
Инфраструктура ГУЛАГа была везде. Когда смотришь на ее географию, становится ясно, что главной задачей ГУЛАГа была помощь в строительстве промышленных объектов, которые возводились преимущественно в обжитых местах.
...до 70 процентов всех объектов ГУЛАГа располагалось вблизи крупных и средних городов. ГУЛАГ был городским явлением.
В постановлении Совета народных комиссаров СССР от 11 июля 1929 года «Об использовании труда уголовно-заключенных» есть прямое указание ОГПУ «расширить существующие и организовать новые исправительно-трудовые лагеря (на территории Ухты и других отдаленных районов) в целях колонизации этих районов и эксплуатации их природных богатств путем применения труда лишенных свободы».
Поначалу они заполнялись крестьянами, раскулаченными в ходе коллективизации, но к ним быстро добавились другие «социально чуждые элементы».
При сталинской индустриализации использование труда заключенных распространилось на всю советскую экономику.
Писательница Энн Эпплбаум, автор известной книги «ГУЛАГ: паутина большого террора», выступая в 2003 году с докладом в Гарвардском университете, с цифрами в руках показывала: полная стоимость строительства и содержания лагеря на Соловках, с зарплатами охраны примерно сопоставима с расходами на вольнонаемный труд.
Хотя, конечно, сам труд заключенных был бесплатным.
Если обычный человек знает, что у него есть высокая вероятность попасть в существующую в стране обширную систему принудительного труда, это формирует у него не только политическую, но и экономическую лояльность.
Иными словами, угроза попасть в ГУЛАГ за малейшие проступки (опоздание на работу, брак в производстве) вырабатывала у свободных людей отрицательную мотивацию, заставляя их подстраиваться под существующие условия труда.
Использование бесплатного труда заключенных действительно освобождало финансовые ресурсы государства для инвестиций в физический капитал.
Например, почти полностью построенная Трансполярная железная дорога, на которую были потрачены колоссальные финансовые и людские ресурсы, в результате оказалась невостребованной.
Советская экономика была замкнутой, поэтому развивать прежние приграничные центры, которые в случае войны рискуют первыми достаться противнику, не было никакого резона. Приоритет отдавали городам в глубине страны: Свердловску, Новосибирску.
В европейской части России, где было больше сельского населения, которое ... у нас эта избыточная рабсила перемещалась на восток, в малоосвоенные регионы страны.
Подсчитано, что дешевле дать большинству жителей Норильска компенсации для переселения на Большую землю, чем содержать всю его огромную, затратную и неэффективную социально-экономическую инфраструктуру.
У нас перед глазами есть пример канадского аналога Норильска — города Томпсон, где в чуть более мягких природно-климатических условиях находится горно-металлургический комбинат, сопоставимый по объемам продукции с «Норникелем». Только разница в том, что в Норильске сейчас проживают немногим менее 200 тысяч человек, а население Томпсона — 13 тысяч. Представляете, какая для канадской экономики выходит экономия финансовых и прочих ресурсов?
ГУЛАГ — это мина замедленного действия под будущее России, которая уже сработала. Мы унаследовали от СССР искаженную географию размещения населения — и это наше проклятие на несколько поколений вперед.
Лента.Ру
Оригинал публикации
Проклятие Сталина. Как ГУЛАГ заложил мину под будущее России
Раздел: История | Просмотры: 16555 | Комментарии: 121