деревню из полевой кухни. О нем до сих пор с теплом вспоминают шулгановцы. Светлые следы знаменитостей и сегодня сохраняются в памяти сельчан. Знаменитый татаро-башкирский поэт Ангам Атнабаев здесь работал учителем, свои первые пьесы он писал и исполнял здесь. Также известная поэтесса Сажида Сулейманова в 1944-1946 годах учила шулгановских ребятишек. Её скромностью, светлой душой, искренностью до сих пор восхищаются шулгановские старожилы.

В истории Шулгана было немало светлых и темных периодов. Но жители деревни свою судьбу связали с роком отечества и несмотря ни на что смотрели и смотрят с надеждой в лучшее своё будущее. У тех кто не знает своей истории будущего нет, поэтому они зная прошлое ценят настоящее и уверенно шагают в будущее. А мы знаем что золото Шулгана не в толще земной, а в душах людей.

Историк Роберт Фатхиев. Статья была по-татарски опубликована в государственных общественно-политических газетах «Өмет» («Омет») и «Тәтешле хәбәрләре» («Татышлинские вести») и в республиканском татарском художественном и общественно-политическом журнале «Тулпар» в 2004 году.

Роберт Фатхиев, Уфа, Башкирия - Башкортостан








Связанные темы и персоны