Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сам уже в окопе, старый ...

Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
  29.03.2023   37872    3123

Зря карлик ползал на ...

Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
  21.03.2023   40757    73

Военный преступник. ...

Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
  17.03.2023   38881    69

Молодежь в гробу видала ...

Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
  16.03.2023   38923    32

Пыня пошутил над холопами ...

Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
  14.02.2023   22573    273

Борьба дерьма с мочой ...

Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
  12.02.2023   36424    22

Ублюдочный путинизм в ...

Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
  11.02.2023   40215    33

Фильм о преступлениях ...

В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
  15.01.2023   15776    252

Утилизация холопов, ...

Путин назвал положительной динамику военной спецоперации на Украине. Президент ...
  15.01.2023   42559    8

Подох этот, подохнет и ...

Сегодня, 11 января, так и не дожив до суда, скончался Муртаза Рахимов. Ему было ...
  12.01.2023   28737    80

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Март 2023 (4)
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (5)
Декабрь 2022 (4)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)

Крестовый поход с Востока

  • Опубликовано: Ирек | 22.11.2015
    Раздел: История | Просмотры: 11572 | Комментарии: 73
6



История подобна бесконечной реке, образованной тысячью больших и малых притоков, из века в век величаво текущей по долине Времени. Зеркало ее бескрайних вод, простирающихся от далекого прошлого и уходящих в туманное будущее, сумело отразить и запечатлеть картины действительности. В этом смысле история — единое целое и объективное понятие, постоянно развивающееся.

Крестовый поход с Востока


Однако, если мы начнем исследовать некоторые отдельные события и факты, изымая их из исторического потока, то обнаружим, как на протяжении веков под влиянием различных социально-политических и изменений причин многократно пытались направить реку истории в ложное русло.

Яркий пример тому — оценка, данная исторической наукой монгольскому нашествию. Основание для этого утверждения дают следующие обстоятельства: замена надуманными схемами, не отвечающими исторической действительности, тех или иных фактов и событий или их затушевывание; заполнение «белых пятен» далекими от истины, беспочвенными утверждениями и домыслами; и, наконец, ошибочность основной концепции в оценке данного явления — то есть рассмотрение монгольского нашествия в отрыве от исторического контекста, вне связи с реальными историческими событиями того времени, превращение его в абстрактный символ варварства, жестокости и кровожадности в мировом масштабе.

А живучесть этой тенденции связана со следующим: как известно, в оценке сущности исторических событий и явлений прошлых веков европейские ученые — сторонники евроцентристского учения — и теперь держат монополию в своих руках. Прямо и косвенно они проводят такую мысль: дескать, Запад (то есть Европа) — центр цивилизаций. Восток же — средоточие бескультурья и невежества. Европейское христианство — источник религии и культуры, религии Востока — источник тьмы и басурманства (мусульманства). Отсюда вытекает, что Восток и Запад — антиподы, не имеющие никакой общности. Однако исторические факты говорят противоположное. Скажем, существует немало фактов, позволяющих утверждать, что крестовые походы, оставившие столь глубокий след в истории стран Европы и Ближнего Востока, послужили мощным толчком к началу монгольского нашествия. Вообще говоря, проблема связи нашествия Чингиза — Батыя с христианским миром в целом требует тщательного изучения и срывания окутывающих ее ложных покровов. Еще со времен Плано Карпини (1245) историки пытаются затушевать эту связь, похоронить ее под слоем времени.

Действительно, как следствие попыток закрыть глаза на очевидные факты, следы подлинных исторических событий тускнеют и теряются в веках. Однако, если вчитаться более внимательно в исторические документы, можно убедиться, что ни один автор в своих трудах не может не затронуть этой связи. Свидетельства о том, как много было среди монгол христиан-несторианцев, что они встречались в урдах ханов, среди наследников престола — хан-заде (если к этому добавить, что и сам Чингиз родился от матери христианки-кераитки и, как увидим, воспитывался в семье степных христианских великомучеников за веру, кажется, картина довольно проясняется), что мусульмане считали монгольское нашествие страшнейшим из бедствий (В книге Джона Мэна «Чингисхан. М.: Изд-во Эксмо 2006, 416 с. есть отдельная главка с названием «Мусульманский хлокост» -И.Г.), то и дело попадаются в исторических книгах. К сожалению, многие историки вместо того, чтобы выяснить смысл этих неопровержимых фактов, акцентируют внимание лишь на столкновениях монгольских захватчиков с народами христианской религии, несмотря на то, что при формировании войска и в начале нашествия отношения в корне противоположными. Вследствие такого тенденциозного подхода сложные исторические явления, приведшие в движение века и народы и перевернувшие их судьбу, превращаются в исторический абсурд и бессмысленную абстракцию. На этой основе возникает ложная теория, согласно которой на народы, живущие привычной спокойной жизнью, внезапно обрушиваются полчища хищных кровожадных варваров, которые истребляют и разоряют мирные народы и тормозят их развитие. Не приводит ли такое упрощенное объяснение событий, сталкивающее категории общего и частного, к превращению истории из науки в сказочный вымысел? Можно подумать, что каждое племя, род, община жили в каком-то вакууме, не ведая о существовании друг друга. Не соответствует исторической действительности и объяснение причин столь мощного катаклизма, приведшего в движение полмира, образованием зародышей государственности у разрозненных кочевых монгольских племен, живущих где-то у чёрта на куличках и насчитывающих где-то около десяти тысяч человек.

Впрочем, довольно оперировать общими понятиями,— обратимся к реальным фактам, событиям, источникам и попытаемся раскрыть причины и движущие силы крестовых походов и главного объекта ниашего исследования — монгольского нашествия, а также проследим признаки, указывающие на связь между ними.

1088 год. Византийская империя на краю гибели. Все ее владения в Сирии и Малой Азии захвачены турками-сельджуками. Вот уже из окна императорского дворца в Константинополе видны бесчисленные юрты турков на другом берегу Босфорского пролива. Турецкий флот, численность которого была увеличена за счет нанятых на службу средиземноморских пиратов, занял константинопольскую бухту. Владения империи на побережье Европы захвачены родственными сельджукам печенегами. Так, столица Византии — Константинополь, последний ее оплот, оказался окруженным со всех сторон. В городе нет сил, способных отразить нападение, и, кажется, уже никакое чудо не спасет империю от неминуемой гибели. В этих напряженных условиях император Алексей Комнин обращается к правителям стран Европы с письмом следующего содержания: дескать, в погребах императорских дворцов и многочисленных церквах столицы хранятся золото и драгоценности в таких количествах, которые и не снились европейским монархам. Ни крупинка этого золота не должна попасть в руки мусульман — заклятых врагов христианской веры. Пусть уж лучше сокровища достанутся братьям по вере — другим христианским народам. Письмо это, по расчетам императора, должно было подтолкнуть европейские страны к выступлению против турков... Однако, возникает непредсказуемая ситуация: начинаются взаимные столкновения между сельджукскими феодалами, им становится уже не до Византии. По наущению императора кипчаки переходят в наступление на печенегов и отбрасывают их от городских ворот. В схватке 1089 г. печенеги были окончательно разгромлены.

В это время ситуация в странах Западной Европы становится крайне напряженной. Феодализм одерживает окончательную победу, становится главной движущей силой общества. Феодалы, опьяненные жаждой наживы, стремятся к расширению своих владений, к независимости и безграничной власти; крестьяне же, низведенные до положения рабов, живут мечтою вырваться из окружающего их ада, убежать хоть на край света, чтобы обрести там рай.

Епископы, аббаты и другие церковные феодалы-землевладельцы охвачены стремлением к христианизации соседних народов, чтобы потом иметь возможность взимать с них налог —«церковную десятину». Таким образом, письмо императора Византии с просьбой о помощи попадает на благодатную почву — в различных социальных слоях идея военного похода на Восток находит поддержку.

В 1095 г. во французском городе Клермоне состоялся церковный собор (собрание). Поскольку заранее было известно, что будет рассматриваться вопрос о походе на Восток, в городе собралось большое количество рыцарей-феодалов и простых крестьян. Папа Урбан II, выступая перед толпами народа, призывает отправиться на Ближний Восток для освобождения Иерусалима и христианской святыни —«гроба господня»— от заклятых врагов мусульман.

Не забывает он упомянуть и о богатой добыче, ожидающей «освободителей» на Востоке. Собравшиеся встретили речь папы одобрительными криками и нашили на одежду кресты в знак согласия на участие в походе. Поэтому участников этих походов называли крестоносцами, а походы получили название «крестовых».

Так в странах Западной Европы начинается подготовка к крестовому походу: по почину папы повсеместно рассылаются проповедники похода, формируются военные отряды. В 1096 году сотни тысяч крестьян, доведенных до отчаяния голодом и феодальной эксплуатацией, стихийно трогаются на Восток по Рейну и Дунаю, вступая в кровопролитные стычки с местным население (венграми, болгарами). За ними двинулись вооруженные отряды феодалов. Неслыханной жестокостью, огнем и мечом прокладывая себе путь, крестоносцы пересекают Малую Азию, Сирию и Палестину и в 1099 г. достигают Иерусалима. Взятие Иерусалима сопровождалось дикой резней мусульманского населения. В конечном итоге крестоносцы овладевают значительной частью восточного побережья Средиземного моря. Образуется Иерусалимское королевство, включавшее Палестину и южную часть Сирии.

Однако, ожесточенное вооруженное сопротивление местного населения завоевателям на этом не заканчивается: мусульмане ведут непрерывную борьбу за возврат захваченных земель и время от времени добиваются успеха, что служит поводом для организации новых военных походов из Европы (за период около 200 лет Европа снарядила на Ближний Восток восемь крестовых походов).

Как было вскользь замечено выше, крестовые походы европейцев явились толчком к началу монголо-татарского нашествия; точнее говоря, татаро-монголы выходят на историческую арену в качестве «второго фронта» крестоносцев на Ближнем Востоке.

Потребность и предпосылки открытия «второго фронта» существовали как в странах Ближнего Востока, так и в Центральной Азии — к тому времени там активизируются заинтересованные в этом общественные силы христианского вероисповедания (надо сказать, что по контрасту с сегодняшним положением вещей, Центральная Азия в XII—XIII веках переживала период расцвета христианства).

Христианство приходит в Центральную Азию в IV—V веках — именно тогда оно начинает распространяться среди кочевых племен. В IV в. христианство становится государственной религией Римской империи, оформляются и официально закрепляются догматы веры и ритуалы. Однако, в тех регионах империи, где активно действовали враждебные Римскому государству (империи) силы, происходил отказ от официозного христианства. Ереси, т.е. учения, не согласные с догматами господствующей церкви, подвергались гонениям с ее стороны. Такая судьба постигла арианство, манихейство, несторианство и др. еретические толки христианства. Потерпев поражение в столкновении с официальной церковью, приверженцы еретических учений вынуждены были покинуть Византию, Египет и Ближний Восток и переселиться вглубь материка, в районы обитания кочевников Средней Азии, где основали свои общины и начали широкую пропаганду своего учения (особенно это относилось к несторианцам). Патриарх — глава несторианской религии — проживал в Багдаде; связи с многочисленными несторианскими общинами, рассеянными по разным странам Великой степи никогда не прерывались. Другими словами, мы можем утверждать, что несторианцы Средней и Це тральной Азии поддерживали тесную и непрерывную связь с Багдадом.

Был и другой источник распространения христианства по всей Центральной Азии, включая казахстанские степи. Известно, что в VII веке, в результате военных успехов Тюркского каганата возникает северное ответвление «Великого шелкового пути»; в засушливых степях, по пути следования торговых караванов роются колодцы, строятся караван-сараи, снаряжается военная охрана для защиты от разбойников. Чтобы максимально обезопасить торговый путь, византийские миссионеры развернули пропаганду христианства среди местного населения. Надо признать, что их старания не пропали даром: в середине VIII в. в этих краях образуется православная Хазарско-Хорезмская митрополия, объединяющая 7 епископатов(1). Упоминание о существовании около 1048 г. в г. Мерве (Мары) резиденции (еще одного) православного митрополита — главы христиан Средней Азии — встречается и у В. В. Бартольда (Там же, с. 295). Эти митрополии, как и русская церковь того времени, подчинялись византийскому патриарху, проживающему в Константинополе, им же назначались епископы и митрополиты. По мере отделения католической церкви от православной, между константинопольским патриархом и Папой римским обостряется борьба за подчинение восточных христиан своему влиянию. В XI веке, когда Византия оказывается на грани поражения, владычество Римской курии на Востоке становится неограниченным. Так, к началу крестовых походов христианство успевает пустить глубокие корни среди народов Средней и Центральной Азии. О воинствующей активности местных христиан в деле распространения своей религии говорят следующие факты: даже в Китайской империи, известной своими прочными традициями и обычаями, они занимаются миссионерской деятельностью — по принципу «если тебя не пустили в дверь, проникни через окно». В книге Л. Н. Гумилева описывается, как манихейцы и несторианцы.

Неоднократно подвергались преследованиям и изгонялись из Китая. В Центральной же Азии, где царила свобода религии, устанавливаются несколько другие отношения: хотя на уровне государственной политики христианство и не получало поддержки, миссионеры не встречали здесь особого сопротивления. Об этом свидетельствует тот факт, что кераиты и найманы — известные и сильные племена, и создавшие в свое время каганат уйгуры, переходят в христианскую веру. Выходит, совершенно необоснованным представляется взгляд современных историков на Среднюю и Центральную Азию, как на «задворки, загороженные валом Александра Македонского», «край дикарей», где не ступала нога цивилизованного человека.

Словом, с одной стороны, среди восточных христиан происходит ослабление влияния Византии, а с другой стороны, Римское папство все расширяет и расширяет масштабы своей активности. Венцом этой активности и выступают крестовые походы. Надо ли говорить, что этот процесс был непростым, длительным и не однолинейным. Скажем, в Западной Европе радужные мечты вскоре постепенно сменяются разочарованием в идее «священной войны», которое растет по мере роста военных неудач и усиления сопротивления мусульманских народов. Крестьяне, ремесленники, торговцы да и феодалы начинают предпочитать занятия с гораздо меньшим риском — экономическую деятельность. В этих условиях было бы странным, если бы инициаторы крестовых походов, в поисках резерва, не обратили свой взор в сторону восточных христиан. Однако, утверждение о том, что только по велению эмиссаров Папы Римского кочевые народы, рассеянные по бескрайним просторам, вдруг объединили силы и поднялись в поход, не полностью соответствовало бы истине. Была и другая, более могущественная сила, объединяющая эти народы — это зарождение общих материальных интересов и импульсов. И вдохновляющий пример был налицо: еще и ста лет не прошло, как небольшое по численности племя сельджукских пастухов — выходцев с берегов Балхаша — заняло Семиречье, разбило династию Газневидов, победило Иран и Византию и создало свою огромную империю.

Аналогично тому, как страны Западной Европы перед началом крестовых походов были охвачены «захватническим психозом», и среди восточных христиан также возникает подобная ситуация. Здесь, правда имелись и существенные различия. Европейские участники похода все принадлежали к единой вере — христианству. А большую часть населения степей Центральной Азии составляли нехристианские народы, в руках которых были также, по большей части, бразды государственного правления. Следовательно, чтобы поднять эти народы в военный поход, нужны были мощные рычаги.

Таким «рычагом» явилось создание восточными христианами, пусть временного, эфемерного, но мощного своего государства, для организации такого похода. Именно так возникли восточные крестовые походы.

Первый из «желтых», т. е. восточных крестовых походов, обычно ускользающий от внимания историков, был связан с образованием государства кара-китаев (хытай, кидань), Елюй Даши. Принц Елюй Даши, после разгрома империи киданей — Ляо, расположенной по берегам Хуанхэ, чжурчженями (маньчжурами), возглавляет борьбу за восстановление Ляо, затянувшуюся на много лет. Потерпев поражение, он со своим десятитысячным войском уходит сначала в Северную Монголию (1124), а позднее, не сумев там обосноваться,— в Южную Джунгарию (1129). Уже в 1134 г., создав в Семиречье государство, собрав 70-тысячное войско, он вновь выступает против чжурчженей. И в этот раз ему приходится испытать горечь поражения. Елюй Даши пришлось отказаться от борьбы за трон Ляо.

Однако на территории Джунгарии, Кашгара и Семиречья созданное им государство кара-китаев прижилось. Конечно, для столь быстрого создания на чужих землях нового жизнестойкого государства требовались серьезные местные предпосылки. Местные христиане-несторианцы (к ним принадлежала, в частности, уйгурская правящая верхушка) давно вынашивали замыслы о захвате торговых путей, ведущих на Ближний Восток, где безраздельно господствовали их конкуренты — среднеазиатские торговцы-мусульмане. С образованием же государства кара-китаев эта заветная мечта становилась реальностью: несторианцы обеспечили Елюй Даши политическую и финансовую поддержку. Так, практически на пустом месте создается мощное государство, способное за короткое время снаряжать 100-тысячное войско. Елюй Даши в угоду христианам в 1131 г. захватывает Фергану, а в 1137 году одерживает победу над правителем Самарканда. В 1141 г. в сражении, происходившем в долине Деркам под Самаркандом, разгромив войско самого султана Великой империи сельджуков Сэнджара (1118—1157), Елюй Даши подчиняет себе все мусульманские земли к северу от Амударьи.

Эти победы, и не снившиеся организаторам западных крестовых походов, зафиксированы в европейских хрониках около 1145 г. как легенда о «пресвитере Иоанне» и «Государстве попа Ивана»— видимо, во время пребывания в Китае (Ляо) Елюй Даши носил княжеский титул «ван», который в языке других народов превратился в имя Иоанн, или Иван. По словам Л. Н. Гумилева (1), военные успехи Елюй Даши по своим масштабам намного превосходили победы Карла Мартелла (732), положившего конец набегам арабов на Европу, византийского императора Льва III Исавра, отразившего нападение 80-тысячной армии арабов на Константинополь, а также вожака I крестового похода доблестного герцога Готфрида Бульонского. Столь выдающиеся успехи восточных христиан, превзошедшие самые смелые ожидания, не дают покоя западно-европейским христианам, возбуждая в последних желание использовать их в своих целях. Напомним тогдашнюю ситуацию: Иерусалимское королевство, подчинявшееся Европе, переживает военно-политический кризис. В 1137 г. император Византии захватывает Киликию, вторгается в Антиохию, принадлежавшую королевским владениям.

В 1138 г. войска Сэнджара оккупируют владения королевства на юге Сирии, а в 1144 г. отбирают у христиан город Эдессу вместе с окружающей территорией. В ответ на эти военные поражения в 1147 г. Европа снаряжает II крестовый поход. Поскольку, в отличие от I похода, он не нашел широкой поддержки в народных массах, в нем приняли участие коронованные особы — французский король Людовик VII и германский император Конрад III со своими армиями. Однако, несмотря на участие регулярных войск феодальных государств Европы поход этот не приносит ничего, кроме невосполнимых потерь. Что делать? Как сохранить Иерусалимское королевство? В этих обстоятельствах никому не показалось бы странным, что западные христиане обратили свой взор к государству кара-китаев, заставивших склонить голову даже Великую империю сельджуков.

Нужно признать, что западных и восточных христиан не могла не связывать общность целей и интересов. И на Востоке идет консолидация христианских сил: под влиянием вышеупомянутой победы Елюй Даши в 1141 г. (под Самаркандом) различные толки восточных христиан — несторианцы и монофизиты — прекращают раздоры и распри и объединяются в одно течение, с целью организации новых военных походов. Однако, какими бы общими не казались мотивы, политико-экономические отношения всегда накладывают свой отпечаток на развитие событий. Существующее в Средней Азии положение вещей, видимо, уже полностью устраивало и христиан-кочевников, и христиан — уйгурских торговцев (а что еще надо — мусульмане утратили контроль над торговыми путями и безропотно платят установленную дань!), и постепенно слабеет военная мощь кара-китайского государства, ослабевает тяга к новым завоеваниям. В 1143 г. умирает Елюй Даши, титул гур-хана переходит по очереди к жене, сыну, дочери, внуку, но все они хотят только одного — покоя.

Так бывает — государства, в основу которых не заложена естественная закономерность, выполнив свою историческую миссию, ослабевают и приходят в упадок. Сказанное можно отнести и к государству кара-китаев. В 1208 г. хорезмский шах Мухаммед прекращает платить дань кара-китаям, мало того — он захватывает принадлежавшие кара-китаям Самарканд и Бухару. С другой стороны, входящие в состав государства меркиты также поднимают голову против гурхана. Еще более серьезная опасность угрожает извне: в 1209 г. сын монгольского императора Чингиз-хана, Жучи, преследуя найманов, доходит до предгорий Тянь-Шаня. Основная опора власти кара-китаев — уйгуры-несторианцы — переходят на сторону монголов. Агония кара-китайского государства, наконец, в 1218 г. завершается: монголы присоединяют его к своей империи.

На базовой территории «крестового» движения — в Иерусалимском королевстве все еще идет замедленная агония. К тому времени появление в мусульманском мире такого талантливого государственного деятеля и полководца, как султан Сирии и Египта Салах-ад-дин Аюби (1165—1193), еще более осложняет ситуацию. Он одерживает одну победу за другой и в 1187 г. захватывает Иерусалим — столицу крестоносцев на Востоке, Потеря Иерусалима, в свою очередь, дает толчок к третьему крестовому походу (1187—1190). В нем участвуют уже монархи трех главных европейских государств — французский король Филипп 11 Август, английский король Ричард I (Львиное Сердце) и германский император Фридрих I Барбаросса (Рыжебородый). Однако вернуть Иерусалим им не удается. С большим трудом организованный IV крестовый поход (1202—1204) не выполнил своей первоначальной цели (захват Египта), крестоносцы удовлетворились «завоеванием» лежавшей на их пути христианской же Византии. Начавшийся в 1217 г. V крестовый поход историки даже избегают называть «походом»» Судите сами. Подготовка к нему велась долго и тщательно. Еще в 1213 г. было объявлено о наборе воинов, но, видимо, желающих сложить головы на чужбине в Европе уже оказалось немного. В 1215 г. церковный собор вынужден был принять указ, предписывающий, сколько солдат для участия в походе из какого числа дворов должен был выслать каждый сеньор (феодал) или город. По всей Европе начинается сбор «крестовых» налогов, якобы чтобы одеть и обуть армию крестоносцев.

С таким трудом снаряженное войско, во главе которого встал венгерский король Андраш И, в сентябре 1217 г. пускается в путь. Как описывает Л. Н. Гумилев, крестоносцы, сев на корабли, прибывают в богатый торговый город Акру. Видимо, тяга к завоеванию земель не слишком обременяла их, потому что, проведя некоторое время в утехах и развлечениях, уже в январе 1218 г. они возвращаются восвояси. Продолжившие поход на Восток рыцари из Германии, Голландии, Дании и Норвегии также не совершили ничего, что было бы достойно упоминания.

Итак, идея крестовых походов, ранее столь привлекательная, перестала пробуждать энтузиазм народных масс, они стремились вернуться к привычной мирной жизни. С угасанием крестового движения у церкви появились опасения потери былого влияния на международной арене. Это обстоятельство не могло не тревожить Римскую курию.

Действительно, как сохранить Иерусалим? Понятно, что в новой исторической ситуации Римская курия снова не может не возлагать надежды на Восток, восточных христиан — ведь это уже испытанный и к тому же оправдавший себя прием! Здесь нельзя не отметить, что зерно, брошенное Римской курией, вновь упало на плодотворную почву — идеи, отжившие свой век на Западе, среди восточных христиан снова расцвели пышным цветом (а может быть, их пробудило от исторической спячки ослабление западного соперника?). Так или иначе, эти обстоятельства выводят на историческую арену Чингиз-хана — происходит II поход «желтых» (после Елюй Даши) крестоносцев.

Наконец, дорогой читатель, подготовительный этап повествования подошел к концу: поднимаюсь против течения (если вы помните, мы сравнивали историю с бескрайной рекой), мы дошли до самых «истоков»— началу походов Чингиза. Маршруты этих походов приблизительно изучены,— ориентиры известны, а теперь, подчиняясь ходу событий, перейдем непосредственно к описанию «желтого крестового похода». Хотя река истории течет по направлению к нашим дням, чтобы проплыть по ней, нам придется пройти через большие трудности, ибо отдельные детали, относящиеся к этой проблеме, либо остались в глубине веков, занесенные песками времени, либо умышленно были искажены...

Под «истоками» мы также понимаем истоки человеческой жизни, среду и обстоятельства, сформировавшие личность. С этого и начнем мы свой рассказ...

Масгут Гайнетдинов, (ж. Идель 90-х годов. Публикуется в сокращении). Перевела с татарского Фарида Ситдикова

Продолжение следует








Связанные темы и персоны