Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сам уже в окопе, старый ...

Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
  29.03.2023   28569    3123

Зря карлик ползал на ...

Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
  21.03.2023   40052    73

Военный преступник. ...

Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
  17.03.2023   30132    69

Молодежь в гробу видала ...

Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
  16.03.2023   28352    32

Пыня пошутил над холопами ...

Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
  14.02.2023   11848    273

Борьба дерьма с мочой ...

Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
  12.02.2023   41862    22

Ублюдочный путинизм в ...

Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
  11.02.2023   20068    33

Фильм о преступлениях ...

В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
  15.01.2023   14788    252

Утилизация холопов, ...

Путин назвал положительной динамику военной спецоперации на Украине. Президент ...
  15.01.2023   36578    8

Подох этот, подохнет и ...

Сегодня, 11 января, так и не дожив до суда, скончался Муртаза Рахимов. Ему было ...
  12.01.2023   29858    80

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Март 2023 (4)
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (5)
Декабрь 2022 (4)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)

Собор Русских и отчет о русофобии

0



Приглашения и реклама. На этой неделе, точнее, 19 февраля, побывал на круглом столе Собора русских Башкортостана по русофобии. Пригласило руководство Собора. (Даже тему моего доклада «Провокация русофобии как политическая технология (на материале РБ)» Тимофей Азаров заранее разместил на своем блоге. Но выяснилось, преждевременно). Почему они тем самым по мнению блогера (и, если не ошибаюсь, корреспондентки специфического ИА Регнум) С.А.Нургалеевой - Екатерины Некрасовой «приняли горизонтальное положение», я не понял – это ее привычные домыслы.

Собор Русских и отчет о русофобии


Автор фото - ЖЖ rashpilshtoff.

Мое появление предваряла шикарная истерика Некрасовой в Интернете. Разбирать не буду, это блюдо нужно целиком.

Заранее всполошило Светлану Анваровну, как я понял, помимо возможного появления некоего Неназываемого ею Великого и Ужасного (мое, так понимаю), то место из тезисов главного докладчика, Евгения Беляева, где он сказал о «скандале вокруг сайта «Уфагубъ» признанного судом экстремистским», говорил о том, что данный проект «стал актором русофобских настроений в среде республиканской молодежи, снижая культуру межэтнических отношений в целом». (Оно и понятно – ибо означенная авторша являлась активным платным участником данного провокационного проекта).

За точность цитаты из услышанного не ручаюсь, тезисы будут редактироваться. Впрочем, позиция Беляева по русофобии «Уфимской губернии» давно известна и уважаема:

«Основная опасность, исходившая от них лежит на поверхности. Данный сайт носил откровенно антирусский характер - разжигая русофобию среди башкир, сталкивая наши народы, в условиях кризисных явлений в экономике все это может привести к жертвам. …А вот если швецовым и дильмухаметовым удастся расколоть наше общество и посеять в нем хаос вы и на улицу не сможете выйти. …А сейчас подобной смуты наша страна вероятнее всего не выдержит. Да и нет у Швецова-Орлова-Кучумова даже благих идей. По технологиям современной желтой журналистики они пытаются искать любой реальный или сконструированный "компромат" на башкирский народ, и историю нашего региона. На подобном фундаменте нельзя ничего построить, можно только разрушить общество, и принести страдания обычным людям, которые могут не распознать манипуляций "свободных гуманитариев».

«В случае с "Уфагубом" те тысячи бессмысленно грязных оскорблений давали бесценные козыри в руки шовинистов и русофобов, которые могли показывать на них и уверять всех что "это так русские о нас думают". Не зря А.Дильмухаметов отмечал большую пользу от сайта в деле консолидации башкир. Соответствующая статья так и называется "Что думают русские о башкирах на сайте Швецова «Уфагуб»".

Здесь и добавить нечего. Специально спросил Беляева после мероприятия, поменял ли он свои взгляды на предмет? Нет, конечно, не поменял.

Подобные цитаты от достойных русских людей Башкирии я могу приводить и приводить, отношение общества к «Интернет-помойкам» было однозначным, и в свои доброжелатели провокаторы закономерно отобрали совершенно определенный человеческий материал - ярко выраженных инвалидов перестройки, ныне составивших костяк «секты свидетелей «УЖа»», как их окрестили веселящиеся русские националисты из «Русской Башкирии».

Так что Некрасова/Нургалеева зря переживала – и без давно меня разобрались, хоть и нечетко, со стыдливым стремлением затолкать грязь под коврик и быстро перейти к привычным раненному национальному самолюбию стонам о русофобии.

Поэтому, хоть примеров, в том числе из дела «Уфагубъ» я, конечно, припас, но поговорить на конференции хотел более о другом: о том, как эта безумная башкирофобия, провокация русофобии успешно, удивительно ответственно и саморганизованно преодолевалась самими башкирами.

«Башфорумом», например. Конкретным опытом поделиться. Например, «круглых столов» традиционалистов. И если успею – теорию: как такие проекты разжигают русофобию, как их распознавать сходу и нейтрализовать. Жаль, что не вышло, пока рановато.

Забегая вперед, замечу, что именно этого докладчикам не хватило: два часа определяли русофобию, так, что в нее провалилось решительно все – и так и не определив (потому как оглашенный в Регнуме пункт резолюции просто противоречит главной мысли докладов) – при этом так и не разъяснили, как ее преодолевать.

А для национально-культурной организации это – главное.

После сей рекламной кампании означенное руководство предложило другой формат, без доклада гостя. Думаю, к лучшему: удалось посмотреть на действо со стороны, почти не участвуя в нем – только под занавес, о чем позже.

Некруглый стол

Структура мероприятия оказалась такова: два доклада – К.Тулинова («Суть времени») и Е.Беляева (Собор русских РБ), вопросы к каждому, краткие дополнения, - прения не предусмотрены.

Как ни странно, про основную часть, доклады здесь не расскажу. Они обширны, их лучше просто почитать. Отклики уже есть, мне лично наиболее адекватными представляются Владимира Соловьева: «Молились ли вы на ночь, русофобы?».

Но вообще их целый ряд.

В главных тезисах я с докладами был согласен, а о частных противоречиях нужно по отдельной статье, сопоставимой с самими докладами. Кстати, с резолюцией тоже: она выдержана в целом в традиционалистском духе. Посмотрим, что с ней станется после работы «редакционной комиссии».
Может, и доклады на сайте разместим, и статьи напишем. Но не сейчас.

Главную мысль, что антисоветизм есть один из главных оснований русофобии, мы поддерживали всегда. Это известно. Дискуссии по ним, в смысле обмена доводами, а не эмоциями, в действительности, не было, здесь прав блогер Словохотов. Впрочем, ведущий же предупредил: дискуссий не будет.

(Понятно, какие дискуссии, Бердин пришел. Вдруг тоже того, дискутировать попробует. И это, граждане, не моя мания величия. Это – бесспорный вывод из предупреждений и откликов присоборных Интернет-дам и не только. Посчитайте, сколько раз упомянута пофамильно и безфамильно моя персона в этих откликах – и создастся впечатление главным действующим лицом был, ну конечно... В Челябинске упал метеорит... Казалось бы, причем здесь Бердин?

Все это никоим образом не соответствовало действительности: мероприятие длилось за два часа при переполненном зале. Было много интересного, и три-четыре минуты моего выступления да столько же минут ответов на вопросы эти два часа там погоды не делали, уж поверьте).

Опыт наших круглых столов, кстати, востребован именно на этом заседании – думаю, с этим согласятся оба докладчика. Организаторы по неопытности допустили распространенную ошибку: смешение форматов и аудиторий.

Мы же, например, всегда подбирали аудиторию под тему.

Первый доклад, К.Тулинова, долгий и научный, более подошел бы под высоколобый семинар ИГИ РБ. Он вызвал интерес: у части слушателей, явно соскучившихся по живому интеллектуальному общению, возникли вопросы. Но остальная часть явно тосковала. Куда более оживленно восприняли доклад вышеупомянутого Евгения Беляева.

Об этом докладе и вообще о националистах из «Русской Башкирии» как-нибудь отдельно, слишком много замечаний накопилось, интересных не только для очных дискуссий на наших семинарах.

Всем остальным регламент дал по три минуты.

Реплик было много, о них есть и у Некрасовой, и у Соловьева, и в общем-то, правильных. Подождем расшифровки.

Из отдельно дополняющих (их записалось трое: Второв, Нургалеева, Бердин) понравилось выступление ветерана движения, зама председателя Собора при Самородове – Владимира Второва. Под ним в целом я сам подписался бы.

Он говорил, что гордится званием советского человека, говорил о господствовавшей тогда дружбе народов, при сохранении национальной идентичности.

Напомнил «почему возник Советский Союз»: ведь старая (унитарная, так сказать) Россия просто распалась на куски, в том числе по национальному признаку, перестала существовать. И собрать ее удалось только на новой основе, Союза, Семьи народов. А ведь оба распада России были во многом связаны с проблемами в национальном вопросе… В общем, поглядите наш РБ21 и совпадения окажутся текстуальные. И это неудивительно – наша задача как раз защищать традиции, общие подавляющему большинству наших народов. Неудивительно, что речь была принята общими аплодисментами.

Нургалеева в бою

Светлана Анваровна, надо отдать должное, когда подошла ее очередь, начала умело, вызвав аплодисменты поздравлением с Днем защитника Отечества. Всем приятно поздравляться, даже за неделю. Но дамам, - объяснила дама - тоже приходится его защищать, и порой даже быть более стойкими, чем мужчины!

Из речи самой Некрасовой, которую сама она почему-то изобразила центром всего действа, запомнилось следующее.

Все, что здесь обсуждают, массам не нужно! Нужно, чтобы поступали нормально в нормальные детсады, школы, ВУЗы, на работу. (Я с ужасом понял, что всюду поступать мешает русофобия. Вообще, тезис хороший, любой мамаше удобно: не Вася у меня разгильдяй, это русофобия ему поступить на работу мешает. Башкир в фирме нет? Не беда, все равно русофобия, ведь не может мой Вася быть тупым, правда?). Большинство русских не читало "Уфагуба"! (В смысле - а проблемы все равно есть! Тоже довод занятный: отчего бы экстремизмом не позаниматься, ведь все равно немногие увидят? и проблемы, действительно, все равно будут, разжигать можно только то, что разжигается).

В основном шла патетика: как русские разобщены, как смеют друг друга называть нацистами! Фашистами! (Честно говоря, я прослушал, где это и кто на собрании так кого-либо называл. Помню, один гражданин из задних рядов риторически намекнул докладчику, якобы русофобы – это как раз уважающие СССР и, естественно, сам докладчик. И все, более не слышал – хотя мог и просто не расслышать). Этот круглый стол показал, насколько мы все ненавидим друг друга! насколько все запущено! То, что происходит у нас сейчас, ни в одной среде произойти не могло! Ни один татарин не назовет других татар нацистами, даже если они будут неправы! (К этому заявлению «башкирской Новодворской» обещаю вернуться отдельно – оно очень симптоматично!).

Горестно сообщила, что на сборах русских националистов в Ировке два человека пожаловались, что их обозвали фашистами! (Целых два бритоголовых националиста! – но это опять мои вражьи домыслы: вполне возможно, что не бритоголовых и даже не националиста. Целых два!). Вот что волнует массы! Я предлагаю внести в пункт резолюции запрещение называть русских фашистами! Русских – нельзя! (Других, видимо – можно, переживут.

Башнаци это же фигура речи, это от национализма, а не нацизма, правда?). Потом Нургалеева спешно застолбит свое предложение как «стихийно возникшую тему» по месту работы, в ИА «Регнум». Я не протестовал: пусть члены Собора запретят друг другу так себя называть, ведь действительно - безобразие.

Великий и ужасный

Сам я говорил быстро и сбивчиво, пытаясь уложить в отведенные несколько минут приготовленное на 15-20 плюс богатые впечатления от проходящей конференции. Примерно так:

Мне понравились оба доклада в целом. Особенно хотелось бы выделить главный тезис последнего докладчика: русофобия как политическое явление - родом из перестройки и последующей Смуты. Поддерживаю. Сколько нам можно вестись на одни и те же мемы?

Понимаю, здесь интересует прежде всего местная, этническая русофобия. Возьмем творчество самого известного в Башкирии из этого ряда - человека неординарного, честного, но который русофобию в своих текстах, безусловно, применял - Айрата Дильмухаметова. Но ведь все его русофобские вбросы – точное повторение мемов общероссийской русофобии. Авторы, чьи мемы он использовал почти буквально: Андрей Буровский, - известный русский либерал-националист, Владимир Резун (Виктор Суворов), Мурад Аджи, из местных - Салават Галлямов (про Гейдара Джемаля здесь не будем, это сложнее). Совпадения почти текстуальны. Это и «черные образы» Александра Невского, Ивана Грозного, Петра I, СССР, всей России, как «злой, неправильной» цивилизации. На которые он велся. Т.е. готовились они не здесь, а в Москве. В процессе тех же политтехнологий, разваливающих страну. И бороться с ними можно, только исходя из понимания этого.

Вы помните, как всей силой государственной пропаганды, тщательно, ежедневно разжигались эти национальные фобии. Это был шок для населения, воспитанного на дружбе народов. Как журнал «Огонек» сеял атмосферу пресловутой «истеричности, тревожности, неуверенности в завтрашнем дне». Русофобия тогда вообще стала чуть ли не правилом хорошего тона. Вспомним все псевдоисторические опусы, от Коротича до Аджи. Это произошло потому, что все мы проиграли в цивилизационной войне. Самый тяжелый удар наносился по самому большому народу, скреплявшему весь Союз – русским. Русофобия принимала размеры государственной политики.

Результат – крупнейшая, по справедливому выражению Владимира Путина, геополитическая катастрофа ХХ века – распад Союза. Одну страну мы потеряли. Проиграв именно в информационных технологиях. Но и теперь технологии используются те же самые.

Например, тот же сайт «Уфагубъ», упомянутый докладчиком. Этой темы, считаю, не надо бояться, ее необходимо четко обозначить просто для того, чтобы честно определиться: хотим и далее вестись на эти подлые перестроечные разводки или нет. Мне самому пришлось заниматься этим делом от и до, так что приводить примеры мог бы долго, а у нас (поглядел на часы) регламент.

Посмотрите на этот проект. Мемы катастройки там - те же самые, их даже менять не стали: якобы кто-то кого-то кормит, преференции получает и т.д. (а иным внушают наоборот: это мы вас кормим, а вы объедаете).

«Уфимская губерния» в этом плане уникальный проект. Даже башкирофобию умудрились изобрести, и ведь ведутся некоторые, позорище. А ведь это смешно и унизительно для самосознания самих русских: фобия (ненависть и боязнь) по отношению небольшому народу башкир, который всех якобы гнобит. Особенно большой, геополитического масштаба народа русских. Обижаемый полуторамиллионным народом башкир.
Это и есть расчетливое воспитание русофобии.

Или вспомним тот же типичный перестроечный культурный садизм, неприкрытый. По несколько сот комментариев, постоянные изменения комментов в обратную, поганую сторону - все это подтверждено на уровне Верховного Суда Башкортостана, несмотря на мощную крышу провокаторов. Но все равно кто-то ведется.

Так что вкратце. Тщательно внедряемой дикой башкирофобией он провоцировал русофобию башкир, это и входил в задачи проекта.
Фобии, любые - это слабость и управляемость. Сейчас такие технологии поставлены на поток.

Нам опять навязывают разрушительную перестройку-2. В Башкирии особенно. Так неужели не сможем не вестись? Не наступать на те же грабли? Как эту беду преодолевать? Для начала: вычленять, распознавать, понимать. Например, всеми узнаваемые мемы: якобы у нас прошла «проклятая рахимовщина». Точно так же говорили о «проклятом застое» - и результаты налицо.

Вот докладчик опять упомянул эти хулиганские бодания в Интернете. На сайтах «УЖ», «Кук буре», может, еще где, почему-то не назвали. Не оправдываю при этом никого, кто повелся. Даже если человек спровоцирован этими башкирофобскими, русофобскими проектами типа «Уфагуба» и его наследников – взрослый человек обязан отвечать за свои слова. Всегда.

Но чтобы не вестись на любую фобию, закон и общественное мнение должны быть едины и одинаковы в отношении к их провокаторам. Чтобы не было, как сейчас, когда пятеро клоунов, осужденных за экстремизм, пиарятся на свободе (громкие вопли Некрасовой. Разобрал только: требую без оскорблений!) Хорошо, говорю, продолжаю, пиарятся на свободе (новый вопль: они мои друзья!) – тут, успокаиваю, много кто чьи друзья, но это к делу не относится, Нургалеева. Пиарятся в то время, как Дильмухаметов за то же деяние реально отсидел. В Челябинске вообще за откровенно безумный, смешной блог люди сели на 4, 3 и 2 года. Башкиры. Осуждены, в том числе женщины.

Вы думаете, такая разница не провоцирует русофобию?

Но дело не в этом. А в том, что все это обладает ОДНИМ, легко узнаваемым признаком: неуважение к своему прошлому. В этом и суть русофобии. Так давайте научимся и будем уважать свое прошлое. Все оно советское, досоветское, постсоветское - наше!

(Кстати, аплодисменты).

Такого типа мысли, насколько запомнил. Готовил несколько другое, на обещанные 15-20 минут, но что уж вышло на три.

Но за пределы регламента все же вышли: Беляев настоял на вопросе – и спросил-таки: готова ли вменяемая часть башкирского движения оценить, воспринять, поддержать эту рефлексию (вопрос ставился долго, но смысл был именно таков).

Сами, - говорю, - ответили на свой вопрос. Вменяемая потому и вменяемая, что способна. Я, говорю, отвечу примером. Сразу после Манежки в Курултае башкир собрался дискуссионный клуб «Майдан». (Сошлись там отнюдь не чемпионы толерантности. Был Айрат Дильмухаметов. Я тоже был – а я толерантность не перевариваю). И ни одного русского, понятное дело.

И вот там выступал в числе прочих Фанзиль Ахметшин – тот самый, что сидит сейчас, по сфабрикованному, считаю, обвинению. Он заметил: у башкир хоть БСТ есть. Мы его ругаем – такой он и сякой, но хоть как-то этот канал наши национальные ценности освещает. Нет там культа насилия, предательства, порнографии. А у русских, - сказал – ничего нет! Потому как все федеральные телеканалы - не народные, а антинародные какие-то ценности несут. (За которые все мы деньги платим, между прочим - и я начал загибать пальцы: ОРТ, НТВ, ТНТ, СТС и т.д.) Не могут быть ничьими народными ценностями тот же культ насилия, бандитизма, проституции. И ВСЕ башкиры с ним дружно согласились. ВСЕ сочувствовали русским.

В действительности – и многие из тех, кого я здесь вижу, кто бывал на встречах башкирских движей, меня поддержат – все попавшие туда впервые, как правило, удивляются, насколько много у всех нас общего. В действительности нас всех разделяет очень немногое.

Еще я говорил о дружбе народов, поддержав слова Второва. Что уходит последнее поколение, воспитанное на навыках этой дружбы – а их нужно воспитывать ежечасно. Мы, советские люди, даже сами не осознаем многие из них, как, даже споря, ругаясь, умеем на автомате подать при этом друг другу сигналы, позволяющие эту дружбу сохранять. Это все изучается, это очень сложный и хрупкий культурный продукт. Новое поколение этими навыками не располагает, их у него не только не воспитывают, их демонтировали. Преодолеть эту беду мы можем только вместе.

В общем, не обязательно этими словами, но говорил примерно так.

На этом я наконец-то было приземлился, но меня успел обиженно вопросить из задних рядов колоритный бородатый дедушка:
- Постойте, а как же: я сам слышал, башкиры русских фашистами называли?!

На это, уже усаживаюсь, я успел лишь развести руками – мол, извини, дедушка, не знаю же я, при каких обстоятельствах и кого называли.

– Башкир за полтора миллиона, - отвечаю, - разные бывают, и обстоятельства тоже разные.

О фашизме немного

Здесь уже задумался я. И вот о чем. Можно отмахиваться от анекдотичных пассажей Некрасовой, от жалобного вскрика уважаемого дедушки, от «редактирования резолюции». И резонно указывать: а не веди себя как фашист(ка), не назовут.

Но, во-первых, не факт. Ведь в 90-е прямо в СМИ, бывало, называли, зачастую без всяких на то оснований, и сейчас называют, хотя теперь основания, к ужасу потомков победителей Гитлера, иногда появляются. Но об этом нужно спокойно и отдельно.

Во-вторых, здесь лучше подумать о другом. А именно: получается, какой глубокой травматичностью для русского сознания обладает этот ярлык! Для нормального русского это даже не оскорбление, это травма. (Либо чушь, но это для уравновешенных). И это хорошо. Хуже было бы, если бы спокойно гундосили, как очкасто-бритая молодежь из «белых людей»: нуу, мы еще не доросли до фашизма, Ваше определение неграмотно, а вот когда дорастем…

Когда дорастем – поздно будет. Потому, что в действительности и фашизм и нацизм просто не совместимы с самой матрицей России, он ее развалит и уничтожит мгновенно, в крови и позоре, даже без помощи соседей по планете, это вам не Германия. Поэтому потомкам сокрушителей нацизма корчевать его элементы надо здесь и сейчас. Без истерик. А для этого – распознавать, а не обижаться и прятать голову в песок. Во всех видах: русских, нерусских.

Послевкусие

Теперь о, как выразился один из участников действа, журналист Владимир Соловьев, послевкусии. Не жалею, что принял приглашение. Помещение шикарное, что радует. Народ доброжелательный, порадовался знакомым, познакомился с некоторыми интересными незнакомыми. Например, со старожилом нашего сайта, русским националистом и эрудитом Tyrasом, с управделами Собора, доц. Виктором Афанасьевым, Максимом Семеновым и др. Увидел вживую Лину Серегину и Наталью Панчишину, что тоже радует.

Впечатления любопытные. Вот мы, башкиры, ругаем Курултай башкир: и маразматичный он, и авторитет потерял, и вообще. Но дисциплины там на порядок больше.

Понимаю, регламент поменяли на ходу во избежание острой темы. Забавно, что на блоге самого Азарова он так и остался с моим докладом. Испугались виртуального (а может, и реального?) визга Некрасовой? Хорошо.

Но тогда и ответить на вопросы человеку дали бы. А так получилось: я три минуты сбивчиво свое пролопотал, тщательно придерживаясь темы, еще столько же отвечал на вопросы (больше не дали – но их вообще не предусматривалось) - а потом минут пять-десять веселых криков Натальи Панчишиной персонально Азату Бердину. Совершенно вне темы и докладов, и моих реплик. Без всякой возможности ответить. Об этой эскападе лучше отдельно, это было целое маленькое представление.

Конец невовремя

Мое выступление по регламенту оказалось последним перед принятием резолюции. Вопреки всяческим регламентам, слово взяла Наталья Панчишина.

Афанасьев дал его с явным неудовольствием – видимо, имел на то горький опыт. И понеслось. Наташа женщина симпатичная, но даже не понимает, что далее выставила Собор в хамском виде - хотя до этого в остальном среднем было, считаю, достойно все.

Мы ушли, лишь когда упорядоченная часть бесспорно перетекла в балаган. Это в общем-то не смертельно, балагана в нашей жизни везде много, еще избавятся. Начался он, если не считать оживляющих реплик от Некрасовой и К, сразу после моего выступления. И как сообщают оставшиеся, как на выступлении означенной Натальи начался, так на нем и закончился, так что устроен был именно в мою честь.

И отнюдь не хозяевами Собора, ибо сожаление об этой странной выходке, к которой Собор не имел никакого отношения, было выражено и Азаровым, и Афанасьевым довольно скоро, решительно, и там же, публично, и мне лично. Конечно, так и положено порядочным людям.

Впрочем, они не знали, что для обществоведа такие наблюдения – вещь привычная. Человека, торжественно проклятого по всем ритуалам уренгойскими колдунами-родноверами, сектантский речитатив не шокирует. Но и оставаться нельзя.

На беспомощную попытку ведущего ее урезонить она заткнула самого ведущего (пожилого доцента УГАТУ, между прочим), громогласно со смешком похваставшись, что «я всегда кончаю вовремя!» (одобрительный хохот из зала).

Потом объясняла в Интернете: «Это был намеренный эпатаж, в ответ на затыкание рта. Но не для широкой публики».

Тогда неосторожно: слишком широкой оказалась узкая публика, в конференц-зал не помещалась. На следующий же день несвоевременное кончание, умиляясь, вывесила на блог верная соратница Лина. Перепостили один, другой. И понеслось, в анналы.

Круче завернула только сама Некрасова/Нургалеева. Рявкнув кому-то из зала посреди своей речи: - Заткнись, Вася! – явно под образ привычной инфант террибл, которой многое позволено. Разместилась она прямо напротив со-докладчика, Евгения Беляева, гипнотизируя смешавшегося политолога взглядом, беспрерывно шепча, фыркая, бомбардируя беднягу какими-то записками, восклицая и изредка воинственно взмахивая рукой в такт рвущимся на свободу мыслям.

Наталья Панчишина, напротив, была сама грация. Если отключить звук, глазам приятно. Если включить – самолюбию, но своеобразно. За полетом мысли блогерш-языкоборок я вообще наблюдать люблю. Это как «Поле чудес» смотреть – сразу себе кажешься таким умным. Слаб человек, я не исключение.

Да и прихотливая женская логика – кому как, а мне любопытна.

Вот и здесь: начала Наталья с того, что она русская, хоть глаза узкие (что очевидная неправда; не узкие, клянусь – я сам видел! – на протяжении всей речи она нависала прямо надо мной, сверля взглядом, который сама явно считает испепеляющим и магнетическим). И Собор этот ваш – нонсенс! Ну не знаю, может, в национальных республиках – не нонсенс! А в России – нонсенс! (Я понял так, что, действительно, – зачем какие-то Соборы, если есть «Единая Россия» и Владимир Владимирович Путин лично. – но это уже мои вражьи домыслы). И нету у нас никакой русофобии! – продолжала Наталья.

На этом месте я чуть было не зааплодировал – но оказалось, рано. Ибо в речи Натальи тут же из воздуха соткался некий бедный деревенский башкирский мальчик Азат. Очень бедный. Из глухой-преглухой башкирской деревни, такой глухой, что там не знают русского языка. Совершенно. Ведь есть же у нас такие деревни?! – громко вопрошала ораторша зал. Есть! (Зал отвечал озадаченным молчанием). Потом из ничего появилась бабушка.

Бабушка очень гордится этим Азатом. Потому, что он выучил русский язык, а потому в город пробился, и многого добился. Потому, что раньше там преподавали русский язык много часов. И даже связно выражает свои мысли, вот. А теперь такой же мальчик не сможет пробиться и достичь. А почему?

А потому, оказывается, что у него мало часов русского языка, вот почему. А мало потому, что башкирский еще учит, а надо – чтобы вместо него тоже русский. (Почему при этом рязанский мальчик не может никуда пробиться, Наталье в голову не пришло. Очевидно, тоже из-за русофобии). Я, восклицала Наталья, защищаю башкирских детей от башкирской элиты! Почему Азат Бердин со мной спорит?! А?!!

(Это была неправда – я не спорил, я молчал: отвечать не позволял регламент. Потом, вежливо дождавшись, когда Наташа наконец «вовремя кончит», убедился, что ответить не дадут, и вежливо покинул зал вместе с коллегой, Русланом Карамышевым. На выходе Руслан глубокомысленно закурил.
– Ужас. – покачал он головой. – Цель-то какая? Если собраться, как пауки в банке, то конечно... А ведь Некрасова-то в одном права: на башкирских курултаях такого беспорядка нет. – Почему же – великодушно возразил я, - просто ты не все их видел, всякое бывает. Случалось, и до драки доходило. Хотя в среднем – да, дисциплины больше. – И мы пошли по домам.
Но вернемся в уютный зал Собора).

- Вот это и есть русофобия! – вдруг вспомнила о теме Наташа. Дискриминация по национальному признаку, считаю! (Здесь я окончательно потерял нить, забыв, что при прослушивании гиперактивных гражданок ее вообще ловить бессмысленно. Получилось, что мальчик Азат – русский? Тогда почему он Азат? А если башкир, то получается, башкир в Башкортостане дискриминируют по национальному признаку? И это и есть русофобия?). Ну и далее скороговоркой последовала вся уфагубская куча-мала: квоты в ВУЗах (без которых придуманному ей Азату было не поступить в БГУ даже в советские времена; это я без квот, ибо не нужны, так как городской), памятник Нагому, «русский город Уфа» и т.д. – кто не устал от этого, можно пройти на блог, скажем, Лины Серегиной или на «Интернет-помойку» - хоть тот же УЖ, наследник УГ.

В общем, как справедливо объяснил мне один товарищ из руководства Собора (не из «юных поклонников творчества Бердина», успокойтесь, Некрасова!): да она постоянно несет раскол и бред.

Сурово, но справедливо – жаль, что не публично.

(В Курултае башкир подобное было один раз, не на вальяжном обсуждении, а в час тяжелый, время номенклатурного переворота в Башкортостане, когда люди были просто в просто шоке. В шоке в числе прочих пропустили туда неистовую Рамилю. Результат - ее-таки прервали даже не председатель, а бородачи в тюбетейках: молчи, женщина, когда башкиры разговаривают).

Гражданка не понимает, что своим барабанным ура-патриотизмом старательно выставляла слабым (генерал, ведущий-доцент и куча мужиков пару гражданок утихомирить не могут!), обиженным и неумным весь Собор. Настолько, что якобы боятся тройки взбалмошных Интернет-дам. Якобы пригласив гостей, торопливо ограничивают их – как-бы-чего-не-вышло, и тут же позволяют поспешно вывалить на приглашенного кучу ерунды, совершенно вне заявленной темы и заранее обезопасив себя от контрдоводов (регламент, гости приличны).
Азаров это, естественно, понял. Многие собряне – тоже.

Команда экзальтированных Интернет-дам – нет.

Передали, что сразу после нашего ухода Азаров прилюдно и сурово пожурил Наталью.

Жаль, что ты ушел, А.Т., многие за тебя потом врубились – сожалел один из оставшихся на мероприятии друзей. И резолюцию приняли нормально.

Я этого ожидал: говорю же, нас очень мало что разделяет, нам почти нечего делить. И почти уверен, что была бы у Собора возможность организовать нормальную дискуссию – к общему знаменателю пришли бы почти все, не зараженные сектантским фанатизмом.

Итоги и критика

Нет, анархии хватает и в башкирских, татарских, любых движах. Любое объединение по национальному признаку неизбежно собирает, помимо дельных патриотов, типы весьма специфические, «профессиональных националов» - просто по психотипу. Таков был и главный человеческий материал перестройки, кстати. Задача руководства – именно держать процесс в русле, не позволяя такому типажу возобладать над нормальными людьми, направлять их энергию в конструктивное русло. Как я вижу, в Соборе это понимают, просто Рим не сразу строился. Модератор сделал, что мог. Взять ту же Наталью Панчишину – ведь не просто энергичная дама, - но организатор и энтузиаст очень полезного мероприятия – «Тотальный диктант» по русскому языку.

В целом, Собор показал: есть много тем, которые интересны людям, к которым необходимо вернуться. Да одни только отзывы к мероприятию выявили столько фобий, столько нелепого, смешного - и серьезного, болезненного, даже трагического... Каждый доклад – тем более достоин отзыва.

Мы, например, в рамках своих проектов: «РБ 21», семинара ИГИ РБ, «круглых столов» традиционалистов и т.д. - давно хотели подробно поговорить о трех явлениях: русофобия, башкирофобия, татарофобия. Но интересовалась чаще башкирская общественность. Востребовано ли будет возвращение к этой теме другими? Оказалось – востребовано. Собрание Собора вообще напомнило мне «Майданы» Курултая. Неизбежно поверхностным, несколько сумбурным образом, он затронул целый ряд болевых точек, каждая из которых достойна развернутого обсуждения. От себя мы обещаем к ним вернуться, уже для детального анализа и серьезного разговора.

Карагай, РБ 21

***

Справка УЖ: Карагай – псевдоним, под которым прячется советник председателя Всемирного курултая башкир Азат Бердин, получивший безвозмездно из благотворительного фонда «Урал» Муртазы Рахимова средства на строительство загородного дома в поселке Жуково. Бердин проходил потерпевшим по уголовному делу оппозиционного режиму Рахимова сайту «УфаГубъ». Согласно лингвистической экспертизе, неизвестный написавший на сайте в комментариях слово «Пердин» нанес якобы тяжкое оскорбление Бердину, поскольку это слово «созвучно вульгарному глаголу, обозначающему громкий выпуск выходящего под давлением из кишечника углекислого газа».








Связанные темы и персоны