Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сам уже в окопе, старый ...

Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
  29.03.2023   29661    3123

Зря карлик ползал на ...

Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
  21.03.2023   15907    73

Военный преступник. ...

Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
  17.03.2023   30234    69

Молодежь в гробу видала ...

Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
  16.03.2023   21844    32

Пыня пошутил над холопами ...

Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
  14.02.2023   43071    273

Борьба дерьма с мочой ...

Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
  12.02.2023   16252    22

Ублюдочный путинизм в ...

Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
  11.02.2023   32517    33

Фильм о преступлениях ...

В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
  15.01.2023   12149    252

Утилизация холопов, ...

Путин назвал положительной динамику военной спецоперации на Украине. Президент ...
  15.01.2023   12897    8

Подох этот, подохнет и ...

Сегодня, 11 января, так и не дожив до суда, скончался Муртаза Рахимов. Ему было ...
  12.01.2023   12042    80

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Март 2023 (4)
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (5)
Декабрь 2022 (4)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)

Сто дней президента Р. Хамитова: основные тенденции новой политики

0



«Уфимский Журнал» знакомит своих читателей с новым творением анонимного башкирского патриота, ранее замеченного в симпатиях к предыдущему руководству РБ. Наблюдатели предполагают, что под псевдонимом А. Хайбуллин скрывается молодой башкирский ученый, специалист по «северо-западным башкирам», уроженец Хайбуллинского района Азамат Буранчин. По одной из версий автор трудится в уфимском Институте гуманитарных исследований (ИГИ), подавляющая часть сотрудников которого являются представителями титульной нации. Несогласных с таким положением вещей они, как правило, называют маргиналами.

Сто дней президента Р. Хамитова: основные тенденции новой политики


Сто дней президента Р. Хамитова: основные тенденции новой политики

Одним из главных политический событий лета 2010 г. стала неожиданная смена власти в Республике Башкортостан. «Добровольный» уход с поста главы республики - политического «тяжеловеса» 90-х годов М.Рахимова, около 20 лет стоявшего у руля региона, завершился фактическим назначением федеральным центром бывшего менеджера «Русгидро» Рустема Хамитова.

В течение трех месяцев работы на новом месте президентом Башкортостана были предприняты достаточно серьезные шаги, направленные на модернизацию социально-экономической и политической жизни региона, определенны цели и главные направления работы. Несмотря на то, что данные действия президента были крайне неоднозначно восприняты различными политическими, социальными и этническими группами, факт перехода республики в новое состояние трудно отрицать.

Одной главных направлений работы стали реформы в политической сфере региональной системы. До назначений Р.Хамитова в республике существовал авторитарный режим, который, по мнению специалистов, носил более жесткий характер чем, к примеру, в соседнем Татарстане. Политическая система, сформировавшаяся в течение постсоветского периода, носила закрытый характер и достаточно сильно напоминала советские формы управления. Оказывало существенное влияние на региональный политический процесс и влияние этнического фактора. Однако наиболее сильное воздействие на общественно-политическое развитие РБ, без сомнения шло, со стороны «традиционного общества». Именно особенности формирования властной элиты определили консервативный характер развития республики в 1990-2010 гг., сформировали институты и правила политических и общественных практик.

По мнению ряда политологов в формировании ядра авторитарного режима М.Рахимова главным фактором стал особый способ инкорпорирования субрегиональных элит в систему местной власти (К.Мацузато). Именно «традиционалистский» характер «рахимовского» режима породил, на наш взгляд, и особый социокультурный феномен - неосознанную попытку воспроизводства институциональных форм советского традиционализма в отдельном субъекте федерации. Несмотря на то, что в федеральных СМИ с приходом В.Путина определенные силы сформировали мнение о «феодальном и застойном» положении в Башкирии, в действительности ситуация была достаточно стабильной. Отлаженная и жесткая моноцентричная вертикаль власти работала достаточно эффективно и позволяла решать экономические и политические проблемы региона вплоть до 2005 г. (условно). Однако положение к 2010 г. постепенно изменилось. «Республиканская» форма этатизма, как и в случае с СССР, автоматически породила проблему модернизации системы и, прежде всего, в сфере экономики. На наш взгляд, основная сложность заключалась в том, что проникновение крупных экономических акторов в регион резко подорвало бы позиции власти. Выход заключался, видимо, в том, чтобы наряду с постепенным развитием малого и среднего бизнеса вовлекать инвестиции в региональную экономику, оставляя приоритетную роль в этом процессе за «государством». Подобная модель развития была осуществлена в Татарстане, где система, преодолев типичную болезнь «советского этатизма», сумела продолжить «консервативную модернизацию».

Другими слова, «старые» институциональные формы республики стали тесны для региона – на фоне соседних субъектов Башкортостан выглядел, в принципе, неплохо, однако внутри импульсы на саморазвитие были крайне слабыми. Система требовала мягкой модернизации во всех областях жизни – в экономике, политике, информационной сфере. Но сложность была в том, что условием ее осуществления могла быть лишь смена элиты. И к 2010 г. так или иначе, это уже стали понимать многие силы в республике. Известно, что как внутри власти, так и со стороны «общества» были группы, которые готовили и в целом работали над реформами, которые предполагалась осуществить. Однако всем было ясно, что запустить их получится лишь после ухода М.Рахимова.

Таким образом, реформы Р.Хамитова упали на подготовленную почву, их необходимость вызрела внутри системы. Конечно, федеральная власть достаточно жестко сместила «старую» власть, тем не менее, все ритуальные стороны были при этом соблюдены. Итак, постараемся без эмоциональных оценок рассмотреть, какие действия были предприняты новым президентом за этот срок?

Новой властью, прежде всего, была проведена «мягкая» либерализация политической сферы республики. Региональные средства массовой информации получили достаточно ясный сигнал уйти от одностороннего освещения реальности. Была провозглашена новая информационная политика. Сменился гендиректор БСТ, а также главы ряда ведущих информагентств Башкортостана. Региональные СМИ стали писать на проблемные темы, что можно оценивать положительно, поскольку это стало одним из новых каналов обратной связи между властью и гражданским обществом. В этом смысле «государство» приобрело себе еще один вспомогательный институт. Однако у этого явления оказалась и другая сторона – негативная информация, которая раньше оседала на «помойных сайтах», выплеснулась на страницы официальных газет и телевидения.

Обличительный тон явно восторжествовал над здравым смыслом, и Башкирия погрузилась в череду политических скандалов. Все это сильно напомнило методы перестроечных времен, негативно повлияло на общественную атмосферу в республике. По каким причинам это произошло? Инструмент региональных СМИ – сложный и громоздкий инструмент по обработке массового сознания. И когда эта огромная система получает сигнал развернуться в другом направлении – эффект бывает скорее отрицательный, поскольку меру соблюсти она не может. Любой, самый развитый регион России, есть искать в нем лишь негатив, можно подать в самом черном свете. С другой стороны, сама власть уже с трудом последние годы могла держать контроль над СМИ, кроме того, это вызывало скрытое недовольство со стороны части интеллигенции и журналистского сообщества Башкортостана.

Либерализация СМИ резко ослабила «маргинальную оппозицию», которая, как мы не раз писали, раньше паразитировала из-за закрытости системы. Являясь частью рахимовского режима, она сама того не подозревая, существовала за счет него. Вероятнее всего, ее и без того маргинальная роль в последующем сильно ослабнет.

Другой блок действий Р.Хамитова связан с политическими и общественными организациями и партиями РБ.

Как мы уже писали раньше, еще в 90-е годы в Башкирии практически все значимые общественные акторы были включены в действующую политсистему РБ. С приходом президента Р.Хамитова бывшие аутсайдеры - лидеры региональных отделений КПРФ, ЛДРП и «Справедливой России» сразу же встретились с новым главой республики и заявили, по сути, о своей полной лояльности к новой власти.

Другими словами, региональная власть обозначила новые правила игры, которые были приняты практически всеми значимыми общественными организациями. Это очень жесткая система, поскольку «государство» как бы говорит: «кто хочет быть включен систему власти – пожалуйста, нет – занимайте место маргинальной оппозиции». Как видите, желающие не заставили себя ждать.

По поводу «маргинальной оппозиции» президент также определился вполне четко, отвечая на вопрос представителя «Открытой Уфы» (а также, по версии следствия, одного из участников сайта «Уфагубъ») Ильдара Габдрафикова. С «конструктивной оппозицией» власть будет работать, с теми же, кто занимается общественно опасной деятельностью, разжиганием межнациональной розни - диалог невозможен.

Кроме того, власть в течение 3 месяцев сумела разрешить конфликт между «Содой» и «Каустиком», президент публично выступил за сохранения Торатау и Иремели, за статусное положение башкирского языка и т.д. Другим словами, постаралась взять на себя главную роль в разрешении локальных и групповых конфликтов, что очень показательно для характеристики власти, поскольку именно неспособность взять на себя функции медиатора была одной из главных причин ослабления «старого» режима.

Однозначно определился глава региона и с позицией по отношению к федеральному центру. Никакой политической конфронтации с Кремлем больше не будет. Эта страничка в истории республики, видимо, закрыта.

Достаточно резкие изменения коснулись и экономической сферы. Р.Хамитов, во всяком случае, на словах, объявил о создании благоприятных условий для инвесторов в республике, что также можно оценивать положительно. В тоже время это объективно может ослабить позиции власти, запустит процесс формирования новых центров политической силы.

Получилось у Р.Хамитова и создать новые каналы обратной связи со сферой «гражданского общества» (речь идет о блоге президента, он-лайн конференциях, общественных приемных и т.д.). Эти каналы, естественно, очень слабы и захватывают лишь небольшой сегмент регионального общества, тем не менее, даже тот факт, что блог вызвал достаточно высокий массовый интерес, говорит о том, что у «старой» системы в этом плане была большая проблема – нужно было срочно решать этот вопрос. С другой стороны, это часть пиара и попыток сформировать в массовом сознании свой устойчивый образ, поскольку серьезные вопросы в блогах, конечно, не решаются.

Есть еще один аспект этой деятельности. Одним из наиболее эффективных инструментов политической легитимации власти является вовлеченность населения в политический процесс. Самый эффективный механизм легитимации – выборы, но поскольку население РБ в избрании Р.Хамитова не участвовало, приходится применять другие способы общественной поддержки.

Все это в целом связано с крайне неустойчивой позицией нового президента. К сожалению, за ним пока еще нет ни одной значительной социальной и политической силы, на которую он мог бы реально опереться. Ни внутри этнополитической элиты, ни внутри местной номенклатуры, ни среди бизнес структур нет активных сил, которые смогли бы создать ему на данный момент устойчивое положение. И это его наиболее уязвимое место на сегодняшний день. Отсюда и его постоянная апелляция к общественному мнению и эпатажные назначения (например, певца А.Абдразакова министром культуры и джазмена О.Киреева советником президента).

Главным образом, только этим можно объяснить и нежелание Р.Хамитова определиться с премьером, поскольку отсутствие прочной вертикали управления (созданной им самим) автоматически создаст второй центр внутри власти, который начнет вести «свою игру». По той же причине не стал Р.Хамитов кардинально менять и старую управленческую команду, доставшуюся от М.Рахимова.

Версия же, что Р.Хамитов лишь переходная фигура, поставленная В.Сурковым для возвращения Р.Хабирова, сильно смахивает на теорию заговора (хотя причины для подобных утверждений действительно есть).

Кроме того, вынужден новый президент учитывать и интересы местной номенклатуры, поскольку даже при ее политической пассивности это достаточно серьезная сила. В истории Республики уже был случай, когда назначенный командой М.Горбачева на пост первого секретаря Башобкома гендиректор объединения «Пермьнефть», сменивший советского тяжеловеса М.Шакирова, очень быстро стал малозначащей фигурой в регионе, поскольку так и не смог найти общего языка с республиканской бюрократией.

В целом, действия новой команды имеют общую логику развития, но парадокс ситуации заключается, в том, что реформы Р.Хамитова так или иначе объективно работают на ослабление власти. «Государство» уходит, или, во всяком случае, говорит, что уходит (устами президента) из различных сфер общества, что является одной из главных установок либеральной идеологии. Что ж, такой эксперимент возможен, но он предполагает более высокую степень управления на внешние и внутренние вызовы. Федеральная власть сумела внедрить подобную модель контроля над политическими и экономическими процессами в стране, но каким образом?! Лишь за счет авторитаризма В.Путина.

Как бы то ни было, устойчивая власть сформируется лишь в течении как минимум 2-3 лет. И Рустэм Хамитов, имеющий опыт работы с большими и сложными системами, безусловно, это хорошо понимает. Именно поэтому его действия носят достаточно осторожный характер. Недаром новый президент сказал, что он не из тех людей, которые вначале все до основания разрушают, а затем строят. Это, конечно, признак консервативного мышления и он адекватен нашему культурному коду. Остается надеяться, что и последующем это станет основным принципом его правления, и процесс модернизации не обернется очередной «перестройкой» в региональном масштабе.

А. Хайбуллин








Связанные темы и персоны