Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сам уже в окопе, старый ...

Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
  29.03.2023   34790    3123

Зря карлик ползал на ...

Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
  21.03.2023   20866    73

Военный преступник. ...

Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
  17.03.2023   24161    69

Молодежь в гробу видала ...

Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
  16.03.2023   20471    32

Пыня пошутил над холопами ...

Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
  14.02.2023   39396    273

Борьба дерьма с мочой ...

Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
  12.02.2023   39602    22

Ублюдочный путинизм в ...

Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
  11.02.2023   31067    33

Фильм о преступлениях ...

В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
  15.01.2023   38747    252

Утилизация холопов, ...

Путин назвал положительной динамику военной спецоперации на Украине. Президент ...
  15.01.2023   26904    8

Подох этот, подохнет и ...

Сегодня, 11 января, так и не дожив до суда, скончался Муртаза Рахимов. Ему было ...
  12.01.2023   11607    80

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Март 2023 (4)
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (5)
Декабрь 2022 (4)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)

Три России

  • Опубликовано: Егерь | 16.06.2017
    Раздел: Общество | Просмотры: 41079 | Комментарии: 26
1



12 июня на Тверской: как ОМОНу удалось наполнить государственный праздник политическим содержанием

Три России


Это ведь, между прочим, был праздник, хотя современному Российскому государству, рвущемуся отрицать очевидное, забыть свое происхождение из демократической революции 1991 года и вписаться в контекст «вечной империи», этот праздник содержанием наполнить непросто. Это был День России, но политическое высказывание для власти в этот день — задача невозможная, его приходится заменять муляжами. Президент, например, вручал паспорта талантливым детям, а мэрия Москвы радовала гуляющих на Тверской возможностью полюбоваться на старинную военную технику и реконструкторов в ярких мундирах.

Стоит, справедливости ради, сказать — реконструкторский фестиваль «Времена и эпохи», длившийся, кстати, с начала июня, вышел много более симпатичным, чем бесчисленные фестивали варенья и корнеплодов. Без традиционного дурновкусия и, что совсем не просто с учетом контекста, без традиционного же милитаристского угара.

Может быть, именно поэтому перенесенная с разрешенного проспекта Сахарова на запрещенную Тверскую акция оппозиции поначалу выглядела провальной. Москвичи радовались хорошей погоде (теперь времена такие, что и летом солнце в дефиците), фотографировались с шотландскими стрелками, викингами и гвардейцами Наполеона. Лишенный политического содержания праздник превратился в очередной выходной с бесплатными развлечениями, и не сказать, чтобы тем, кто пришел на Тверскую не ради протеста, это не нравилось. Россия была довольна своим выходным днем.

А мимо, по тротуарам, шла еще одна Россия — люди всех возрастов, но с преобладанием молодежи, кое-кто — с триколорами. Изредка выкрикивали привычное: «Путин — вор!» И слишком уж явно выглядели чужими на симпатичном городском празднике. И у протестующих были все шансы остаться немного нелепым фоном чужого карнавала — пройти по тротуарам по часовой стрелке, как завещал задержанный по традиции на выходе из собственного дома Алексей Навальный, покричать лозунги и просто осесть по окрестным кафе или раствориться в толпе посетителей фестиваля.

Но в дело вмешалась третья Россия. Прекрасно экипированные ражие омоновцы — тоже в некотором смысле участники фестиваля, словно бы реконструирующие карикатуры из «Крокодила» семидесятых о произволе полиции в странах «так называемой буржуазной демократии». Затормозив движение, создав ненужную давку, с бессмысленной жестокостью начав бессмысленные задержания, власть вернула протесту смысл. Напугав заодно и заставив задуматься тех, кто просто пришел полюбоваться на гусар и викингов.

Принято делить страну на две части. Есть оппозиционное меньшинство, есть равнодушное большинство, якобы одобряющее любые действия власти. Но Россий — три. Официальной России, государству, плевать на собственных потенциальных и актуальных союзников. Ее опора — ОМОН, крепкие парни, готовые бить безоружных и вязать случайных прохожих.

Провластные публицисты уже затянули ожидаемое — оппозиционеры попытались сорвать фестиваль, мешали отдыхать гражданам… Вплоть до стремления «разбить возникающую смычку между нашим великим прошлым и нашим великолепным будущим». Минус этих предсказуемых рассуждений, однако, в том, что они представляют собой обычный пример так называемого вранья. Никто никому не мешал, две России существовали параллельно, хоть и в пределах одного пространства, пока третья не взялась за дубинки.

Уже стало знаменитым видео: самодовольный и самозваный сторонник полицейского произвола охотно комментирует задержания и славит Путина — минуты полторы, потому что его, не дав докончить очередной панегирик, хватают омоновцы и волокут в автозак. Просто под руку попался. Не там стоял.

Это, во-первых, смешно, а во-вторых, показательно. Это дает понять, насколько третьей, официальной России, насколько власти плевать даже на явных союзников. Что уж говорить о тех, кого принято называть «потенциальными сторонниками» или «молчаливым большинством», о тех, кто на Тверскую пришел просто провести выходной. Третью Россию интересует только полицейский с дубинкой. Он же и олицетворяет.

Эти три России мы и видели вчера. Первая — молодеющая. Перспектива прожить жизнь в болоте вечного настоящего, где вместо политики — Путин, вместо экономики — Сечин, вместо культуры — Мединский, а вместо всех прочих сфер бытия — ноющая, будто зубная боль, Мизулина, явно пугает ее больше, чем дубинки и аресты. Вторая — выкормленная сытыми нулевыми и готовая бы понежиться на солнышке, но уже слегка растерянная: «Почему нас не пускают? Зачем перекрывают улицы? Для чего бьют детей?» И третья — наглядно дающая понять, что на любой из этих вопросов у нее есть только один ответ: резиновая дубинка.

То есть работающая на объединение первой и второй Россий, на собственный демонтаж. За что ей, конечно, спасибо, ведь, и правда, хотелось бы куда-то уже выбраться из болотистого настоящего. В конце концов, власти ведь удалось предложить политическое содержание государственному празднику: паситесь или побьем, сказала гражданам власть. А нежелание пастись — это и есть политика.

The New Times
Оригинал публикации








Связанные темы и персоны