« Апрель 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
- Сам уже в окопе, старый ...
Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
29.03.2023 15211 3123
- Зря карлик ползал на ...
Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
21.03.2023 29123 73
- Военный преступник. ...
Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
17.03.2023 35995 69
- Молодежь в гробу видала ...
Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
16.03.2023 42689 32
- Пыня пошутил над холопами ...
Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
14.02.2023 34712 273
- Борьба дерьма с мочой ...
Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
12.02.2023 19476 22
- Ублюдочный путинизм в ...
Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
11.02.2023 13393 33
- Фильм о преступлениях ...
В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
15.01.2023 17089 252
Древляне общались с лешими, лес и дол были полны видений, серые волки катали царевен, а на ветвях сидели добрые русалки, которые назывались берегинями. Славяне были прирожденными поэтами, но вера в чудеса в конце концов приведет их к иррациональной, слепой, ничем не оправданной вере в социализм и коммунизм, в Ленина и Сталина, как в неких новых пророков. А начнется эта вера с веры в доброго царя... Наивность, сказка вместо дорожной карты, самомнение и эгоцентризм — все это стилизованно изобразил Ершов в «Коньке-Горбунке»: «А на тереме из звезд — православный русский крест». Утвердить именно свою веру в дальнем Космосе — на меньшее славяне были не согласны.
У многих народов выигрывают младшие сыновья. Но только у нас эти младшие сыновья — еще и дураки по совместительству, побеждающие благодаря только чуду. То щука, то Конек-Горбунок. А от Емелек и Иванушек не так уж долог был путь до русских «чудо-богатырей», которые босиком ходили с Суворовым через абсолютно ненужные Альпы, а потом до тех рабочих из поэмы Маяковского, которые лежали в ледяной грязи, жевали подмокший хлеб и скандировали: «И слышит шепот гордый вода и под и над: через четыре года здесь будет город-сад». А через 20 лет — коммунизм, как нам обещали.
И разве не чудо сотворили ценой своих загубленных «гениалиссимусами» жизней голодные и холодные солдаты с устаревшими винтовками, которые своими мертвыми телами останавливали прекрасно вооруженную гитлеровскую армию? А вкалывающая бесплатно на смеющихся над ней соседей и председателя колхоза солженицынская Матрена и его же Иван Денисович, который без всякой вины брошен в лагерь и даже там, голодный, растоптанный жестоким государством, за жалкую пайку честно строит ТЭЦ. От таких чудес становится страшно.
Славянская традиция была гуманитарной. Вплоть до Ига наши предки не знали пытки, не знали смертной казни и даже тюрьмы. Вместо тюрьмы у Киевской Руси был «поруб» — что-то вроде ИВС (изолятора временного содержания). А ведь чуть севернее, в Скандинавии, существовали и пытки, и казни.
Да, славяне были воинами, отец клал новорожденному сыну в колыбель меч, признавая его, но в случае голода славяне не уносили девочек в лес и не оставляли их там, как это делали скандинавы.
Еще в VI веке будущая Русь была землей политического убежища, в нее бежали от тиранов, бежали потом и из авторитарной Византии. Славяне отбивались от Степи, они оборонялись. Но эта редкая по гуманности традиция была разбавлена коммунитарностью. Славяне не могли жить отдельными семьями, «на отрубах», как норвежские бонды над фьордами. Огненные волны нашествий Степи исключали выживание в одиночку. И это имело самые ужасные последствия.
У русской общины, которую не смогли развалить ни реформы Александра-Освободителя, ни Витте, ни Столыпин, была предшественница: вервь, сельское сообщество с круговой порукой, которую пыталась распустить еще Ольга. Вервь сообща платила подати, дань и даже несла ответственность за преступления своих членов. Все это закончится колхозами, в которые сначала загоняли насильно, а потом, в 1992 году, так и не смогли распустить и этим сгубили фермерство.
Наши далекие предки были сильны, наивны и незлобивы. Но не всегда выходит по Булату Окуджаве: «О, были б помыслы чисты! А остальное все приложится». Не приложилось.
Валерия Новодворская, The New Times
Оригинал публикации
Валерия Новодворская продолжает уроки русской истории
Раздел: История | Просмотры: 27744 | Комментарии: 24