Календарь новостей
«    Апрель 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Народ такой. Кого им ...

В конце марта в региональном отделении “Единой России” отобрали четверых ...
  19.04.2019   22772    21

Старая байка про «два ...

Первый президент РТ прислал видеопоздравление к церемонии открытия Дней ...
  19.04.2019   29218    44

Не было альтернативы, и ...

Как сообщила «Эху» сама Саитова, она направила предложения о выдвижении ее ...
  19.04.2019   31081    26

Бесполезный совет с ...

Президентский Совет по права человека направил руководству Башкирии и в ...
  19.04.2019   20050    7

В Уфе открыли памятник ...

На открытие памятника пришли главы двух республик, Башкортостана и Татарстана. ...
  19.04.2019   16521    41

Статист-коммунист ...

КПРФ на выборах главы Башкортостана выдвигает Юнира Кутлугужина. ...
  18.04.2019   33728    48

У Хабирова высокий ...

ВЦИОМ оценил готовность избирателей проголосовать за врио губернаторов регионов. ...
  18.04.2019   37192    112

Хабиров: «Я вас не ...

Врио главы Башкирии Радий Хабиров раскритиковал глав муниципалитетов за ...
  17.04.2019   39569    43

Ради квартиры - готов и ...

В прошлом году легенда башкирского театра, трижды народный артист – России, ...
  17.04.2019   21229    155

Это вам не Тарасенко ...

Земфира Латыпова, возглавлявшая с сентября прошлого года Верховный суд Башкирии ...
  17.04.2019   40546    9

Читаемое за месяц


Междусобойчик с националистическим колоритом: В Уфе отпраздновали столетие Башкортостана

1


В Уфе в четверг, 23 ноября состоялись торжества по случаю 100-летия республики, организатором выступил «Конгресс башкирского народа». Начался праздник с заседания, на котором историки и общественники поделились своим видением дальнейшего развития региона, подчеркивая при этом, что родилась Башкирия все-таки в 1917 году.

Междусобойчик с националистическим колоритом: В Уфе отпраздновали столетие Башкортостана


- В 1917 году были заложены основы автономной республики, - сказал Марат Кульшарипов – доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Башкортостан. - В декабре был учредительный съезд, который утвердил автономию, а также правительство, парламент этой республики, которая функционировала в годы Гражданской войны, когда башкирские войска находились в лагере «белых».

Политическим ядром башкирских автономистов, по словам историка, стали Ахмет-Заки Валидов, Аллаберды Ягафаров и Сагит Мрясов. Территория молодого государства в то время состояла из кантонов, сначала было девять кантонов, чуть позже их стало тринадцать.

- Были кантонные начальники, кантонная милиция и при кантонах имелись добровольческие отряды для защиты населения от «красных», - объяснил Марат Кульшарипов. - Когда башкиры решили перейти на сторону Советов, они вызвали руководителей страны и доказали, что республика существовала, поэтому соглашение должно подписать правительство. (Соглашение между Центральной советской властью и башкирским правительством о создании Башкирской автономной Советской республики, подписанное в марте 1919 года – прим. ред.) В мае 1920 года права республики были ущемлены, войска были расформированы, а у Заки Валиди был принцип, что без собственных войск никакой автономии не будет, самостоятельность уходит. Поэтому в знак протеста они покинули свои посты. Валиди оказался в Средней Азии, там был басмаческое движение.



Общественный деятель Айрат Дильмухаметов считает, что всего существует три республики. Первая республика Башкортостан была основана как раз в 1917 году.

- И сегодня надо отдать дань уважения отцам башкирской государственности первой республики – поколению «валидовцев», - отметил общественник. - Вспоминаю рождение третьей республики, в 1990 году и мое поколение сыграло значительную роль в ее становлении. Но наша проблема состояла в том, что мы, не избавившись от советских химер, не взвалив на себя груз политической, государственной ответственности, позволили узурпировать итоги той бескровной, башкирской народной революции 1990 года в тот итог, который мы сейчас имеем.

Дильмухаметов настаивает на том, что сегодня нужно быть сторонником демократической, правовой, федеративной России и нужно стремиться к этому.

- Вернуть себе политическую власть в собственной республике башкирское политическое движение может только на основе демократических принципов, других возможностей у нас нет, - уверен общественник. – Если сравнивать башкирский народ с биологическим организмом, мы в очень тяжелом положении, наша биологическая сила подорвана. И вернуть эту жизненную энергию мы можем, только взяв власть методами политического, государственного регулирования. Тот же язык, кадры, образование, здравоохранение, положение дел на селе. Перед новой, четвертой республикой стоит важная задача – мы, как государство образующее нацию, разумеется, мы в этой сфере ограничены принципом целостности и нерушимости границ, должны закрепить во всех нормах это наше священное право на самоопределение.



- Россия должна быть федеративной республикой, - согласен с Дильмухаметовым Марат Кульшарипов. - Не надо бороться с правом народа на самоопределение, потому что Россия – многонациональная страна и надо понимать, что за всеми народами, которые узко проживают, у них есть формы государственности и их надо сохранять.

Тележурналист и историк Салават Хамидуллин в отличие от либерала Дильмухаметова – приверженец империи, Евразийской империи.

- Будущее нашего государства я вижу только в этом, - сказал Хамидуллин. – Если смотреть на Россию, она развивается, в общем-то, как пульсирующая система. В какие-то моменты она цементируется, сжимается, потом происходят какие-то катаклизмы, и происходит разбалансировка, ослабление. И я уверен, что эпоха регионализма, может быть она была такая сумбурная в 90-е, нулевые годы. Сейчас вертикаль, может быть это оправдано, потому что идет давление от той же Америки, но сейчас мы походим к тому момента, когда все равно, надо что-то менять, потому что регионам при такой распределительной системе не так-то хорошо живется. Поэтому эпоха регионализма она все равно наступит.



После официальной части мероприятия на празднике состоялся концерт народной музыки. Кстати, региональные власти от прошедшего торжества решили дистанцироваться. Чиновники планируют отмечать вековой юбилей Башкортостана в 2019 году.

- Поскольку республика самоустранилась, а обычно такие мероприятия проводились на республиканском уровне, получается, что эту функцию государственную взяла на себя общественная организация, - резюмировал Салават Хамидуллин.

ПроУфу
Оригинал публикации








Связанные темы и персоны

  • Изображение
  • Участник
1 | 24.11.2017, 09:30 | Автор: Егерь
Публикации: 3782 | Комментарии: 6611 | Рейтинг: +2770,4
22 ноября

Напомню, первая информация о выбросе это довольно редкого радионуклида появилась в октябре. Тогда немецкое Федеральное ведомство по радиационной защите (BfS) опубликовало данные о фиксации рутения-106 в воздухе сразу нескольких городов Европы.

И сразу был назван район, откуда он мог «залететь» в Европу, –
В результате моделирования, по заключению французских ученых, объем выброса рутения должен быть от 100 до 300 ТБк. Это очень большая цифра. Если перевести в более привычные Кu, то объем загрязнения вирируется от 2 700 до 8 100 Кu в месте выброса. Для сравнения, по официальным данным, в результате аварии на ПО «Маяк» в 1957 году было выброшено всего 20 млн Кu. А если посмотреть на разрешенные выбросы у того же ПО «Маяк», то это примерно в 10 000 раз больше чем разрешатся выбрасывать предприятию за весь год по данному радионуклиду.
=======================================================
голословное утверждение "французских ученых".
Потому что радиация не может перепрыгивать с места на место - если распространяется,то распространяется с равномерным убыванием от центрального очага к периферии.
Прошел уже месяц, ветра менялись во всевозможные направления,рутений должен был распространится по всему земному шару с утуханием интенсивности.
А нам старательно втирают - якобы выскочила радиация из Челябов, прыгнула во Францию.... там и застряла!
какая чушь.
Скорее всего в подконтрольном США Евросоюзе сами себе распылили изотоп,которого кстати в природе не существует,а получают как побочный продукт при синтезе трансурановых элементов.



0

  • Изображение
  • Участник
20 | 24.11.2017, 11:33 | Автор: Егерь
Публикации: 3782 | Комментарии: 6611 | Рейтинг: +2770,4
Далее.

Сейчас начнут потихоньку появляться все новые данные. Правда может оказаться значительно страшней, чем я описал. Россия уже сейчас (спустя 2 месяца) признала, что в очаге превышение допустимой нормы рутения-106 в 1000 раз !!!! Деваться некуда. Эту цифру сразу без раздумий и анализа можно умножить в 10 раз.
===================================================
какая ложь!
Геббельс нервно курит в сторонке!
не в "1000 раз превышение допустимой нормы" а 1000 раз превышение природного фона.
а какой может быть природный фон у рутения106 ,которого в природе не существует,а получают искусственно?



0

  • Изображение
  • Участник
  • 243 | 25.11.2017, 22:28 | Автор: Ирек
    Публикации: 98 | Комментарии: 7359 | Рейтинг: -506,1
320 ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН

Тептярско-татарские деревни

Территория района является регионом, который с середины XVII в. активно колонизуется и осваивается удмуртскими, татарскими, марийскими и позднее рус-
102 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 641 (1850 г.).

скими крестьянами. Этому процессу способствовало весьма удобное географическое положение района, имеющего много больших и малых рек, таких как Кама и ее приток Буй с впадающими в последнюю pp. Амзя, Калмаш, Бадряш, Орья, Янаулка, Бизь, Ямъяды, Вояда, Ошья, Варяш, Урада и др. — притоки Гарейки и Таныпа.
А теперь проследим раннюю историю и развитие поселений ясачных татар, перешедших в сословие тептя-рей. Тексты договоров башкир, данных ими припущен-никам из татар, еще не выявлены, но известно время их оседания на вотчине Уранской волости. Подавляющее большинство тептярей обосновалось на вотчинной земле Уранской волости.

Раньше других населенных пунктов татар при р. Орья возникла д. Байгузино. Ясачные татары обосновались здесь «по допуску башкир-вотчинников Уранской волости и по записи из Уфимской провинциальной канцелярии со вводной грамоты 7 февраля 7161 (1653) г.»103. Затем по грамоте из Уфимской провинциальной канцелярии 7197 (1689) г. было принято еще несколько семей татар104.
Припуск крестьян продолжался и в последующее время. В 1834 г. тептярь д. Байгузино Ярмухамет Кутлуя-ров писал: «башкирцы Уранской волости с давних времен допустили меня с доверителями на вечное и потомственное владение пользоваться по урочищам жалованной им землей и она утверждена за нами в 1820 г. во время Генерального межевания». Его «с товарищами припустили по договорной записе от 26 февраля 1776 г.»'05. В 1834 г. уранцы приняли в эту деревню еще 30 семей тептярей из татар и удельных.крестьян из дд. Малый Камаш и Кулево Сарапульского уезда Вятской губернии106.
В 1855—1863 гг. д. Байгузино стала штаб-квартирой (центром) 13-го башкирского кантона.
В 1748 г. в д. Байгузино зафиксировано ясачных татар 86 душ м.п.'07 48 ясачных татар участвовало в восстании Е. И. Пугачева. В конце XVIII в. ясачные татары перешли в тептярское сословие. Все тептяри, осевшие на башкирских вотчинных землях, были подразделены на 99 команд во главе с тептярскими старшинами. Тептярские деревни в Уранской волости вошли в 14-ю и 15-ю команды. В 1795 г. в интересующей нас деревне, относящейся к 15-й команде, было взято на учет 183 мужчины и 204 женщины108. По итогам VII ревизии в 93 дворах проживали «из татар тептяри» в количестве 553 человек109. 763 человека было в 1834 г."° В 3 дворах 20 башкир-вотчинников и в 208 домах 1147 тептярей-припущенни-ков показала X ревизия 1859 г."1 В 345 дворах проживали 1303 тептяря, 22 башкира, 7 русских в 1870 г. Советская перепись 1920 г. 1060 жителей считает башкирами и тептярями (386 дворов). По предыдущим сведениям,
103 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 135.
104 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 243.
105 Там же. Ф. 1. Оп. 1.Д. 1315. Л. 1, 11.
106 Там же.
107 РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3791. Л. 390.
108 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 30. Л. 27.
109 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 243.
110 Там же. Д. 4619. Л. 216.
111 Там же. Д. 15158. В дальнейшем по другим тептярским
деревням см. источники в сносках 107—111.

333

Таблица 174
подавляющее большинство жителей составляли тептяри из татар. И в 1920 г. должно быть показано то же самое, что и раньше, т.е. там жили прежде всего тептяри и затем башкиры.
О хозяйственной деятельности тептярей мало сведений. Имеется лишь упоминание о том, что жители деревни имели 2 мельницы. В 1842 г. 763 тептяря владели 401 лошадью, 317 коровами, 204 овцами и 341 козой. Пчеловоды имели 60 ульев.
При 2 мечетях действовали 2 школы.

Название д. Ахтиял упоминается в прошении башкир Уранской волости от 1688 г. как поселение, возникшее до первого башкирского восстания 1661—1664 гг."2 Однако точная дата ее основания в опубликованных источниках отсутствует. В упомянутом прошении башкир есть сведения и о д . Байгузино. Исходя из даты основания Байгузи-но, утвердительно можно сказать о возникновении Ахтиял а в середине XVII в.
Название деревни, по-видимому, происходит от гидронима.
В 1721 г. наряду с дд. Каипкай и Янбарис Уранской волости, где жили беглые татары из Казанского уезда, упоминается и Ахтиял. Здесь в 6 дворах проживали братья. Имя одного известно. Это — Сулейман"3.
В башкирской д. Исемметово VII ревизия зафиксировала часть ее как Ахтиял, где взято на учет «из татар тептярей 54 души м.п.», вотчинников-уранцев насчитывалось 38 душ м.п. В самом деле, по данным 1920 г. обе деревни находились в 6 верстах от центра Янаульской волости. Это означало, что оба поселения дополняли друг друга, находясь рядом или одно составляло часть другого. Говоря о развитии деревни, отметим, что в 1748 г. II ревизией учтено 19 душ м.п. из ясачных татар. В 1795 г. показали тептярей — 40 мужчин и 27 женщин. Через 64 года по X ревизии здесь проживали 135 человек. 188 человек и 34 двора имелось в 1870 г., когда были указаны и другие названия деревни — Исенбаево, Исемметово. Перепись 1920 г. зафиксировала 535 тептярей и их 108 дворов.
В 1842 г. на 25 дворов и 135 человек (итоги VIII ревизии 1834 г.) приходилось земли под усадьбой — 6, под пашней — 175, под лесом — 20 десятин, а также лошадей — 55, коров — 58, овец — 117, коз — 25. Пчеловоды имели 20 ульев. В деревне были мечеть и мельница.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 244 | 25.11.2017, 22:29 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Очень полезную статью вывесил УЖ. Теперь еще кто то узнал, что Башкирская республика была создана башкирами в 1917 году, в ноябре, а не большевиками в 1919.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 245 | 25.11.2017, 22:32 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
В 1834 г. тептярь д. Байгузино Ярмухамет Кутлуя-ров писал: «башкирцы Уранской волости с давних времен допустили меня с доверителями на вечное и потомственное владение пользоваться по урочищам жалованной им землей и она утверждена за нами в 1820 г. во время Генерального межевания».
----------------------
Хлебосольный и гостеприимный народ башкиры. Широкой души люди.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 246 | 25.11.2017, 22:32 | Автор: Ирек
    Публикации: 98 | Комментарии: 7359 | Рейтинг: -506,1
320 ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН

Тептярско-татарские деревни

Название д. Гудбурово происходит, по-видимому, тоже от гидронима — притока р. Орья. Тептяри обосновались здесь «по грамоте 7192 г. 5 декабря», т.е. в 1683 г.114 По договору от 11 апреля 1826 г. башкир д. Иткинеево Хасан Зайсанов отдал тептярям Гудбурово в аренду часть своих земель «для хлебопашества и рубки леса на 8-верстном расстоянии» сроком на 20 лет115.
Несмотря на раннее возникновение, д. Гудбурово не взята на учет ревизиями 1748, 1762 гг.
Развитие Гудбурово прослеживается по следующим данным.
До 1920 г. все жители названы тептярями, по этническому происхождению татарами. Однако советская перепись ошибочно представила их башкирами.
299 тептярей при 55 дворах в 1842 г. пользовались землей: усадебной — \6, пашней — 335, сенокосной — 70, неудобной — 80 десятинами. Им принадлежало 160 лошадей, 193 коровы, 85 овец, 24 козы.

Между дд. Гудбурово и Байгузино на левом берегу р. Орья (в XVIII в. Урья) возникло тептярское поселение Уракаево («Биктемирово тож»). Оба названия от имен первопоселенцев. Ясачные татары по грамоте Уфимской провинциальной канцелярии от 7197 (1689) г. на общинной земле башкир Уранской волости создали свое поселение116. Аренду земли тептяри практиковали часто. В частности, по договору от 25 апреля 1826 г. они на 10 лет окортомили землю «под хлебопашество» у башкира д. Иткинеево Нигматуллы Кузягулова"7.
В 1748 г. в д. Уракаево взято на учет 53 души ясачных татар м.п. 158 человек было в 1795 г. В 1816 г. их стало 229 человек (33 двора). VIII ревизия учла 389 жителей. 405 тептярей-припущенников при 67 дворах отметила X ревизия 1859 г. 72 двора и 425 человек было в 1870 г. Здесь следует подчеркнуть, что с 1748 по 1870 гг. все жители деревни были названы тептярями. Однако перепись 1920 г. ошибочно определяет их национальность как башкирскую (590 человек в 118 дворах). Они находились в составе 14-й команды.
В 1842 г. 64 двора с 389 жителями владели 181 лошадью, 159 коровами, 100 овцами и 50 козами. В деревне были мечеть, мельница.

Название д. Истяк происходит не от этнонима, как думают отдельные исследователи (башкир казахи называли иштяк — истяк), а от антропонима, от имени конкретного человека. Полагаем, что селение это было основано башкиром-вотчинником Уранской волости Истяком Толубаевым или его сыном Иштеряком Истяко-вым, жившими во второй половине XVII в. Иштеряк Истяков с двоюродным братом Аккусюком Биктугано-вым в 1688 г. жаловались на захват их вотчинной земли припущенниками из татар, марийцев и удмуртов, создавших 40 деревень в XVII в."8 В эту башкирскую деревню (в то время населенный пункт любого сословия или народа состоял в основном из 3—10 дворов) в начале XVIII в. были приняты ясачные татары, перешедшие в конце XVIII в. в тептярское сословие. Они жили здесь «по допуску башкирцев-вотчинников Уранской волости и по сберегательной памяти 1703 г., данной в г. Уфе от стольника и воеводы Е. П. Зыбина»"9.



112 См. сноску 4.
113 МИБ. Ч. 1.С. 297.
114 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 135.
115 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 3708. Л. 2.

116 Там же. Д. 1755. Л. 243. "7 Там же. Л. 2.
118 См. сноску 4.
119 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 135.
Зыбин Е. П. воеводствовал в Уфе в 1701-1703 гг.

334

По местоположению Истяк называли по одноименной р. Каймаша.
Развитие деревни выражается в следующих цифрах, в которых ни разу не зафиксированы башкиры. Истяк стал тептярским поселением.
Таблица 175

Во все годы, кроме 1870 г., жители правильно названы тептярями. Как выше говорилось, тептярями стали ясачные татары, вышедшие из своих общин и ясачного сословия.
Хоть не имеем конкретных сведений о хозяйстве, уверенно говорим о том, что тептяри занимались земледелием. Имели мельницу. О животноводстве предлагаем данные за 1842 г. 230 тептярям при 39 дворах принадлежали 62 лошади, 95 коров, 60 овец, 70 коз. Пчеловоды имели 25 ульев.
Была мечеть и школа при ней.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 247 | 25.11.2017, 22:37 | Автор: Ирек
    Публикации: 98 | Комментарии: 7359 | Рейтинг: -506,1
ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН

Тептярско-татарские деревни

Д. Айбуляк при р. Укаш с названием от антропонима и гидронима основана ясачными татарами по договорной записи башкир Уранской волости от 1733 г. «из оброка в год по 2 рубли»120. По договору от 25 марта 1828 г. башкир д. Иткинеево отдал часть своей земли в аренду на 20 лет тептярям этой деревни121.
Говоря о становлении поселения, отметим, что д. Айбуляк до 1795 г. была известна под названием Укаш — речки, при которой она возникла. В 1748 г. в Укаше взяли на учет 65 душ ясачных татар м.п. 96 мужчин и 107 женщин тептярей из ясачных татар зафиксировала V ревизия в конце XVIII в. В 1834 г. здесь было 184 мужчины и 164 женщины. 6 башкир в 1 дворе и 517 тептярей в 100 дворах показала X ревизия. В 1870 г. насчитывалось 540 тептярей и 12 башкир, в 1920 г. 1170 башкир при 233 дворах. Как видно, тептяри ошибочно названы башкирами.
В 70-х гг. XIX в. в селе имелось 25 лавок, регулярно практиковали проведение базаров по понедельникам, ярмарок — в начале декабря. Имелась мечеть.
В 1842 г. 60-дворная деревня при 348 жителях владела усадьбой — 11, пашней — 694, сенокосом — 20, лесом — 2 десятины, а также 180 лошадьми, 226 коровами, 100 овцами, 150 козами.

Название д. Кумалак, как утверждают топонимисты, происходит от названия местности. Хумалатс в переводе означает хмель (в районе есть и д. Хмелевка). Деревня основана при р. Безмень — притоке р. Бадряш ясачными татарами, перешедшими в конце XVIII в. в тептярское сословие. Это произошло на основании договорной
120 ЦГИА РБ. Ф. 2. On. 1.Д. 1755. Л. 241. ш Там же. Д. 3708. Л. 2.

записи башкир Уранской волости от 2 декабря 1774 г.122 Несмотря на такое утверждение опубликованного источника, имеются другие архивные сведения о более раннем возникновении этого поселения. В частности, упомянутое прошение башкир Уранской волости двоюродных братьев Иштеряка Истякова и Аккусюка Биктуганова от 1688 г. свидетельствует об основании Кумалака «до первых башкирских шатостей», т.е. восстаний, которые происходили в 1661—1664 гг. Д. Кумалак могла возникнуть примерно в середине XVII в.123
В 1748 г. деревня названа Кумалаково при р. Кумалак124. Значит, кроме р. Безмень была и р. Кумалак. Это и есть прямое свидетельство происхождения названия поселения от гидронима. Тогда здесь зафиксировано 39 душ ясачных татар м.п. К 1795 г. они стали тептярями и их насчитывалось 108 человек, из них мужчин 65, женщин 43 души. 76 тептярей м.п. показала VII ревизия 1816 г. 99 мужчин и 114 женщин было в 1834 г. X ревизия взяла на учет 281 человека, в т.ч. 147 мужчин и 134 женщины при 47 дворах. По 155 мужчин и женщин учли в 1870 г. Все ревизии показали жителей тептярями. А вот перепись 1920 г. ошибочно назвала их башкирами — 561 человека, в т.ч. 262 мужчины и 299 женщин. Кумалак — поселение тептярей из ясачных татар.
В 1842 г. на 26 дворов с 213 тептярями приходилось пашни — 300, сенокосных угодий — 50, леса — 325 десятин; имели 2 мельницы. Им принадлежали 64 лошади, 80 коров, 140 овец, 60 коз. Пчеловоды имели 20 ульев.

Д. Кудашево (название от антропонима — имени первопоселенца) впервые упоминается в источниках за 1721 г., когда правительственные сыскные отряды разыскивали беглых татар. Д. Кудашево находилась на территории Уранской волости, где проживали братья Уразая в 3 дворах, вышедшие из д. Шун Альметевой сотни Арской дороги Казанского уезда125. Однако отряды успеха не достигли из-за вооруженного сопротивления башкир, марийцев, удмуртов и чувашей. Касаясь времени образования татарского поселения, можно указать на начало XVIII в. Обосновались они «по допуску башкирцев-вотчинников Уранской волости»126.
Проследим развитие д. Кудашево при р. Менда (Мензя). В 1748 г. зафиксировано 56 душ ясачных татар м.п. В восстании Е. И. Пугачева участвовали 52 человека. По VII ревизии было 226 человек. К 1834 г. из коренного поселения образовался выселок, переросший в д. Новоку-дашево, где проживали по VIII ревизии 69 человек, в Ста-рокудашево — 346 человек. В 1859 г. в коренной деревне было 552, в новой — 146 припущенников. В первой — 91 двор, во второй — 21. В 95 дворах 596 человек насчитывалось в Старокудашево, в 24 дворах 169 тептярей — в Новокудашево. В 1920 г. 217 дворов и 1034 человека было в коренной деревне, 358 человек при 37 дворах — в Новокудашево. Жители обоих поселений в последнем случае отнесены к башкирской национальности, что противоречит данным предыдущих учетов. Жители обеих деревень — тептяри из татар.
122 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 135.
123 См. сноску 4.
124 РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3791. Л. 388.
125МИБ.Ч. 1.С. 297.
126 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 135.

335

Тептяри занимались земледелием (имели по 2 мельницы на 2 деревни), животноводством (в 1842 г. на 54 двора в коренной деревне приходилось 127 лошадей, 155 коров, 100 овец, 120 коз; 13 дворов в дочерней деревне владели 28 лошадьми, 76 коровами, 53 овцами, 46 козами), пчеловодством (имели 20 ульев, 50 бортей, во второй — 3 улья и 2 борти).
В каждом поселении было по 1 мечети.



1

  • Изображение
  • Участник
20 | 24.11.2017, 11:33 | Автор: Егерь
Публикации: 3782 | Комментарии: 6611 | Рейтинг: +2770,4
Далее.

Сейчас начнут потихоньку появляться все новые данные. Правда может оказаться значительно страшней, чем я описал. Россия уже сейчас (спустя 2 месяца) признала, что в очаге превышение допустимой нормы рутения-106 в 1000 раз !!!! Деваться некуда. Эту цифру сразу без раздумий и анализа можно умножить в 10 раз.
===================================================

дохтор хeббeльc нервно курит в сторонке?

там было не "превышение ПДК в 100 раз" ,а превышение природного фона в в 1000 раз!
а какой может быть природный фон у изотопа которого как раз в природе не существует? ничтожный природный фон - когда-то,где просочилось в ничтожном количестве.
деза в чистом виде.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 249 | 25.11.2017, 22:39 | Автор: Ирек
    Публикации: 98 | Комментарии: 7359 | Рейтинг: -506,1
320 ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН

Тептярско-татарские деревни

Название д. Гудбурово происходит, по-видимому, тоже от гидронима — притока р. Орья. Тептяри обосновались здесь «по грамоте 7192 г. 5 декабря», т.е. в 1683 г.114 По договору от 11 апреля 1826 г. башкир д. Иткинеево Хасан Зайсанов отдал тептярям Гудбурово в аренду часть своих земель «для хлебопашества и рубки леса на 8-верстном расстоянии» сроком на 20 лет115.
Несмотря на раннее возникновение, д. Гудбурово не взята на учет ревизиями 1748, 1762 гг.
Развитие Гудбурово прослеживается по следующим данным.
До 1920 г. все жители названы тептярями, по этническому происхождению татарами. Однако советская перепись ошибочно представила их башкирами.
299 тептярей при 55 дворах в 1842 г. пользовались землей: усадебной — \6, пашней — 335, сенокосной — 70, неудобной — 80 десятинами. Им принадлежало 160 лошадей, 193 коровы, 85 овец, 24 козы.

Между дд. Гудбурово и Байгузино на левом берегу р. Орья (в XVIII в. Урья) возникло тептярское поселение Уракаево («Биктемирово тож»). Оба названия от имен первопоселенцев. Ясачные татары по грамоте Уфимской провинциальной канцелярии от 7197 (1689) г. на общинной земле башкир Уранской волости создали свое поселение116. Аренду земли тептяри практиковали часто. В частности, по договору от 25 апреля 1826 г. они на 10 лет окортомили землю «под хлебопашество» у башкира д. Иткинеево Нигматуллы Кузягулова"7.
В 1748 г. в д. Уракаево взято на учет 53 души ясачных татар м.п. 158 человек было в 1795 г. В 1816 г. их стало 229 человек (33 двора). VIII ревизия учла 389 жителей. 405 тептярей-припущенников при 67 дворах отметила X ревизия 1859 г. 72 двора и 425 человек было в 1870 г. Здесь следует подчеркнуть, что с 1748 по 1870 гг. все жители деревни были названы тептярями. Однако перепись 1920 г. ошибочно определяет их национальность как башкирскую (590 человек в 118 дворах). Они находились в составе 14-й команды.
В 1842 г. 64 двора с 389 жителями владели 181 лошадью, 159 коровами, 100 овцами и 50 козами. В деревне были мечеть, мельница.

Название д. Истяк происходит не от этнонима, как думают отдельные исследователи (башкир казахи называли иштяк — истяк), а от антропонима, от имени конкретного человека. Полагаем, что селение это было основано башкиром-вотчинником Уранской волости Истяком Толубаевым или его сыном Иштеряком Истяко-вым, жившими во второй половине XVII в. Иштеряк Истяков с двоюродным братом Аккусюком Биктугано-вым в 1688 г. жаловались на захват их вотчинной земли припущенниками из татар, марийцев и удмуртов, создавших 40 деревень в XVII в."8 В эту башкирскую деревню (в то время населенный пункт любого сословия или народа состоял в основном из 3—10 дворов) в начале XVIII в. были приняты ясачные татары, перешедшие в конце XVIII в. в тептярское сословие. Они жили здесь «по допуску башкирцев-вотчинников Уранской волости и по сберегательной памяти 1703 г., данной в г. Уфе от стольника и воеводы Е. П. Зыбина»"9.



112 См. сноску 4.
113 МИБ. Ч. 1.С. 297.
114 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 135.
115 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 3708. Л. 2.

116 Там же. Д. 1755. Л. 243. "7 Там же. Л. 2.
118 См. сноску 4.
119 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 135.
Зыбин Е. П. воеводствовал в Уфе в 1701-1703 гг.

334

По местоположению Истяк называли по одноименной р. Каймаша.
Развитие деревни выражается в следующих цифрах, в которых ни разу не зафиксированы башкиры. Истяк стал тептярским поселением.
Таблица 175

Во все годы, кроме 1870 г., жители правильно названы тептярями. Как выше говорилось, тептярями стали ясачные татары, вышедшие из своих общин и ясачного сословия.
Хоть не имеем конкретных сведений о хозяйстве, уверенно говорим о том, что тептяри занимались земледелием. Имели мельницу. О животноводстве предлагаем данные за 1842 г. 230 тептярям при 39 дворах принадлежали 62 лошади, 95 коров, 60 овец, 70 коз. Пчеловоды имели 25 ульев.
Была мечеть и школа при ней.

Д. Айбуляк при р. Укаш с названием от антропонима и гидронима основана ясачными татарами по договорной записи башкир Уранской волости от 1733 г. «из оброка в год по 2 рубли»120. По договору от 25 марта 1828 г. башкир д. Иткинеево отдал часть своей земли в аренду на 20 лет тептярям этой деревни121.
Говоря о становлении поселения, отметим, что д. Айбуляк до 1795 г. была известна под названием Укаш — речки, при которой она возникла. В 1748 г. в Укаше взяли на учет 65 душ ясачных татар м.п. 96 мужчин и 107 женщин тептярей из ясачных татар зафиксировала V ревизия в конце XVIII в. В 1834 г. здесь было 184 мужчины и 164 женщины. 6 башкир в 1 дворе и 517 тептярей в 100 дворах показала X ревизия. В 1870 г. насчитывалось 540 тептярей и 12 башкир, в 1920 г. 1170 башкир при 233 дворах. Как видно, тептяри ошибочно названы башкирами.
В 70-х гг. XIX в. в селе имелось 25 лавок, регулярно практиковали проведение базаров по понедельникам, ярмарок — в начале декабря. Имелась мечеть.
В 1842 г. 60-дворная деревня при 348 жителях владела усадьбой — 11, пашней — 694, сенокосом — 20, лесом — 2 десятины, а также 180 лошадьми, 226 коровами, 100 овцами, 150 козами.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 250 | 25.11.2017, 22:42 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Д. Кудашево (название от антропонима — имени первопоселенца) впервые упоминается в источниках за 1721 г., когда правительственные сыскные отряды разыскивали беглых татар. Д. Кудашево находилась на территории Уранской волости, где проживали братья Уразая в 3 дворах, вышедшие из д. Шун Альметевой сотни Арской дороги Казанского уезда125. Однако отряды успеха не достигли из-за вооруженного сопротивления башкир, марийцев, удмуртов и чувашей. Касаясь времени образования татарского поселения, можно указать на начало XVIII в. Обосновались они «по допуску башкирцев-вотчинников Уранской волости»126.
---------------------
Беглых татар? Холопами были? А башкиры с чувашами и удмуртами их прикрывали с оружием в руках. Рискуя своими жизнями. А теперь Яушев и Ирик платят черной неблагодарностью.



0

  • Изображение
  • Участник
модератор - где моя реплика на комментарий Ёжика?
где я написал
"не превышение ПДК по рутению106 в 1000 раз "
а "превышение природного фона рутения106 в 1000 раз"?



1

  • Изображение
  • Гость
  • 252 | 25.11.2017, 22:45 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
В 1748 г. деревня названа Кумалаково при р. Кумалак124. Значит, кроме р. Безмень была и р. Кумалак. Это и есть прямое свидетельство происхождения названия поселения от гидронима. Тогда здесь зафиксировано 39 душ ясачных татар м.п. К 1795 г. они стали тептярями и их насчитывалось 108 человек, из них мужчин 65, женщин 43 души.
-----------------
Меньше чем за 50 лет увеличились в 3 раза? Это что за плодовитость?



0

  • Изображение
  • Гость
  • 253 | 25.11.2017, 22:47 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
VII ревизия 1816 г. 99 мужчин и 114 женщин было в 1834 г. X ревизия взяла на учет 281 человека, в т.ч. 147 мужчин и 134 женщины при 47 дворах. По 155 мужчин и женщин учли в 1870 г. Все ревизии показали жителей тептярями. А вот перепись 1920 г. ошибочно назвала их башкирами — 561 человека
------------------------
А может это Х ревизия их ошибочно назвала тептярами?



0

  • Изображение
  • Участник
  • 254 | 25.11.2017, 22:50 | Автор: Ирек
    Публикации: 98 | Комментарии: 7359 | Рейтинг: -506,1
320 ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН

Тептярско-татарские деревни

Название д. Кумалак, как утверждают топонимисты, происходит от названия местности. Хумалатс в переводе означает хмель (в районе есть и д. Хмелевка). Деревня основана при р. Безмень — притоке р. Бадряш ясачными татарами, перешедшими в конце XVIII в. в тептярское сословие. Это произошло на основании договорной
120 ЦГИА РБ. Ф. 2. On. 1.Д. 1755. Л. 241. ш Там же. Д. 3708. Л. 2.

записи башкир Уранской волости от 2 декабря 1774 г.122 Несмотря на такое утверждение опубликованного источника, имеются другие архивные сведения о более раннем возникновении этого поселения. В частности, упомянутое прошение башкир Уранской волости двоюродных братьев Иштеряка Истякова и Аккусюка Биктуганова от 1688 г. свидетельствует об основании Кумалака «до первых башкирских шатостей», т.е. восстаний, которые происходили в 1661—1664 гг. Д. Кумалак могла возникнуть примерно в середине XVII в.123
В 1748 г. деревня названа Кумалаково при р. Кумалак124. Значит, кроме р. Безмень была и р. Кумалак. Это и есть прямое свидетельство происхождения названия поселения от гидронима. Тогда здесь зафиксировано 39 душ ясачных татар м.п. К 1795 г. они стали тептярями и их насчитывалось 108 человек, из них мужчин 65, женщин 43 души. 76 тептярей м.п. показала VII ревизия 1816 г. 99 мужчин и 114 женщин было в 1834 г. X ревизия взяла на учет 281 человека, в т.ч. 147 мужчин и 134 женщины при 47 дворах. По 155 мужчин и женщин учли в 1870 г. Все ревизии показали жителей тептярями. А вот перепись 1920 г. ошибочно назвала их башкирами — 561 человека, в т.ч. 262 мужчины и 299 женщин. Кумалак — поселение тептярей из ясачных татар.
В 1842 г. на 26 дворов с 213 тептярями приходилось пашни — 300, сенокосных угодий — 50, леса — 325 десятин; имели 2 мельницы. Им принадлежали 64 лошади, 80 коров, 140 овец, 60 коз. Пчеловоды имели 20 ульев.

Д. Кудашево (название от антропонима — имени первопоселенца) впервые упоминается в источниках за 1721 г., когда правительственные сыскные отряды разыскивали беглых татар. Д. Кудашево находилась на территории Уранской волости, где проживали братья Уразая в 3 дворах, вышедшие из д. Шун Альметевой сотни Арской дороги Казанского уезда125. Однако отряды успеха не достигли из-за вооруженного сопротивления башкир, марийцев, удмуртов и чувашей. Касаясь времени образования татарского поселения, можно указать на начало XVIII в. Обосновались они «по допуску башкирцев-вотчинников Уранской волости»126.
Проследим развитие д. Кудашево при р. Менда (Мензя). В 1748 г. зафиксировано 56 душ ясачных татар м.п. В восстании Е. И. Пугачева участвовали 52 человека. По VII ревизии было 226 человек. К 1834 г. из коренного поселения образовался выселок, переросший в д. Новоку-дашево, где проживали по VIII ревизии 69 человек, в Ста-рокудашево — 346 человек. В 1859 г. в коренной деревне было 552, в новой — 146 припущенников. В первой — 91 двор, во второй — 21. В 95 дворах 596 человек насчитывалось в Старокудашево, в 24 дворах 169 тептярей — в Новокудашево. В 1920 г. 217 дворов и 1034 человека было в коренной деревне, 358 человек при 37 дворах — в Новокудашево. Жители обоих поселений в последнем случае отнесены к башкирской национальности, что противоречит данным предыдущих учетов. Жители обеих деревень — тептяри из татар.
122 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 135.
123 См. сноску 4.
124 РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3791. Л. 388.
125МИБ.Ч. 1.С. 297.
126 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 135.

335

Тептяри занимались земледелием (имели по 2 мельницы на 2 деревни), животноводством (в 1842 г. на 54 двора в коренной деревне приходилось 127 лошадей, 155 коров, 100 овец, 120 коз; 13 дворов в дочерней деревне владели 28 лошадьми, 76 коровами, 53 овцами, 46 козами), пчеловодством (имели 20 ульев, 50 бортей, во второй — 3 улья и 2 борти).
В каждом поселении было по 1 мечети.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 255 | 25.11.2017, 22:52 | Автор: Ирек
    Публикации: 98 | Комментарии: 7359 | Рейтинг: -506,1
320 ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН

Тептярско-татарские деревни

Название д. Султыево антропонимического характера. Она расположена при pp. Безмень и Бадряш. Ее называли и Верхний Калмаш от одноименной речки. В самой деревне ее часть, окраина известна была под названием Сюлти. Несмотря на обилие названий, д. Султыево возникла гораздо позже тептярских поселений. Во всяком случае ревизии 1748, 1762 гг. ее еще не знали. Но она известна в 1775 г.
В восстании Е. И. Пугачева участвовал 31 человек из ясачных татар. Следовательно, деревня возникла между 1763 и 1770 гг. Ясачные татары обосновались здесь «по договору из оброка» на вотчинной земле башкир Уран-ской волости127. Житель этой деревни в качестве поверенного — доверенного лица от вотчинников-башкир — Муса Абзаев вместе с таковыми из дд. Уртаул, Янбарис, Малый Курган, представляющих 45 дворов, 2 марта 1784 г. оформили купчую на имя капитана Ф. И. Прагера о продаже «из жалованной предкам их вотчинной земли, состоящей ... по реке Амзе по ... урочищам, а именно: первая межа по течению речки Амзи правою стороною выше деревни из черемис новокрешен расстоянием с одну версту, где березовой мост и болото, и течение оного болота правая сторона, где тавреная сосна, а от оной сосны по речке Амзе до состоящего противу старой деревни Исенбаевой (ныне Мурзино Краснокамского района) большого моста, а от оного моста по большой дороге и до дороги же деревни Именликовой, и той дороги деревни Именлико-вой до вершины речки Сеит-Елги, и от оной вершины лесом и от вершин ключей, например, верст с 6 прямо до натавреной сосны»128.
По статистическим данным получается, что в одной деревне первоначально жили и башкиры, и ясачные татары, хотя места их проживания имели свои обозначения. В 1775 г., например, в д. Верхний Малый Калмаш в 10 дворах проживали 58 башкир-уранцев, на окраине той же деревни под названием Султыево — 144 тептяря из ясачных татар129. В дальнейшем название ее Верхний Малый Калмаш в материалах ревизий не упоминается. Отныне в них речь идет только о Султыево. В 1816 г. в д. Султыево учтено 92, в ней же «под названием Сюлти — 13 душ тептярей из татар», имеющих 26 дворов. 125 мужчин и 93 женщины показала VIII ревизия. В 1859 г. в 43 дворах припущенников было 221 мужчина и 190 женщин. В 75-дворной деревне в 1870 г. зафиксирован 431 тептярь. В 1920 г. их ошибочно показали башкирами, насчитывающими в 77 дворах 373 человека.
Тептяри из татар вели земледельческое хозяйство (имели 200 десятин пашни, 2 мельницы), занимались
127 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 241.
128 МИБ. Т. 5. С. 157.
129 РГАДА. Ф. 1355. Д. 1871. Л. 234; ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2.
Д. 30. Л. 51.

животноводством (39 дворам с 218 жителями в 1842 г. принадлежало 103 лошади, 230 коров, 106 овец, 150 коз).



1

  • Изображение
  • Участник
  • 256 | 25.11.2017, 22:54 | Автор: Ирек
    Публикации: 98 | Комментарии: 7359 | Рейтинг: -506,1
320 ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН

Тептярско-татарские деревни

Название д. Кумалак, как утверждают топонимисты, происходит от названия местности. Хумалатс в переводе означает хмель (в районе есть и д. Хмелевка). Деревня основана при р. Безмень — притоке р. Бадряш ясачными татарами, перешедшими в конце XVIII в. в тептярское сословие. Это произошло на основании договорной
120 ЦГИА РБ. Ф. 2. On. 1.Д. 1755. Л. 241. ш Там же. Д. 3708. Л. 2.

записи башкир Уранской волости от 2 декабря 1774 г.122 Несмотря на такое утверждение опубликованного источника, имеются другие архивные сведения о более раннем возникновении этого поселения. В частности, упомянутое прошение башкир Уранской волости двоюродных братьев Иштеряка Истякова и Аккусюка Биктуганова от 1688 г. свидетельствует об основании Кумалака «до первых башкирских шатостей», т.е. восстаний, которые происходили в 1661—1664 гг. Д. Кумалак могла возникнуть примерно в середине XVII в.123
В 1748 г. деревня названа Кумалаково при р. Кумалак124. Значит, кроме р. Безмень была и р. Кумалак. Это и есть прямое свидетельство происхождения названия поселения от гидронима. Тогда здесь зафиксировано 39 душ ясачных татар м.п. К 1795 г. они стали тептярями и их насчитывалось 108 человек, из них мужчин 65, женщин 43 души. 76 тептярей м.п. показала VII ревизия 1816 г. 99 мужчин и 114 женщин было в 1834 г. X ревизия взяла на учет 281 человека, в т.ч. 147 мужчин и 134 женщины при 47 дворах. По 155 мужчин и женщин учли в 1870 г. Все ревизии показали жителей тептярями. А вот перепись 1920 г. ошибочно назвала их башкирами — 561 человека, в т.ч. 262 мужчины и 299 женщин. Кумалак — поселение тептярей из ясачных татар.
В 1842 г. на 26 дворов с 213 тептярями приходилось пашни — 300, сенокосных угодий — 50, леса — 325 десятин; имели 2 мельницы. Им принадлежали 64 лошади, 80 коров, 140 овец, 60 коз. Пчеловоды имели 20 ульев.

Д. Кудашево (название от антропонима — имени первопоселенца) впервые упоминается в источниках за 1721 г., когда правительственные сыскные отряды разыскивали беглых татар. Д. Кудашево находилась на территории Уранской волости, где проживали братья Уразая в 3 дворах, вышедшие из д. Шун Альметевой сотни Арской дороги Казанского уезда125. Однако отряды успеха не достигли из-за вооруженного сопротивления башкир, марийцев, удмуртов и чувашей. Касаясь времени образования татарского поселения, можно указать на начало XVIII в. Обосновались они «по допуску башкирцев-вотчинников Уранской волости»126.
Проследим развитие д. Кудашево при р. Менда (Мензя). В 1748 г. зафиксировано 56 душ ясачных татар м.п. В восстании Е. И. Пугачева участвовали 52 человека. По VII ревизии было 226 человек. К 1834 г. из коренного поселения образовался выселок, переросший в д. Новоку-дашево, где проживали по VIII ревизии 69 человек, в Ста-рокудашево — 346 человек. В 1859 г. в коренной деревне было 552, в новой — 146 припущенников. В первой — 91 двор, во второй — 21. В 95 дворах 596 человек насчитывалось в Старокудашево, в 24 дворах 169 тептярей — в Новокудашево. В 1920 г. 217 дворов и 1034 человека было в коренной деревне, 358 человек при 37 дворах — в Новокудашево. Жители обоих поселений в последнем случае отнесены к башкирской национальности, что противоречит данным предыдущих учетов. Жители обеих деревень — тептяри из татар.
122 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 135.
123 См. сноску 4.
124 РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3791. Л. 388.
125МИБ.Ч. 1.С. 297.
126 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 135.

335

Тептяри занимались земледелием (имели по 2 мельницы на 2 деревни), животноводством (в 1842 г. на 54 двора в коренной деревне приходилось 127 лошадей, 155 коров, 100 овец, 120 коз; 13 дворов в дочерней деревне владели 28 лошадьми, 76 коровами, 53 овцами, 46 козами), пчеловодством (имели 20 ульев, 50 бортей, во второй — 3 улья и 2 борти).
В каждом поселении было по 1 мечети.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 257 | 25.11.2017, 22:56 | Автор: Ирек
    Публикации: 98 | Комментарии: 7359 | Рейтинг: -506,1
320 ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН

Тептярско-татарские деревни

Название д. Султыево антропонимического характера. Она расположена при pp. Безмень и Бадряш. Ее называли и Верхний Калмаш от одноименной речки. В самой деревне ее часть, окраина известна была под названием Сюлти. Несмотря на обилие названий, д. Султыево возникла гораздо позже тептярских поселений. Во всяком случае ревизии 1748, 1762 гг. ее еще не знали. Но она известна в 1775 г.
В восстании Е. И. Пугачева участвовал 31 человек из ясачных татар. Следовательно, деревня возникла между 1763 и 1770 гг. Ясачные татары обосновались здесь «по договору из оброка» на вотчинной земле башкир Уран-ской волости127. Житель этой деревни в качестве поверенного — доверенного лица от вотчинников-башкир — Муса Абзаев вместе с таковыми из дд. Уртаул, Янбарис, Малый Курган, представляющих 45 дворов, 2 марта 1784 г. оформили купчую на имя капитана Ф. И. Прагера о продаже «из жалованной предкам их вотчинной земли, состоящей ... по реке Амзе по ... урочищам, а именно: первая межа по течению речки Амзи правою стороною выше деревни из черемис новокрешен расстоянием с одну версту, где березовой мост и болото, и течение оного болота правая сторона, где тавреная сосна, а от оной сосны по речке Амзе до состоящего противу старой деревни Исенбаевой (ныне Мурзино Краснокамского района) большого моста, а от оного моста по большой дороге и до дороги же деревни Именликовой, и той дороги деревни Именлико-вой до вершины речки Сеит-Елги, и от оной вершины лесом и от вершин ключей, например, верст с 6 прямо до натавреной сосны»128.
По статистическим данным получается, что в одной деревне первоначально жили и башкиры, и ясачные татары, хотя места их проживания имели свои обозначения. В 1775 г., например, в д. Верхний Малый Калмаш в 10 дворах проживали 58 башкир-уранцев, на окраине той же деревни под названием Султыево — 144 тептяря из ясачных татар129. В дальнейшем название ее Верхний Малый Калмаш в материалах ревизий не упоминается. Отныне в них речь идет только о Султыево. В 1816 г. в д. Султыево учтено 92, в ней же «под названием Сюлти — 13 душ тептярей из татар», имеющих 26 дворов. 125 мужчин и 93 женщины показала VIII ревизия. В 1859 г. в 43 дворах припущенников было 221 мужчина и 190 женщин. В 75-дворной деревне в 1870 г. зафиксирован 431 тептярь. В 1920 г. их ошибочно показали башкирами, насчитывающими в 77 дворах 373 человека.
Тептяри из татар вели земледельческое хозяйство (имели 200 десятин пашни, 2 мельницы), занимались
127 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 241.
128 МИБ. Т. 5. С. 157.
129 РГАДА. Ф. 1355. Д. 1871. Л. 234; ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2.
Д. 30. Л. 51.

животноводством (39 дворам с 218 жителями в 1842 г. принадлежало 103 лошади, 230 коров, 106 овец, 150 коз).
Название д. Костино при р. Сусады происходит от антропонима. Первопоселенца звали Кустяй*. В 1738 г. во время башкирского восстания на р. Багазы правительственная карательная команда обнаружила 250 повстанцев, главой которых был башкир Халил Абдусалимов из д. Кустяй Уранской волости. Среди «оружейных людей» был и его брат Искандер-Мустапа Тумянеев130. Как видно, в источниках находим более правильное написание названия деревни, чем указано на с. 74 в книге «Список населенных пунктов Башреспублики» Кучтаул. Выходит, что первоначально Кустяй был поселением башкир Уранской волости. Превращение его в тептярское более или менее понятно, поскольку их припустили владельцы земель — уранские вотчинникиш, не совсем понятно, однако, исчезновение башкирского населения в этой деревне. Как бы то ни было, после подавления башкирского восстания 1735—1740 гг. здесь «по допуску башкирцев-вотчинников Уранской волости» обосновались ясачные татары, которых в 1748 г. насчитывалось 43 души м.п. 48 мужчин и 34 женщины было в 1795 г. VII ревизия показала 44 мужчины и 40 женщин. В 1834 г. их насчитывалось 104 человека (53 мужчины и 51 женщина). По X ревизии женщин стало чуть больше (61 человек), чем мужчин (56 человек). Имели 23 двора. Жители названы припу-щенниками. В 1870 г. было 119 человек при 29 дворах, в 1920 г. — 212 тептярей при 45 дворах.
В 1842 г. они имели 1 мельницу, 250 десятин пашни, 11 ульев. На 17 дворов с 104 жителями приходилось 43 лошади, 42 коровы, 87 овец, 35 коз.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 258 | 25.11.2017, 22:57 | Автор: Ирек
    Публикации: 98 | Комментарии: 7359 | Рейтинг: -506,1
320 ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН

Тептярско-татарские деревни

При р. Урада между 1816 и 1833 гг. возникло одноименное поселение тептярей, известное сегодня как Татарская Урада. Они обосновались здесь «по договору и допуску башкирцев Уранской волости»132. В 1834 г. тептярей было 30 мужчин и 28 женщин. По X ревизии в 35 дворах проживало 99 мужчин и 105 женщин. В 1920 г. зафиксировали 101 двор и 519 человек без определения национальности.
В 1842 г. 10-дворной деревне с 58 жителями принадлежали 25 лошадей, 20 коров, 35 овец, 40 коз. Пчеловоды имели 10 ульев и 5 бортей.
К 10-й тептярской команде принадлежала д. Исан-баево, тептяри которой были припущены башкирами-вотчинниками двух волостей. По договорной записи башкир д. Сармашево Эске-Еланской волости Сармаш Карманаев 20 июня 1717 г. бесплатно отдал ясачному татарину Мустафе Исянгулову сенные покосы и 2 озера по pp. Гарейка и Мелекеш, чтобы ему «владеть вечно и рыбу и птиц ловить»133. Затем других тептярей из татар припустили по договору от 10 мая 1786 г. башкиры Гарей-ской волости134. Тем не менее тептяри д. Исянбаево Бик-таш Мансуров и д. Кучаш Фахретдин Кутлукалямов
* Это имя встречалось среди башкир разных мест. Например, в 1753 г. в качестве свидетеля в опубликованном сборнике упоминается башкир Кустяй Тякашев из Еланской волости. МИБ. Т. 4.4. 1.С. 74.
130 МИБ. Ч. 1. С. 370.
131 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 135.
132 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4619. Л. 224.
133 МИБ. Т. 3. С. 154-155.
134 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 175. Л. 7.

336

в 1826 г. писали о более раннем возникновении их поселений. Вот что там утверждалось: «Предки их заселились показанными деревнями и водворились на жительство далее уже двухсот назад сего лет на башкирской Идель*-Гарейской волости земле в Бирском уезде по р. Кучаш начально по учиненному с предками той волости башкирцев по полюбовному условию, а потом и по совершенной от крепостных дел зделке»135. Но текст договора был ими утрачен, поэтому власти не поддержали их просьбу, хотя просители представили и квитанции об уплате «за ту землю» куничного ясака за 1702, 1706, 1725—1727 гг.
Одно нам проясняется из содержания выявленных документов: деревня существовала в начале XVIII в. По материалам ревизии 1748 г. там проживало 60 ясачных татар м.п. 19 мужчин и 18 женщин названы тептярями в 1795 г. По VIII ревизии тептярей было 110 мужчин и 113 женщин. При 67 дворах в 1859 г. зафиксировали припущенников — 231 мужчина и 208 женщин. 982 теп-тяря и 207 дворов показала перепись 1920 г.
В 1842 г. на 36 дворов с 223 жителями приходилось 175 лошадей, 195 коров, 121 овец, 244 козы. Была у них и мельница. Пчеловоды имели 100 ульев, 30 бортей. В деревне известна мечеть.

Д. Ижболдино возникла на вотчинной земле башкир-вотчинников Эске-Еланской волости «по их допуску»136. Однако время припуска тептярей не известно. Она основана между 1783—1794 гг., поскольку IV ревизия ее не зафиксировала, а вот V взяла на учет; там проживали 95 душ тептярей м.п.137 Росла она весьма интенсивно. В 1834 г. показано 205 мужчин. 10 вотчинников при 1 дворе, 535 припущенников при 118 домах было в 1859 г. Советская перепись 1920 г. учла 634 тептяря и 240 дворов.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 259 | 25.11.2017, 23:14 | Автор: Ирек
    Публикации: 98 | Комментарии: 7359 | Рейтинг: -506,1
В физтехе ты учился как нацкадр. Поэтому тебе прощали не знание русского языка и не знания предмета. В СССР так было заведено. Не смотря на вопиющую глупость определенный процент нацкадров принимался обязательно. И многие толковые ребята из за таких нацкадров не уились там, где должны были.
+++++++++++++
Пельмень скоморошный, ты просто на сайт Физтеха (МФТИ) зайди. Тебе же клоуну туда поступить дорога была однозначно не заказана, поскольку ты просто скоморох. В четыре ВУЗа Москвы, включая наш Физтех, в университет Новосибирска, вступительные экзамены были на месяц раньше, отбирали сами лучших.
А ты чуда в оставшиеся хотя бы попал. Щипок, ты поди даже ПТУ не осилил.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 260 | 25.11.2017, 23:30 | Автор: Ирек
    Публикации: 98 | Комментарии: 7359 | Рейтинг: -506,1
Прошу прощения, за здешнее моё много, я почти всё по нашему Янаульскому району от Асфандиярова по тептярско-татарским деревням привёл.
Костино, Кучтаул родная деревня моего земляка, друга моего здесь по Москве.
Татарская Урада, это родная деревня моей эбий, моей тёщи.
Ижболдино, это родная деревня моего отца. Они все мои родные, и не только отец, и эбий, и мой друг, и увы они уже покойные.
И всё же, как бы мне хотелось за них моих родных, в реале до соплей всяких этих тупых кацанутых в тэйбл носопыром вставить, и обязательно до самого их поросячьего визга. Очень желалось бы, из-за их тупизны, и из-за их тупой татарофобии.



1