Рейтинг публикаций пользователей
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
О предстоящем юбилее в ...

О предстоящем юбилее в республике, национальной идее и многом другом ProUfu.ru ...
  9.12.2016   1057   72

Гафур Гилязов: К ...

Международные договоры, под которыми стоят подписи и руководителей России, ...
  9.12.2016   517   38

Спорный участок без ...

Вокруг проекта перспективной застройки территории парка имени Гафури в Уфе ...
  9.12.2016   891   33

Госдума отказывается ...

Госдума не желает запрещать чиновникам РФ иметь недвижимость за границей, речь ...
  9.12.2016   494   21

Cбербанк CIB: Рынок не ...

Почти все валютные доходы от приватизации Роснефти покинут Россию в самое ...
  9.12.2016   680   16

Сечин получил ...

Кремль объявил о завершении самой крупной сделки этого года — продаже 19,5% ...
  9.12.2016   550   16

Скованные одной цепью? ...

Информации об Александре Филиппове сейчас столько, что можно снимать фильмы и ...
  8.12.2016   1601   18

Качкаев все о народе ...

Сегодня одним из вопросов повестки дня Государственной думы РФ станет ...
  8.12.2016   1164   35

ТИК отказался запустить ...

Территориальная избирательная комиссия Дуванского района Башкирии отказалась ...
  8.12.2016   464   5

Бабич: Работе прежнего ...

Полпред президента России в ПФО на встрече с главными редакторами СМИ рассказал ...
  8.12.2016   642   15

Темы и персоны
Архив публикаций
Декабрь 2016 (52)
Ноябрь 2016 (164)
Октябрь 2016 (183)
Сентябрь 2016 (173)
Август 2016 (153)
Июль 2016 (156)
Читаемое за неделю
Читаемое за месяц

Суверенитет и «татарский» вопрос в Башкортостане

0


22 года назад была подписана историческая Декларация о суверенитете Республики Башкортостан. Это повлекло в будущем большие изменения в политическом, экономическом и, что самое главное, национальном плане.

Суверенитет и «татарский» вопрос в Башкортостане


Позиция башкирской национальной интеллигенции (которая считает себя главным автором проекта суверенитета республики), долгие годы кормившая простых обывателей идеей о необходимости национального единства между властной элитой национальных республик и остальным населением, ради сохранения завоеваний суверенитета, на сегодняшний день как мы все видим, потерпела полный крах. Властная элита так и не стала по-настоящему защитницей суверенитета республики.

Суверенитет во многом оказался фактически «пустышкой», «фикцией», за которым ничего не стоит, кроме обогащения представителей этой самой властной элиты, которые ради сохранения своих богатств фактически предали интересы всего населения республики. Партийная номенклатура в большинстве своем так и не была вычищена, и, как итог, в новых условиях переродилась в коррумпированную закрытую касту, которая в отличии от того же КПСС уже не имела никакой горизонтальной связи с основной массой населения. Поэтому сегодня можно с уверенностью говорить о крахе проекта под названием «Суверенитет Республики Башкортостан».

Конечно, в этой связи не стоит говорить о том, что идея о суверенитете, поднятая на волне перестройки в конце 1980-х годов была изначально ложной и потому представляла собой лишь желание небольшой кучки националистов растащить страну на куски, как хотели бы это представить многие. Но неправильной оказалась сама концепция дальнейшего построения этого суверенитета.

Как мы знаем, изначально главной декларируемой целью изменения статуса БАССР с автономного на союзный, было стремление оставить в регионе как можно больше финансовых средств, ежегодно отправляемых в общий бюджет СССР с тем чтобы экономический потенциал республики работал на ее собственное развитие. Это положение, несомненно поддерживали все слои населения республики, и, что немаловажно представители всех национальностей. Однако серьезным фактором в движении за суверенитет стали и внутриреспубликанские межнациональные проблемы, которые резко обострились к концу 1980-х годов. В это время на политическом пространстве республики резко усиливается этническая мобилизация татарского и вслед за ним башкирского этноса. Ущемление национальных прав татар, принявшее широкий размах во времена М. Шакирова, стало главным фактором ускорения этнической мобилизации татар Башкортостана, первые национальные объединения которых появились в Уфе уже в 1988 г. (городской клуб любителей татарской литературы и культуры им Г. Тукая).

Это же послужило первопричиной падения всесильного руководителя Башкирского обкома КПСС М. Шакирова, который был подвергнут критике Е. Лихачевым за проводимую в республике национальную политику. Усиление национального самосознания татар привело к созданию первого в республике национального объединения общественно-политического характера – Татарского общественного центра (ТОЦ), учредительная конференция которой прошла 14 января 1988 г. Начиная с самого момента возникновения татарских общественных объединений и вплоть до сегодняшнего дня их основные требования по удовлетворению национально-культурных потребностей татарского населения региона остаются неизменными и сводятся в первую очередь к возвращению татарскому языку статуса государственного, которым он фактически обладал вплоть до конституционной реформы 1978 г.

В противовес татарскому национальному движению в Башкирии, при поддержке партийных органов был создан Башкирский национальный центр «Урал» (БНЦ «Урал»). Его интересы в обкоме лоббировал А. М. Дильмухаметов, в то время секретарь по идеологии. Уже потом, в 2000-х г., он, осознав свои ошибки и поняв губительность проводимой Рахимовым национальной политики, встал на сторону оппозиции, став чужим для башкирской этнократии. Уже после официального запрета деятельности КПСС в 1991 г, в условиях все большего усиления влияния председателя Верховного Совета М. Г. Рахимова, происходит полная сцепка башкирского национального движения с правящей республиканской элитой (последним «сдался» СБМ, полностью перешедший под контроль Рахимова после разгона его палаточного лагеря в 1992 г.). С этого момента башкирские национальные объединения перестали быть самостоятельными, превратившись в «дочерние структуры» правящей элиты, которые она использовала в кризисные моменты.

Нежелание учитывать интересы второго по численности народа республики и в дальнейшем откровенные попытки «башкиризировать» его, сделали татарское национально движение Башкирии главными критиками проводившейся в республике национальной политики. Это повлекло за собой потерю «легитимности» власти М. Г. Рахимова в глазах более чем 1,3 млн. татар Башкирии. Ярким доказательством этому служит тот факт, что на последних президентских выборах в 2003 г., несмотря на чудовищные масштабы использования административного ресурса, самые низкие показатели кандидатура М. Г. Рахимова получила именно в западных «татарских районах республики.

И сегодня, когда башкирская интеллигенция, находясь в глубоком кризисе, пожинает «плоды» своей политики, сама себя загнав в «пятый угол».

Корни этого кризиса уходят в прошлое, когда, как уже отмечено выше, башкирское национальное движение, полностью слившись с правящей элитой, безоговорочно поддерживала все ее решения и действия, совершенно не учитывая того, что эти действия ни в долгосрочной, ни даже в среднесрочной перспективе не идут в русле подлинных интересов башкирского этноса. В дальнейшем, в условиях смычки властной структуры и башкирских национальных объединений (когда их интересы лоббировались на любом государственном уровне), «тепличные условия», созданные для ВКБ и др. объединений, разрушили способность башкирского национального движения к последовательному отстаиванию своих интересов, находясь в равных условиях с остальными национальными объединениями республики.

Насильно сделать из татар Западного Башкирии башкир так и не получилось, да и глупо было на это рассчитывать, учитывая, что даже царское правительство за почти 300 лет политики насильственной христианизации и русификации так и не смогло уничтожить национальное самосознание татарского народа. Осчастливить башкирский народ, сделав из его далеко не самого благопристойного представителя - богатого австрийского гражданина, также не получилось. Шантажировать федеральный центр угрожающими речами о недопустимости прихода «варяга» на президентский престол, также не вышло, т.к. не было на территории республики ни одного человека, кто был бы готов на деле поддержать прежнее руководство, осуществив на практике эти угрозы.

В итоге практически у населения республики сложилось четкое представление о суверенитете как о о чем-то враждебном его (простого народа) интересам. Таким образом, башкирские национальные объединения всячески поддерживая прежний режим, по сути явились главными «могильщиками» суверенитета, за который они на словах всячески радели.

Главная причина неудачи национальной политики, проводившейся в республике (вплоть до сегодняшнего дня) явился сам неправильный выбор концепции построения суверенитета для Башкортостана. Республиканские власти и их главный рупор в лице идеологов башкирского национального движения задумали строить унитарную автономию в полиэтничной по своей этнической структуре республике. Невозможно было заниматься нациестроительством башкирского этноса, игнорируя национальные интересы других народов республики, в первую очередь, наиболее крупных из них. Т. е. башкирская элита пыталась построить государство для башкир, притом, что само башкирское население в этнической структуре республики составляет менее ¼ населения. А если учесть что башкироязычное население (собственно сами башкиры), без татароязычных башкир (в этнокультурном плане тяготеющих к татарам), составляет и того меньше 16-17 %, то картина получается вполне ясной.

Поэтому, для сохранения каких-то остатков суверенитета и, возможно, ради успешной ресуверенизациии в ближайшей перспективе (этот вопрос находится в прямой зависимости от общей политической ситуации в стране), есть острая необходимость не только в отказе от такой политики (это уже произошло вопреки желанию башкирской этнократии), но в и в смене самой модели башкирского национализма. Пока что сама башкирская интеллигенции находится в глубоком идеологическом кризисе, совершенно не зная, как в дальнейшем реагировать на этот изменения, и она не в состоянии выработать новой стратегии развития башкирского этноса. Яркой иллюстрацией к этой картине служит откровенно лицемерная позиция некоторых башкирских деятелей, которые сегодня превозносят чуть ли не до небес А. А. Дильмухаметова, пытаясь сделать из этого известного политика нового лидера башкирского народа. Те люди, которые еще несколько лет назад, при «Бабае» (Рахимове) поносили его на чем свет стоит, обвиняя то в экстремизме, то в «сговоре с татарами» (кивая на его участие в Координационном совете оппозиции, где балом правили татарские национальные объединения), предательстве интересов башкирского народа и т.д., сегодня пытаются сотворить из него нового мессию.

Когда судили Дильмухаметова, вспоминается, что даже сами башкирские националисты (за исключением единичных попыток «Кук буре») не вышли на его защиту, предпочитая отмалчиваться на сей счет. Когда же, что называется, «приперло», то такая позиция чудесным образом переменилась прямо на противоположную.

А между тем, решение данной проблемы, как всегда, лежит на поверхности. Как отмечено выше необходим слом главной идеологеммы башкирского национального движения о существовании в республике только одного коренного этноса, т.е. башкирского, и во многом вытекающей из этого позиции – изначально башкирском этническом происхождении татароязычного населения западного Башкортостана. Как мы знаем эта идеологема де-факто узаконила политику «башкиризации» татарского населения Башкортостана, в конечном счете вбив серьезный клин в татаро-башкирские отношения.

Наконец смена этой парадигмы позволит, наконец, положительно решить «татарский» вопрос Башкортостана, удовлетворив многолетние чаяния татар республики о государственном статусе для своего языка. Здесь необходимо пояснить, что государственный статус не означает автоматической обязательности изучения этого языка всем населением республики, он лишь дает определенные, подкрепленные государством гарантии для его нормального развития и функционирования ( что в наших условиях вполне достаточно).

Учитывая сказанное отпадет главная мифологема радикально настроенной башкирской интеллигенции - о том, что сам факт государственного статуса татарского языка, якобы, угрожает существованию башкирской нации в целом. Это было-бы возможно лишь в том случае, если бы, к примеру, уровень развития башкирского этноса стоял на одной линии с уровнем развития малых народов Сибири, но это совершенно не так. Татарский народ и её национальная интеллигенция, указывая на ошибочность позиции башкирских националистов, в прошлом не раз предлагали выработать приемлемую модель межнациональных отношений, которая бы удовлетворила обе стороны, но вместо этого слышала только огульную неконструктивную критику, фактически ничего не предлагающую взамен и основанную на старых идеологических, ничем не обоснованных штампах.

Но татарский народ долго не будет держать обиду, он всегда готов к дружбе и сотрудничеству (непременно основанную только на взаимоуважении) во имя общего блага. Поэтому, теперь дело лишь за башкирской интеллигенцией: готова ли она стать более дальновидной и учитывающей реальные интересы башкирского народа или же нет. Без решения «татарского» вопроса, будущее башкирского этноса, как и будущее самой республики - как территориальной автономии башкирского народа (особенно в следствии принятия новой концепции национальной политики в РФ), видится все более призрачной.

Ильнар Гарифуллин, СТМ «Азатлык», г. Казань




Связанные темы и персоны


Другие публикации по теме


  • Изображение
  • Гость
  • 1 | 22.10.2012, 09:00 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Ильнар открой глаза нет у башкирского и татарского этноса будущего.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 2 | 22.10.2012, 09:02 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
"Разделяй и власвуй" через продажных К.Я.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 3 | 22.10.2012, 09:28 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Или оставить один государственный язык - русский, или сделать ВСЕ языки государственными и успокоиться уже.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 4 | 22.10.2012, 09:30 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
# 3 | 22.10.2012, 09:28 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Или оставить один государственный язык - русский, или сделать ВСЕ языки государственными и успокоиться уже.

***

Или остваить только один народ русский.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 5 | 22.10.2012, 09:35 | Автор: Сидор
    Публикации: 48 | Комментарии: 4253 | Рейтинг: +871,3
# 3 | 22.10.2012, 09:28 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Или оставить один государственный язык - русский, или сделать ВСЕ языки государственными и успокоиться уже.
----------------------------------

Строили Вавилонскую башню. Потом каждый решил что ЕГО язык - государственный. Результат известен.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 6 | 22.10.2012, 09:54 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
Чего вы их уговариваете? У башкиро-татарских НАЦИ есть такой КОЗЫРЬ, они в честь Курбан-байрама пишут письмо(фАрман) к Аллаху и ТРЕБУЮТ, чтобы он выработал "приемлемую модель межнациональных отношений, которая бы удовлетворила обе(татар и башкир) стороны, ..... и была основана на старых идеологических, ничем не обоснованных штампах"! Интересно, что им Аллах ответит?



0

  • Изображение
  • Участник
  • 7 | 22.10.2012, 09:59 | Автор: lolik
    Публикации: 2 | Комментарии: 981 | Рейтинг: +344,5
Я что-то опять не врубаюсь...
О каком государственном статусе татарского языка идет речь?!
На сколько я понимаю, для того чтобы татарский язык стал государственным, должно существовать ГОСУДАРСТВО?!
Государство у нас одно - Россия, государственный язык-русский. Однако ни конституция, ни законодательство не только не запрещает народам проживающим в России говорить и изучать родной язык, а наоборот всячески поощряет это!
В чем вопрос-то?!



0

  • Изображение
  • Гость
  • 8 | 22.10.2012, 10:10 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Попытки башкиризации татар на фоне культивирования протестной идеологии против тех же татар, это нечто не поддающееся здравому осмыслению.
Да, к слову надо вспомнить и про третий закон Ньютона, который в межнациональных отношениях срабатывает очень не классически, но обязательно срабатывает и бывает очень динамично. Надеюсь всё же что этого не произойдёт.
Ирек Таттарыч.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 9 | 22.10.2012, 10:12 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Шестой, а Вы наци какой окраски?



0

  • Изображение
  • Гость
  • 10 | 22.10.2012, 10:14 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
# 7 | 22.10.2012, 09:59 | Автор: lolik | На сайте
Публикации: 1 | Комментарии: 594 | Рейтинг: +234
Я что-то опять не врубаюсь...
О каком государственном статусе татарского языка идет речь?!
На сколько я понимаю, для того чтобы татарский язык стал государственным, должно существовать ГОСУДАРСТВО?!
Государство у нас одно - Россия, государственный язык-русский. Однако ни конституция, ни законодательство не только не запрещает народам проживающим в России говорить и изучать родной язык, а наоборот всячески поощряет это!
В чем вопрос-то?!

***

Вот парадокс государство Россия, а живут в нем не только русские )))



0

  • Изображение
  • Участник
  • 11 | 22.10.2012, 10:14 | Автор: Сельчанин
    Публикации: 70 | Комментарии: 5332 | Рейтинг: -1066,8
5 | 22.10.2012, 09:35 | Автор: Сидор | На сайте
Публикации: 18 | Комментарии: 3087 | Рейтинг: +928
# 3 | 22.10.2012, 09:28 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Или оставить один государственный язык - русский, или сделать ВСЕ языки государственными и успокоиться уже.
----------------------------------

Строили Вавилонскую башню. Потом каждый решил что ЕГО язык - государственный. Результат известен.


Татарский и башкирский близкие языки. Просто кому то выгодно стравливать народы. Видать дивиденды хороши.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 12 | 22.10.2012, 10:15 | Автор: юнг
    Публикации: 234 | Комментарии: 27238 | Рейтинг: +5306,7
Проблема абсолютно надуманная. Ибо-когда заходит вопрос о национальных проблемах необходимо определиться с этой самой национальностью. А как? а ЕСЛИ ДРОБИ? ПО ЗАПАХУ ИЛИ ПО ФАКТУ обрезания? Вот у Хамитова жена русская, скажите--а кто его дочки, если он сам то ли татарин, то ли башкир? А если ваша бабушка на сенокосе повстречала геологов или археологов? И ничего не сказала об этом дедушке? Надоело слушать эту трепотню о предмете. который невозможно определить и верифицировать. Ну сколько можно мусолить!!!!!!!!!!!!!!!!!?????????????



0

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 13 | 22.10.2012, 10:29 | Автор: коп
    Публикации: 0 | Комментарии: 3749 | Рейтинг: +944,3
Довольно разумные вещи высказывает автор.
Только бред о государственности языков надо отсечь.
Должен быть один государственный язык-русский и официальные языки-башкирский и татарский. Так, как оно и есть, де-факто.
Во все госучреждения можно обращаться на официальных либо государственном языках.
А разговоры о государственности языков каких либо наций неизбежно ведут к разжиганию сепаратизма.



0

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 14 | 22.10.2012, 10:34 | Автор: коп
    Публикации: 0 | Комментарии: 3749 | Рейтинг: +944,3
# 12 | 22.10.2012, 10:15 | Автор: юнг | На сайте
Публикации: 0 | Комментарии: 2743 | Рейтинг: +483,9
Проблема абсолютно надуманная. Ибо-когда заходит вопрос о национальных проблемах необходимо определиться с этой самой национальностью. А как? а ЕСЛИ ДРОБИ? ПО ЗАПАХУ ИЛИ ПО ФАКТУ обрезания? Вот у Хамитова жена русская, скажите--а кто его дочки, если он сам то ли татарин, то ли башкир? А если ваша бабушка на сенокосе повстречала геологов или археологов? И ничего не сказала об этом дедушке? Надоело слушать эту трепотню о предмете. который невозможно определить и верифицировать. Ну сколько можно мусолить!!!!!!!!!!!!!!!!!?????????????
------------------------
Этот вопрос давно решен.
Это-самоидентификация. Например-
Сколько бы ни верещали закомплексованные нацисты о национальной принадлежности Пушкина, он ясно писал:"Я просто русский мещанин!"
Достоевский, несмотря на дальние польские корни, писал:"Будучи русским человеком..."
И т.д. ......



0

  • Изображение
  • Гость
  • 15 | 22.10.2012, 10:36 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Коп,не зря тебя головкой называют. Ирек Таттарыч.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 16 | 22.10.2012, 10:38 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
# 9 | 22.10.2012, 10:12 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Шестой, а Вы наци какой окраски?

***
Это агент, долары отрабатывает как професионнальная прос..ка



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 17 | 22.10.2012, 10:40 | Автор: юнг
    Публикации: 234 | Комментарии: 27238 | Рейтинг: +5306,7
сАМОИДЕНТИФИКАЦИЯ--А КАК ЕЁ ПРОВЕРИТЬ И ПОЩЩУПАТЬ? То есть, утром я татарин, а вечером еврей? А как тогда рассчитывать количество мечетей и синагог? В общем--Ваша самоидентификация--полная херн ня. Если уж самоидентифицироваться- то раз и навсегда--сделать на лбу татуировку- я башкир, или я чукча. Вот тогда хотя бы можно будет подсчитать, хоя и приблизительно!.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 18 | 22.10.2012, 10:40 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Юнг по моему Вы очень часто бабушек других вспоминаете, с Вашей може что было?
Вместе с тем, Юнг чистокровными бывают только телята на ферме, причём только селекционные, да и то только условно.
У меня все известные мне мои предки татары, но и то я не считаю себя чистокровным, я просто сын своего отца татара.

И ещё, может быть Вы и правы, проблема например в Латвии с русским языком совершенно надуманная. Или в той же Украине.

Ирек Таттарыч.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 19 | 22.10.2012, 10:44 | Автор: юнг
    Публикации: 234 | Комментарии: 27238 | Рейтинг: +5306,7
Вот именно! Поэтому никто и никогда не сможет ТОЧНО РАЗДЕЛИТЬ И СКАЗАТЬ--сколько у нас башкир, сколько мордвы, сколько татар. И кончать надо эту проблему. Надоело. Трындеть могут только оголтелые националисты, причем , совершенно бездоказательно.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 20 | 22.10.2012, 10:44 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Татарский и башкирский близкие языки. Просто кому то выгодно стравливать народы. Видать дивиденды хороши.
Видать хороши, раз два народа стравливаются и стравливаются!
То ли дело, юнга, креативит и креативит, про РУССКУЮ ЖЕНУ Хамитова по имени Гульшат и про его ДОЧЕК, из которых один СЫН. До сих пор верифицировать коренной башкирских наци бред не может!
Вот такие сотрудники у альернативной башкирской контразведки фонда уКрал!



1