« Апрель 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
- Сам уже в окопе, старый ...
Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
29.03.2023 22415 3123
- Зря карлик ползал на ...
Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
21.03.2023 24544 73
- Военный преступник. ...
Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
17.03.2023 38337 69
- Молодежь в гробу видала ...
Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
16.03.2023 38731 32
- Пыня пошутил над холопами ...
Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
14.02.2023 15969 273
- Борьба дерьма с мочой ...
Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
12.02.2023 33869 22
- Ублюдочный путинизм в ...
Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
11.02.2023 41352 33
- Фильм о преступлениях ...
В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
15.01.2023 40530 252
РПЦ вряд ли сплотит народ, зато может расширить перечень запретов.
«Мы нуждаемся в консолидации, в том числе через формирование единой государственной идеологии. Любая война является частью идеологического противостояния. Война идеологий предшествует физическому сражению. За какие идеалы и ценности люди будут умирать, если нет идеологии?!»
Так формулирует общность задач государства, РПЦ и народа петербургский протоиерей Димитрий Василенков. Формулирует четко, понятно, а лет тридцать назад добавили бы: по-партийному.
Да, советская держава скреплялась единой государственной идеологией. Идеологией религиозного, хотя и языческого типа. Ее первосвященник Михаил Суслов был вторым человеком в государстве после Брежнева и в качестве секретаря ЦК курировал не только подразделения, которые проповедовали марксистско-ленинскую веру, но и структуры, ведавшие образованием, культурой и цензурой.
Не имея в запасе другой идеологии, российская постсоветская власть сначала неуверенно, а сейчас крайне целеустремленно пытается возложить примерно такие же государственно-идеологические функции на РПЦ, а на соответствующих участках также и на три другие привилегированные (т.е. официально признанные «традиционными») конфессии — ислам, буддизм и иудаизм.
Казалось бы, дело сделано. Но, на самом деле, до сусловской эффективности очень далеко. В отличие от сусловского аппарата, РПЦ не может обеспечить полного охвата масс, недостаточно скоординирована с машиной светской власти и до сих пор не обзавелась хоть сколько-нибудь заманчивой для народа социально-политической доктриной.
Пока советский режим стоял сколько-нибудь прочно, уклониться от исповедания его идеологии рядовому человеку было почти невозможно. Он становился сначала октябренком, потом пионером, потом комсомольцем. Был обязан знать азы советского вероучения, посещать казенные собрания и демонстрации.
Это при Суслове идеологические службы работали единообразно — что в Москве, что в Чечено-Ингушской АССР. А когда госидеологией становится клерикальность, то неизбежно приходится мириться с тем, что в разных уголках России она очень разная. И безобиднейшая полемика о хиджабах — только предвестие гораздо более серьезных вещей.
«Кто хулит и „полощет“ правителя страны, будь то царь, генеральный секретарь или президент, совершает хамов грех… Без закона о защите чести президента нельзя внушить уважение к власть предержащим, нельзя расчистить наше медийное пространство от тонн навоза, который вываливают на власть познеры, быковы, вишневские, резники и прочие. Легионы пачкунов должны знать свое место. В противном случае им будет уготовано место у параши…»
Это диакон Владимир Василик, по совместительству университетский доцент. На первый взгляд, поддерживает володинскую идею восстановить древний закон об оскорблении величества. А на самом деле, просит покарать организаторов исаакиевских протестов, фамилии которых заботливо указывает.
А сейчас это типичная ситуация. Даже не пытаясь всерьез сформулировать убедительную в глазах народа общественную доктрину, РПЦ и прочие официально протежируемые конфессиональные структуры либо добиваются чего-то материального для себя, либо декламируют нечто ультраохранительное и суперархаичное, либо требуют каких-нибудь репрессий, изыскивая для них поводы с болезненной изобретательностью.
Но ясно, что взятие на себя роли глашатаев и проводников государственной идеологии оказалось для духовенства непосильной ношей, для светских властей — заводящим в тупик экспериментом, а для граждан — источником раздоров и растерянности.
Сергей Шелин, Росбалт
Оригинал публикации
Непосильная ноша духовенства
Раздел: Общество | Просмотры: 12080 | Комментарии: 42