Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сам уже в окопе, старый ...

Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
  29.03.2023   29661    3123

Зря карлик ползал на ...

Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
  21.03.2023   15907    73

Военный преступник. ...

Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
  17.03.2023   30234    69

Молодежь в гробу видала ...

Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
  16.03.2023   21844    32

Пыня пошутил над холопами ...

Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
  14.02.2023   43071    273

Борьба дерьма с мочой ...

Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
  12.02.2023   16252    22

Ублюдочный путинизм в ...

Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
  11.02.2023   32517    33

Фильм о преступлениях ...

В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
  15.01.2023   12149    252

Утилизация холопов, ...

Путин назвал положительной динамику военной спецоперации на Украине. Президент ...
  15.01.2023   12897    8

Подох этот, подохнет и ...

Сегодня, 11 января, так и не дожив до суда, скончался Муртаза Рахимов. Ему было ...
  12.01.2023   12042    80

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Март 2023 (4)
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (5)
Декабрь 2022 (4)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)

Вопросы русской матери к представителю башкирской национальной элиты

0



Здравствуйте, Марат Махмутович! А в Вашем лице – нацэлита нашей республики! Прочитала Вашу статью «Некоторые мысли по поводу статьи Путина Россия и национальный вопрос».

Вопросы русской матери к представителю башкирской национальной элиты


и, в свою очередь, прошу Вас ответить на мои вопросы по этому поводу.

На некоторые Ваши вопросы я отвечу сама, для того, чтобы Вы поняли, как я вижу ситуацию (надеюсь, Вам интересно узнать мнение простого человека?)

Но мне интересно Ваше видение, поэтому прошу ответить Вас на мои простые и не очень простые вопросы.

Конечно, я не профессор, а простая мама школьников, домохозяйка. Но, с некоторых пор, точнее, с 2007 года, когда изучение башкирского языка стало обязательным для всех школьников РБ, меня стали остро интересовать вопросы образования и, в частности, вопросы изучения национальных языков.

Оказалось, что вопросы языков – это политика. Оказалось, что мы, родители школьников, в политику впутались.

Вообще, вы, - наша нацэлита, явились причиной появления целого слоя населения, вольно или невольно вовлеченного в политику. Хорошо это или плохо – речь не о том. Мне хочется ясного разговора о национальных отношениях и о проблеме обязательного изучения башкирского языка, потому что все понимают, что прятать голову в песок уже нет времени – надо эти проблемы открыто обсуждать и решать.

Итак, меня особенно задели некоторые мысли, озвученные Вами.

Вы пишете:

В статье, где речь идет о стратегии национальной политики, основанной на гражданском патриотизме, имеется оговорка об учете в законах государства национальных и религиозных особенностей человека. Как же на самом деле осуществляется этот учет интересов? Обратимся к правовым документам, затрагивающим сферу образования, в том числе изучения родных языков, истории, культуры и т.д.

В Конституции РФ эти интересы в какой-то мере действительно нашли свое отражение. Пункт 2 статьи 26 Конституции РФ гласит, что «каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества», а в пункте 3 статьи 68 зафиксировано, что Российская Федерация «гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития».

В то же время, вопреки этим положениям Конституции РФ о родных языках, Федеральным законом № 309 отменен так называемый национально-региональный компонент федерального образовательного стандарта. Все это привело к резкому сокращению, даже вытеснению обучения в школах на родных языках и изучения родного языка учащимися нерусских национальностей.

Мои вопросы к Вам:

1. Что такое Конституция?

Мой ответ (взят из Толкового словаря):

Основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан

2. Что такое право?

Мой ответ (взят из толкового словаря):

1. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы.

2. Охраняемая государством, узаконенная возможность что-н. делать, осуществлять.

3. Возможность действовать, поступать каким-н. образом. (Право контроля. Иметь право на что-н. Право требовать что-н).

3. Что означает слово "гарантирует"?

Мой ответ: (взят из Толкового словаря):

Ручательство, порука в чём-нибудь, обеспечение

Я, например, вижу, что государство на высочайшем уровне и в самом важном документе – Конституции четко определило свое отношение к языкам народов России и обозначило свои обязательства в деле сохранения национальных языков. Данные статьи Конституции никак не может отменить 309 закон.

4. Не кажется ли Вам, что Ваши слова «В Конституции РФ эти интересы в какой-то мере действительно нашли свое отражение» некорректны по отношению к Основному закону нашей страны? Что значит «в какой-то мере»? Поясните, пожалуйста.

И отсюда вытекает мой следующий к Вам вопрос:

5. Каким словом должно заменить слово «гарантирует» в Конституции РФ, чтобы Вы были абсолютно спокойны по поводу заботы государства о сохранении языков различных народов?

«Удивительно, но факт, в статье В.В. Путина проблемы будущей судьбы национальных республик, состояние дел в них по вопросу сохранения и развития родных языков, культуры и традиций не нашли отражения. В то же время в ней несоизмеримо большое внимание уделено мигрантам и миграционной политике» - также пишете Вы.

Я не Путин, но на Ваш вопрос о родных языках и мигрантах, думаю, ответ напрашивается простой: национальные языки в нашей стране защищены Конституцией, на протяжении всего существования нашего государства национальные языки изучались, и эти вопросы постоянно решаются, а вот вопросы мигрантов и миграционной политики встали перед нашей страной совсем недавно, и как решать их – никто пока не знает, и законов по этому поводу пока нет. Поэтому можно понять обеспокоенность по данному поводу.

Мои главные вопросы Вам, Марат Махмутович, по поводу сохранения национальных языков.

Я утверждаю, что Конституция РФ гарантировала башкирскому народу право на изучение родного языка и свои гарантии государство выполняет.

В Башкирии функционирует достаточное количество башкирских национальных школ и гимназий, в Башкирском государственном университете и Педуниверситете есть факультет башкирской филологии, работают башкирские театры, есть башкирское издательство, издаются многочисленные газеты и журналы на башкирском языке, есть башкирское телевидение, радио, есть Башкирская Академия наук, есть масса национальных башкирских общественных объединений, есть Всемирный Курултай башкир...

Я не знаю, почему Вы не в курсе (наверное, просто некогда было поинтересоваться в МОН РФ и МО РБ), но хочется Вас успокоить: теперь изучать родной язык любой народ может не в рамках регионального компонента, как раньше, а в рамках федеральных государственных стандартов, которые предусматривают варианты учебных планов, где обучение ведется на башкирском языке, на татарском языке, и, вообще, на любом национальном языке, на каком существует возможность обучения. Также федеральные государственные стандарты предусматривают изучение национальных языков детьми других национальностей, - если найдутся желающие и если школа примет такой вариант плана.

А еще любая школа, если обладает нужным для этого педсоставом, может работать и по нескольким вариантам планов: один класс может обучаться на башкирском языке, другой - на татарском, третий - на чувашском, четвертый - на русском и все вместе изучать еще и китайский язык. Пожалуйста! Было бы на то желание участников образовательного процесса и возможность осуществить пожелания учащихся у администрации школы.

Я надеюсь, что после подробнейшей консультации в Министерствах образования РФ и РБ по поводу возможности изучения родных языков, Вы мне уже точно ответите:

6. Ликвидация ли регионального компонента привела «к резкому сокращению, даже вытеснению обучения в школах на родных языках и изучения родного языка учащимися нерусских национальностей» или на это прискорбное обстоятельство есть другие причины?

Я лично вижу другие связи, а именно то, о чем Вы пишете в следующем абзаце:

"Вызывает особую озабоченность внедрение в систему образования механизма подушевого финансирования школ, или так называемая оптимизация сети общеобразовательных учреждений, которая привела к массовому закрытию малокомплектных и реорганизации неполных средних школ в малых деревнях. В Башкортостане в первую очередь закрываются школы в башкирских деревнях, которые традиционно являлись малыми. Притом по данным переписи населения 2002 г. большая часть башкирского населения (57,6 %) проживает в сельской местности. Тем самым всей системе национального образования в Республике Башкортостан был нанесен сильнейший урон»

Я думаю, что обучение в школах на родных языках и изучение родных языков учащимися нерусской национальности , сокращено отнюдь не из-за отмены регионального компонента!

Это случилось исключительно из-за введения подушевого финансирования, вследствие чего произошло сокращение количества малокомплектных школ.

Вот где корень зла!

И это зло распространяется не только на национальные башкирские школы, оно распространяется на все школы России! Все малокомплектные школы закрываются, а деревни, соответственно, еще быстрее вымирают. Вымирают, причем, все малые деревни, и русские в том числе. Но, так как в России, конечно, относительно мало башкирских деревень, то и общее количество национальных башкирских школ заметно сократилось.

И тут я с Вашей обеспокоенностью полностью согласна. Закрытие малокомплектных школ – настоящая беда!

Почему же Вы и Ваши идейные союзники повсюду клеймите пресловутый федеральный закон 309, отменяющий региональный компонент, который вовсе не отменяет изучение национальных языков, а просто переводит их в ведение самих школ и участников образовательного процесса?

Я думаю, - потому, что теперь будет сложнее заставить изучать какой-либо национальный язык того, кто этого не хочет.

Вы и Ваши идейные союзники очень хотите, чтобы по-прежнему, существовали «рычаги», с помощью которых можно было бы легко заставить любого гражданина РФ изучать любой язык, который Вы или Ваши союзники посчитают нужным изучать.

Так как наш регион носит название «Республика Башкортостан», Вы считаете, что все законы нашей республики должны работать на сохранение башкирского языка, а сохранить башкирский язык, как Вы считаете, можно, лишь сохранив обязательно-принудительное его изучение во всех, без исключения, школах Башкирии.

Что думает по поводу таких методов сохранения башкирского языка наш многонациональный народ, живущий на территории Башкирии, конечно, как у нас повелось с некоторых пор, никого из вас, национальной элиты республики, не волнует. Я бы даже сказала, АБСОЛЮТНО не волнует.

Вас волнует больше всего, как я поняла, вопрос самоопределения башкирского народа, и я ваши волнения разделяю.

Но, скажите, уважаемый Марат Махмутович:

7. Почему борьба вашего народа, а точнее, национальной элиты, за самоопределение, за сохранение своего родного языка должна ложиться тяжким грузом на плечи других народов?

8. С каких пор у нас самоопределение народа стало означать политику игнорирования запросов других народов, в частности, запросов на добровольное изучение башкирского языка?

9. Неужели нельзя самоопределяться другими, безболезненными для остальных, способами?

И вообще, -

10. Почему вы, национальная элита Башкирии, решаете ТАКИЕ вопросы единолично, монолитным этнонацсоставом?

11. Разве Башкирия - земля, где проживают исключительно башкиры?

12. Ведь Вам известно, что уже более 400 лет на территории Башкирии проживают и русские, и татары, и чуваши, и десятки других народов, и для каждого из нас именно здесь – родина предков?

13. Вам известно, что компактно в Башкирии башкиры проживают не везде, что, в основном, на территории нашей республики проживает смешанное население, с преобладанием русского (особенно – в городах), что на территории нашей республики есть чисто русские, чисто чувашские, чисто татарские и другие национальные деревни, и их очень много?

14. Вы в курсе, что в Башкирии башкир проживает примерно одна треть населения, следовательно, две трети у нас – не башкиры, что в крупных городах РБ башкир проживает не более 15 процентов ?

15. И разве башкиры не проживают уже в Оренбургской , Челябинской, Свердловской областях?

Отсюда у меня к Вам еще такие вопросы:

16. Насколько корректен, по-Вашему, при существующем расселении народов на территории современной РБ, по отношению к большинству населения Башкирии – небашкирам сам факт обязательного изучения башкирского языка?

17. Может ли безболезненно для других, рядом проживающих более 400 лет народов, самоопределяться народ, не проживающий компактно или проживающий компактно на очень маленькой территории?

И, раз зашел у Вас вопрос о самоопределении народов и Международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах человека, я решила подробнее ознакомиться с этим документом.

Вот знаменитая Статья 1 Пакта:

1. Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.
Но там есть еще и другие интересные статьи, во 2 части, например:

Статья 4

Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что в отношении пользования теми правами, которые то или иное государство обеспечивает в соответствии с настоящим Пактом, это государство может устанавливать только такие ограничения этих прав, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическим обществе.

Отсюда снова возникает вопрос к Вам:

18. Способствует ли общему благосостоянию в нашем демократическом (я надеюсь) обществе факт принудительного изучения языка коренного народа, способствует ли сей факт укреплению мира и согласия в нашем регионе?

19. Проводились ли какие-либо исследования на эту тему?

20. Проводился ли опрос населения, особенно среди родителей школьников общеобразовательных школ?

Вообще, очень интересно узнать у нацэлиты:

21. Вы вообще, хоть немного, ДУМАЕТЕ О НАС, о большинстве населения, представителях других народов и этносов, проживающих в Башкирии, когда принимаете судьбоносные законы, призванные защищать ваш родной башкирский язык путем обязательного изучения его всеми, независимо от желания и национальности?

22. Вы ПОНИМАЕТЕ, что сохранить какой-либо язык методами принудительного изучения просто невозможно?

23. Вы, правда, НЕ ПОНИМАЕТЕ, что методы принуждения в таких сферах человеческого бытия могут разрушить самую крепкую дружбу?

Если вы этого не понимаете, - какое вы имеете право принимать судьбоносные законы?

Если вы это понимаете, почему не исправляете ситуацию?

24. Почему многочисленные письма и обращения по поводу прекращения принудительного изучения национального языка реальных родителей, реальных граждан республики для вас – пустой звук?

25. Почему для вас ваши идеи (самоопределения башкирского народа и благие намерения по поводу осуществления ваших идей) важнее самочувствия ваших земляков (ведь мы, не башкиры, ваши земляки)?

26. Почему ради осуществления очень достойной идеи – сохранения башкирского языка, обязательно должны попираться фундаментальные права человека на свободу, в том числе на свободу выбора изучения или неизучения языка малого народа?

Я прекрасно отношусь к башкирскому языку, у меня самой в роду есть башкиры, но я, как любой человек, понимаю, что сохранять язык можно успешно только в языковой среде. Невозможно сохранить язык вне языковой среды!

Это все равно, что метать икру в безводном пространстве, чем, собственно, сейчас многие учителя башкирского языка и занимаются.

Поэтому, дорогие мои соотечественники, дорогая наша башкирская элита, очень вас прошу: осуществляя свое право на самоопределение и на сохранение своего родного языка, не забывайте, что рядом с вами живут и другие люди, и у этих людей может и отсутствовать желание изучать башкирский язык, причем в этом факте ничего трагичного или преступного нет! Потому что человек сам волен выбирать язык общения и любой человек выучит любой язык, если в этом настанет необходимость или появится перспектива применения языка в будущем. Поэтому не надо делать трагедии из факта непопулярности башкирского языка среди небашкир. Давайте заботиться о том, чтобы сами башкиры владели своим родным языком, причем, не только «башкирские» башкиры, но и те, кто проживает в других областях РФ.

Для всех нас сейчас должно быть главным одно желание: сохранить башкирский язык среди башкир. Тогда, пока живут башкиры, будет жить и язык башкир.

Что нужно сделать для того, чтобы башкирский язык не умирал? Какие меры принять? Как это сделать наиболее эффективно? – Это, действительно, очень больные и острые вопросы, и я вижу, как вы отчаянно пытаетесь их быстрее решить, но, решая, создаете неудобства вашим добрым соседям, - другим народам, проживающим рядом, а это не есть хорошо.

И разрешите, в связи с вышеизложенным, задать Вам, Марат Махмутович и вам, национальная элита РБ, самые главные свои вопросы:

Нельзя ли советоваться по вопросу сохранения башкирского языка с общественностью, со своим народом (исключая, конечно, чиновников и нацэлиту, - они уже себя показали), со всеми народами нашей многонациональной республики? Может быть, люди наши подскажут вам более действенные и эффективные меры по сохранению башкирского языка, чем абсолютно неэффективное принудительное обучение языку всех и вся?

Может быть, пора заканчивать с эрой игнорирования общественного мнения и начать новую эру – эру сотрудничества с обществом, с многонациональным народом Башкирии и России?

Мы, многонациональный народ РБ, давно ждем от нашего регионального правительства «мудрого, дальновидного, упреждающего решения этого действительно фундаментального» для Башкирии вопроса.

P.S. Хотелось бы, чтобы хоть кто-нибудь из башкирского правительства извинился перед семьей Мартинсов, уже совсем скоро переезжающих «в Россию» исключительно из-за Закона о языках РБ, который запрещает изучать башкирский язык добровольно.

А сегодня мне стало известно о том, что еще одна большая семья в полном составе скоро покинет нашу республику: ...Люди хотели такой малости: чтобы их дети и внуки спокойно и достаточное количество часов изучали свой родной русский язык, чтобы никого не принуждали изучать никакой язык. Теперь они хотят, чтобы у их детей и внуков остались о солнечной Башкирии только самые светлые воспоминания. А сами родители покидают свою родину с горечью...

Мне кажется, что у людей надо просить прощения за причиненные обиды... Это примиряет, это – по-человечески... Ни мы, ни какие другие наши современные люди, наши земляки, ничего плохого башкирскому народу и башкирскому языку не сделали, чтобы нас можно было так... словно в отместку за что-то... за историческое прошлое за наших предков где-то кого-то обидевших? Это все политика и политики... простые люди так никогда...

Политика главенства идей и новопридуманных законов над жизнью конкретного, хорошего человека...

Мы это уже проходили...

ЖЖ lina-seregina
Оригинал публикации








Связанные темы и персоны