Рейтинг публикаций пользователей
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Заделался хакером? ...

Места у власти должны занимать умные и талантливые люди, иначе ничего хорошего ...
  3.12.2016   385   10

Башкирские яблочники ...

Конституция РФ на бумаге декларирует демократическое, правовое, социальное, ...
  3.12.2016   169   9

Учителя сошли с ума: ...

Младшеклассников в Оренбурге учительница заставила писать письма своим отцам на ...
  3.12.2016   299   16

Борьба с прогрессом: ...

Россия и Китай активно сотрудничают в области контроля над интернетом. Россия ...
  3.12.2016   211   11

«Особая ответственность» ...

В день 15-летия «Единой России» президент России Владимир Путин говорил об ...
  3.12.2016   158   5

Стыд и позор: Башкирские ...

Такого стыда за республику я давно не испытывала. Но Едросы, представляющие в ...
  2.12.2016   6135   41

Хамитов: Башкирия не ...

Глава РБ Рустэм Хамитов сообщил «Интерфаксу», что Башкирия не воспользуется ...
  2.12.2016   1054   30

Уфимская мэрия ...

Сразу два крупных провала образовалось на уфимских улицах. Фотографию первого ...
  2.12.2016   784   28

Достоин уважения: ...

Роскомнадзор подал на компанию в суд, однако проиг-paл из-за недоказанности ...
  2.12.2016   739   11

Устал, но только вперед ...

Президент РФ Владимир Путин 1 декабря обратился к Федеральному собранию с ...
  2.12.2016   1611   29

Темы и персоны
Архив публикаций
Декабрь 2016 (17)
Ноябрь 2016 (164)
Октябрь 2016 (183)
Сентябрь 2016 (173)
Август 2016 (153)
Июль 2016 (156)
Читаемое за неделю
Читаемое за месяц

Залп по башкирскому батыру?

0


Залп по башкирскому батыру произвел доктор исторических наук В. Мауль из г. Нижневартовска, заявив: «Десалаватизация республики неминуема!»

Залп по башкирскому батыру?


Резонанса, правда, сей залп не имел. Но это – единственный прецедент, когда столь странную кампанию (десалаватизация!), не разобравшись, поддержал (в единственной, правда, статье) человек, обладающий историческим образованием и даже ученой степенью. Это – исключение из правила, пусть и малоизвестное как широким народным, так и узким научным кругам. Поэтому нелишне представить оппонента.

Виктор Яковлевич Мауль – специалист по культурологии пугачевского бунта, т. е. его восприятию в русской литературе и народных представлениях.

Широкой публике известен по очерку «Архетипы русского бунта XVIII столетия» в сборнике историко-литературных произведений «Русский бунт».

(Авторство сборника представлено оригинально: А. Пушкин, М. Цветаева, В. Мауль, через запятую.) Его диc-cepтация и ряд статей посвящены отражению Смуты в русской смеховой культуре. Они нередко оригинальны, интересны и совпадают в основных тезисах со взглядами на Смуту как социокультурное явление, высказанными нами. Так что здесь нам с уважаемым культурологом спорить не о чем. Но вот статья, которую он имел неосторожность опубликовать в Интернете, к прискорбию, не только не содержит ничего из его собственных исследований, но и в ряде моментов прямо им противоречит. Возможно, потому, что уважаемый автор взялся за предмет, никогда не являвшийся областью его научных интересов.

Исследования В. Мауля о пугачевщине – вклад не в историю, а скорее именно в культурологию вопроса. Событийная, историческая сторона пугачевщины в его работах – только фон, собственно объектом исследования она не является. Правомерно ли, например, расcмo-тpение столь сложного процесса, как Смута, без учета вошедших в нее национальных вооруженных движений, в особенности – массового выступления служилого народа – башкир, без которых она просто не состоялась бы как явление? На 412 страницах работы уважаемого В. Мауля о пугачевщине имя Салавата Юлаева не упоминается ни разу, и вообще сведений о ходе событий на Южном Урале того периода в тексте немного. Об участии башкир – еще меньше, их как бы нет. Как ни странно, это не снижает новизны работы, – событийная сторона пугачевщины освещена хорошо и давно, например, по событиям в Башкортостане – И. Гвоздиковой, и В. Мауль уверенно доверился суждениям специалистов, занявшись иным, собственным, направлением изысканий.

Но поскольку по их результa-ту его мнение отныне освещено авторитетом доктора исторических наук, попробуем разобраться в них отдельно.

Строго говоря, его статья о «десалаватизации» научной статьей также не является, – вывешенная в Интернете, со ссылкой на самый маргинальный политический сайт (находящийся ныне под уголовным преследованием за разжигание межнациональной розни), вне рецензируемых журналов или публикаций, она написана в научно-популярном стиле. Чего стоит одно название: «Десалаватизация...». Сразу вспомнилось классическое, булгаковское: «остолбенев от этого слова "пилатчина", я развернул третью газету». Но не будем придираться к названиям. Начнем с методологических искажений, они важнее.

Начинается статья заявлением, которое не худо бы помнить всем, кто пишет на эту тему: «Салават Юлаев безусловно национальный герой башкирского народа». С безусловностью данного факта автор статьи не спорит. Но весь последующий текст – по-пытка оспорить изначально признанное безусловным. Постмодерн, господа, никуда не денешься. Некогерентность стала не признa-кoм низкой квалификации – но, напротив, родовым свойством не только популярных, но и научных текстов многих и многих авторов, включая весьма именитых и талантливых (вспомним «историко-просветительский» проект А. Буровского).

Далее используется прием, который в научном споре является просто некрасивым, – критикуется утверждение, которое никто не защищает, тезис, просто не соответствующий истине. «Однако не надо забывать, что в нашем общем многоквартирном доме дружбы проживают представители 130 национальностей, и заставлять их покланяться (так в тексте. – А. Б.) башкирскому символу незачем». Я был бы весьма признателен, если бы мне указали, кто, когда и кого заставляет поклоняться башкирскому символу. Пa-мятник работы С. Тавасиева по определению объектом поклонения не является – это именно пa-мятник, буквально – скульптура для памяти, а не идол, как и пa-мятник в центре города Салавата. От премии или ордена имени Салавата, насколько мне известно, не отказывался пока ни один человек без различия национальной принадлежности, пользоваться улицей или проспектом Салавата Юлаева – также. Свежий пример первого – удалые хоккеисты «Салавата Юлаева», к неистовому восторгу всей Башкирии ставшие чемпионами России – 2008.

Что касается «башкирскости» этого символа, то именно достижением отечественного культурогенеза ХХ века я считаю положение, когда «башкирские символы» стали разделяться всеми «представителями 130 национальностей», а не только башкирами, когда русские учатся уважению к памяти башкирских батыров, а башкиры – к памяти Суворова, Кутузова, Рокоссовского. Казалось бы, эту точку зрения поддерживает и уважаемый В. Мауль: «При этом не стоит отделять или противопоставлять историю отечественную и историю башкирскую. Последняя – органическая часть первой». Но, к сожалению, общий смысл его статьи противоречит ее же отдельным фрагментам.

«Общественные круги», на сайте которых опубликовал цитируемую статью д-р Мауль, добиваются как раз обратного: чтобы между башкирскими и русскими национальными героями вновь легла непереходимая пропасть, закрытая было трудом нескольких поколений, чтобы разошлись у людей представления о хорошем и должном. Однако не следует забывать, что без малого сотню лет Салават был героем не только башкирского народа, но и символом всего «нашего общего многоквартирного дома дружбы», если иметь в виду Башкирию, Башкортостан, будь то в рамках БАССР или РБ, – насколько мне известно, территориальные и культурные рамки нашей республики не изменились от переименования. Символом этой самой дружбы «130 национальностей», причем символом общесоюзного масштаба.

Это и отличает его образ от образов героев предшествовавших башкирских восстаний: про Сеита Садиира или хана Карасакала действительно можно было сказать, что они являются героями башкирского, но никак не русского народа, и заставлять русских поклоняться Сеиту, который «многие тысячи христиан победил» (Рычков, 1999. С. 53), было бы бестактно. Не считая, опять же, такой мелочи, что ни Салавату, ни кому-либо иному в Башкортостане поклоняться никого не заставляют: во-первых, это не идолы, чтобы им поклоняться, это просто исторические образы (и напоминающий о них пa-мятник). Во-вторых, не хочешь – не поклоняйся, проблем-то. Именно поэтому Степан Злобин и противопоставил в своем романе Салавата Карасакалу (это был именно авторский шаг, поскольку башкирская народная традиция, наоборот, прославляла их в одном ряду (баит «Караhакал менен Салауат»)).

И 70 лет имя Салавата – на башнях танков, на страницах фронтовых листков, в боевых песнях Башкирской гвардейской дивизии – объединяло башкир и русских, татар и чувашей – вместе, кроваво и дружно рвавших общего врага с яростью «свирепого Салавата». Имелись ли для этого «научные обоснования»? А как же! Такие, которых не может не знать доктор исторических наук В. Мауль, справедливо высоко оценивший вклад в историографию И. Гвоздиковой. Следовательно – и вклад ее предшественников: Н. Демидовой, Р. Овчинникова, В. Мавродина, Ю. Лимонова и других советских историков. Это подтверждается и высокой оценкой, данной В. Маулем означенным исследователям пугачевщины в его докторской диc-cepтации (Мауль, 2005. С. 13). И все перечисленные историки считали – основания для признания Салавата Юлаева героическим персонажем истории Отечества присутствуют в избытке. Считать, что столь высокая оценка Салавата означенными историками диктовалась только «советской идеологией», – значит не считать их историками вообще – они специализировались именно по означенному периоду. Прием не просто ненаучный, но и пошлый, – соболезнующе списывать не понравившуюся тебе позицию на «советское прошлое», а не на собственное мнение выразившего его ученого.

Каковы же эти основания, если не брать в расчет «классовой борьбы» (героем которой сотник и сын старшины Шайтан-Кудейского юрта Салават-батыр Юлаев действительно не был – вот здесь идеологизацию еще можно найти, – ибо не относился пугачевский бригадир к «эксплуатируемому классу»)?

Башкирские боевые вожди прошлых веков были скорее героями башкиро-русских войн (А. Доннелли, П. Рычков, В. Татищев). Салават – напротив, участник российской гражданской войны. Безусловно, что массовое участие в русской гражданской войне есть показатель активной интеграции не в какое-нибудь, а именно в российское общество – в данном случае, в качестве весьма автономного элемента, но ведь до Салавата и этого про башкир сказать было нельзя. Салават воевал уже не с русскими, а с одними русскими и башкирами против других русских и башкир. По политическим, а не этническим (и не социальным, в отличие от своих «союзников» из мужицкой «гo-лытьбы») признакам! То, что башкир за ним пошло явное большинство, дела не меняет (точнее, меняет только для башкир: именно поэтому он – их национальный герой) – русские пугачевцы также постоянно и намного превосходили в численности своих противников (причем вели карателей в подавляющем большинстве «немцы» на имперской службе – Билов, Рейнсдорп, Фрейман, де Колонг, Михельсон, Диц), поэтому русско-башкирской войной пугачевщину уже никак не назовешь.

Именно поэтому Салават-батыр стал первым башкирским героем, которого смогли принять отечественная историография и общественное сознание в качестве не только башкирского, но и русского символа. Поcмo-тpите на успех того же романа «Салават Юлаев», одноименного ки-нoфильма в советские годы! Что, Злобин не сообщал факта сожжения Салаватом заводов и деревень при них (населенных, конечно, не башкирами)? Сообщал! Естественно, смягчая натуралистические подробности в соответствии с общепринятыми тогда культурными нормами.

Между прочим, нормами, опиравшимися на многовековой культурно-исторический опыт многострадальной России. Опыт, позволивший советской цивилизации сделать то, что не смогла (и на чем сломала свой хребет) Россия дореволюционная, – а именно донести до самых широких масс достижения элитарной «высокой культуры», когда мaль-чишки из аулов Башкирии и Дагестана, заимок Алтая и яранг Чукотки зачитывались русской классикой (и собственной, и зарубежной – в великолепном переводе Маршака, Чуковского, Симонова). И вырастали – Рами Гарипов и Расул Гамзатов, Василий Шукшин и Юрий Рытхэу! А вот к 1917 году преодолеть культурный раскол «европейских верхов» и «традиционных низов», пронзивший душу России, не успели, и раскол привел к развалу империи.

Советская культура, преодолев к 1930-м годам стихию бунта, наложила табу на размазывание грязи и крови по страницам книг. Результат – при всей бедности и жестокости быта, при несравнимо тягчайших по сравнению с Первой мировой войной поражениях Советский Союз выстоял и победил во Второй мировой войне. Потому что, в отличие от Первой, ее не только объявили, но и приняли все народы страны как Великую Отечественную.

Но уходят последние свидетели этой Победы, люди, воспитанные и победившие на соблюдении норм той культуры. Грязь и кровь (только не своя!) приятно щиплет пресыщенные, расслабленные души, нуждающиеся во внешних стимуляторах, – и наши «борцы с культами» занялись этим прибыльным бизнесом, блудливо хихикая и потирая ладошки. Сначала в столицах, ныне докатилось и до Башкирии.

Полюбуйтесь, г-н Мауль, кого Вы защищаете, кого доверчиво назвали «историком» лишь на основании его собственных представлений о самом себе.

Может быть, уважаемый д-р Мауль просто перепутал С. Орлова, провинциального публициста с претензией на скандальность, с настоящим историком, исследователем екатерининской эпохи А. Орловым? Тем самым, который по поводу новых веяний в историографии пугачевщины предупреждал: «Избавляясь от схематизма и классово-узких оценок, не впадать в новую крайность в угоду сегодняшним политическим страстям» (А. Орлов, 1994. С. 174)?

А. Бердин, советник председателя Всемирного курултая башкир, газета «Истоки» (орган печати Правительства Башкортостана)
Оригинал публикации

Справка УЖ: Опрос читателей Уфимского Журнала показал следующий результат:

Залп по башкирскому батыру?




Связанные темы и персоны


Другие публикации по теме


  • Изображение
  • Эксперт
  • 1 | 01.07.2012, 09:59 | Автор: юнг
    Публикации: 234 | Комментарии: 27128 | Рейтинг: +5283,9
Десалаватизация, демуртазация, деурализация и т.п. Из пустого в порожнее. Собрать конференцию историков (вместо всемирного курультая) и , приняв резолюцию, поставить точку. И под конем написать тоже-- отличился разбойными набегами и жестокостью.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 2 | 01.07.2012, 10:07 | Автор: Comrad
    Публикации: 0 | Комментарии: 123 | Рейтинг: +2,6
Такое ощущение, что бунт Пугачевский еще не закончился, Бердин его продолжает, упop-нo не понимая бесполезность своей деятельности. Ну неудачно выбрали нацгероя, поживите без нацгероя, обязательно идол нужен? Нa-cильно мил не будешь, заставлять полюбить СЮ - врагов только нажить.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 3 | 01.07.2012, 10:13 | Автор: вася
    Публикации: 0 | Комментарии: 3531 | Рейтинг: +193,7
От премии или ордена имени Салавата, насколько мне известно, не отказывался пока ни один человек
-----------------------
Брешешь, Бердин как всегда.
Забыл Тимофея Азарова?



0

  • Изображение
  • Участник
  • 4 | 01.07.2012, 10:19 | Автор: Бек
    Публикации: 3 | Комментарии: 222 | Рейтинг: +162,7
Я задам только один вопрос: за что бунтовал Салават Юлаев? Сегодняшние идеологи башнационализма и верховенства прав башкир в этой республике вещают: СЮ национальный герой башкирского народа, т.к. сражался за свободу башкир, сражался против угнетателей башкирского народа.

Чем доказывается данный тезис? Да, ничем. Действительность до бa-нaльного проста. Заводчики без разрешения отца СЮ Юлая Азналина, на принадлежащих ему землях, устроили некоторое количество русских переселенцев. Юлай требовал их убрать оттуда. Заводское начальство не согласилось.

И вот когда возникла возможность отомстить своему обидчику, Юлай вместе со своим сыном Салаватом встали под крыло бунтовщика Пугачева и первым делом разорили тот ненавистный им завод, людей побили и, как пишет историк Сергей Орлов, нa-cильничали. Вот и вся борьба «за счастье башкирского народа». СЮ, возможно семейный герой, но никак не национальный. А беды, которые в результате антиправительственных действий СЮ и его отца, пали на головы башкирского народа, вообще, не толкают СЮ к лика нацгероев.

Да, он сражался и за пределами завода. Но, никак за счастье и свободу башкир, а просто исполняя приказы «императора» Емельяна Пугачева.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 5 | 01.07.2012, 10:19 | Автор: юнг
    Публикации: 234 | Комментарии: 27128 | Рейтинг: +5283,9
Вася, извини, ошибочно заминусовал. А вот как ты считаешь, не пора ли нам ввести звание "Самый забаненный пользователь"? Мне кажется, наша упертая зулейка с её 377-ю минусами, заняла бы почетное первое место. Может быть, сделала бы выводы. Хотя, паранойя не корректируется!



0

  • Изображение
  • Гость
  • 6 | 01.07.2012, 10:22 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
о чем статья не понял



0

  • Изображение
  • Участник
  • 7 | 01.07.2012, 10:24 | Автор: lolik
    Публикации: 2 | Комментарии: 981 | Рейтинг: +344,5
Возвеличивание юлайки,-это чистой воды фашизм!



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 8 | 01.07.2012, 10:26 | Автор: Кухарка
    Публикации: 1365 | Комментарии: 52425 | Рейтинг: +11312,3
Ну что за детский сад, а?!
Если извратить в определенной местности историю маркиза де Сада, Менгеле, Чикотило, Гитлера - и перевернуть все с ног на голову - то и ордена их имени, и пa-мятники(сами по себе выдающиеся, вне зависимости от прототипа), и спортивные команды назвать - то это не значит, что остальной мир сразу же забудет обо всем.

Для многих чеченцев Басаев это и есть Салават Юлаев, только современный. Вот a-нaлогия - полнейшая!
Конечно же я не удивлюсь, что предания о Басаеве будут передаваться из уст в уста многие поколения чеченцев, как о защитнике угнетенных российскими властями чеченцев(!!!????) и в результате спустя десятки или сотни лет - он окажется таким же национальным героем, как и СЮка!
Ну вот полная a-нaлогия! Только конец у них разнится. И стихи найдутся, стопудово!



0

  • Изображение
  • Участник
  • 9 | 01.07.2012, 10:27 | Автор: вася
    Публикации: 0 | Комментарии: 3531 | Рейтинг: +193,7
Свежий пример первого – удалые хоккеисты «Салавата Юлаева», к неистовому восторгу всей Башкирии ставшие чемпионами России – 2008.
-------------------------
С другим именем чемпионами не стали бы.


Салават воевал уже не с русскими, а с одними русскими и башкирами против других русских и башкир. По политическим, а не этническим (и не социальным, в отличие от своих «союзников» из мужицкой «гo-лытьбы») признакам!
-----------------------------
Интересно, по каким же политическим мотивам воевал Салават?
Афффтор сего опуса раскрыть не пожелал, скорее не смог.
Научный багаж, видимо, легковесен.
Ну, никак не может г-н Бердин признать простую истину-так называемый национальный герой пытался воспользоваться восстанием чтобы под шумок пограбить спокойнее.
Так сказать, "половить рыбку в мутной воде".
История знает множество подобных героев-мародеров.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 10 | 01.07.2012, 10:31 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Давно пора познa-кoмить чугунного истукана с газовым резаком.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 11 | 01.07.2012, 10:32 | Автор: вася
    Публикации: 0 | Комментарии: 3531 | Рейтинг: +193,7
# 5 | Автор: юнг | Сейчас на сайте
01.07.2012, 10:19 | Публикации: 0 | Комментарии: 1962 | Рейтинг: +215,9
Вася, извини, ошибочно заминусовал. А вот как ты считаешь, не пора ли нам ввести звание "Самый забаненный пользователь"? Мне кажется, наша упертая зулейка с её 377-ю минусами, заняла бы почетное первое место. Может быть, сделала бы выводы. Хотя, паранойя не корректируется!
-----------------------
С вручением ордена "Баба Яга против".



0

  • Изображение
  • Участник
  • 12 | 01.07.2012, 10:34 | Автор: Бек
    Публикации: 3 | Комментарии: 222 | Рейтинг: +162,7
# 7 | Автор: Кухарка | Сейчас на сайте
Для многих чеченцев Басаев это и есть Салават Юлаев, только современный. Вот a-нaлогия - полнейшая!
-----------------------------------------------------
Да, никакой a-нaлогии! Басаев, как не крути, сражался не за семейный клочок земли, а за независимость Чечни от России. Кто-нибудь покажет документ, который подтверждает тезис, что СЮ сражался за независимость Башкортостана от России? Нигде такого нет, потому что не было борьбы с такими целями.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 13 | 01.07.2012, 10:40 | Автор: препод
    Публикации: 11 | Комментарии: 4208 | Рейтинг: -36,4
7 | Автор: Кухарка | Сейчас на сайте
01.07.2012, 10:26 | Публикации: 143 | Комментарии: 12475 | Рейтинг: +825,4
Ну что за детский сад, а?!
Если извратить в определенной местности историю маркиза де Сада, Менгеле, Чикотило, Гитлера - и перевернуть все с ног на голову - то и ордена их имени, и пa-мятники(сами по себе выдающиеся, вне зависимости от прототипа), и спортивные команды назвать - то это не значит, что остальной мир сразу же забудет обо всем.

Для многих чеченцев Басаев это и есть Салават Юлаев, только современный. Вот a-нaлогия - полнейшая!
Конечно же я не удивлюсь, что предания о Басаеве будут передаваться из уст в уста многие поколения чеченцев, как о защитнике угнетенных российскими властями чеченцев(!!!????) и в результате спустя десятки или сотни лет - он окажется таким же национальным героем, как и СЮка!
Ну вот полная a-нaлогия! Только конец у них разнится. И стихи найдутся, стопудово!

Что то a-нaлогия какая то гнилая. Нехорошая.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 14 | 01.07.2012, 10:52 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
УТАУ.
Вам бы испытать "прелести" царской каторги, вот тогда бы начали понимать, что такое "Свобода" за которую боролся Салават. Ну, ничего, думаю вам хватит и современного "комфорта" пенецитарной системы.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 15 | 01.07.2012, 10:54 | Автор: Кухарка
    Публикации: 1365 | Комментарии: 52425 | Рейтинг: +11312,3
Да что ты, Бек? Я бы тебе поверила, если бы не читала о том, как и какой независимости добивались чеченцы! Ну хотя бы про авизо тебе напомнить? Про убийства, нa-cилие и грабеж русских еще в 80-е годы? Что-то сейчас, когда они добились чего хотели - о независимости и не заикаются!



0

  • Изображение
  • Гость
  • 16 | 01.07.2012, 11:03 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
УТАУ.
Да что ты, Бек? Здесь же принято славить зависимость от России.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 17 | 01.07.2012, 11:03 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Кухарка, ты сегодня в ударе. Заслуживаешь самые громкие похвалы со стороны противников салавата Юлаева, Башкирского народа и... предателя и христопродавца Яушева. Но в то же время только вчера ты заслужила похвалу со стороны врагов русского народа, безоговорочно поддержав новодворскую. Такую двуличную особу свет не видывал. Иди удавись, зараза. Не жди, что Яушев сможет как-то тебя удовить.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 18 | 01.07.2012, 11:08 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Кухарка, зря ты полемизирушь с Беком. Он бьет по-крупному. Стаскивает его с пьдстала нацгероя башкир. Показывает, что Салават к борьбе за права башкир не имел никакого отношения. Какой же он нацгерой? Никто не отрицает, что СЮ еще мародерствовал, нa-cильничал, грабил, сжигал русские села и заводы.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 19 | 01.07.2012, 11:09 | Автор: Кухарка
    Публикации: 1365 | Комментарии: 52425 | Рейтинг: +11312,3
# 13 | Автор: препод
какой герой - такая и a-нaлогия!



0

  • Изображение
  • Участник
  • 20 | 01.07.2012, 11:17 | Автор: lolik
    Публикации: 2 | Комментарии: 981 | Рейтинг: +344,5
Уж недалек тот день, когда будет свергнут ненавистный пa-мятник салаватки, а на его месте будет воздвигнут новый,- монументальный пa-мятник генералу Тевкелеву, как символ дружбы между Русским и татарским народами, а на месте так называемого монумента дружбы восстановится храм!



0