Календарь новостей
«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Хватило совести судиться ...

Александр Сидякин и Ростислав Мурзагулов подали в суд на Рауфу Рахимову и ...
  21.10.2020   29183    24

Мэрия Уфы отрицает ...

Уфимская мэрия намерена подать в суд на СМИ, сообщившие о болезни Ульфата ...
  21.10.2020   11582    5

Башкирская медицина мэру ...

Мэра Уфы Ульфата Мустафина отправили спецбортом в Москву ...
  21.10.2020   39502    9

Медицина Башкирии станет ...

Радий Хабиров призвал ускорить выписку из больниц и ограничить обследования на ...
  20.10.2020   36281    28

Таблички памяти и ...

Путинские слова о том, что мы никому не позволим переписать историю, давно ...
  20.10.2020   33942    56

Преступная нацполитика ...

Россия — территориально большая страна, в которой разные уклады, ...
  19.10.2020   32163    95

Время суверенитета давно ...

Суверенитет в том виде, в котором был провозглашен в 1990 году, оказал ...
  19.10.2020   15679    20

Потылицын: Не ...

Наблюдатели продолжают оценивать 30-летие со дня принятия декларации о ...
  19.10.2020   22720    14

После салютной вакханалии ...

Некоторые организации и учреждения в Башкортостане уже ввели ограничения. ...
  18.10.2020   30838    69

Хроники убойной медицины ...

Сокращение коек, дефицит кадров, принудительная вакцинация врачей, невыплаты ...
  16.10.2020   26316    10

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Октябрь 2020 (44)
Сентябрь 2020 (72)
Август 2020 (91)
Июль 2020 (77)
Июнь 2020 (108)
Май 2020 (98)


Валерий Тишков: «При Рахимове в переписи 2002 года наверняка не менее 100 тыс. татар переписали в башкиры»

2


Продолжаем публиковать интервью нашего корреспондента с известным этносоциологом Валерием Тишковым, который на прошлой неделе приезжал в Казань. Во второй части беседы с журналистом эксперт, делясь мнением о происхождении татар, высказал неожиданную мысль о великом переселении народов, которого, возможно, и не было вовсе. Также он рассказал, как проводил перепись 2002 года, оставившую больше вопросов, чем ответов, и сообщил о таком этническом образовании, как «татаро-башкиры». Кроме того, он дал ответ на вопрос: сохранится ли татарский язык или будет вытеснен русским?

Валерий Тишков: «При Рахимове в переписи 2002 года наверняка не менее 100 тыс. татар переписали в башкиры»


Великое переселение народов: «мигрировали названия, а такого массового переселения, может, и не было»

— Валерий Александрович, есть разные точки зрения о происхождении татар — золотоордынская, булгарская и финно-угорская. Вы какой больше придерживаетесь?

— Я не признаю жесткую связь современных идентичностей с тем, что было в археологическом прошлом. Больше всего в этом направлении сделано здесь, вашими казанскими учеными. Например, Рафаэль Сибгатович Хакимов подарил мне свою брошюру о происхождении татар. Здесь написан фундаментальный семитомный труд «История татар». В принципе, не доверять своим коллегам-ученым в этой области я бы не стал. То, что в последние пару десятилетий окончательно утвердилось, всегда и было — приоритет золотоордынского наследия с точки зрения истории. Не берусь судить о каких-то других фактах. Может быть, если бы булгарский геном был, он был бы ближе с казанским, чем монгольский геном. Но это абсолютная спекуляция.

С точки зрения историко-культурной полностью присваивать себе золотоордынское наследие, в том числе и Крымское ханство, только татарам не очень верно. Это такая узурпация древнего наследия в пользу одного народа. Точно так же, как осетины прибрали в свою пользу все аланское наследие, не оставив места другим народам Северного Кавказа на древнюю культуру. Хотя обычному человеку, обывателю, в хорошем смысле слова, или журналисту, писателю всегда интересно, его интригуют всякие древности, кто откуда произошел. Но с точки зрения жесткой науки эти вещи порой кажутся тривиальными.

Никогда археолог не будет обсуждать, к какому народу этот археологический комплекс сегодня принадлежит. Потому что столько произошло эволюций, контактов, взаимодействий, влияний, миграций человеческих популяций, я уже не говорю о культурном взаимодействии. Я уже не говорю, что в этой могиле были древние аланы или древние осетины; или у алтайцев их прародительница — древняя принцесса Укока, которая была похоронена — это тоже натяжка. Точно так же у татар. Не говоря уже, что сама категория «татары» имела сложную динамику. Поэтому я как раз придерживаюсь более сложных культурных версий с точки зрения происхождения и против жесткой связи современных идентичностей самосознания и того, что было в прошлом.

Есть такая общепринятая точка зрения о массовом переселении народов в раннем средневековье. Последние исследования показывают, что, скорее, мигрировали названия, а такого массового переселения народов, может, в принципе, и не было. Нужно быть очень внимательным к тому, что мы изучаем в далеком прошлом, и не пытаться все объяснить обязательно. Должны оставаться какие-то непонятные вещи, и мы должны говорить: «Да, мы этого не знаем». После нас будет еще много-много поколений исследователей, которым надо оставить место для объяснений. Поэтому сегодняшние версии происхождения татар будут подправлены или пересмотрены через два–три поколения ученых. Потому что версия, существовавшая три поколения до нас, отличается от сегодняшней. Думать, что именно сегодняшний взгляд является единственно верным, полагаю, тоже не очень правильно, это не научный подход.
«Этнических групп сколько надо, столько можем сделать»

— В нулевых годах была острая полемика вокруг татар перед переписью населения. В этой переписи чего было больше — науки или политики?

— Там была излишняя эмоциональная политизация. Особенно перепись 2002 года вызывала остроту. В 2010 году не было таких обостренных дебатов. А в 2002 году это была первая постсоветская перепись (последняя была в 1989 году). Нужно было вносить кое-какие коррективы в соответствии с новой Конституцией, новыми принципами, в том числе и с правом на самоопределение. Никто не имеет права его переписывать, что делалось в советское время. Возникло движение малых групп — поиска корней, попытка утвердить свою самостоятельность. Если ты активист от малых групп — чтобы стать вождями бесермян, кряшен или других. Это общий процесс, он мировой. Это было связано с тем, что в стране существует закон, который уделяет внимание и дает преференции малочисленным народам — этот фактор сыграл. Поэтому эти малогрупповые идентичности начали актуализироваться, нашлись лидеры. К тому же свобода слова, демократическая ситуация — все это вынесло на поверхность то, что было зажато или растоптано в советское время, оно как бы возродилось. Чтобы совсем что-то было заново с чистого листа сконструировано, такого не скажу. Все-таки, если бы не было дореволюционного казачества, то, наверное, современные казаки бы не возникли. А советская власть начала репрессии с казачества, потом уже появились депортированные, то вот это казачество и возникло. Точно так же и кряшены: они же были в переписи 1926 года, у них даже были какие-то элементы культурной автономии. А их переписывали в течение всего советского периода в татар уже при обработке материалов переписи перед их публикацией, то сейчас они появились. У них свои храмы, свои отличительные традиции, имена — Ивановы, Петровы, Алексеевы. Так что сказать, что это с чистого листа придумали, чтобы расколоть татарскую нацию — были такие обвинения в адрес меня лично и моего института. Но мы перед тем, как поддержать эту позицию, провели пару ученых советов, на которые приезжали эти кряшены, было обращение патриарха Алексия к президенту с просьбой учесть самоопределение кряшен.

Точно так же было с бесермянами. Но удмурты не стали это дело актуализировать и впадать в истерику по поводу того, что они могут уменьшиться, если из них вывести бесермян, и их тогда уже не будет большинство. А здесь это было на грани — 50—51%. И была опасность, что местные элиты, местная татарская общественность так нервно среагировала на попытку выделить кряшен в самостоятельную этническую категорию учета при переписи — я не говорю об отдельном народе. Татары вдруг могли потерять большинство. А был очень сильный настрой на то, что татар должно быть больше 50%, что и было достигнуто — не только за счет рождаемости. Были люди смешанного происхождения, рождаемость, миграция татар в Татарстан, меньше эмиграции — ряд факторов сказались.

Но кряшенский фактор не был таким решающим, никто же не знал, сколько их запишется. Кстати, это была моя формула: ввели группу и подгруппу. То есть кряшены не были выделены из татар, они в переписи стоят как подгруппа с отступлением внутри татар. Они увидели себя в переписи, их никто в татар не переделал, но в то же время кряшены были перечислены среди татар, так же, как сибирские татары. Как и среди русских — поморы и казаки. Хотя были казаки, которые требовали себе отдельного этноса. На меня жаловались и президенту, до сих пор эти жалобы идут.

Не вопрос это — народ или не народ, вопрос в процедуре переписи. Это имеет, конечно, значение — и моральное, и политическое. Когда меня спрашивают, сколько народов живет в России, я говорю: у нас один народ живет — российский. А этнических групп сколько надо, столько можем сделать. У нас 700 англичан считается народом, живущим в России. А 200 тыс. русских, живущих в Лондоне, народом Великобритании не считается.

Поэтому — как считать. У нас и 300 японцев — народ России, и случайно оказавшиеся в России шведы, кубинцы. Посмотри перечень народа — увидишь. Говорят, у нас 193 народа живут, таких стран больше нет. Да в одном Лондоне живут 500 народов, если так подходить, как мы считаем.

Народ «татаро-башкиры»

— В Башкирии тоже возникали проблемы вокруг переписи. Особенно касательно населения, живущего на севере и западных границах республики.

Существуют разные версии, кто они — татары, записанные башкирами, либо башкиры, подвергшиеся татаризации. Об этом писал колонку в нашем издании и этнолог Ильдар Габдрафиков. Все-таки, кто они?

— Есть некий татаро-башкирский симбиоз — такой двуязычный, двухкультурный пояс. Кстати, в этнологии есть российско-украинское пограничье: есть население, которому трудно определить, кто они — русские или украинцы. Они говорят: «При одних мы были хохлы, у других мы москали». Говорят на суржике — смеси русского и украинского. И здесь есть такой симбиоз. Поэтому в Башкирии при одном секретаре или президенте в результате каких-то воздействий или собственных расчетов, кем быть выгоднее, называют себя башкирами, в другой ситуации говорят, что они татары. Я сторонник того, чтобы дать людям смешанного происхождения, которые в равной мере разделяют культуру и знают языки отца и матери, дать возможность указывать людям двойную этническую принадлежность, и это, кстати, рекомендует Организация объединенных наций. И многие страны, где в переписи спрашивается этническая принадлежность, такую возможность дают людям — указать не одну, а несколько или по крайней мере две этнические принадлежности в графе «национальность».

В отношении татар и башкир здесь идет речь не о потомках смешанных браков. Здесь часть населения сформировалась, о которой можно говорить «татаро-башкиры». Но у нас ни в науке, ни в практике такой категории нет. Ты должен быть или татарином, или башкиром. Мне как-то академик Роберт Нигматуллин, директор Института океанологии, сказал: «Я татаро-башкир». И многие выходцы из этого региона предпочли бы именно эту идентификацию. Но татары хотят, чтобы они были татарами, башкиры — башкирами. Я бы не стал заострять на этом особое внимание. И не позволял бы какое-то насилие, особенно переписывание или жесткую агитацию: «Запишись татарином» или «Ты башкир».

В итоге при Рахимове в переписи 2002 года наверняка не менее 100 тыс. человек было переписано в башкиры. Те в более спокойной ситуации, без воздействия, без пропаганды: «Если ты в Башкирии живешь, значит, должен быть башкиром», повели бы себя по-другому. Плюс там ситуация такая, что башкир там меньшинство, их меньше, чем русских и татар, им хотелось бы выйти хотя бы на второе место. Все-таки большинство мест в их правительстве, законодательном собрании принадлежит башкирам — и это явно не демократично с точки зрения гражданских прав. Но уже при переписи 2010 года при новом президенте (Рустэм Хамитов — глава Башкортостана, — прим. ред.) такой одержимости не было, башкирский национализм пошел на спад, такой жесткой установки всем учить башкирский язык нет. И башкирский национализм ослаб и не наступает. Это на пользу этой республике, поскольку там трехобщинное государство: есть общебашкирская идентичность или башкортостанская (как у вас татарстанская). Так жестко делить, отдавать предпочтение одной группе, раз это Башкортостан, то они должны быть впереди, это неправильно.

«Нет жесткой связи: умер язык — умер народ»

— В 1990-е годы в Татарстане пытались внедрить двуязычие. По сути, проект провалился. Почему? И были ли в мире примеры успешного введения двуязычия?

— Это сложная проблема. В Канаде затратили миллиарды долларов. Но Канада как страна не стала двуязычной. Но государственные службы стали двуязычными: издание всех документов, текстов законов производится на двух языках. Если ты звонишь в справочную службу и спрашиваешь по-французски, тебе обязаны ответить по-французски. Но это не частный сектор, бизнесу нельзя вводить какие-то жесткие требования. А государство и бюрократия должны говорить на языке налогоплательщиков.

Что касается Татарстана, наверное, управленцы, в суде, полиция должны, возможно, что так и есть, владеть двумя языками. В то же время требовать от русских, в том числе и на государственной службе, особенно на муниципальном уровне, где население преобладает русское, знать татарский язык — очень сложная задача. Потому что есть язык большинства, государственный язык и относящийся к мировым языкам (world top languages), столько создано мирового достояния на русском. Знание его и пользование им, как и другим мировым языком, очень помогает в жизни человека, его преуспевании, в карьере, связях, в утверждении себя, своей науки. Если ты чуваш, напишешь труд или литературное произведение на чувашском языке, то тебя прочитают только чуваши. А если ты, как Чингиз Айтматов, напишешь свое гениальное произведение не по-киргизски, а по-русски, то тебя прочитает весь мир: все, кто читает по-русски, плюс переведут. Поэтому он утверждает себя, свою киргизскую культуру, идентичность через русский язык.

Использование более мощного языка не значит, что ты сдался, предал свой народ, язык. Очень многие народы перешли на более мощный язык, но сохранили свою идентичность. Ирландцы, например, и десятки народов. Они сохранили свою идентичность, но говорят на языке более широкого распространения и более выгодном.

— Почему ирландцы практически потеряли свой кельтский язык?

— Ассимиляция. К тому же он немножко возрождается. Почему люди переходят с миноритарного языка на язык большинства? Потому что это язык большинства. И ассимиляция происходит во всем мире. Почему наш гражданин, россиянин, будь он татарин или русский, чуваш, уезжает в Америку, его дети уже 100% говорят на английском? Никто же не говорит, что он предал свой народ, забыл свой татарский язык. Это считается нормой. Если в России бурят, чуваш или удмурт перешел на русский язык, но сохранил свою идентичность, они от этого проиграли? Ничуть. Да, для сохранения своей идентичности язык играет важную роль. Но нет жесткой связи: умер язык — умер народ. Язык важен, но не является единственным и абсолютно исключительным условием существования народа. Переход в рамках одного государства на язык большинства — это, скорее, норма мировая, языковая ассимиляция, если она добровольная. Если она принудительная, когда у человека нет иной возможности говорить на своем языке, это плохо.

Вроде в нашей стране, предпринимаются определенные усилия, есть правовые нормы и в суде ты можешь не по-русски говорить, а по-татарски или по-чувашски. Но сказать, что у нас все сделано для того, чтобы человек с нерусским языком себя во всей полноте реализовывал, особенно в системе школьного обучения, это очень дорого стоит, не можем это реализовать. Поэтому не ратифицируем Европейскую хартию региональных языков. Одно дело, реализовать ее в Венгрии или Финляндии, Германии, где два-три меньшинства, а у нас —70 языков, тогда сколько надо учебников, сколько надо грандиозных усилий.

Надо еще спросить, будут ли родители посылать детей в удмуртскую школу. Они скажут: «Нет, мы хотим, чтоб он поступил в МИФИ или МГУ, поэтому пойдет в русскую школу». Можно затратить грандиозные усилия. И здесь не может быть симметрии, когда Украина говорит: «У нас есть русские школы.

А у вас есть украинские школы на два с лишним миллиона украинцев?». И Россия говорит: «Да, мы сделаем, построим». Здесь не может быть паритета, у русского языка больше преимуществ, люди выбирают его чаще, чем украинский, потому что это мировой язык.

Реальное Время
Оригинал публикации








Связанные темы и персоны

  • Изображение
  • Эксперт
  • 101 | 29.09.2016, 00:24 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 39588 | Рейтинг: +6522,5
94 | 29.09.2016, 00:15 | Автор: Зулия | На сайте

"столько создано мирового достояния на русском. "
---------------------
Марксистско-ленинская литература издавалось чудовищными тиражами.
===
Это мелкий тираж в сравнение скокА испачкали бумаги китайские тАвАрищи.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 102 | 29.09.2016, 00:25 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 31792 | Рейтинг: -716,1
99 | 29.09.2016, 00:22 | Автор: Вдумчивый
В Австралии каждый штат имеет свои законы и выбирает своих губернаторов.
В Новой Зеландии про вертикаль не слыхивали.



5

  • Изображение
  • Эксперт
  • 103 | 29.09.2016, 00:27 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 39588 | Рейтинг: +6522,5
100 | 29.09.2016, 00:24 | Автор: Зулия | На сайте

А репрессии с депортациями коснулись почему-то калмыков. Хотя контры среди
===
А вы как хотели то?

Чтобы комуняки станы только нарисовали от балды и ничего при этом не отжали?



0

  • Изображение
  • Участник
  • 104 | 29.09.2016, 00:28 | Автор: Батыр
    Публикации: 0 | Комментарии: 3222 | Рейтинг: -174,4
Зулька апай супер



3

  • Изображение
  • Эксперт
  • 105 | 29.09.2016, 00:31 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 39588 | Рейтинг: +6522,5
102 | 29.09.2016, 00:25 | Автор: Зулия | На сайте

В Австралии каждый штат имеет свои законы и выбирает своих губернаторов.
В Новой Зеландии про вертикаль не слыхивали.
===
Так у них комуняк не было. Вы гляньте хоть на Китай.
Тама такой самодеятельности нет, хотя и народности разные есть.

В России земство было, а Учредительное собрание собиралось менять госситему.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 106 | 29.09.2016, 00:31 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 31792 | Рейтинг: -716,1
«Нет жесткой связи: умер язык — умер народ»
----------------------
Есть! Сам Чингиз Айтматов утверждал: "Бессмертие народа - в его языке"
или в интервью - " Забыть родной язык значит забыть родину. Его нужно не только знать, но и беречь, развивать. "



7

  • Изображение
  • Эксперт
  • 107 | 29.09.2016, 00:33 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 31792 | Рейтинг: -716,1
«Нет жесткой связи: умер язык — умер народ»
----------------------
Если народ не имеет своей государственности, если проживает в иноязычной среде, то, утратив язык, утрачивается его национальная идентичность, народ вырождается, ассимилируется и в конце концов исчезает.



6

  • Изображение
  • Участник
95 | 29.09.2016, 00:16 | Автор: Вдумчивый | На сайте
Публикации: 170 | Комментарии: 32091 | Рейтинг: +6131,1
87 | 28.09.2016, 23:59 | Автор: Иннокентий Иванов | На сайте

Русские кочевники - это казаки,казачество:русские бежали от репрессий Ивана Грозного,одичали,и превратились в кочевые племена казаков.
===
Казаки - регулярная русская армия, которая и создала Россию.
До романовых, казакам даже в земле ковыряться запрещалось.
======================================================
В порядке захвата новых земель для империи,для земель казаков не делалось исключений:
и казаки,и калмыки,и башкиры - всех после присоединения к империи уже во втором поколении бросали в регулярную армию.
И все одинаково бунтовали:мелкие детали - запорожцы,разинцы,пугачевцы.
Особенность такая:то было отвоевывано кочевыми казаками у окружающих народов, то легче было вписать в империю,в качестве "входного билета" для бежавших и одичавших в незапамятные времена, в казачестве русских племен.
.
А потом "льготы" и казакам упразднили.Волей - неволей - хочешь жить - иди в карательные отряды.
А кончили казаки расстрелами стачек промышленных рабочих,требовавших улучшения условий труда.



3

  • Изображение
  • Эксперт
  • 109 | 29.09.2016, 00:34 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 39588 | Рейтинг: +6522,5
106 | 29.09.2016, 00:31 | Автор: Зулия | На сайте

Забыть родной язык значит забыть родину.
===
Это дешевый пафос для зомбирования идиотов.

Тогда у американцев выходит и родины нет? Ибо у них даже гос языка нет.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 110 | 29.09.2016, 00:36 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 31792 | Рейтинг: -716,1
101 | 29.09.2016, 00:24 | Автор: Вдумчивый | На сайте
Это мелкий тираж в сравнение скокА испачкали бумаги китайские тАвАрищи.
--------------------
У них и читателей из населения будет побольше. и еще у них буквенные знаки убористые, целое предложение можно написать двумя иероглифами. И сами слова покороче



5

  • Изображение
  • Эксперт
  • 111 | 29.09.2016, 00:37 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 31792 | Рейтинг: -716,1
Тогда у американцев выходит и родины нет? Ибо у них даже гос языка нет.
--------------------
Дураки пиндосы



5

  • Изображение
  • Эксперт
  • 112 | 29.09.2016, 00:38 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 39588 | Рейтинг: +6522,5
107 | 29.09.2016, 00:33 | Автор: Зулия | На сайте

Если народ не имеет своей государственности, если проживает в иноязычной среде, то, утратив язык, утрачивается его национальная идентичность, народ вырождается, ассимилируется и в конце концов исчезает.
===
Ну нИ знай.

Те же немцы, коих в США много, вымирать явно не собираются, хотя многие их них по немецки ни бум-бум.

А в кого им ассимилировать, это и вовсе не понятно.

Как люди тама живут - загадка.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 113 | 29.09.2016, 00:40 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 31792 | Рейтинг: -716,1
81 | 28.09.2016, 23:27 | Автор: Иннокентий Иванов | На сайте
Публикации: 0 | Комментарии: 1804 | Рейтинг: -286,8
Я весьма плотно общался с госпожой Серегиной,с госпожой Некрасовой,
----------------------
Как, каким образом? Меня забанили наглухо. Серегина даже Бердина забанила. Видно ты мущина из себя привлекательный



5

  • Изображение
  • Эксперт
  • 114 | 29.09.2016, 00:42 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 39588 | Рейтинг: +6522,5
110 | 29.09.2016, 00:37 | Автор: Зулия | На сайте

Тогда у американцев выходит и родины нет? Ибо у них даже гос языка нет.
--------------------
Дураки пиндосы
===
Это потому что у них шэжэрэ нет, а кабы было, то были бы умными как батырА.



1

  • Изображение
  • Участник
Пилоты ВВС США изучали некоторые языки коренного населения США.Для победы над японской авиацией.
Американцы сегодня считают, что они минимум на 20 лет отстают от японцев. Представьте себе - чтобы победить япноцев,ВВС США потребовалось знание....... навахо!



3

  • Изображение
  • Участник
113 | 29.09.2016, 00:42 | Автор: Вдумчивый | На сайте
Публикации: 170 | Комментарии: 32099 | Рейтинг: +6131,1
110 | 29.09.2016, 00:37 | Автор: Зулия | На сайте

Тогда у американцев выходит и родины нет? Ибо у них даже гос языка нет.
--------------------
Дураки пиндосы
===
Это потому что у них шэжэрэ
============================================
там это называется "генеология", свою генеологию американские семьи знают в совершенстве.



2

  • Изображение
  • Эксперт
  • 117 | 29.09.2016, 00:47 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 31792 | Рейтинг: -716,1
Надо еще спросить, будут ли родители посылать детей в удмуртскую школу. Они скажут: «Нет, мы хотим, чтоб он поступил в МИФИ или МГУ, поэтому пойдет в русскую школу».
----------------------------
вот это ключевой вопрос, глыбокомысленный.

продолжение политики царизма, где в учебные заведения могли поступать только дети привилегированных сословий и православного вероисповедания.

Сколько удмуртов училось в Царкосельском лицее?

Или в сталинские времена не принимали классово чуждых элементов.



4

  • Изображение
  • Гость
  • 118 | 29.09.2016, 00:51 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Вот еще один болезненный выискался! Когда нечем стало крыть, придумали какую - то сказку о сословии! Нет никакого сословия – есть асаба башкорт. На Белебеевской возвышенности, и в одноименном уезде мои предки жили испокон веков! А теперь какой-то мудак мне утверждает, что у меня национальность – сословие! Поcмo-тpите пойму реки Дема – одни башкирские деревни. У поймы рек Зая и Чулман тоже жили мишары и татары, но когда пришел Иван Грозный, он всех их за десять верст от берегов рек прогнал, остались только те, кто крестился. Ну и куда же пошли жить эти бедолаги? Правильно, в Башкирию: с тележками ручными (коней тоже отбирали), с катомками, передвигаясь только по ночам, шли к нам. Но об этом ваш Максуди и другие ученые мужи, естественно помалкивают.
= = =
Ты скажи мне пожадуйста, кто же эти мифические башкиры?
Я имею в виду тех, кто хотя бы в 16 веке был каким-то башкиром. Зауралье - полностью монголы, чистые монголы и это есть у сотни источников. Население до Урала - была в составе Казанского ханства и это население в те времена называлось казанскими татарами. Только в начале 16 века, когда Казанское ханство стало ослабевать, эти территории перешли к Ногайской орде. А в Ногайской орде (в Мангыт юрте) никогда никаких башкир не было, юртом верховодили отатарившиеся монгольские племена, которые тогда считались элитой. Это прежде всего минцы (мангыты, от татарского слова менг-эт). Минцы - отделившаяся от бурджегенцев (племени Чингисхана) элитный род, род Идегея, читай Кара Давана), табынцы, барынцы и другие. Возмем к примеру монгольское племя - табынцы. По другому их называют усюни, ушуни. Это род военоначальника Чингисхана Майкы бея. Этот же род есть и у ногайцев, и у казахов. Кстати, казахские табынцы живут на северо-востоке Казахстана и расстояние между табынцами, которые перечисляют себя к мифическому башкирскому народу и табынцами-казахами не более 100 км. Все ученые Казахстана признают, что ихние табынцы - отатарившиеся во времена Золотой орды монголы, Они объясеяют наличие у башкир табынцев только тем, что те табынцы, которые не приняли власть Москвы отступили на юго-восток и остались в составе К;иргизской орды и со временем стали казахами. А те, которые продались Москве - стали башкирами и начали служить белому царю.
А "башкирские" табынцы сегодня (они в основном живут в Учалинском районе) выдумывают всякие мифы про своих предков башкир, которые будто бы сочиняли на южном Урале многие тыс лет тому назад эпос «Урал-батыр», организуют маршруты на Иремель "По следам Урал-батыра" и т.д. Не совсем образованным туристам рассказывают о том, как их предок Урал-батыр во столько то тыс лет тому назад тут боролся с Шульгеном и т.д.
А до 13 века на Южном Урале не было ни единого табынца.



1

  • Изображение
  • Участник
112 | 29.09.2016, 00:40 | Автор: Зулия | На сайте
Публикации: 26 | Комментарии: 23494 | Рейтинг: -520
81 | 28.09.2016, 23:27 | Автор: Иннокентий Иванов | На сайте
Публикации: 0 | Комментарии: 1804 | Рейтинг: -286,8
Я весьма плотно общался с госпожой Серегиной,с госпожой Некрасовой,
----------------------
Как, каким образом? Меня забанили наглухо. Серегина даже Бердина забанила.
================================================
Возможно у них была мысль забанить меня: но,так как в их группах поток поток комментариев сошел на "нет",меня специально держали, чтобы была видимость что группа жива, а в журналах хоть один комментарий в неделю от меня.
Мне наскучило;группы утухли.



2

  • Изображение
  • Эксперт
  • 120 | 29.09.2016, 00:53 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 31792 | Рейтинг: -716,1
Использование более мощного языка не значит, что ты сдался, предал свой народ, язык. Очень многие народы перешли на более мощный язык, но сохранили свою идентичность. Ирландцы, например, и десятки народов. Они сохранили свою идентичность, но говорят на языке более широкого распространения и более выгодном.
----------------------------
Ирландцы обрели собственную государственность.
"Государственные языки Республики Ирландия — ирландский и английский.

Правительство Ирландии предпринимает меры по замене английского языка возрождённым ирландским. Его изучают в школах, он используется на национальном телевидении и радио "

Страны Латинской Америки "перешли на более мощный язык" - на испанский.
Но, имея каждая свою государственность, еще сохраняют свою культуру, весьма отличающуюся от культуры бывшей метрополии.



3