Календарь новостей
«    Сентябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Руслан Габбасов: Как ...

Общественный активист Руслан Габбасов делится своим мнением о тех, кто, по его ...
  25.09.2020   19951    86

Юмадиловщина живее всех ...

Несколько жителей Башкирии обратились к президенту России и председателю ...
  24.09.2020   39899    13

Курултайное ...

Депутаты парламента Башкирии запретили уполномоченному по правам человека ...
  24.09.2020   26645    15

Мурзагулов плохо ...

Ростислав Мурзагулов опроверг информацию о его отставке. Ранее об этом со ...
  23.09.2020   24719    19

Майор полиции стряпал ...

Майор, подписавший протоколы задержанных защитников Куштау в Башкирии, дал ...
  23.09.2020   17946    14

Депутаны подмахнули не ...

Депутаты Госсобрания Башкортостана в конце прошедшей недели единогласно дали ...
  22.09.2020   26513    15

Динар Зайнуллин: «Сделаю ...

Динар Зайнуллин – общественный деятель.Сам я не любитель телеграмканалов. ...
  22.09.2020   30378    26

Миллионы из ваших ...

На содержание территории Дома Правительства Башкирии выделили более 55 млн ...
  22.09.2020   36394    8

«Грязные истории», в ...

На этой неделе Радий Хабиров отказался комментировать возможную причастность ...
  21.09.2020   43059    20

Чем заняты лживые ...

Барабаш: Они не «переобулись», они просто транслируют то, что в «высоких ...
  21.09.2020   32980    7

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Сентябрь 2020 (63)
Август 2020 (91)
Июль 2020 (77)
Июнь 2020 (108)
Май 2020 (98)
Апрель 2020 (157)


К «Страстям по Валидову» Бердина

  • Опубликовано: Ирек | 22.12.2014
    Раздел: Общество | Просмотры: 20173 | Комментарии: 165
4


Главный «традиционалист» Башкортостана Карагай-Гирей-Бердин (КаГеБе) озаботился на днях «Страстями по Валидову». Появились, скажем, так, и «отклики» на это его. И хотя давно мне говорят, да не обращай ты Ирек внимание на этого «традиционалиста», я всё же бывает, читаю кое-что внимательно у этого опществоведа.

К «Страстям по Валидову» Бердина


И сейчас решил тоже «откликнуться» на его «страсти» по тептяру Заки Валиди, который и татаром был, но стал башкиром, возглавив башкирское национальное движение в начале ХХ века, а окончательно, пожалуй, стал таковым уже в своих "Воспоминаниях".

Было дело, гл. «традиционалист» у себя на сайте его главного актёра по указанной теме, по объявленным им «страстям» брал интервью у Искандера Гилязова, автора книги: Легион «Идель-Урал». Представители народов Поволжья и Приуралья под знаменами «третьего рейха».— Казань: Татарское книжное издательство, 2005.— 383 с.

И ничтоже сумняще, но уже в другом своём сообщении. Он, гл. «традиционалист» объявил: «Мнение ведущего в нашей стране специалиста по легиону «Идель-Урал», проф. И.А.Гилязова однозначно: А.-З.Валиди не имел к нему НИКАКОГО отношения. (выделено и подчеркнуто мной – Ирек)».

Я же в указанном интервью такого категоричного заявления И.А. Гилязова не углядел. Знаю, народ в инете несколько ленивый, и потому я просто приведу выдержки из упомянутого интервью Искандера Гилязова для удобства ленивых здесь.

И.Г. Однако, хочу заранее обратить Ваше внимание на то, что я целенаправленно никогда не занимался изучением личности и деятельности Заки Валиди (выделено и подчеркнуто мной – Ирек). Если Вы обратили внимание, в своей книге я лишь упоминал его имя в контексте общих событий, когда речь заходила о лидерах тюркской эмиграции в Европе и Турции в годы второй мировой войны...

К тому же считаю, что многие точки над i вполне может поставить Марсель Нуруллович Фархшатов, который в последние годы весьма активно работал в немецких архивах, изучая материалы, касающиеся научной и общественно-политической деятельности А.-З.Валиди.

И.Г. К попыткам дискредитации А.-З.-Валиди отношусь настороженно. Я считаю, что оценки историческим личностям, тем более таким неоднозначным как А.-З. Валиди (выделено и подчеркнуто мной – Ирек), должны даваться исключительно осторожно и только на основании репрезентативных и надежных исторических источников. К тому же, всегда следует иметь в виду, что каждая личность – продукт своего времени, ни одна личность не может быть абсолютно «белой и пушистой», точно так же, как не может быть любая личность проявлением абсолютного негатива. Человек остается человеком, со своими достоинствами и недостатками, со своими сильными и слабыми сторонами. К сожалению, не только в обществе, но и в исторической науке очень часто верх берет подход, когда пишущие на темы прошлого стремятся видеть в прошлом только то, что подходит под их взгляды и под их концепцию в ущерб стремлению к объективности. Думаю, что А.-З.Валиди был личностью выдающейся, но, естественно, не абсолютно идеальной фигурой. И ему, как и любой большой личности были присущ и ошибки, и заблуждения И задача историков в настоящее время; дать максимально взвешенную и объективную оценку его деятельности. (выделено и подчеркнуто мной – Ирек).

И.Г. Насколько мне известно из архивных источников, прямого отношения к легиону «Идель-Урал» (выделено и подчеркнуто мной – Ирек: И надо заметить, действительно одна только приемлемость словосочетания Идель-Урал, для Заки Валиди, это очень даже большой вопрос?); и другим военным формированиям из представителей народов СССР и Восточной Европы в годы второй мировой войны А.-З.Валиди НЕ ИМЕЛ (выделено и подчеркнуто мной – Ирек). Но даже если бы и имел, это еще не было бы для меня основанием для негативной оценки этой личности и его деятельности. Я вообще далек от огульного осуждения всех исторических личностей, связанных с этими формированиям, и считаю, что оценку личности опять-таки следует давать за ее конкретные действия.

Может я, что-то не понял, но вроде никакой однозначности не трактуется. И никто, скажем так, из не ангажированных историков, как и Искандер Гилязов целенаправленно никогда не занимался изучением личности и деятельности Заки Валиди. Я таковых работ не встречал, нет этого и в работах, даже у д.и.н. С.М.Исхакова, записанного гл. «традиционалистом» в наиболее известного из современных критиков А.-З.Валидова.

Я лично, не историк, технарь я просто сирый, но позволю я себе несколько внимательно, как шучу, бывает в раздразнение некоторых опщестоведов, «диагонально» почитать работу:

Гилязова И.А.

Г 47 Легион «Идель-Урал». Представители народов Поволжья и Приуралья под знаменами «третьего рейха».— Казань: Татарское книжное издательство, 2005.— 383 с.

(Подчеркивания и выделения жирным шрифтом текста книги мои - Ирек)

Начнём со стр. 67

руководство германской дипломатии все-таки явно заблуждалось в оценке потенциала пантуранистского движения в Турции, которое скорее сводилось к деятельности пусть авторитетных, но все же отдельных политиков. Одним из таких политиков являлся Нури Киллигиль, или, как его чаще называют, Нури-паша, брат Энвера-паши.

Его личность, можно сказать, заинтриговала германский МИД уже в первые дни войны с СССР, ибо последний практически сразу же заявил о своей озабоченности судьбами тюркских народов. Он выразил желание отправиться в Берлин, чтобы консультировать германское правительство по тюркскому вопросу. Кстати говоря, такое же желание высказал и Ахмед-Заки Валиди, подавший в июле 1941 г. заявление о выдаче ему германской визы, но ему было в этом отказано.

125 Henderson, A. The Panturanian-Myth in Turkey Today, in: Asiatic Review. 41(1945), p. 88.

Уже впервые же дни войны таковое произошло, а кто чего хотел. И надо ли ставить знак вопроса пред предыдущим предложением?

Добавим выдержку со стр. 113

Конечно, высказывания зарубежных политиков, в особенности турецких, можно лишь с большой долей условности именовать давлением на Германию.

Они в конечном счете привлекали больше внимания чиновников МИДа, чем всего политического руководства рейха, и погоды не делали. Тем более что в ходе войны МИД был отстранен от работы с советскими военнопленными и от создания Восточных легионов. И все же определенный фон эта позиция создавала.

Большую напористость и меньшую осторожность демонстрировали представители старой эмиграции. Но к ним отношение в Германии было весьма неоднозначным . Более подробно о вопросах политического сотрудничества старой эмиграции с нацистским режимом еще будет сказано в специальной главе, поэтому остановлюсь лишь на некоторых моментах, имеющих отношение к судьбам тюрко-мусульманских военнопленных.

И далее стр. 246

МИД скрупулезно изучал представителей тюрко-мусуль-манской эмиграции именно на предмет какого-либо практического использования их, но, как уже упоминалось, только не в сфере военной — на совещаниях начала июля 1941 г. в МИД было заявлено, что стремление эмигрантов в качестве добровольцев подключиться к войне против СССР необходимо «приветствовать», но «никакого интереса в подобном представительстве» Германия на тот момент не имела. Более развернутые директивы по этому поводу дал Эрнст Вёрманн 26 августа 1941 г., поскольку обращения эмигрантов в МИД не прекращались: «В связи с развитием событий на Востоке разного рода эмигранты обращаются в МИД и германские представительства за рубежом, предлагая свои услуги по установлению нового Стр. 247 порядка в России. В сотрудничестве с этими эмигрантами по данному вопросу нет никакой заинтересованности. Следует отвергать такие предложения, особо избегая каких-либо политических обещаний. [...] В ответ на такие предложения необходимо ограничиваться благодарностями и обещаниями, учесть их в дальнейшем. Контакты с эмигрантами, которые представляют интерес как информаторы, остаются, как и прежде, желательными»8. Официально, таким образом, не поощрялось ни военное, ни политическое сотрудничество с представителями эмиграции.

Но в плане сбора информации об эмигрантских группах и лидерах деятельность МИД летом-осенью 1941 г. продолжалась действительно очень активно.
25 июля посол фон Папен из Стамбула дал характеристику на лидеров тюрко-мусульманской эмиграции в Турции, оценив как антигерманскую, позицию и взгляды Гаяза Исхаки и Джафера Сеидамета, в то же время рекомендовав для сотрудничества Мехмет-Амина Расул-заде, Сайда Шамиля, Барасби Байтугана, Айтека Намитока и др. 9.

9 августа вновь фон Папен характеризовал Мехмет-Амина Расул-заде, Мирзу Бала, Мир Якуба, Джафера Сеидамета, Мустафу Чокай-оглу, Гаяза Исхаки (о последнем: «убежденный сторонник Польши и Англии, в 1940 г. поехал в Лондон, чтобы посетить Сикорского. Здесь 23 марта 1941 г. выступил в «Турецком культурном объединении» с резко антигерманской речью» 10).

13 августа тот же фон Папен сообщал о деятельности эмигрантской организации «Милли Туркистан бирлиги» в Турции и о лицах, в нее входящих: Ахмет Карадагли, Азам Огуз, Тахир Ча-гатай, Заки Валиди, Халим Сабит («казанский татарин, бывший профессор теологии Стамбульского университета, сейчас руководит Турецкой исламской энциклопедией»), Ильхан Мусахай, имам Абдулхай Курбангали, кади Рашид Ибрагим (двое последних проживали в Токио), Алимджан Идриси (Берлин), Осман Токумбет. По мнению посла, «вышеназванные господа из басмачей под руководством профессора башкира Заки Валиди хотели бы отправиться в Германию для ведения пропаганды среди представителей своих народов на русском фронте» 11.

8 Akten zur deutschen aus\rartigen Politik (ADAP), 1918 — 1945. Serie D: 1937 — 1941, Bd. XIII: Die Kriegsjahre, 23.Juni bis H.September 1941. Guttingen, 1970, S. 324.

9 PA AA, Ust.S.Panturan, N 311699-311700.

10 Ibid., Pol. XIII, Allgemeine Akten, Bd. 12, N 199756.

11 Ibid., N 199757-199758.

Стр. 248

5 сентября 1941 г. очередную и весьма подробную «характеристику» составил А.Идриси12. Профессора Халима Сабита, отмеченного в справке фон Папена, он, как оказывается, знал очень хорошо с давних лет: в 1908-1912 гг. они вместе учились в Стамбульском университете, он являлся «убежденным националистом с твердым характером» (так и напрашивается сравнение: «истинный ариец с нордическим характером»!). О Заки Валиди, его жизненном пути Идриси написал подробнее — как он боролся против большевиков, затем перешел на их сторону, потом вновь рассорился с большевиками и бежал в Среднюю Азию и Турцию. «Теперь,— заключал автор,— в Турции и Германии он больше занимается наукой, чем политикой. Он хороший знаток тюркской истории, но очень честолюбив, стремится создать Башкирскую республику, чтобы затем занять пост президента этой республики». (выделено и подчеркнуто мной – Ирек) Имам Курбангали для Идриси был «личностью очень неблагонадежной», Осман Токумбет — «неблагонадежным авантюристом», Рашид Ибрагим — «старым борцом восточных тюрков», который успешно пропагандировал ислам в Японии, но для реальных политических дел был уже слишком стар. Вновь упомянуты в документе Гаяз Исхаки и Мустафа Чокай-Оглу: «Оба они националистами не являются, а последний к тому же и наполовину русский. Оба они сторонники «русско-еврейского», позднее «польско-еврейского» марксизма и сторонники демократии (это не относится к профессору Заки Валиди), оба являются врагами сегодняшней Германии. В сотрудничестве использованы быть не могут». Идриси рекомендовал МИД приглядеться к Мухарряму Февзи Тогаю (газета «Tefsiri efker»), профессору Халиму Сабиту(Сибаю), доктору Сибгатулле, профессору Заки Валиди, доктору Ахмеджану Ибрагиму и Мустафе Шакулу.

10 октября 1941 г. с просьбой о предоставлении немецких виз Гаязу Исхаки, Мустежибу Улкюсалу, Эдиге Кирималю и Абдул Хакиму Бали к фон Хентигу обратился турецкий генерал Эркилет (этот документ также уже упоминался выше)13. Из четырех эмигрантских лидеров впоследствии лишь Эдиге Мустафа Кирималь станет заметен в политическом сотрудничестве с немецкой стороной, но уже не под эгидой МИД.

24 ноября 1941 г. посол Р.Надольны сообщал фон Хентигу о лидерах тюркской эмиграции в Турции14. Его опять заинтересовали Джафер Сеидамет, Гаяз Исхаки, Мир Бала, которые...

12 PA AA, Pol. XIII, Allgemeine Akten, Bd. 12, N 199759-199760.

13 Ibid., Ust.S.Panturan, N 311734-311735.

14 BStU-Zentralarchiv, RHE 28/88-SU, Bd. 1, Bl. 45—46.

Я не историк, и понятное дело, никогда ранее не занимался изучением личности и деятельности Заки Валиди, и тем более таким щекотливым вопросом были ли у него какие-то реальные, обязывающие его связи с нацистами. Однако получается, что Заки Валиди уже в начале войны чего-то хотел, и искал для этого возможности, а чего он хотел, откуда же мне знать, я же не гадалка. По представленным выдержкам из книги Гилязова И.А. выходит, что определённый интерес, в плане привлечения к сотрудничеству, к личности Заки Валиди имели и нацистские власти. Срослось ли это обоюдное, историки профессионалы не знают, и я простой технарь, тем более.

Если не срослось, то ведь несколько подобная ситуация произошла поначалу и с генералом Власовым А.А. Его, этого генерала, после его возжелания сотрудничества с нацистами, немецкие военные взрастили втихомолку за спиной Гитлера, который изначально был сугубо против этого (см. например: Штеенберг С. Генерал Власов. – М. : Изд-во Эксмо, 2005. – 320 с.). Советский генерал Власов был очень интересен немецким военным, а был ли интересен им, военным самопровозглашенный башкирский генерал времен гражданской войны начала века Заки Валиди.

Не знаю, надо ли здесь ставить знак вопроса. Военным, он вроде как точно не сподобился, а сподобился ли он другим в нацисткой Германии, документальных данных, подтверждающих или опровергающих это историки не находят. А впрочем, никто и не занимался этим. И Искандер Гилязов в упомянутом интервью указует: «я целенаправленно никогда не занимался изучением личности и деятельности Заки Валиди».

Вместе с тем

Чтобы как-то оконтурить изложенное, приведу ещё одну выдержку из книги Гилязова, которую он оканчивает тоже словами, что документальных данных, подтверждающих или опровергающих подобную интерпретацию, обнаружить не удалось. Стр. 267.

Судьба А.Темира в роли руководителя «Комитета Идель-Урал» сложилась следующим образом. Он вмешался в один из многочисленных и вполне объяснимых конфликтов внутри Туркестанского комитета, поддержав оппозицию Вели Каюм-хану. Некоторые представители казахов и киргизов, настроенных против узбека Каюм-хана, обратились к Темиру с просьбой объединиться в одном комитете с поволжскими татарами. Апогея эта история достигла летом 1943 г., когда вполне серьезно обсуждался проект создания татаро-казахского представительства. В этой ситуации А.Темир проиграл более могущественному и хитрому Вели Каюм-хану59. Возможно, что при этом далеко не последнюю роль сыграли и личные качества А.Темира: его ранимость и чувствительность60 — разобидевшись на всех и вся, он покинул Германию и вернулся в Турцию.

Официально судьба национальных комитетов начала очень серьезно обсуждаться лишь во второй половине 1943 г. 30 сентября и 6 октября 1943 г. два совещания с этим вопросом.

59 von zur МьЫеп, P., S. 97.

Эта история несколько иначе интерпретируется Ю.Карчевским и Н.Лешкиным. По их мнению, Унглаубе изначально имел директиву вообше не создавать отдельное татарское представительство, а придать его к ранее созданному Туркестанскому комитету на правах отдела. Это вызвало бурную реакцию протеста со стороны татарских и башкирских националистов, и после жарких споров они предложили компромиссное решение: 1. Принять линию на объединение Туркестанского комитета с башкирами и татарами при условии замены Вели Каюм-хана Заки Валидовым на посту президента. 2. Сформировать единый мусульманский легион. Но это решение идель-уральцев не нашло понимания у туркестанцев. И тогда Ахмет Темир с подачи Заки Валиди начал искать поддержки у казахов, возглавляемых Карисом Канатбаем и стремившихся устранить Каюм-хана. Такие политические игры рассердили ответственных немецких чиновников — из Германии был вначале выдворен Ахмед-Заки Валиди, а затем и Ахмет Темир. См.: Карчевский Ю., Лешкин Н. Указ. соч.- С. 55-60.

И как бы в завершение изложенного, надо заметить, каждый человек, как и земляк Алексей Шушпанов вправе озадачиться вопросами: «Интересовался у него (у главного «традиционалиста» - Ирек), желал ли Валидов поражения СССР в войне с гитлеровской Германией или нет. Осудил ли этот деятель фашизм?»

А впрочем, и другими вопросами по личности Заки Валиди тоже. Несмотря на то, что у некоторых наших земляков, это почему-то вызывает почти животную ярость. История, никак не розовые фантики, и в воздух чепчиков бросания по кумирам и прочим национальным идолам.

Последняя выдержка, уже в качестве некоторого PS, но уж без комментариев: Стр. 176.

1 августа 1942 г. из штаб-квартиры Гитлера был дан приказ, подписанный начальником штаба Кейтелем, о создании в дополнение к существующим легиона, состоящего из поволжских(казанских) татар, башкир, говорящих по-татарски чувашей, марийцев, удмуртов и мордвы 384.
384 BA-Koblenz. NS 19/2523 (номера листов в деле не указаны). Стр. 177.

Приказ Кейтеля явился как бы указанием сверху, а практический приказ ОКХ был подписан 15 августа 1942 г. (с него было изготовлено 110 копий, разосланных по всем инстанциям). В нем уже содержались более конкретные указания:

1. Создать легион из татар, башкир и говорящих по-татарски народов Поволжья.

2. Татар, приписанных к Туркестанскому легиону, перевести в Волго-татарский легион.

3. Военнопленных татар срочно отделять от остальных и направлять в лагерь Седльце (на железнодорожной линии Варшава — Брест). Передать их в распоряжение военного командующего в генерал-губернаторстве (Militflrbefehlshaber im General-Gouvernement).

4. Созданный легион использовать прежде всего в борьбе против партизан».








Связанные темы и персоны

  • Изображение
  • Гость
  • 121 | 23.12.2014, 10:38 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Никак не могут смириться с тем, что есть отдельные башкиры, которые достигли успеха!.....
Надо же совсем недавно породистая башкирская элитка доказывала, что ВСЕ республикообразующие прирожденные "успешные"- руководителя трех кур, наци лидеры и сверх люди.....А теперь остались только "отдельные башкиры", а список опубликовать?



0

  • Изображение
  • Гость
  • 122 | 23.12.2014, 14:00 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Короче надо так:-) татарин Валидов украл деньги выделенные Ревкомом
для голодающих башкир, и они титульные чтобы этого не забыть,
назвали его именем улицу в Уфе и центральную библиотеку, в которую
никогда не заходят вовнутрь сами.



2

  • Изображение
  • Гость
  • 123 | 23.12.2014, 14:40 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Почему Татарскому общественному центру Башкортостана сходят к рук сепаратистские обращения в ООН.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 124 | 23.12.2014, 15:46 | Автор: Ирек
    Публикации: 117 | Комментарии: 10490 | Рейтинг: -832,7
Значнут говорить на сайте "традиционалистов" про башкирский род Гирей, скатываются же на блуд в татарской истории, начал гл. "традиционалист" страсти по Валидову представлять опять же на татар и татарских историков замкнулся. И это повсеместно. Ну и здесь же, ужетретий пост, а вы де мол татары.
Говорю же, чир это, и не менее спецом культивируется.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 125 | 23.12.2014, 18:45 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
116 | 23.12.2014, 02:50 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0

Манкурты врут и врут. Мои предки в какое-то время тоже были тептярами - безземельнеми. Например, я знаю башкир Хабиров из тептяров, поскольку он мой земляк. Тепятр от башкирского слова "тибелган", кто оказался без земли типтярами называли.
Типтяров татары к себе приписали. Западные башкиры, мишаре, также НЕ татары. Татары и не булгаре, поскольку они предки чувашов.
Настоящие татары - потомки южномонгольской татарской племени,
Татары у них было самом многочисленным племенем, У Чингизхана было с ними проблемы. но уничтожать их полностью физически не было возможно, да и этого и не нужно было Чингизхану. Они фактически были крепостными у остальной части монголов.
У татар комплекс - если других к себе припишут то им словно кажется станут меньше татаристее.
++++++++++++
История - 2
Математика - 2
Физика - 1
РУССКИЙ ЯЗЫК и правописание - 1
Пение - 5+
Садись двоечник - единица! Направить в детский сад, на должность сказочного Деда Мороза!



0

  • Изображение
  • Гость
  • 126 | 23.12.2014, 19:48 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
3; 5; 6; 33;41; 42; 44; 104; 116; 118; 119. Какая, однако, "работоспособность"у этого неадекватного, анонимного башнацика по имени Фаниль.Ты ведь уже засветился во многих группах со своими необоснованными претензиями к татарам(к М.Джалилю , в частности).Стыдно читать твою грязную белеберду, ты- ничтожный, дрянной"эксперт по татарам и по легиону Идель- Урал ".Так, документы давай, да побыстрее, иначе, твой бред- это только слова, а сам ты как был, так и останешься ничтожеством, сибайской шавкой, бизнесменом - неудачником, обанкротившимся в Уфе на продаже светильников, обвиняющим в своей тупости, невезучести кого угодно, только не себя, любимого.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 127 | 23.12.2014, 21:01 | Автор: Ирек
    Публикации: 117 | Комментарии: 10490 | Рейтинг: -832,7
----Мои предки в какое-то время тоже были тептярами - безземельнеми. ...Тепятр от башкирского слова "тибелган", кто оказался без земли типтярами называли.---

Приведу "тибельган-пиннутому" выдержки из моих текстуальных размышлений на этот счёт:

"Мэтр башкирской исторической науки, увы ныне покойный, Асфандияров А.З., в качестве некоего своего ноу-хау, не однокоренным словом «тибельган»- пиннутый, во множестве в историческом времени «навыпиннывал» в тептяре башкир. Так, например, в 1916 году он обнаруживал 18,3% припущенников башкир, а в 1859 году уже 24,8%. (Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. Уфа: Китап, 2009. -744 с, стр. 363).

Однако если действительно есть во множестве таковые башкиры, сколько же можно так уничижительно быть со своими родными башкирами, бывшими только лишенцама по Асфандиярову земли, вотчины? Ау, проснитесь, освежите уже господа башкирские гуманитарии свои головы. Нет уже давно никаких вотчин, и всякой прочей разной асабасти, и тептярского сословия тоже".

И далее:

"Федеральная служба государственной статистики 16 декабря 2011 года подвела итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Переписи, пред которой для нас татар, как никакому другому народу и как никогда в истории СССР, России придумали, заготовили в Москве более чем сонмище названий, всевозможных этнических или национальных определений, до определений.
ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 27 января 2010 г. N 74, определяющий в Приложении 1., АЛФАВИТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ ВАРИАНТОВ ОТВЕТОВ НАСЕЛЕНИЯ за свою этничность, национальность, это нечто особо интересное, требующего отдельного рассмотрения. Здесь и сейчас не будем за это.
Надо всё же заметить, складывается ощущение, что и здесь была задача, как можно более атомизировать некоторые этносы России и прежде всего, и особенно татар. Для нас в этом алфавитном перечне было предоставлено, намного более чем полусотня всяческих названий, определений.
И даже лично меня не обошли стороной в том перечне , если скажем, побуквенно подходить к этому списку. Нет, лично для себя, и что определяющее для меня, уже по отцу своему я обязательно татар. И к тому же, и по своей маме тоже. Мама моя уроженка д. Муллино Бураевского района РБ, которая была основана мишарами в XVII веке по жалованной царской грамоте. Это документально подтверждает и сам мэтр башкирской исторической науки Асфандияров А.З. Назвался бы я по маме мишаром в соответствии с предложенным этноспециалистами списком, так не в традиции же тюрков по маме этнически определяться, не правильно это, не по нашему, только по отцу. Вместе с тем, он же Асфандиров, определяет родную деревню моего отца Ижболдино Янаульского района РБ тептяро-татарской, и ведь непременно и именно так, только тептяро-татарской, но никак не татаро-тептярской. И московские специалисты в соответствии с этим, почти буква в букву предлагают записываться мне даже не татар-тептярем хотя бы, а непременно тептяр-татаром.
Господа гуманитарии, сами же пишите о тептярском сословии, об её этнической солянке. С какого же рожна я татарин, пребывая в здравом уме должен определять себя этнически в сословие. Все известные мне мои предки были татарами. Дедов своих татар я не застал. Одна же моя бабушка, мама моего отца, урожденной была даже с 1888 года, а другая, пусть чуть позднее, но тоже вековой давности, 1905 года рождения. Ни о какой другой этничности всех наших родственников, кроме как татары, я ничего не слышал от них".

А впрочем, повторюсь, хоть кол теши на голове всяких приппинутых, всё в нуль.

PS. С разрешения администрации, я бы всё же привел мой текст, из которого выдержки, полностью. Этот текст здесь даже приводили, но тогда некоторые проблемы случились на сайте, и он практически оказался пропущенным, и к тому же я его и подкорректирвал, и вполне дополнил.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 128 | 23.12.2014, 21:12 | Автор: Ирек
    Публикации: 117 | Комментарии: 10490 | Рейтинг: -832,7
---Почему Татарскому общественному центру Башкортостана сходят к рук сепаратистские обращения в ООН.---
Не "знаю", как ранее, а всякое такое нынешнее , просто же смешное стукачество, причём бестолковое до безобразия. И подобное антитарское становится уже перманентным, то заяву подобострастную напишут в Москву быть противовесом татарам, то под договор Татарстана с Федеральным центром ножки всякие значнуть подставлять.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 129 | 23.12.2014, 21:25 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Татароманкурт врет и врет. "Малую Башкирию организовал, потомучто там башкир было больше" (!) Башкир было больше по всей Башкирии- Уфимской губернии.
"Малую Башкирию" организовал - поскольку он тогда ту территорию контролировал - шла война.
Если бы Башкирия была только в пределах "Малой Башкирии " - тогда какая надобность ее называть "Малой".
Примитив, если Башкирию назвать Монголией, она Монголией не станет.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 130 | 23.12.2014, 21:27 | Автор: Ирек
    Публикации: 117 | Комментарии: 10490 | Рейтинг: -832,7
---То Заки Валиди поливают, то он оказывается татарин.---
Я лично никак не поливал Заки Валиди, да, и в татарах я его не жажду видеть. Кто он лично для меня, может как-нибудь и расскажу. Назвался он типтяр, татар, башкир в конце концов башкиром, ну и ладно. Надеюсь, не станет никто визжать, что не в кумирах он мне, и не в героях тоже. Оговорюсь, а у меня, и нет кумиров.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 131 | 23.12.2014, 23:35 | Автор: Ирек
    Публикации: 117 | Комментарии: 10490 | Рейтинг: -832,7
"Башкир было больше по всей всей" Вселенной, но тогда космолётов не было всех их на Межгалактический Всебашкирский Курултай собрать.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 132 | 23.12.2014, 23:44 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Ясно, у *** позорная история. А если взять монгольскую. общую, то ничего, пойдет. Поэтому тавтарскую не нужно отделить от монгольского, чтобы было нормально. Семья не без урода.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 133 | 23.12.2014, 23:49 | Автор: Ирек
    Публикации: 117 | Комментарии: 10490 | Рейтинг: -832,7
---если Башкирию назвать Монголией, она Монголией не станет.---
Если БАССР назвали уже только в постперестроечные времена Башкортостаном, она же, БАССР не была Башкурдистаном Заки Валиди и большевиков образца 1917-1919 годов.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 134 | 24.12.2014, 01:42 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Башкир обликом похож на монгола. Татар обликом похож на шведа и финна.
Значит настоящие потомки Чингизова войска - башкиры. У башкир привычки как у монголов и кухня и быт. Древние монголы (башкиры),были великие воины и великолепные наездники.



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 135 | 24.12.2014, 02:02 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 31725 | Рейтинг: -714,4
117 | 23.12.2014, 09:16 | Автор: Ирек
Раз уж ссылаешься на Гилязова, еще раз приведу цитата из Гилязова, понимайте как хочете

"Он (Нури Киллигиль‎) выразил желание отправиться в Берлин, чтобы консультировать германское правительство по ‎тюркскому вопросу. Кстати говоря, такое же желание высказал и Ахмед-Заки Валиди, подавший в ‎июле 1941 г.‎"

"Среди крупных лидеров тюркской эмиграции из СССР, которые в начале войны ‎выражали свое пожелание помочь в облегчении судьбы сотен тысяч своих соплеменников, ‎оказавшихся в плену, были Мехмет Амин Расул-заде, Мустафа Чокай-оглу, Гаяз Исхаки, ‎Джафер Сеидамет, Эдиге Кирималь, Ахмет Заки Валиди"

"По мнению посла, «вышеназванные господа из басмачей под руководством профессора башкира ‎Заки Валиди хотели бы отправиться в Германию для ведения пропаганды среди представителей ‎своих народов на русском фронте»."
----------------------------
Зачем Валидов стремился попасть в на-цистскую Германию в 1941 году, чтобы консультировать немецкое правительство, чтобы вести пропаганду среди представителей своих народов на русском фронте (какие представители на народов на русском фронте в 1941 году?)
или же следуя искреннему желанию помощь соотечественникам?

А понимайте как хочете. То есть Гилязов не есть серьезный источник, любой Мадриль может фигурировать цитатками из него.

Между прочим следует воздать хвалу тем людям, которые пожелали "также поставлять для военнопленных через турецкое Общество Красного Полумесяца пищу ‎и одежду".
В отличие от Сталина, благодаря которому Международный Красный Крест не оказывал помощь советским военнопленным.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 136 | 24.12.2014, 07:17 | Автор: Ирек
    Публикации: 117 | Комментарии: 10490 | Рейтинг: -832,7
Не я сказал, а мне сказали:
----Мужик, по моему мнению, бабе должен сказать ОДИН раз. И остановиться. А баба--на то она и баба-пусть верещит!---
Резонно, и я по страстям гл. "традиционалиста".
уже всё сказал.
И тебе надо бы остановиться. Мудрый Козьма Прутков советовал : "Если у тебя есть фонтан, то закрой его, дай и фонтану отдохнуть".



0

  • Изображение
  • Гость
  • 137 | 24.12.2014, 09:40 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
И все таки почему правоохранительные органы не реагируют на сепаратистское заявление Татарского общественного центра Башкортостана в ООН?



0

  • Изображение
  • Гость
  • 138 | 24.12.2014, 10:33 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
126 | 23.12.2014, 19:48 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0

3; 5; 6; 33;41; 42; 44; 104; 116; 118; 119. Какая, однако, "работоспособность"у этого неадекватного, анонимного башнацика по имени Фаниль.Ты ведь уже засветился во многих группах со своими необоснованными претензиями к татарам(к М.Джалилю , в частности).Стыдно читать твою грязную белеберду, ты- ничтожный, дрянной"эксперт по татарам и по легиону Идель- Урал ".Так, документы давай, да побыстрее, иначе, твой бред- это только слова, а сам ты как был, так и останешься ничтожеством, сибайской шавкой, бизнесменом - неудачником, обанкротившимся в Уфе на продаже светильников, обвиняющим в своей тупости, невезучести кого угодно, только не себя, любимого.
____________________________________________________

100 000 татар предали Россию, служа в Легионе Идель-Урал. А Муса Джалиль возглавлял этот легион Идель-Урал. Это тоже факт. Чуя, что Г и т л е р у конец, он стал писать свою Моабитскую тетрадь. Хотя может и тетради никакой не было. В любом случае - предательство - факт. Причём предательство в массе своей было двойным. Сначала охотно сдавались в плен немцам. Потом из Идель-Урала - уже в НКВД. Но у Мусы Джалиля не получилось "соориентироваться". Голову отрезали.

Некоторые, как Гариф Солтан после войны шли служить на Америку. Было и такое. В общем это история сплошного предательства. Именем предателя России, рупора Радио Свободы в Набережных Челнах в 1990 году, ещё до выборов (!) - татарскими "коммунистами" названа школа. Татарстан - это мина замедленного действия. Её надо упразднить.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 139 | 24.12.2014, 13:23 | Автор: Ирек
    Публикации: 117 | Комментарии: 10490 | Рейтинг: -832,7
---Татарстан - это мина замедленного действия. Её надо упразднить.---
Татарстан не она, а этот гусь или гусыня экстремизмом же занимается. И для кого сказано, посеев ветер, пожнешь бурю.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 140 | 24.12.2014, 13:43 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Татары регулярно себя то европейцами. то даже шведами назовут -комплекс от монгольского происхождения..
А башкир очень отличается от монгол и по внешности. Башкиры на себя только похожи. Северные башкиры - и татармонголы есть разница.
Татары нет - можно посравнить татары чуточку по белее стали из-за климата а по лицу схожесть сразу в глаза бросается.
На счет шведов, их ведь не назовешь шведской рожой, и башкир тоже никто не называл.
В отличие от татар.



0