Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Июнь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сам уже в окопе, старый ...

Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
  29.03.2023   22528    3123

Зря карлик ползал на ...

Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
  21.03.2023   26400    73

Военный преступник. ...

Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
  17.03.2023   34992    69

Молодежь в гробу видала ...

Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
  16.03.2023   17150    32

Пыня пошутил над холопами ...

Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
  14.02.2023   28575    273

Борьба дерьма с мочой ...

Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
  12.02.2023   32919    22

Ублюдочный путинизм в ...

Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
  11.02.2023   27894    33

Фильм о преступлениях ...

В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
  15.01.2023   24960    252

Утилизация холопов, ...

Путин назвал положительной динамику военной спецоперации на Украине. Президент ...
  15.01.2023   38730    8

Подох этот, подохнет и ...

Сегодня, 11 января, так и не дожив до суда, скончался Муртаза Рахимов. Ему было ...
  12.01.2023   39767    80

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Март 2023 (4)
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (5)
Декабрь 2022 (4)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)

Эксперты «КП» рассуждают, c кем мы должны дружить в XXI веке

0



В этом году исполняется сто лет со дня рождения знаменитого историка Льва Гумилева. По сути, Гумилев предложил пересмотреть официальную историю государства Российского начиная с Древней Руси. По его выкладкам выходит, что не было тяжкого татаро-монгольского ига, которое согласно классической истории на века задержало развитие страны. Наоборот, только благодаря союзу с народами Великой Степи Русь успешно противостояла натиску крестоносцев Запада, окрепла и выросла в державу мирового уровня.

Эксперты «КП» рассуждают, c кем мы должны дружить в XXI веке


Прав ли Гумилев? И где сегодня России искать точку опоры - в чем ее судьба? Раствориться в Европе, превратившись в ее большую, но уже не самостоятельную часть? Или стать наследницей Золотой Орды, собирая вокруг себя народы Востока? На эти вопросы попытались ответить наши эксперты:

Георгий СИНЯВСКИЙ, старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, Александр РАЗУВАЕВ, политэкономист и известный блогер, и Виктор АКСЮЧИЦ, писатель, доцент Государственной академии славянской культуры.

Орда: друг или враг?

Александр Разуваев: - Наш этнос образовался на территории современной северо-восточной России - Владимир, Суздаль... По договору Александра Невского с ханом Батыем эти земли как провинция вошли в состав Великой Орды. Позднее столица государства переехала в Москву. Это была единая страна, в которой мирно существовали как оседлые, так и и кочевые народы.

Потом она распалась - исчезла Российская империя, развалился СССР. Сейчас зарождается новая Россия. С моей точки зрения, евразийство Гумилева - единственная идеология, с помощью которой можно объединить бывшее советское пространство. Идея выгодна экономически. В евразийской России будут жить 250 - 300 миллионов человек. Мы получаем новый крупный рынок, резко увеличиваем ВВП и в итоге имеем государство, способное на равных разговаривать с ведущими геополитическими игроками. Народы Центральной Азии близки нам по менталитету, и объединение произойдет безболезненно.

Георгий Синявский: - Я категорически не согласен с тем, что Россия вышла из Орды. Наши корни уходят во времена Владимира Мономаха, который создал в XII веке русско-половецкое государство, - о татарах тогда никто и не слышал. Конфедерация Киевской Руси и степняков была демократической, миролюбивой для своего времени страной. Ее граждане чувствовали себя отлично и в половецких степях, и в Европе. Это ориентир для нас. Если история чему-то учит, то сейчас нам нужен союз трех восточнославянских государств - России, Украины и Беларуси - с тюркско-степными Казахстаном и Киргизией.

Виктор Аксючиц: - Коллеги, опомнитесь! С кем вы хотите объединяться?! Русский народ родился при крещении князем Владимиром славянских племен. Русь Киево-Новгородская стала быстро развиваться и через два века превратилась в мощнейшее государство. До татаро-монгольского нашествия это была самая большая по территории страна в Европе. Строились храмы. Грамоту знали не только правящая элита, но и посадские люди. Западная Европа в это время была в упадке. Известно, что дочь Ярослава Мудрого Анна, после того как стала женой французского короля, оказалась единственной грамотной при дворе.

И эта Великая Русь была раздавлена нашествием Орды. Самое страшное - уничтожена русская письменность. Ученые подсчитали: сохранившиеся древние русские произведения - это сотые доли процента от того, что было.

Синявский: - Я добавлю, что татаро-монголы разрушили традиционный уклад жизни не только на Руси, но и у кочевников-половцев. Степная демократия была заменена ханской деспотией - рабским подчинением, которое мы не можем вытравить из себя и сейчас.

Разуваев: - Почему мы считаем, что в Европе демократия, а в Азии - деспотия? Это не деспотия. Это авторитарное имперское мышление. Возьмем недавние события в России. Люди, которые поддержали Путина против оппозиции с Болотной, показали, что хотят жить при имперской власти. Кого-то привлекает цивилизованный вариант Сталина, кто-то чтит адмирала Колчака, третий - Столыпина. Но все они не считают Европу примером для подражания. Они хотят жить в самостийной азиатской империи. Новом СССР.

Синявский: - Это самый гнусный миф нашей истории. О том, что Россия якобы только при авторитарном режиме процветает, а демократия ей вредна. Как же надо презирать свой народ, считать его быдлом, чтобы так рассуждать. Это рассуждения немецко-фашистского оккупанта - «эти русские свиньи понимают только палку».

С кем дружить?

Аксючиц: - Встретившиеся на своем пути народы дикая Орда либо уничтожала, либо ассимилировала. Единственный субъект, который сопротивлялся, выстоял и сохранился, это русские. Сегодня мы должны вступать в союз только с православными странами.

Разуваев: - Действующий на территории империи Чингисидов закон - Ясса очень хорошо ложился на традиционные ислам и православие. Ордынский уклад в России сохранялся, наверное, до распада СССР. И недооценивать его влияние на менталитет россиян и строение государства вряд ли стоит.

Это идеология евразийцев. И она проста: не важно, кто ты по крови и по вере. Важно, как ты служишь хану.

Аксючиц: - Империя Чингисидов - что это такое? Аморфное образование, которое очень быстро развалилось.

Разуваев: - Она просуществовала несколько столетий. Впрочем, можно считать, что ее следы заметны до сих пор. Ведь Российская империя и СССР были ее логичным продолжением. И еще - я бы не стал говорить о православиии, как об объединяющем факторе. Это католическая Европа была единым целым благодаря влиянию Ватикана. Православие же такой религией не стало. Самый яркий пример - Вторая мировая война. Против нас воевали православные болгары, часть украинцев. А вот буряты, казахи и прочие степняки клали свои головы за СССР.

Яд с Запада

«КП»: - Если предположить, что теория Гумилева содержит хотя бы долю истины, почему она не отражена в школьных учебниках?

Синявский: - Есть понятие политической целесообразности. У царской России была цель - воздвигнуть крест над Святой Софией в Константинополе, освободить балканских славян. Поэтому идеология панславянизма была удобней. Под нее и переписывалась история.

Аксючиц: - Был период, когда Россия действительно сделала крен от Азии к Европе. После татаро-монгольского нашествия все силы народа тратились на выживание, восстановление. А спасенная нами Европа начала бурно развиваться. И XVII веке, при царе Алексее Михайловиче, нам пришлось учиться у Запада. Но царь Петр, как это часто у нас бывает, перегнул палку. Он разрушил традиционную российскую иерархию. При нем правящий слой начинает говорить и думать на иностранных языках. Мы взяли у Европы не только все лучшее, но и все недостатки и пороки, которые для русской цивилизации оказались ядом.

«КП»: - Может, это и есть признак евразийского государства? Где элита живет по европейским законам, а остальная страна остается азиатчиной?

Аксючиц: - Носителем традиционной русской культуры оставалось простонародье. И его интересы шли вразрез с планами правящего класса. Никакой азиатчины в этом нет.

«КП»: - Но после распада Российской империи возник евразийский Советский Союз. У сегодняшней России есть шанс повторить этот путь?

Разуваев: - И в бизнесе, и в политике считается, что в день, когда ты останавливаешься, перестаешь думать об экспансии, ты начинаешь слабеть. Чингисхан говорил: «Если ты не интересуешься войной, война заинтересуется тобой». У российского народа имперское мышление. Наша страна может существовать только как империя. Иначе мы развалимся еще на 10 - 15 маленьких государств. Идеология Гумилева - это единственная база, которая позволит создать такую империю.

Синявский: - Да при чем здесь Гумилев! У нас, как всегда, особый путь. Было три критерия расширения. Первый - завоевывались территории, откуда исходила опасность: Крымское, Астраханское, Казанское ханства. Второй - присоединялись земли, где не было своей государственности, - Сибирь. А третий - как Грузия и Армения, они просились сами. Сейчас начинается очередной этап воссоединения. И только те политики, которые оседлают волну этого стихийного исторического процесса, имеют будущее.

Аксючиц: - Согласен. Русский народ сумел создать империю, в которой никого не порабощали, не превращали в колонии. Все народы России благополучно дожили до ХХ века. Сравните это с тем, что происходило в Америке или Африке, Австралии. У нас государственной политики по уничтожению аборигенов не было. Да, противоестественным путем наша империя разрушена. Теперь она восстанавливается.

Тобольск - новая столица

«КП»: - Когда разваливался СССР, многие радовались, что теперь не придется «кормить» бедные республики. Например, Молдавию, Среднюю Азию. Прошло 20 лет, и мы опять начинаем мечтать об объединении с ними.

Синявский: - Не со всеми. Я категорически против полной интеграции бывшего Союза. В новой Большой России нет места Прибалтике, Закавказью, Средней Азии, кроме Казахстана и северной Киргизии. Я бы и Украину целиком не брал. Для меня Галичина всегда останется польской провинцией.

Разуваев: - И если мы говорим о новой России, должна быть новая столица. Предлагаю Тобольск. Старинный русско-татарский город. Когда-то был центром Сибири.

«КП»: - На каких условиях возможно такое объединение? Не погибнет ли новая страна из-за проблем национализма?

Аксючиц: - Посмотрите на современную нашу бизнес- и политическую элиту. Это уже готовые евразийцы! Среди них большинство русских, но высок процент татар, башкир, выходцев из Азии. В Россию сейчас едет честолюбивая молодежь со всего бывшего СССР. Периферия Советского Союза по-прежнему воспринимает Россию как империю, а Москву и Петербург - как столицы великой страны. Разве у представителей этой современной элиты возникают конфликты на национальной почве? Они невозможны в принципе.

«КП»: - Когда стоит ожидать появления Большой Евразийской России?

Разуваев: - Уже через пару лет. Как только мир оправится от последствий финансового кризиса. У нас появится новая страна, верховным правителем которой станет Путин.

Синявский: - Наша политика закручивания гаек и вертикали власти только отпугивает соседей. Будь у нас нормальная демократическая страна, давно бы жили в Евразийском союзе. Надеюсь, точка невозврата еще не пройдена. Будет нормальная власть - сойдемся очень быстро и с Украиной, и с Беларусью, и с Казахстаном.

Аксючиц: - Я не верю в идеи евразийства. Новая империя появится только благодаря воле русского народа. Когда это произойдет, сказать сложно. Думаю, «возвращение к корням» в России начнется после 2015 года.

«КП»: - В Российской империи был лозунг - «Православие. Самодержавие. Народность». В СССР - «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Что вы бы написали на гербе Евразийской России?

Разуваев: - Мы - одна семья и должны друг за друга биться. Программа минимум - выжить. Максимум - доминировать в Евразии и в мире. По принципу «свой - чужой».

Синявский: - Дружба народов и сочетание евразийских ценностей в геополитике с европейской социально-экономической и политической жизнью. В общем: «Стать европейцами, но остаться евразийцами».

Аксючиц: - Русский народ умеет проявлять сверхусилия. Но необходимо наличие смертельной угрозы. И ее осознание элитой и культурным слоем. Когда верховная власть обращается: «Братья и сестры!», - народ мобилизуется. Мы ждем этого призыва.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Лев Гумилев - академик, историк-этнолог, cын знаменитых поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой. В 1938 году, будучи студентом Ленинградского госуниверситета, был арестован как один из руководителей молодежного крыла мифической партии прогрессистов. Получил 5 лет лагерей. Срок отбывал в Норильске. В 1944 году ушел на фронт. Участвовал во взятии Берлина. После демобилизации работал в Музее этнографии народов СССР. В 1949 году опять арестован. Очередной срок, 10 лет, отбывал в лагерях под Карагандой и в Кемеровской области. В 1956 году реабилитирован. Работал в Эрмитаже, в Ленинградском госуниверситете. Автор теории пассионарности, связывавшей эволюцию народов с климатом, геологией и географией региона их проживания. Один из самых ярых приверженцев евразийства - философского течения, согласно которому будущее России - в союзе со странами Центральной Азии.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Синдром величия

Владимир ВОРСОБИН, политобозреватель «КП»

Всегда считал, что пространные геополитические рассуждения на тему национальной идеи на Руси, а тем паче - «с кем враждовать и против кого дружить», если и приносят какую-то практическую пользу, то разве что политологам и начинающим политикам. Первые уже лет 20 таким образом незатейливо добывают хлеб, вторым надо чем-то занять свой рот.

Но за последние год-два, путешествуя по странам СНГ, я стал понимать, что размышления эти - не просто жвачка для ума, они действительно имеют силу. Слова о «славном будущем новой Российской империи» на просторах бывшего СССР имеют удивительный эффект.

Читать далее.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Бессмысленно искать наше будущее в прошлом

Дмитрий СТЕШИН, спецкор «КП»

Жить надо хотя бы настоящим, реальностью. А реальность такова, что сейчас в мире рулят технологии, танковые клинья и ковровые бомбардировки.

Причем танки должны управляться по телеметрии, а самолетам желательно быть беспилотными. Еще ценится и приносит очевидный выигрыш в нынешнем мироустройстве безжалостное и абсолютно потребительское отношение к слаборазвитым соседям. Изменить мироустройство мы не в силах, значит, надо играть по этим правилам, делая ходы на опережение. Не обороняться, а выигрывать сражения. И вряд ли в сундуке с ветхими концепциями можно найти что-то полезное для этой игры.

Будущее России - в союзе с Западом или в дружбе с Востоком?

Александр РАР, немецкий политолог:

- России необходимо двигаться на Запад, но с восточными ценностями. Россия не Запад, но и не Азия. И этот уникальный симбиоз евразийского существования вашей страны никто пока еще не разгадал.

Дмитрий БЫКОВ, поэт, писатель, публицист:

- Мне кажется, будущее России начнется тогда, когда она перестанет задавать себе этот вопрос. Тут важны не географические понятия, а совсем иные: эстетические, правовые… Восток и Запад - они ведь в России давно образовали некое единство, и выбирать между ними так же наивно, как между левой и правой ногой.

Владимир ЕЛИСТРАТОВ, культуролог, профессор МГУ:

- Одно из важнейших решений наших руководителей в последние годы - создание Таможенного союза между Россией, Беларусью и Казахстаном. Посмотрите, Европа сейчас идет по пути СССР - пытается удержать экономический союз, но он рушится, им бы «окраины» вроде Греции или Испании удержать. Надо внимательно приглядеться к Востоку.

Николай ЗЛОБИН, политолог, работающий в США:

- Россия движется зигзагообразно. Начинает смотреть на Запад, но потом разочаровывается. Поворачивается на Восток, но и там ей не нравится. Даже в течение жизни одного поколения Россия может поменять свой путь. Видимо, эта непредсказуемость и называется особым путем. А может, это и есть российский крест.

Борис СМОЛКИН, заслуженный артист России (дворецкий из «Моей прекрасной няни»):

- Мне ближе Запад. Он означает цивилизацию. Не могу сказать, что она идеальна. И не думаю, что нам нужен немецкий орднунг (порядок. - Ред.).

Но вектор развития должен быть такой. Стоит хотя бы стремиться к четкому исполнению законов.

Игорь НИКОЛАЕВ, директор департамента стратегического анализа компании «ФБК»:

- Будущее России - на Севере. То есть между Западом и Востоком. Надо взять у Запада развитость рыночных институтов, у Востока - профессионализм и ответственность при проведении экономических реформ. И добавить еще что-то свое.

A. Tereshkin, читатель сайта KP.RU:

- Наш главный стратегический партнер - Индия. Но в принципе интересна вся Юго-Восточная Азия.

Марина, слушательница радио «КП» (97,2 FM):

- Почему мы должны вечно под кого-то подстраиваться? Пусть другие страны сами ищут дружбы с Россией. А мы еще посмотрим, кого брать в союзники.

Андрей Моисеенко, КП
Оригинал публикации








Связанные темы и персоны