Рейтинг публикаций пользователей
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Май 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Почему в Уфе отменили ...

Организаторы масштабного велофестиваля I BIKE UFA в столице Башкортостана ...
  29.05.2017   228   7

Гафур Гилязов: О текущей ...

Политический туризм особенно популярен в разгар ...
  29.05.2017   140   15

И снова пресловутый ...

26 мая в амфитеатре за Конгресс-холлом для уфимцев и гостей города звучали ...
  29.05.2017   148   8

«Спасите от ...

Общественники из организации защиты прав потребителей «Гражданский патруль» ...
  29.05.2017   175   24

Александр Дугин и приход ...

Исследование о главном идеологическом феномене постсоветской России — ...
  29.05.2017   182   3

Госдумовцы запретили ...

Законопроект был принят в окончательном третьем чтении. Депутаты ...
  29.05.2017   154   10

Жалобщиков-националистов ...

Администрация Президента РФ и другие федеральные органы, включая ...
  26.05.2017   2674   253

Потом Башкирия? Чувашия ...

Граница требует уточнения. Чиновники Чувашии и Татарстана встретились для ...
  26.05.2017   2044   22

У депутата от Башкирии ...

Заместитель председателя Комитета ГД по информационной политике, информационным ...
  26.05.2017   1082   7

Хамитов об инвесторах: ...

25 мая, глава Башкирии Рустэм Хамитов провел выездное заседание Общественного ...
  26.05.2017   1083   31

Темы и персоны
Архив публикаций
Май 2017 (113)
Апрель 2017 (142)
Март 2017 (154)
Февраль 2017 (128)
Январь 2017 (152)
Декабрь 2016 (159)
Читаемое за неделю
Читаемое за месяц

Верхотор. Рождество 2013

1


Идея поехать в старинное русское село манила давно. Находится оно в 220 км на юго-восток от Уфы, в верховьях реки Тор, что в уральских предгорьях. Знаменито село своим медеплавильным заводом, останки которого признаны памятником промышленной архитектуры XVIII века.

Верхотор. Рождество 2013


Впервые о Верхоторском заводе я узнал несколько лет назад, собирая материал для книги «Пирамида Салавата». Основали его в 1750-х гг. симбирские купцы Твердышев и Мясников на купленных у башкир землях. В 1774 году заводские рабочие присоединились к Пугачеву, прихватив пушки и ядра собственного изготовления. Когда пугачевское войско ушло за Волгу, восставшие башкиры захватили завод и увели в плен его жителей. «Там они пробыли почти полгода, выполняя «тягчайши», несносные человечеству работы «подвергались различным мучениям, а женщины – «обруганию» (Исторические записки. М., 1867. Т. 80. С. 302-303).

Верхотор. Рождество 2013


Искусная кирпичная кладка завода, где стены плавно переходят в потолок, позволяла строителям обходиться без перекрытий.

Верхотор. Рождество 2013


По такой же схеме, когда кирпичи держат сами себя, в 1855 году был построен мост, старейший у нас регионе. В разделе «Туризм» на сайте поселения сообщается, что «Именно по этому мосту в 1908 году 29 июня через село Верхотор пролегал путь Ахмет Заки Валиди Тогана».

Верхотор. Рождество 2013


Еще один памятник – церковь 1788 года. Благодаря своей удаленности от центров власти, она менее других пострадала в советское время. Церковь неуклонно восстанавливается силами энтузиастов, главным из них сегодня является отец Валентин, которого за личностные качества можно включить в список достопримечательностей Верхотора.

Верхотор. Рождество 2013


Верхотор. Рождество 2013


Картина в церкви


Видео:





Звонарь Степан, мастер на все руки. Свое будущее с Верхотором не связывает.


По легкомысленности моего приятеля, бравшего вопрос о ночлеге на себя, оказалось, что спать нам негде, кроме как в церкви на лавках. Выяснилось это часа за три до рождения Христа. Ну, что ж, за впечатлениями ведь ехал...

У входа в храм встретил крепкого словоохотливого деда Анатолия с благообразной внешностью - хоть икону с него пиши. Он приехал из Ишимбая помочь настоятелю провести рождественскую литургию. Рассказал как они совершают ежегодно на девятую пятницу после Пасхи Крестный ход от Верхотора до Красноусольска (около 90 км): "К нам присоединяются оренбургские, мелеузовские, - говорит Анатолий, - много исцелений было за время этих ходов, люди с Москвы приезжали с серьезными болезнями. Это ж не просто так - у человека остается в душе. Некоторые втягиваются… но трудно народ раскачивается. Вот, представь, село батюшка раска.чать не может, на что уж батюшка сам по себе добротный, и он не может".

К 12 ночи церковь была полна народу, самую активную часть составляли жители Ишимбая, регулярно приезжающие на службы в Верхотор только благодаря авторитету отца Валентина. Соотношение верующих было 1:10 не в пользу мужчин. Молодежи единицы.

Когда в 3 ночи священник стал зачитывать поздравление патриарха Московского, я приободрился надеясь на скорый отдых. После этого служба продолжалась еще два часа. А в 5:20 радостный батюшка пригласил свою паству, сильно поредевшую к тому времени, откушать в трапезную, где стояли наши вожделенные скамейки… Вероятно, у меня был вид мученика, потому что одна добрая семья сжалилась и пригласила поспать у нее.

Соглашусь с мнением, что многочасовые службы не способствуют привлечению молодежи и подобных мне случайных прихожан. С языком тоже проблема. Старославянский тяжел для восприятия. Академик Дмитрий Лихачев был категорически против перевода богослужебных текстов на современный русский язык, мотивируя это окончательной утратой старого языка, базового для всех славян. Однако это суждение ученого-филолога, и вскоре может встать вопрос: язык сохранять или церковь? Католическая церковь, пытаясь идти в ногу со временем, еще полвека назад отказалась от использования устаревшего латинского языка.

Все что не случается – к лучшему. Оказавшись случайно в гостях, я узнал, как живет народ вдали от цивилизации, куда не проник еще ни один оператор сотовой связи. Телевизор «Philips», аудиосистема «Aiwa», пылесос «LG», молоко к чаю из пакета фирмы «Дарёнка»... Это при том, что вокруг села необъятные просторы до горизонта.

- А что, коров у вас не держат?

- Кому? Работы нет, молодежи все меньше, все больше алкашей, которых везут сюда из Ишимбая эти, как их… риелтеры.... Раньше в это время дети по домам ходили, Рождество славили, а сейчас тишина.

Верхотор. Рождество 2013


На улице Верхотора


В 11 часов я был в Доме культуры на праздничном рождественском представлении. Самодеятельность действующей при церкви детской Воскресной школы. Пяток детей на сцене для 30 человек в зале. Накануне служитель церкви потратил часа два, чтобы составить к концерту маленькую, но красивую программку. Треть экземпляров оказалось не востребованной.



Несоответствие усилий и результата занимало меня. Где еще такое увидишь: возрождающийся храм в умирающем селе.

К 90-м годам в Верхоторе была небольшая больница, четыре водяных мельницы, школа, детский дом, в котором воспитывалось около ста детей со всего региона. Но как только колхоз «Восток» прекратил свое существование, всё стало потихоньку разваливаться. Нет теперь больницы, только маленькая амбулатория, а до Ишимбая - 40 км. Нет мельниц. Нет детского дома, денег на его содержание не было, и детей разбросали по другим детским домам, осталось лишь разваливающееся трехэтажное здание. Школа жива, в ней учится около ста детей, но каждый новый приходящий класс всё меньше предыдущего, разъезжаются верхоторцы искать судьбу в Уфу, Стерлитамак, Ишимбай и Салават. В настоящее время население Верхотора около тысячи человек. В чем будущее села?, – сокрушаясь, пишет местный житель.

А будущего, похоже, нет. В 1795 году в селе проживало 619 человек:

в 1920 г. – 4916
в 2009 г. – 870

Я не мог не задать вопрос отцу Валентину о перспективе.

- А есть смысл возрождать?

- Храм Божий – это сердце и душа всякого селения. Если храм живет, и в нем возноситься хвала и молитва Господу, то живет и селение под покровом и благодатью Божьей. Но если останавливается по какой-то причине жизнь храма, то и селение перестает жить полноценной и чистой жизнью, все вокруг рушится и умирает.

Не могу сказать, что ответ меня удовлетворил. Я не стал использовать слова «тренд», «глобализация» и т.д. Зачем? Для меня итак ясно. Но как-то легче живется, когда есть такие люди как отец Валентин и его сподвижники. Живем ведь мы, и созидаем, хотя знаем, что у каждого есть свой срок.

Сергей Орлов для Уфимского Журнала




Связанные темы и персоны


Другие публикации по теме


  • Изображение
  • Гость
  • 1 | 14.01.2013, 09:02 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Спасибо, Сергей, за рождественскую сказку-правду!

КМК



0

  • Изображение
  • Гость
  • 2 | 14.01.2013, 09:02 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
По такой же схеме, когда кирпичи держат сами себя, в 1855 году был построен мост, старейший у нас регионе. В разделе «Туризм» на сайте поселения сообщается, что «Именно по этому мосту в 1908 году 29 июня через село Верхотор пролегал путь Ахмет Заки Валиди Тогана».
Это надо же! Не побрезговал будущий фашист валиди! И даже наверно без предварительной проверки проехал, надеюсь теперь башкирские историки не потребуют снести мост, как один из символов имперского шовинизма?



0

  • Изображение
  • Гость
  • 3 | 14.01.2013, 09:29 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Скорее не сказка,но хорошее святочное воспоминание о будущем.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 4 | 14.01.2013, 09:29 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
УТАУ.
Вот так строились храмы.

Булгарские надмогильные камни в фундаменте церкви в Булгарах (Спасский район Татарстан)

http://tashlar.narod.ru/photo/bolgar-chirk.htm

Вчера только с вдувчивым обсуждали. Он считает что это нормально. Разрушить чужой храм, взять чужие святыни и построить свой.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 5 | 14.01.2013, 09:31 | Автор: Суббота
    Публикации: 4 | Комментарии: 307 | Рейтинг: +31,8
Как красиво и как безнадежно... Та же судьба у других заводских сел Южного Урала: Каги, Авзяна, Воскресенского.
Но церковь или мечеть, а также школа в любом селе должна быть. Это хоть какая-то надежда.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 6 | 14.01.2013, 09:36 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
УТАУ.
Согласен, русские села вырождаются.



0

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 7 | 14.01.2013, 09:39 | Автор: коп
    Публикации: 0 | Комментарии: 3749 | Рейтинг: +944,3
Спасибо Сергей. Лирично, хотя и несколько пессимстично.
Действительно, Рождественская публикация.
Звонарь-Степан, это что-то.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 8 | 14.01.2013, 09:39 | Автор: Гаврила
    Публикации: 65 | Комментарии: 6551 | Рейтинг: -570
Преображенский медеплавильный завод тоже построен Твердышевым и по такой же схеме перекрытий,всё пережил завод и МТС ,и РТС ,иМТМ совхоза и базу сельхозхимии,не выдержал только развитого сувернитета,когда ждали Рахимова на открытие микроГЭС,вид завода стал не по душе главе администрации и уфимским господам,нашли самый лёгкий способ-крыша завода сгорела..так и стоят стены ,до сих пор постепенно разрушаясь..
МикроГэс поработала 2дня и всё..денежки отмыли.
Судьба посёлка завода ,ныне райцентр Зилаир идентична судьбе Верхотора ,производства нет,работы тоже...последний лес кругляком идёт в Оренбуржье.Преображенский храм,которому около 200 лет тоже пытается жить,как и мечеть построенная недавно..



0

  • Изображение
  • Гость
  • 9 | 14.01.2013, 09:41 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Наконец-то орлов что-то интересное и жизненное написал!
было бы правильно, если бы он вообще проехался по глубинке, а Верхотор это еще не самая глубинка и написал об этом серию очерков, потому как современного хорошего краеведа, любящего республику все душой, способного написать о ней хорошо и интересно, душевно, сейчас просто нет.
А жаль.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 10 | 14.01.2013, 09:55 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
# 2 | 14.01.2013, 09:02 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0

По такой же схеме, когда кирпичи держат сами себя, в 1855 году был построен мост, старейший у нас регионе. В разделе «Туризм» на сайте поселения сообщается, что «Именно по этому мосту в 1908 году 29 июня через село Верхотор пролегал путь Ахмет Заки Валиди Тогана».
Это надо же! Не побрезговал будущий фашист валиди! И даже наверно без предварительной проверки проехал, надеюсь теперь башкирские историки не потребуют снести мост, как один из символов имперского шовинизма?

Все места республики, к которым чуть немного прикасался этот валидов, были чуть ли не канонизированы в 90-е, везде памятные доски висят и это было внесено в архивные летописи поселений. Денег на это было очень много потрачено.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 11 | 14.01.2013, 10:02 | Автор: Сельчанин | На сайте
    Публикации: 72 | Комментарии: 5466 | Рейтинг: -1095,7
Картина впечатлила. Только не все сооблазны изображены.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 12 | 14.01.2013, 10:09 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Картина впечатлила. Только не все сооблазны изображены.
Какие соблазны НЕ изображены? Соблазн с вилами напасть на туристов? А то сельчанин оруд(ж)ие приготовил, а направить не на кого!



0

  • Изображение
  • Участник
  • 13 | 14.01.2013, 11:00 | Автор: Суббота
    Публикации: 4 | Комментарии: 307 | Рейтинг: +31,8
6 Глупость, УТАУ.
Если и вырождаются - то не быстрей башкирских.
Разве что в последних малаек-кызымок побольше бегает, но что путное может родится от алкашей?



0

  • Изображение
  • Участник
  • 14 | 14.01.2013, 11:19 | Автор: Гаврила
    Публикации: 65 | Комментарии: 6551 | Рейтинг: -570
В башкирских деревнях пьянство,суициды,поножовщина вызванные поголовной безработицей усугубляются"просветительской" деятельностью националистического толка разных утяек и им подобных.
Вырождение деревень ,как башкирских так и русскоязычных имеет общие корни,вызванные криминальной революцией, или вернее переворотом 91 года и происходит оно по общему сценарию ,с небольшим национальным колоритом.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 15 | 14.01.2013, 11:21 | Автор: Зулия
    Публикации: 29 | Комментарии: 26095 | Рейтинг: -596,5
Допустим, арочные перекрытия были известны задолго до этих первостроителей, несколько тысяч лет назад. Древнеримские строения сохранились по сей день.

Эскимосы тоже сами додумались строить свои ледяные избушки "иглу", используя арочно-купольную систему



0

  • Изображение
  • Участник
  • 16 | 14.01.2013, 11:23 | Автор: Зулия
    Публикации: 29 | Комментарии: 26095 | Рейтинг: -596,5
в 1855 году был построен мост, старейший у нас регионе.
----------------------
Поздновато, очень поздновато



0

  • Изображение
  • Участник
  • 17 | 14.01.2013, 11:23 | Автор: Суббота
    Публикации: 4 | Комментарии: 307 | Рейтинг: +31,8
14 Поддерживаю!
Жители русских деревень не скачут на конях вдоль реки, обзывая туристов-сплавщиков, и не бьют детей и женщин.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 18 | 14.01.2013, 11:26 | Автор: Суббота
    Публикации: 4 | Комментарии: 307 | Рейтинг: +31,8
16 Зулия, так это из сохранившихся! А что, башкиры тоже строили мосты? Назовите пожалуйста парочку квалифицированных башкир-мостостроителей, родившихся ранее 1930 (например) года?



0

  • Изображение
  • Участник
  • 19 | 14.01.2013, 11:32 | Автор: Зулия
    Публикации: 29 | Комментарии: 26095 | Рейтинг: -596,5
Когда пугачевское войско ушло за Волгу, восставшие башкиры захватили завод и увели в плен его жителей. «Там они пробыли почти полгода, выполняя «тягчайши», несносные человечеству работы «подвергались различным мучениям, а женщины – «обруганию»
-----------------------------
Когда пришли русские правительственные войска, начались ужастики покруче.
«Вдруг луна вышла из-за облака и озарила зрелище ужасное. К нам навстречу плыла виселица, утвержденная на плоту, — три тела висели на перекладине. Болезненное любопытство овладело мною. Я захотел взглянуть на лица висельников. По моему приказанию гребцы зацепили плот багром, и лодка моя толкнулась о плавучую виселицу. Я выпрыгнул и очутился между ужасными столбами. Полная луна озаряла обезображенные лица несчастных. Один из них был старый чуваш, другой заводской русский крестьянин, сильный и здоровый малый лет двадцати. Но, взглянув на третьего, я сильно был поражен и не мог удержаться от жалобного восклицания: это был Ванька,.бедный мой Ванька, по глупости своей приставший к Пугачеву...»



0

  • Изображение
  • Участник
  • 20 | 14.01.2013, 11:36 | Автор: Зулия
    Публикации: 29 | Комментарии: 26095 | Рейтинг: -596,5
# 18 | 14.01.2013, 11:26 | Автор: Суббота | На сайте
Я уже писала про талантливого архитектора Петра Егорова, "Родом я чувашенин"

Старая Уфа
# 47 | 13.01.2013, 16:20 | Автор: Зулия | На сайте
Калмычонок Абдурахман имелся, смышленый такой.



0