Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сам уже в окопе, старый ...

Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
  29.03.2023   22749    3123

Зря карлик ползал на ...

Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
  21.03.2023   13888    73

Военный преступник. ...

Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
  17.03.2023   19938    69

Молодежь в гробу видала ...

Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
  16.03.2023   37975    32

Пыня пошутил над холопами ...

Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
  14.02.2023   22628    273

Борьба дерьма с мочой ...

Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
  12.02.2023   18796    22

Ублюдочный путинизм в ...

Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
  11.02.2023   33539    33

Фильм о преступлениях ...

В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
  15.01.2023   27138    252

Утилизация холопов, ...

Путин назвал положительной динамику военной спецоперации на Украине. Президент ...
  15.01.2023   41202    8

Подох этот, подохнет и ...

Сегодня, 11 января, так и не дожив до суда, скончался Муртаза Рахимов. Ему было ...
  12.01.2023   34576    80

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Март 2023 (4)
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (5)
Декабрь 2022 (4)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)

День республики на Ново - Ивановском кладбище Уфы

0



11 октября 2011 года. Быть может, сегодня мы этот день проводим в качестве выходного в последний раз. Праздник ли этот день, и для кого праздник? Разумеется, никаких поздравлений из федерального центра и соседних регионов. Не наведаться ли на блог Хамитова, что там? Гм... Глава региона таки упомянул слово «праздник» в названии темы, но не стал писать «поздравляю». Ещё два-три блогера попробовали поздравить с неким праздником, главным образом, не приводя названия оного. На поздравления, разумеется, никто не откликнулся.

День республики на Ново - Ивановском кладбище Уфы


Официоз отгремел накануне, 10 октября. Вот тогда Хамитов выдал всё, что полагается выдавать в таких случаях. Про суверенитет, надо отметить, даже не заикнулся. И про то, что в этот день в 1990 г. была провозглашена Декларация о государственном суверенитете. Хамитов попробовал найти нечто общее, компромиссное, устраивающее всех. «В эти дни мы отмечаем особый праздник – День Республики. День нашей родины. День земли, объединяющей всех нас». И тут же словно опомнился: «Когда произносишь «Башкортостан», то перед глазами встает яркая мозаика». Мозаика и вправду яркая, и у каждого, заметьте, своя. Для некоторых это лица Рахимовых, бьющие в одинаковые синие бочки молодчики, снесенная колокольня Спасского храма и уничтоженная татарская гимназия, да колоритные типы, вещающие с трибун про варягов и опасность смешанных браков. А просторы-горы-поля-озёра, то самое, о чем говорил Хамитов, для небашкир, то есть для большинства населения, ассоциируются со словом Башкирия.

Меняем «суверенитет» на «малую Родину»

При некоторых словах Хамитова можно и беззлобно улыбнуться. Особенно над такими:

- У нас – достойные уважения наука и система образования.

- У Башкортостана всегда были лидеры, берущие на себя всю полноту ответственности за её судьбу. Особо выделю руководителей второй половины прошлого века и начала этого века... Первого Президента Башкортостана Муртазу Губайдулловича Рахимова. Руководители республики работали, прежде всего, во благо её народа. Сыграли весомую роль в становлении надежного фундамента.

- Смягчили некоторые чересчур политизированные вопросы, в частности, по национальной тематике.

- Мы твердо придерживаемся нашего принципа – никаких приписок, никаких игр с цифрами. Всё честно, всё объективно.

- Помимо наших признанных брендов – башкирского меда и нефти - мы будем говорить и о башкирском спорте, о башкирских двигателях, автобусах, вертолетах, башкирской музыке и башкирском театре, башкирских курортах и туризме.

-Халҡыбыҙҙың «Иле ныҡтың – биле ныҡ» тигән аҡыллы әйтеме бар. Илебеҙ ныҡ булһын өсөн беҙгә берҙәм эш итергә кәрәк. «Силён тот, у кого прочна страна». И для того чтобы наша страна, наша республика действительно процветала, нам нужно единство.

(Насчет «страны» нужно пояснить – это, господа, тонкости перевода. Тюркское слово «иле», «иль», «ил», «эль» можно перевести как страна, а так же как «край», «земля», и даже в какой-то мере «скопление». Как считают многомудрые учителя башкирского языка, слово «иләү» («пчелиный рой») происходит от слова «ил». Да и пословица на самом деле переводится так «У кого крепкая страна – крепкая поясница». Но тут же Хамитов вспоминает, что в понимании большинства жителей Башкирии страна-то у нас одна, и зовется она Россией. Поэтому поправляется: «От всей души благодарю тех, кто, не жалея себя, трудится на благо республики и всей страны». Вся страна, надо полагать, всё же Россия.

Кстати, эта речь-поздравление не что иное, как пересказ интервью «Новой газете». Вот только о Рахимове в этом интервью Хамитов отзывался совсем по иному. И еще нюанс – про брендирование башкирских театров и башкирской музыки Хамитов «Новой газете» ничего не говорил. Все мы понимаем, что за все нужно платить. За отсутствие упоминания «суверенитета» - тоже.

И постепенно возникает идея – превратить деть Республики, когда празднуют не поймешь что, в празднование не «страны башкир» для башкир, а малой Родины, очерченной границами современной Башкирии. И говорить в этот день о истории нашего общего края. О кавалереист-девице Дуровой, генерале Гладышеве и «северных амурах». О Матросове и Губайдуллине, о Даяне Мурзине и Германе Мушникове. О Курбангалиеве. О губернаторе Ключарёве. О Шаляпине и Нуриеве. Вакуум надо заполнить. А вакуум-то есть.

11 октября, окраина Уфа, школьный двор, полдень. Ничего праздничного. Абсолютно ничего. Всё как всегда – мамочки прогуливают детей, мальчишки катаются на велосипедах, молодежь обсуждает свои дела. Из нового разве группа парнишек у новеньких турников, веяние моды, но об этом в другой раз. Детей решаю не смущать, опрашиваю десятерых взрослых, задаю два вопроса. На первый «Какой сегодня праздник?» шестеро отвечают «День республики», один «День Башкирии», трое «Не знаю». На вопрос: «А что произошло в этот день?» не ответил никто! Совсем никто не ответил!

Если бы Хамитов мог наполнить этот день новым содержанием... Если бы...

День республики на Ново-Ивановском кладбище

Сюда, в сквер перед бывшим ДК «Юбилейный» меня позвал звонок приятеля. Он взволнованным голосом сообщил, что здесь, на территории Ново-Ивановского кладбища, экскаватор выкапывает останки. Он же посоветовал посмотреть на блог Хамитова. Сходила.

7 октября журналист газеты "Вечерняя Уфа" Сергей Шушпанов написал:

- Вандализм на старинном уфимском кладбище. Сегодня за зданием дворца культуры "Юбилейный" (он же Городской дворец молодежи, он же корпус БГАУ) имел место акт вандализма: произведены земляные работы на месте старого уфимского кладбища. От тыльной стороны дворца по направлению к "Огням Уфы" идет траншея. Вдоль траншеи и отвала видны камни, фрагменты старых досок. Возможно, что камни являются фрагментами надгробных памятников, а доски от гробов. На одном камне ясно читается надпись "Ниночке Вахрушиной". Сообщил мне об акте вандализма историк Уфимской епархии Павел Егоров.

9 октября пользовательница Кудашева откликается:

- Сергей, то что раскопали вандалы и есть то, о чём Вы сообщаете. Это что расширение дороги? Обычно в снег трамваи и авто там разъехаться не могут (в связи с увеличением автомашин). Повторный вандализм. Первый- перенос захоронений с этого Ивановского кладбища. Я помню о действующем кладбище со слов папы, служившем в церкви Ивановского кладбища. А потом были страшные рассказы о разорении могил(переносе останков). Нормальным людям и носиться-то по этим местам негоже, вести занятия физкультурой и выгуливание собак...

До 11 октября мне удалось узнать следующее: работы ведутся, памятник с надписью «Ниночке Вахрушиной» действительно был, и он заснят, и мне обещали прислать фото. Роют теплотрассу, которая будет соединена с будущим плавательным бассейном. И, если я не ошибаюсь, министерство культуры санкционировало земляные работы, строительство бассейна, любую прихоть.

11 октября, день, еду по Проспекту. Почти полное отсутствие праздничных примет, никакой наглядной агитации и декора, только флаги на некоторых домах. На подступах к горсовету – множество уличных лотков со светящимися штучками, париками, головными уборами и дурацкими масками с черепами, уместными на Хеллуин. К одному из лотков подходит юноша в узких брючках, покупает розовую шляпу, надевает и гордо идёт своей дорогой. На Госсовете начинают монтировать сцену. День республики, однако.

3 часа дня, Ново-ивановское кладбище. Я встречаюсь здесь с инициативной группой новой организации, рабочее название которой – Уфимский краевой центр русской культуры. Обследуем вместе то, что видим. Да, копают. Экскаватором. Странно, выходной день, а они копают. Группа осматривает траншею, отвал. Мы ни останков, ни гробов, ни памятников не видим. Убрали. Беседую с начальником. Он отказывается назвать должность, фамилию, организацию и со всеми расспросами отправляет меня в Аграрный университет. Единственное, на что он даёт ответ, так это на мой вопрос: «Ну ведь я же не первая вас спрашиваю». «Сто первая!» - нервничая, орет начальничек. «Всё время кто-то подходит, интересуется!»

Я присматриваюсь, как проходят работы. Экскаватор выбрасывает землю в кучку, по другую строну отвала. Несколько рабочих жадно, как скупой хозяин в рот обедающему гостю, глядят на содержимое ковша экскаватора. Никакого ограждения, пестрых лент и прочих прибамбасов. Из ковша вместе с землей выпадает что-то круглое, ржавое. Один из рабочих подскакивает и убирает это что-то. Рабочие начинают меня прогонять. Начальничек пугает – я понимаю, что пугает, глумясь – снарядами и минами времен гражданской войны.

Мне кажется, или я вижу на дне траншеи кусок серого камня толщиной в сантиметров двадцать? Хочу подождать, разглядеть. Рабочие и начальник раздражаются и начинают меня теснить. Мне достаточно позвать мужчин из инициативной группы, чтобы они за меня заступились, но я этого не делаю. Зачем баталии провоцировать? Удаляюсь. Маргарита, самая старшая из нас, рассказывает, что на Ново-Ивановском кладбище хоронили в конце сороковых 20-го века.

К вопросу о Ново-Ивановском кладбище мы еще вернемся. А пока я вместе с инициативной группой передислоцируюсь в другое место. Я приглашена на выездное заседание.

Таблички

По дороге обсуждаем отношение к недавно прошедшему собору русских. Мнения очень интересные, приведу их как-нибудь в соответствующем материале. Располагаемся. Начинается второе заседание. Да-да, уже второе. Так уж получилось, что я часто бывала на первых заседаниях разных групп и организаций, обществ и движений. Этим группам предоставляли помещения, оказывали организационную помощь – и вторых заседаний так и не было. А здесь, надо же, второе. И так понимаю, не последнее.

Кое-что нужно прояснить. В названии нового движения фигурирует «Уфимский край». К моему Интернет-ресурсу «Уфимскiй край» (вот так, через «i») эта организация никакого отношения не имеет. На первом заседании я не присутствовала, у истоков не стояла. Мой ресурс появился до возникновения этой организации. Идеи Жириновского, разумеется, здесь ни при чем. Я назвала свой ресурс в честь газеты, издававшейся в Уфе в начале 20-го века. Газета так названа, потому что выражение Уфимский край в то время было в ходу. И не только в «народной речи». Так, в 1913 году Ефремов В. А. пишет работу «Из истории Уфимского края. Уфимский край в первой половине XVIII века», которую публикует «Вестник Оренбургского учебного округа». Далее примерами утомлять вас не считаю необходимым.

Почему новая организация употребила название Уфимский край? Как объяснила Маргарита, «сердцу мило». Ну а я бы еще добавила про дань традициям. Кстати, многих современных уфимских татар выражение «Уфимский край» также не пугает. «Уфа иле» на русский они переводят именно как «Уфимский край», а не как «страна Уфы» . Так что не беспокойтесь насчет «заскорузлого шовинизма», особо бдительные товарищи. Мое личное наблюдение – чем навязчивее особо бдительными товарищами запрещается само слово Башкирия, тем чаще будет звучать Уфимский край. Делайте выводы. При всем при этом идеи инициативной группы мне близки, и я, не состоя в ней, считаю нужным рассказать о некоторых моментах заседания.

Рабочее название будущей организации (будущего движения) сослужило добрую службу, но пришло время подыскать что-то более приемлемое.

Остановились пока на двух вариантах «Общество по возрождению историко-культурного наследия Уфимского края» и «Движение по возвращению историко-культурного наследия Уфимского края». Вам, читатели, какое больше нравится? Эмблема, логотип тоже нужны. Чтобы такое изобразить? Гостиный двор? Дом купца Костерина (на Пушкинской улице здание таможни)? Беседку Случевского парка? Бюст Аксакова? Предложения принимаются.

Цели, задачи нового движения (общества) – в самом названии. Возрождение традиций. Возвращение истроико-культурного наследия нашего региона. Предполагаются контакты с краеведами, творческими работниками, религиозными деятелями. Никакой политики! Вопрос о юридической регистрации решается. С помещением, конечно, туго. Варианты рассматриваются.

Елена Захарова рассказала о переписке с Юрием Бондаренко, руководителем фонда «Возвращение». Елена написала Юрию: «Здравствуйте, я пишу от имени Уфимского Краевого Центра Русской Культуры (УКЦПК). В нашей республике, под давлением бывших властей, сложилась очень сложная ситуация с историческими названиями улиц, театров и других заведений. Наша организация хочет вернуть исторические имена улицам нашего города, однако, у нас нет опыта в этой области. Поэтому, мы решили обратиться за консультацией к вам. Вы наверняка сможете подсказать нам, как именно написать обращение в мэрию, на что ссылаться, на какие законы. И как реагировать, в случае отказа.

Бондаренко ответил: «Елена Павловна! С ситуацией в Башкирии я знаком. А Вы не задумывались над тем, чтобы повесить двойные таблички и таким образом напомнить горожанам их забытую историю. На этот аргумент властям практически нечего возразить.

Вы попробуйте ОФИЦИАЛЬНО ОБРАТИТЬСЯ к властям с таким предложением и КОНКРЕТНЫМ СПИСКОМ УЛИЦ. Ваше письмо пришлите нам - мы о нём сообщим на весь белый свет! Ответ властей пересылайте нам - тут мы включимся в процесс поддержки на уровне Госдумы. Храни Бог! Юрий Бондаренко».

Итак, на первом этапе – двойные таблички. Решено заняться этим вопросом вплотную.

Опросы, опросы

Решаем проверить идею на улице, путем опроса. Встаем рядом с продуктовым супермаркетом на улице Айской. Люди спешат, торопятся. Лица хмурые. Выслушать простой вопрос: «Нужны ли на домах двойные таблички с настоящим и прежним названием улиц?» выслушать не могут.

Некоторых от этого вопроса буквально корежит. Будто их о чем-то неприличном спрашивают. Но тут надо отметить – большинство из опрашиваемых родились не в Уфе. Итог таков – шестеро против, четверо все же за. Против в основном – молодёжь, за – люди постарше. На моих спутников это зрелище производит не самое лучшее впечатление. «Без паники, господа. Отойдем на 200 метров».

Я – таже самая. Улица – та же самая. Мои сопровождающие – те же самые. Вопрос – тот же самый. Двести метров вниз от магазина.

Александр, 45 лет, психолог. Отвечает витиевато: «В принципе хотелось бы, только время ещё не пришло. Зачем лодку раскачивать?». Бог ты мой! Каким образом раскачалась бы лодка, если бы у таблички с фамилией большевика Цюрупы появилось бы название «Телеграфная»? Рядом с фамилией Зенцова – «Вавиловская»? Купцы Вавиловы строили в Уфе дома и фабрики. Боевик, потом каторжанин, затем чекист Зенцов уфимцев и крестьян Уфимского края расстреливал. Ах, что вы говорите, бдительные товарищи, старшее поколение обидится? Коммунисты расстроятся. Что-то никто не думал о чувствах коммунистов, переименовывая улицу Фрунзе. То воды, то вода у вас, товарищи бдительные.

Ещё несколько шагов вниз. Молодёжь. Лица такие открытые славные, захотелось к ним подойти. Им по 17-18 лет. Тим, с гитарой за спиной. Глеб в оранжевой рубашке. Дафна, вся в амулетах, с густо накрашенными ресницами и черными ноготками. Это группа Sims. Играют, какая поняла, панк-рок. На площади перед телецентром их можно увидеть. Эти не шарахаются, и вопрос могут дослушать внимательно. Привожу прежние названия – Бекетовская, Большая Сибирская, Центральная… «Александровская» - дополняет Дафна. Внешность обманчива. Черный ногти ещё ни о чем не говорят. Все трое – за двойные таблички. Еще один мужчина, голубоглазый такой, в лихой бейсболке. Тоже «за». Пять человек подряд. Неплохо.

Поздним вечером на окраине Уфы мы ещё два раза зададим этот вопрос. Никакой иллюминации и признаков праздничности. Два парня и девушка у супермаркета с тем же названием. Все трое маленького роста. Их сверстники сейчас на Горсе, а эти тут. Живо интересуются, что это за предмет в руках моего спутника. Это светящаяся штучка, купленная им для прикола, домашних позабавить, на Горсовете. Девушка сначала пугается, потом заворожено смотрит на мерцающие огоньки. Спрашиваем про таблички.

- Не нужны! – отвечает за всех самый низенький. И доброжелательно улыбается, обнаруживая отсутствие во рту резца. Он открыт. Он доброжелателен. Он говорит, что думает. Почему не нужны, объяснить не может, но уверен, что не нужны. Прежних названий не знал, и знать не хочет. Я не спрашиваю его, из какого он колледжа. Я спрашиваю у всех троих – какой сегодня праздник.

- День республики! – хором отвечают два юноши.

- Да нет, что вы! – восклицает девчонка с густой черной челкой. – В этот день четыреста пятьдесят лет назад Россия присоединилась к Башкортостану...

Самое ужасное в этой ситуации, что всё, до последнего слова здесь правда. Свидетели – есть. Самое смешное – что эта смугляночка внешне чем-то похожа на Дафну, которая знает прежние названия улиц Уфы.

Мы со спутником отходим, а ребята продолжают обсуждать тему улиц. Последнее, что я слышу, слово «курултай». Нет, подальше, подальше от этого магазина с названием кинофильма. Ага, вот женщина средних лет в светлой куртке. Спокойно, без страха (а уже темно) выслушивает наш вопрос, немного думает и отвечает: нужны. Рядом с ней девчушка в короткой черной кожаной курточке, дочка. Жмется к маме и молчит.

На ночь глядя

На ночь глядя я вспоминаю площадь перед Горсоветом. Толпы молодежи. Они ручейками стекаются сюда со всех сторон. Большинство – с пивом в руках, с сигаретами в уголках ртов. Смешение наречий и рас. Довольно много тех, кого можно назвать мигрантами. Совсем юные мамочки с колясками, с младенцами на руках. Дурочки безбашенные, малышей-то сюда, в толпу зачем тащить? Зачем рисковать? Не осуждаю, огорчаюсь. Как безрадостна жизнь этих людей, если потолкаться в толпе им за счастье.

Отмечаю, что на этот раз сцена только одна. Скромнее, чем в прошлые годы, гораздо скромнее. То, что творится на сцене, описанию не подлежит.

Башкирский хип-хоп, доморощенные барабанщики. «Матур малай!» - пытается охарактеризовать всю группу ведущая. Не умеет она множественное число образовывать. Огоньки, флажки. Российские триколоры приобретают охотнее сине-бело-зеленых. Идет парень, на очках мигают зелёные огоньки. Эдак до эпилепсии себя довести можно... А над всем – сигаретный дым и запах пива. Один из спутников покупает светящуюся палочку.

Она похожа на световой меч из «Звездных войн». Жаль, таким мечом не прогнать тьму, не разрушить матрицу невежества, дикости, серости.

Но делать что-то надо. Просвещать. Сеять разумное, доброе, вечное. Надеюсь, что этим займётся новое движение. Надо же на что-то надеяться.

Екатерина Некрасова, «Уфимский Край»








Связанные темы и персоны