Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сам уже в окопе, старый ...

Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
  29.03.2023   37872    3123

Зря карлик ползал на ...

Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
  21.03.2023   40757    73

Военный преступник. ...

Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
  17.03.2023   38881    69

Молодежь в гробу видала ...

Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
  16.03.2023   38923    32

Пыня пошутил над холопами ...

Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
  14.02.2023   22573    273

Борьба дерьма с мочой ...

Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
  12.02.2023   36424    22

Ублюдочный путинизм в ...

Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
  11.02.2023   40215    33

Фильм о преступлениях ...

В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
  15.01.2023   15776    252

Утилизация холопов, ...

Путин назвал положительной динамику военной спецоперации на Украине. Президент ...
  15.01.2023   42559    8

Подох этот, подохнет и ...

Сегодня, 11 января, так и не дожив до суда, скончался Муртаза Рахимов. Ему было ...
  12.01.2023   28737    80

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Март 2023 (4)
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (5)
Декабрь 2022 (4)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)

Шизофрения Салавата Хамидуллина набирает обороты

  • Опубликовано: ПроУфу | 24.07.2020
    Раздел: История | Просмотры: 21650 | Комментарии: 72
0



Благодаря помощи вождей башкирских племен Чингиз-хан возглавил империю.

Шизофрения Салавата Хамидуллина набирает обороты


Одним из таких вождей был Майкы-бей – предок башкирского рода Иректы, являющегося ответвлением рода Табын.

Своим предком башкиры табынцы и иректинцы считают Майкы-бея из племени Уйшин. Он был сподвижником Чингиз-хана, командовал родами его правого крыла. Фактически та часть северных тюрков, которая попала в мировую монгольскую империю, находилась под управлением Майкы-бея. Этот факт стал центральным воспоминанием башкир табынцев и иректинцев о своем прошлом.

Уйшины – группа сако-скифских кочевников, с древности обитавших на территории современного Восточного Туркестана и Семиречья. Они были европеоидным народом. Китайские источники VII века отмечают, что уйшины «обликом весьма отличны от других иностранцев Западного края. Ныне тюрки с голубыми глазами и рыжими бородами… суть их потомки».

В средневековом сочинении «Кысса-и Чингиз-хан» красной нитью проводится мысль, что именно благодаря помощи вождей ряда башкирских племен, в том числе Майкы-бея, Чингиз-хан стал во главе государства. За это великий завоеватель даровал башкирам атрибуты власти и право на владение землей. Отсюда и истоки древнего башкирского вотчинного права.

По окончании завоевательных походов улус Майкы-бея, получивший название Табын, вошел в состав башкирского народа и сегодня является его крупнейшей частью. Табынцы поселились в Зауралье на территории современных Челябинской и Курганской областей. В XV веке часть башкир-табынцев переселяется на западную сторону Уральских гор, населяя часть современных Архангельского, Аургазинского, Гафурийского, Давлекановского, Кармаскалинского и Учалинского районов Башкортостана. А часть табынцев ушла на север и расположилась на территории современных Татышлинского и Балтачевского районов Башкортостана, а также Татарстана. Это ответвление табынцев стало называть себя иректинцами.

Слово «Ирәк» на старотюркских диалектах означало «крепость». «Ирәкле», или по говору башкир Зауралья «Ирәкте», переводится как «несущие службу в крепости».
В свою очередь, род Иректы условно разделился на три части: Ялан-Иректы (полевые иректинцы) в Муслюмовском районе Татарстана, Танып-Иректы (таныпские иректинцы) в Балтачевском районе Башкортостана и Урман-Иректы (лесные иректинцы) в Татышлинском районе нашей республики.

Поселения башкир рода Иректы Татышлинского района РБ

Старый Чукур (Старочукурово) – коренное поселение башкир-иректинцев. Было время, когда поселение так и называлось – Иректы. Было известно и как Джирем. Здесь жили только одни вотчинники. Чукур – родина башкирского поэта, писателя и суфийского шейха второй половины XIX в. Гали Сокороя (настоящее имя – Мухаметгали Габделсалихович Кииков), правнука башкирского старшины Шарифа Киикова.

Из коренного поселения Старочукур в начале XX в. выделилась часть жителей и основала д. Новые Иракты или Чукур. Деревня Новый Чукур (Новочукурово) – основана выходцами из коренной д. Чукур между 1776–1795 гг. Деревня Аксаит (название происходит от антропонима. В то же время местные краеведы приводили версию о происхождении названия села от гидронима в их диалектном звучании – реки Ык, протекающей по границе современных Башкортостана и Татарстана, и имени первооснователя – Саит, получается «Ыҡсаит»). Аксаитово – родина главы Администрации Татышлинского района РБ Рушана Гараева, а также певца, народного артиста Башкортостана и Татарстана Салавата Фатхетдинова.

Деревня Старый Курдым – родина народного поэта Башкортостана, драматурга Ангама Атнабаева.

Деревни Маматай при одноименной реке, Новомаматаево, Ильмет (Ильметово) при р. Саугушты, Верхне- и Нижнекудашево при р. Кудаш (из них в начале XX в. образовался выселок, переросший в д. Новокудашево), Зиримзи при одноименной речке, Чургулды при одноименной речке, Савалей (Савалеево, название ее происходит от антропонима Савалей – Һәүәләй), Ялгыз-Нарат при р. Тибиль (имела второе имя «Хамит», являлась выселком из д. Старый Чукур), Артаул, Бизь, Зирмизибаш, Кардагуш.

Поселения башкир рода Иректы Балтачевского района РБ

Кансиярово (Нижнекансиярово, название происходит от антропонима Кансияр/Кансуяр), Кансияр Верхний, Тыканово, Чурапаново.

Поселения башкир рода Иректы Муслюмовского района Татарстана

Населенные пункты Муслюмовского района Татарстана, образованного 10 августа 1930 г. (в 1963–1965 гг. в составе Мензелинского и Сармановского районов), возникли на вотчинных землях башкирских племен Буляр и Иректы. Территория современного Муслюмовского района в прошлом включала Булярскую и Мушугинскую тюбы Булярской волости, Абдульбинскую тюбу Иректинской волости, одна деревня – Табын Верхний относилась к Сарайлы-Минской волости. Вплоть до 1920 г. все указанные волости входили в Мензелинский уезд Уфимской губернии. Поселения булярских башкир расположены в восточной части района, а западная половина – долина р. Ик – регион расселения потомков иректинских башкир. После создания Татарской автономной республики указанные волости с компактным башкирским населением были переданы в состав ТАССР, и в 1920–30 гг. относились к Мензелинскому кантону этой республики.

Мелля-Тамак и Мелля-Тамак Шарип – в прошлом два поселения, разделенные р. Мелля у ее впадения в р. Ик. В Мелля-Тамак Шарип располагалось волостное правление Иректинской волости.

Село Табын Нижний на р. Табынка (левый приток р. Мензеля) основано башкирами-иректинцами в середине XVII в. Табын Верхний при р. Табынке – поселение башкир Сарайли-Минской волости, с 1866 г. – Иректинской, затем – Нуркеевской. Все ревизии населения XVIII–начала XX вв. фиксировали деревню моноэтничной – башкирской.

Деревни Варяш Старый (Чершилы, Каран-Тамак) в долине р. Ик, Варяш Баш на ручье Варяш (правый приток р. Ик), Тамъян на р. Ик, Митряй у впадения р. Казанчинка в р. Ик, Салауз-Мухан (Юрлино-Юстино, Юсти Юмино) на р. Ик, Нарат Асты в долине р. Ик, Тогаш (Тугаш), Тыгирмянлик, Именни (Именли, Менле), Варяш-Катмыш при оз. Катмыш. В прошлом существовали такие башкирские поселения на смежной вотчине иректинцев и сарайли-минцев, как Кадырмет-Кувак при р. Кувак (между селами Верхний Табын, Кавзияк и Ташлияр) и Сарайлымин (Саранлы).

По подсчётам ученых-исследователей современная численность иректинских башкир, проживающих в северо-западных районах Башкортостана, а также в Муслюмовском районе Татарстана составляет около 17 200 чел.

Важнейшие моменты прошлого башкир рода Иректы, вопросы их диалекта и этнической идентичности, сведения по истории сел и деревень – обо всем этом подробно рассказывается в XII томе «Истории башкирских родов». Книга выпущена Центром изучения исторического наследия Башкортостана «Шежере» под руководством историка Салавата Хамидуллина при финансовой поддержке Благотворительного фонда «УРАЛ».

ПроУфу
Оригинал публикации