Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сам уже в окопе, старый ...

Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
  29.03.2023   37872    3123

Зря карлик ползал на ...

Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
  21.03.2023   40757    73

Военный преступник. ...

Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
  17.03.2023   38881    69

Молодежь в гробу видала ...

Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
  16.03.2023   38923    32

Пыня пошутил над холопами ...

Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
  14.02.2023   22573    273

Борьба дерьма с мочой ...

Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
  12.02.2023   36424    22

Ублюдочный путинизм в ...

Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
  11.02.2023   40215    33

Фильм о преступлениях ...

В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
  15.01.2023   15776    252

Утилизация холопов, ...

Путин назвал положительной динамику военной спецоперации на Украине. Президент ...
  15.01.2023   42559    8

Подох этот, подохнет и ...

Сегодня, 11 января, так и не дожив до суда, скончался Муртаза Рахимов. Ему было ...
  12.01.2023   28737    80

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Март 2023 (4)
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (5)
Декабрь 2022 (4)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)

Марш 15 сентября. Что нового?

0



Григорий Голосов - Директор «Межрегиональной электоральной сети поддержки», профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Марш 15 сентября. Что нового?


Вопреки многим недоброжелательным прогнозам, 15 сентября все же состоялось. Протестное движение не на подъеме, однако о спаде говорить преждевременно. И все же что-то изменилось. Поговорим об этом.

Рутинизация участия

Помнится, после декабрьских и февральских митингов интернет буквально распирало от благостных впечатлений: какие добрые, светлые, доброжелательные лица! Теперь уже не то. И действительно, в декабре российское общество впервые за долгие годы вырвалось из тесного и душного чулана, освещаемого лишь телевизором, в кажущийся таким реальным мир, где все зависит от тебя самого, а значит – ты важен и заслуживаешь уважения. Люди увидели себя – и сами себе понравились, вот лица-то и засветились. С этого начинаются все освободительные движения. Но если они не достигают немедленного успеха (а в данном случае рассчитывать на это не приходилось), то продолжаются на ином эмоциональном фоне.

Сущность этого сдвига вполне выразил в своем выступлении на митинге Алексей Навальный, а еще раньше – Борис Акунин в блоге. Время энтузиазма кончилось. Участие в митинге, требования которого в очередной раз проигнорирует власть, не дает памятной по декабрю-февралю эйфории. Это – рутина, как сходить на работу: пусть не хочется, но идти-то надо, потому что если не пойти, то будет хуже. Надо признать, что если такое настроение не возобладает, то перспективы движения за демократию в России – довольно блеклые. Энтузиазм не длится долго. Рутина надежнее. Но понятно, что для кого-то энтузиазм был главной ценностью в протестном движении. Такие люди из него уходят.

Ярость благородная

Как заметил американский философ Саймон Критчли, «гнев – эмоция, которая приводит в движение, в такое настроение, которое побуждает субъекта к действию. Возможно, это первая политическая эмоция». Заметьте, не тщеславие, не алчность, а гнев. Вот и Навальный на митинге говорит: «Нам не хватает личной ярости в этой борьбе». Для того чтобы просто сходить на митинг, особенного гнева не нужно, хотя и тут он может стать важным стимулом, эмоциональным дополнением к рутине. Но для того, чтобы заниматься оппозиционной политикой систематически, гнев совершенно необходим. Отсюда – впечатление, что люди на митинге стали злее, исчезает характерная для раннего этапа эмоциональная теплота. Так и должно быть.

Роль организаций

На сентябрьском митинге довольно отчетливо проявилась организационная и структурирующая роль партий и движений. Надо сказать, что она и раньше была довольно велика. Если бы за время путинской стабильности у оппозиции вообще не осталось никаких организационных ресурсов, то и в декабре ничего бы не было. Но ясно и то, что основная масса участников пришла на Болотную по зову сердца и соцсетей, а не каких-то партий или лидеров. Было даже принято рассматривать стихийность как некое достоинство, признак искренности и бескорыстия. Сейчас, когда эмоциональные стимулы к активности уже не так важны, организация становится ключевым фактором для продолжения борьбы за демократию.

Главный риск, встроенный в эту ситуацию, состоит в том, что у организаций – в отличие от большинства участников митингов – есть весьма отчетливые, важные для них идеологические идентичности, которые они готовы отстаивать вопреки общим целям движения. Иными словами, здесь есть риск раскола. К счастью, в сентябре этот риск не материализовался. Удалось сохранить единство либералов, левых и националистов, основанное на общедемократических целях. Теперь предстоит создать, наконец, координационный орган движения. Надо только позаботиться о том, чтобы сам процесс создания этого органа не спровоцировал новых расколов.

Очень важно, что в сентябрьском митинге приняли участие представители КПРФ. Теперь уже ясно, что без нее протестное движение может развиваться только в Москве, Петербурге и Екатеринбурге, то есть обречено оставаться локальным. Да, зюгановские коммунисты – крайне ненадежные партнеры, по рукам и ногам связанные лояльностью режиму. Но лучше с ними, чем без них.

Конечно, всегда были – и теперь есть – люди, для которых организационная разнородность движения служит причиной для отказа к участию. Одни, как Эдуард Лимонов, не хотят иметь ничего общего с «буржуазными политиками», другие, как Григорий Явлинский, с «красно-коричневыми». И действительно, если твоя цель – пролетарская революция, то с буржуазией надо по-ленински размежеваться, а если ты считаешь, что в демократии заинтересованы только настоящие демократы и их апробированный лидер, то объединяться вообще ни с кем не надо. Эти позиции естественным образом вытекают из стратегий, в которых протестному движению просто нет места. Интеллектуальная недобросовестность состоит в другом: говорить, что я вот пошел бы на митинг, но там же фашисты (или либерасты, или коммуняки). Это просто значит, что ты считаешь митинги бессмысленными, но прямо сказать стесняешься.

Требования

Я думаю, никто не будет спорить с тем, что отсутствие у протестного движения социальных требований оборачивалось для него чистым проигрышем.

Мы живем в стране с колоссальными социальными проблемами. Борьба за демократию ничего не стоит, если демократия не поспособствует их решению, позволив народу, наконец-то, самому выбрать подходящий способ. Игнорировать эти проблемы, стало быть, непозволительно. Надо было их обозначить. Это даже не уступка левым (хотя по некоторым вопросам уступить отнюдь не грех), а просто констатация факта.

Чаще спрашивают: а почему политические требования не изменились? Все те же освобождение политзаключенных, перевыборы и конституционная реформа. Тут ответ простой: потому что эти требования не выполнены. Одним из рудиментов раннего, преимущественно эмоционального, этапа движения за демократию является желание, чтобы митинги развлекали, постоянно подкидывали какие-то новые темы. Надо сказать, что это желание стало естественным продуктом длительной идеологической обработки, целью которой было представить политику отраслью шоу-бизнеса. Но должен разочаровать: настоящая политика – смертельно скучное дело, в ней не место веселой шутке, да и импровизации часто выходят крайне неудачными. Ты просто стоишь на своем и повторяешь (тупо повторяешь, сказали бы завсегдатаи интернета) одно и то же. Либо добиваешься своего, либо уходишь. Уходить не время.

Лидеры

Именно поэтому в политике не работает модель «жонглеры надоели? выпускай акробатов!». Нельзя всерьез относиться к рассуждениям на тему об одних и тех же, всем надоевших, лидерах. Путин им, видите ли, за 12 лет не надоел, а вот Навальный с Удальцовым за год надоели. Это, конечно, прекрасно, что писатели не забывают о протестном движении, по-прежнему приходят на митинги и говорят красноречиво. Но для реального руководства движением нужны профессиональные политики, и чем стабильнее состав лидеров, тем лучше.

Сергей Наумкин, ЖЖ san-ufa
Оригинал публикации








Связанные темы и персоны