Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сам уже в окопе, старый ...

Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
  29.03.2023   16559    3123

Зря карлик ползал на ...

Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
  21.03.2023   20342    73

Военный преступник. ...

Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
  17.03.2023   20114    69

Молодежь в гробу видала ...

Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
  16.03.2023   18220    32

Пыня пошутил над холопами ...

Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
  14.02.2023   41834    273

Борьба дерьма с мочой ...

Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
  12.02.2023   39371    22

Ублюдочный путинизм в ...

Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
  11.02.2023   37496    33

Фильм о преступлениях ...

В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
  15.01.2023   25258    252

Утилизация холопов, ...

Путин назвал положительной динамику военной спецоперации на Украине. Президент ...
  15.01.2023   20677    8

Подох этот, подохнет и ...

Сегодня, 11 января, так и не дожив до суда, скончался Муртаза Рахимов. Ему было ...
  12.01.2023   38813    80

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Март 2023 (4)
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (5)
Декабрь 2022 (4)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)

Праздничные размышления

0



На днях проходила по улице Ленина и застала репетицию дня открытия 3-го Курултая башкир. Декорации (юрты разных районов с деревянными воротцами), лазанье на шест за сапогами, медведи, игра на баяне, хороводы девушек в национальных костюмах - все это походило на тысячи других городских праздников. Через 3 дня, на День города и России, мы то же самое наблюдали в парке Кашкадан. Публика таких праздников по большей части - выходцы из сел, прогуливающиеся большими семьями. Почему лично меня не привлекают городские праздники, организованные государством, хотелось бы пояснить. Вы также вольны иметь совершенно другое мнение.

Праздничные размышления


Кроме многочисленных этнических групп, в Уфе существуют большие социальные группы, возникшие в различные периоды истории города. Например, в районе Черниковка большой процент населения составляют переселенцы из города Рыбинска, которых вместе с заводами эвакуировали в Уфу во время Великой Отечественной войны. Ленинградская интеллигенция (также появившаяся здесь в связи с эвакуацией), ссыльные революционеры, репрессированные 1930-х годов также вошли составной частью в городское население Уфы или внесли свой вклад в ее культурное развитие. В БГХМ имени М. В. Нестерова была эвакуирована часть музейной коллекции из Киева (ее бережно хранила искусствовед Л. В. Казанская).

Как видим, городское население Уфы достаточно разнородно, и основную его часть представляют собой люди приезжие, в то время как коренное (тюркское) население проживает в основном не в Уфе, а в других городах и селах республики, и, попадая в столицу, несет черты своеобразно преломленной сельской культуры. Наиболее ярко черты этой культуры отражает эстетика башкирского телевидения, например, эстрадных концертов.

Вычурные костюмы певцов (огромные воротники мужских рубашек, многоярусные платья, сапоги до колена), обилие всего броского, блестящего, красного, сочетание мехов, кожи, гипюра – все это выглядело бы безвкусицей с общепринятой точки зрения, но сложившаяся эстетика башкирской эстрады очень точно отражает желание сельских жителей выглядеть не хуже, чем городские. Славянской частью населения эта эстетика ошибочно оценивается как свойство «чужой», тюркской культуры, в то время как она лишь отражает социальное расслоение. «И никто меня не убедит в том, что корень этого конфликта находится в почве национальных противоречий. Это – неправда. Суть этого конфликта – в противоречии отнюдь не наций, а двух культур – городской и деревенской». (Сегаль А. Джигит номер 39, 2002).

Итак, национальное ассоциируется в сознании жителей с искусственно насаждаемой культурой и вызывает внутренний протест. Из интервью с начальником Управления по культуре и искусству И.Р. Мамбетовым: «Культурная среда Уфы до сих пор неоднородна, зонально концентрирована и, тем не менее, калейдоскопична. Недостаточность артефактов в отдельных частях города компенсируется активной проектно-программной деятельностью городского Управления по культуре и искусству, которое организует для горожан большие яркие и резонансные зрелищные акции с привлечением значительного количества зрителей и участников. (...) Сценарии многих массовых праздников, а в качестве наиболее яркого примера можно назвать проведение Дней Салавата Юлаева, посвященных 255-летию народного героя, всегда дают зрителям дополнительный материал для размышлений об истине, красоте, о смысле жизни, позволяют увидеть «живую плоть» артефакта прошлого и продуктивно «достроить» его в современной культуре» (Культурные ценности мегаполиса // Рампа. – 2010. – №3. – С. 6–7).

Как видим, модель культуры, предлагаемая государством в качестве образца, выглядит, прежде всего, как празднично-карнавальная – это народное гуляние с применением всех атрибутов сельского сабантуя (народная борьба куреш, пляски, гармонь, бег в мешках). Только осуществляется это профессиональными коллективами и массовиками-затейниками, а не жителями деревни. И только потом в интервью заходит речь о развитии библиотек, музеев и театров, без особого внимания к проблемам их функционирования в обществе. Показательно и то, что культурным героем города выбран Салават Юлаев, репутация которого в обществе неоднозначна.

Это мнение поддержало большинство членов уфимского Интернет - сообщества, вот лишь некоторые из них:

- вот верно всё написано. какое-то навязывание отсталости и дурновкусия. я даже с натяжкой это всё могу назвать культурой.

- да, только одна поправка репутация Салавата вполне однозначна)

- Салават Юлаев, к слову, достаточно много сделал для башкирского народа и вполне законно занимает место героя-освободителя и тд. Но. Распространять его героизацию на все население региона (большинство которого русские) - это совершенно не правильно.

- На мой взгляд, такое резкое неприятие Салавата как национального героя является в большей степени реакцией на активную пропаганду и вообще на башкирский национализм, чем на самого Салавата Юлаева. Так-то его образ вполне себе романтичный и легкогероизируемый - и тебе молодой, и стихи сочиняет, и песни поет, и с заводами борется (экология!!!), и воюет не просто против русских (как во времена всех предыдущих башкирских восстаний), а наоборот, совместно с русскими за народное счастье, так сказать - прекрасный образ настоящего героя! А нынешние типа башкирские националисты вопят что Салават герой потому как с русскими воевал (что не совсем так), а типа антинационалисты орут что никакой он не герой потому как бандит с большой дороги (что, в общем-то, тоже не совсем правда)...

- какая вообще может быть репутация у Салавата Юлаева? Он хоть одну дорогу проложил? или письменность для народа организовал? Пополнил галерею архетипов лисьей шапкой? репутация может быть у человека, но никак не у плода нацистского пиара.

- чего-то все про Салавата только. а я не могу уже смотреть этот бесконечный концерт сельской самодеятельности на все праздники и по ТВ. Такое впечатление, что все башкиры поют и пляшут, и зрителей уже не осталось, все на сцене. не думаю, что им нечего больше показать и рассказать, просто обидно за это дурновкусие.

- Да, это просто жесть! Правда последние года 3 я башкирского телевиденья не видел, но до этого меня всегда поражала эта бесвкусица. Музыкальные номера всегда делились на 2 категории: он или она стоит на природе/обрыве реки/среди березок и эстрадное ун-ца-ца со музыкой и светом уровня конца 80-х.

- абсолютно ничего не изменилось. так что не думаю, что дело в неразвитости местного телевидения, это действительно своеобразная и осознанная эстетика.

- Умиляют эти декоративные юрты. Это бережное сохранение традиций. Эта дань уважения предков. Среди каменных площадей Уфы в официальные праздники из года в год мы можем видеть весь этот декор. Как в день Сурка. Ну почему же никому в голову из организаторов не придет устроить какое-нибудь поселение с настоящими юртами, а не этими декоративными, не имеющими ничего общего с оригиналом, можно где-нибудь под Уфой, в полях или еще где-то. Раз уж так пекутся о народных традициях.


Максим Аверьянов, Уфимский Журнал
По материалам из сообщества города Уфы в Живом Журнале








Связанные темы и персоны