Календарь новостей
«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Кристина Абрамичева: ...

Кристина Абрамичева — член совета по правам человека при главе РБ. Давно не ...
  18.11.2019   17892    23

Уфимский штаб Навального ...

Координатор уфимского штаба Навального Лилия Чанышева опубликовала новую ...
  18.11.2019   24142    41

Страна в футляре ...

«Видеть и слышать, как лгут, и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь ...
  18.11.2019   22444    40

Рак души: Озверевший ...

Как сообщает «Независимая уральская газета», жительница ЖК «Цветы Башкирии» ...
  15.11.2019   12780    369

Казанский Кремль ответит ...

Официальный представитель Казанского Кремля Лилия Галимова прокомментировала ...
  15.11.2019   16822    249

Мединский в ярости: ...

Владимир Мединский отнес Башкирию к отстающим в реализации нацпроекта ...
  15.11.2019   18368    87

Конец мифа о духовности ...

Руководители российской пропаганды много лет использовали такой прием. Как ...
  15.11.2019   12350    49

Глава района с повадками ...

«Администрация — это значит я. Увидимся в суде»: Башкирские чиновники бросают ...
  14.11.2019   31076    42

И это проглотят, хлопая ...

Бывший председатель Кировского районного суда Уфы Мунир Валеев, который был ...
  14.11.2019   29568    34

Палата номер шесть ...

Совет Адвокатской палаты Башкирии сегодня лишил адвокатского статуса члена ...
  14.11.2019   13230    14

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Ноябрь 2019 (52)
Октябрь 2019 (87)
Сентябрь 2019 (81)
Август 2019 (127)
Июль 2019 (109)
Июнь 2019 (92)


Салават Юлаев: герой или злодей?

  • Опубликовано: sergey orlov | 11.06.2012
    Раздел: История | Просмотры: 13070 | Комментарии: 222
0


В Башкирии начинают праздноваться ежегодные Дни Салавата Юлаева. По указу президента Муртазы Рахимова от 2004 года, в течение декады во всех городах и районах республики будут проходить мероприятия, посвященные памяти башкирского национального героя.

Салават Юлаев: герой или злодей?


Информации о Салавате как о герое в избытке, предлагаю вашему вниманию мнение ведущего научного сотрудника лаборатории проблем региональной культуры Тюменского государственного гуманитарного университета, доктора исторических наук Виктора Мауля. Сферой его научных интересов является социокультурное пространство русского бунта, Пугачевский бунт, история общественного сознания.

«Наделять Салавата Юлаева личным мужеством и героизмом, научных исторических оснований и данных нет»

Историческая наука – очень тонкая и сложная область гуманитарного познания. В ней нет, и никогда не может быть раз и навсегда данных положений, истины в конечной инстанции.

Эвристические возможности эффективности способов извлечения из них информации, а также от степени разработанности методологического инструментария. Аксиомой является положение, что без методологического исторического исследования не бывает. При этом методология – эта «призма», сквозь которую ученый наблюдает изучаемое. Она обеспечивает «угол зрения» на проблему. Каждый метод, взятый в отдельности, дает только определенный ракурс, и не более того. Наиболее адекватный результат достигается тогда, когда историк использует весь «арсенал» доступных ему методов, т.е. обращается к методологическому синтезу и возможностям междисциплинарных подходов к прошлому. Состояние источников и методов познания не является чем-то неподвижным, они развиваются и совершенствуются по мере развития исторической науки, обеспечивая все большую «прозрачность» прошлого взору историка.

Однако, помимо сказанного, историческая наука – это та область познания, в которой в социально активной и значимой является личность самого историка. Изгнать ее из истории невозможно. Историк же – это человек своей эпохи и своего общества. Но хорошо известно, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Оно неизбежно накладывает на нас свой отпечаток, независимо от того, хотим мы этого или не хотим, осознаем мы это или нет. Отсюда проистекает неизбежная органическая связь исторической науки с идеологией и политикой, которая, впрочем, не должна доходить до откровенной конъюнктуры. По выражению историка М. Н. Покровского, «история - это политика, опрокинутая в прошлое».

Эти обстоятельства особенно заметными становятся при изучении биографии и исторической деятельности Салавата Юлаева, провозглашенного в ХХ веке национальным символом башкирского народа. С другой стороны, судя по имеющейся литературе разного толка (художественной, популярной, научной), фигура Салавата Юлаева оказалась в центре острой идеологической борьбы различных общественных кругов, была изрядно мифологизирована и политизирована.

Причины героизации образа неустрашимого борца башкирского народа против царизма и крепостничества вполне очевидны. Они полностью соответствуют «генеральной линии» партии в исторической науке советских времен, четко делившей историю только на «черное» и «белое». Особой популярностью пользовалась концепция «крестьянских войн» в России – как высшей формы классовой борьбы при феодализме. Активным участником одной из них (под предводительством Е.И. Пугачева) был Салават Юлаев, уже одним из этих возведенный в ранг положительных персонажей нашей истории. Классическим примером такого рода трудов является монография Инги Михайловны Гвоздиковой «Салават Юлаев: исследование документальных источников», выдержавшей три переиздания. Заслуги автора этой работы неоспоримы и давно признаны отечественной историографией. Без всяких преувеличений, И. М. Гвоздикову можно назвать «Карамзиным отечественного салаватоведения». Но с момента первого издания книги (1982г.) прошла четверть века, ключевая переломная для всего российского общества и исторической науки в том числе. Образ исторических исследований и само понимание прошлого изменились. Сегодня книга И. М. Гвоздиковой, богатая источниковыми материалами, отражает лишь один из этапов развития салаватоведнния и должна представлять только историографический, а не исторический интерес. Прямо, скажем, за исключением своей фактологической стороны, монография явно устарела. Иначе говоря, требуются более глубокие, соответствующие сегодняшним возможностям науки, исследования образа и роли Салавата Юлаева в отечественной истории. При этом не стоит отделять или противопоставлять историю отечественную и историю башкирскую. Последняя – органическая часть первой.

Сегодня историческая наука активнее отказывается от концепции «крестьянских войн», чаще всего рассматривая их сквозь «призму» русского бунта, к числу которых относится и пугачевское восстание. В этом смысле справедлива точка зрения видного современного историка В. М. Соловьева о русских бунтах: «Какие-то конкретные справедливые цели, добрые порывы, благородные мотивы, благие намерения и т.п. очень быстро вымывались и отодвигались на третий-четвертый план, уступая место грабежу, насилию, террору, пьяной гульбе и богохульству. Ни Робин Гуд, ни Гильом Каль не жгли и не крушили без всякой нужды и без всякого разбора все «дворянское», не проливали кровь ради куража, не измывались над людьми на забаву себе озверевшей черни… Собственно, и сами-то бунты – какая-то патология, что-то из ряда вон, нечто устрашающе сумасшедшее, оголтелое, вурдалакское, оцепеняющее сердце и леденящее кровь». (Соловьев В. М. Анатомия русского бунта. Степан Разин: мифы и реальность. М., 1994. С200-201). Подобная метаморфоза произошла Салаватом Юлаевым. Вполне благие цели и намерения (борьба со злоупотреблениями русских заводовладельцев и местной администрации) в пылу ожесточенных действий переросли в откровенный разбой и грабеж мирного, чаще всего русского, населения. По словам М. Н. Покровского, «в минуту огромного национального подъема нельзя было заставить башкира щадить русского колонизатора, не щадившего башкира в предыдущий период». (Покровский М. Н. Предисловие // Пугачевщина. Сб.документов М.; Л., 1926. Т.1.С.10-11)

Об этом свидетельствуют и беспристрастные исторические факты. Приведем выборочно несколько примеров, хорошо известных науке (выделено полужирным курсивом мною. – В. М.):

1) «...да и башкирцы все генерално бунтуют и во многих местах, немалолюдными при озерах и речках скопищами находясь, разсылают свои партии для разъзорения российских жителств, которыя еще и в то время, когда я внутри жителств находился, подбегами своими под малые жителства делали разъзорения и народ убивали…» (Копия с ордера генерал-поручика де-Колонга от 31 мая // Пугачевщина. М.; Л., 1929. Т.2.С.259).

2) «...сообщники ево, Пугачева, бунтующия башкирцы, на четырех медных: на Преображенском, Воскресенском, Верхоторском, Архангельском, на железных доменных: Юрюзянском, Симском, молотовом Усть-Катавском, на лесопилном Симском и в шести деревнях фабрики, магазейны, в плотинах вещняки и слань и всякое заводское строение и крестьянские домы выжгли до снования…мастеровых же и работных людей, сколко от прежняго забрания осталось, окроме только спасшихся от их злодейских рук уходом, побили до смерти, забрав с собою и с малолетними детьми, погнали как скотов, в дальние леса и в свои башкирския кочевья…». (Всепокорнейшее доношение в Берг-коллегию коллежского асессора Ивана Мясникова // Пугачевщина. М.; Л., 1929. Т.2.С.268-269).

3) «А они, злодеи – башкирцы, у нас всегда везде русаков губят; а 28 июня Каслинской и Каштымской господина Никиты Никитича Демидова завод оныя ж башкирцы все выжгли, как завод, так и селение, а с людьми что зделали, - о том еще здесь не слышно». (Выписка из партикулярного письма, полученного Москве 7 дня 1774 году // Пугачевщина. М.; Л., 1929. Т.2.С.265).

«Сего майя 23 числа в полдни сибирской дороги старшина Юлай Азналин с сыном своим Салаваткой собравшись злодейскою шайкою башкирцов по примеру около тысячи человек напав на означенный завод (Симский завод-В. М.). Всех заводских служителей… по примеру всего человек до шестидесяти перекололи до смерти. И тот завод разграбя, фабрику с плотиною, церковь божию и всё заводское селение сожгли…» (РГАДА. Ф.6. Д.592. Л.565).

Само собой, что на основании этих и подобных фактов не надо спешить делать выводы о «бессмысленности» и изуверской жестокости бунташных действий. Любая эпоха и ее персонажи должны «измеряться» нравственной шкалой своего, а не нашего, времени. Задача историка не в том, чтобы судить прошлое. Историк – не судья. Он должен стремиться понять изучаемую эпоху, исходя из ее морального и юридического барометра. Но екатерининская эпоха в рамках тогдашнего официального правосудия вынесла Салавату Юлаеву свой однозначный приговор – виновен.

Нет сомнений, что пугачевский бунт – это разновидность гражданских войн, когда брат шел на брата, сын на отца, и наоборот. Но гражданская война – Это ОЧЕВИДНО – не может быть предметом гордости для потомков, ибо для нормального человека противоестественно гордиться количеством крови, пролитой его соотечественниками. Так что героический пафос здесь явно неуместен. Это означает, что Салават Юлаев – активный участник братоубийственной войны – едва ли может служить примером для подражания и считаться героем отечественной, а значит, и башкирской истории.

Изрядно преувеличенными следует признавать и те личностные достоинства, которыми наделили Салавата Юлаева (20-летнего юношу) в советской историографии (еще раз замечу, наделили по причинам, далеким от научных).

Так, вряд ли найдутся научные исторические основания считать Салавата Юлаева выдающимся государственным деятелем. Такое определение предполагается, что он является видным деятелем ГОСУДАРСТВА. Но какого? Самостоятельного Башкирского государства в XVIII веке не было, как нет его и сейчас. Считать же его выдающимся деятелем Российского государства, против политики и устоев которого Салават Юлаев вел активную и насильственную борьбу, тем более нельзя. Он был одним из участников и руководителей борьбы за национальное освобождение от России. В этом отношении Салават Юлаев проявил себя, скорее, как антигосударственник, т.е. человек, сознательно действовавший вопреки интересам государства, подданным которого он являлся. Не случайно, что государственная власть именно так и квалифицировала его поступки. По приговору Тайной экспедиции Сената он был объявлен государственным преступником и понес адекватное в рамках той эпохи наказание. Современная Российская Федерация активно позицирует себя в качестве правопреемницы Московской Руси и Петербургской империи. Взяв на вооружение даже их символику, например герб и флаг. В таком контексте, логичной позицией федеральных властей был бы отказ от пропаганды культа Салавата Юлаева, активно ведущейся на территории самой же Российской Федерации в Башкортостане. Вспомним, например, какой негативный резонанс ветеранов вызвала попытка президента Украины В.Ющенко назвать героями войны бандеровцев. Ведь не случайно, что до сих пор в России не предпринималась и едва ли будет предпринята попытка юридического пересмотра антигосударственных и антиправительственных действий Салавата Юлаева. Приговор 1775 г. формально до сих пор остается в силе.

Теперь несколько слов о Салавате Юлаеве, как о «выдающемся полководце». Военные историки хорошо знают, насколько сложно оценивать полководческие способности того или иного военачальника. Здесь необходимо анализировать стратегию, тактику и масштаб ведения военных действий, психологическую специфику военной атмосферы, учет и соотношение сил воюющих сторон и т.д. И хорошо, когда речь идет о личностях калибра Наполеона Бонапарта, о деятельности которого сохранилось множество документальных источников. Но такая добротная сохранность источников — редкость для исторической науки. О том, насколько трудной и кропотливой является эта работа, какие подводные течения и рифы здесь могут быть, свидетельствует, например, исследования известного уфимского историка Р.Н.Рахимова. Скрупулезно изучив историю Уфимского пехотного полка, автор, тем не менее, счел необходимым сделать осторожные оговорки: «данная работа не претендует на исчерпывающую информацию»; «Несомненно, новые источники, выявленные в архивах, позволят более полно изучить те или иные аспекты полковой жизни». (Рахимов Р.Н. История Уфимского пехотного полка. 1796-1833. Уфа, 2004. С.9, 147).

В нашем же случае судить о полководческих способностях Салавата Юлаева по немногим сохранившимся отрывочным сведениям источников — задача исключительно сложная. Вот характерный пример описания боя, в котором принял участие Салават Юлаев: «Будучи ж в марше, сего ж 22 числа повстречавшим злодеем башкирцом Салаваткою имел прежестокое сражение, у которого было злодейской толпы до трех тысяч человек. Но храбрами ея величества воинами все были обращены в бег, и несколько сот человек в преследовании побито, и едва сам злодей Салаватка мог спастись: оставевши свою лошадь, бежал в болото. С нашей же стороны вреда никакова не было». (Крестьянская война 1773-1775 гг. на территории Башкирии. Сб. док-тов. Уфа, 1975. С.231). Информация для квалифицированных заключений, как видим, явно не хватает.

В силу сказанного очевидно: для оценки полководческих способностей Салавата Юлаева у исторической науки достаточных сведений нет. Поэтому решение данного вопроса допускает возможность различных, порой прямо противоположных предположение и гипотез, в зависимости от идеологических и политических установок исследователей. Как это произошло, например, с историками И.М.Гвоздиковой и С.А.Орловым. Опираясь на одни и те же скудные источники, они сделали взаимоисключающие выводы. Соответственно, о наличии и отсутствии у Салавата Юлаева полководческих талантов (Гвоздикова И.М. Башкортостан накануне и в годы крестьянской войны под предводительством Е.И.Пугачева. Уфа, 1999. С.441; Орлов С.А. Пирамида Салавата, Казань, 2006. С.20-21).

Таким образом, известные науке исторические источники не позволяют категорично говорить о полководческих способностях Салавата Юлаева вообще, не говоря уже о «выдающихся способностях». Косвенные же свидетельства подсказывают скорее отрицательный ответ на этот вопрос.

Был ли Салават Юлаев выдающимся башкирским поэтом — на мой взгляд, вопрос также не решенный. Известно. Что из 500 приписываемых ему поэтических строк, ни одно из произведений в оригинале не сохранилось. (Салават Юлаев: энциклопедия. Уфа, 2004. С.267). Все они находятся только в копиях на русском языке. И никаких подлинников в источниках не содержится. Отсюда возникает вопрос об атрибуции данных текстов Салавату Юлаеву. Источниковеды знают, что до сих пор не удалось установить авторство даже такого замечательного произведения древнерусской литературы, как «Слово о полку Игореве», изучению которого посвящены многие тысячи работ (См., напр.: Зимин А.А. Слово о полку Игореве. Спб., 2006). Тем более сложен для решения вопрос об авторстве Салавата Юлаева. Насколько известно, никаких специальных источниковедческих исследований по данному вопросу не существует. А, значит, считать его однозначно решенным не приходится.

И последнее: в литературе присутствует тенденция возвеличивать личные героизм и мужество Салавата Юлаева, попавшего в плен к правительственным войскам. Но и тут источники не предоставляют возможности для таких утверждений. Известно, что оказавшись на допросе, Салават Юлаев каялся, списывал все на свои молодость и страх: «из страха боясь учинить побега, в толпе злодейской и оставался». Старался приуменьшить размер своих преступлений перед государством: «Будучи в злодейской толпе, никого из своей воли и сам собою не умерщвлял». От «мужицкого царя» Пугачева/Петра III отрекся, именуя его теперь «злодеем Пугачовым». (Пугачевщина. М.; Л., 1929. Т.2. С. 276-279). Вполне типичное для многих пленных пугачевцев, но едва ли героическое поведение. А ведь были и другие примеры. Вот как, например, вел себя нижегородский крестьянин Василий Чернов: «при сем допросе под жестоким мучением во все продолжительное время упорствовал назвать Пугачева злодеем, почитая ево именем государя Петра третияго». (Пугачевщина. М.; Л., 1929, Т.2. С.363).

Говорится это вовсе не в упрек Салавату Юлаеву, а только для констатации исторической реальности. Но, все же. Пример подлинного мужества на допросе показал отнюдь не он. По справедливому мнению историка В.М.Моловьева, героизировать поведение народных масс на фоне русского бунта, представлять их сознательными творцами светлого будущего нет никакой необходимости. Они не нуждаются ни в модернизации, ни в приукрашивании: «среди них были не только мужественные и бесстрашные, но и робкие и нерешительные, сомневающиеся и придерживающиеся нехитрого житейского правила «как все — так и я». Ведь немало из них до того, как вспыхнул всенародный мятеж, покорно тянули свою лямку и, если бы не экстремальные обстоятельства, продолжали бы это делать» (Соловьев В.М. Актуальные вопросы в народном движении (полемические заметки о крестьянских войнах в России) // Ист. СССР. 1991. №3. С.142). Очевидно, данные мотивы играли свою роль и в поведении Салавата Юлаева перед лицом екатерининских следователей.

В заключении замечу, что Салават Юлаев, несомненно, один из активных участников пугачевского бунта. Поэтому он является заметной фигурой отечественной истории. Вычеркивать его из нее не нужно, да и вряд ли возможно. Но для того, чтобы относить его к выдающимся государственным деятелем, выдающимся полководцам, выдающимся поэтам, наделять личным мужеством и героизмом, научных исторических оснований и данных нет.

Виктор Мауль

P.S. В своей работе Мауль ссылается мою книгу «Пирамида Салавата», если тема интересна, книга есть в книжных магазинах Уфы: «Космос», Пр. Октября, д. 106, ост. транспорта «Госцирк», «Азия», ул. Гоголя, д. 36, ост. транспорта «Дом Моделей».

Сергей Орлов, Уфа, Башкирия - Башкортостан








Связанные темы и персоны

  • Изображение
  • Гость
  • 21 | 11.06.2012, 12:46 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
Салават Юлаев геройем был есть и всегда будет. вы лелик и всякие душевно больные обиженные униженные люди вы можете только по инету грязью поливать хороших людей. Мы МУСУЛЬМАНЕ на вас внимание не обращаем воняйте сколько хотите. АЛЛАХУ АК***!!!!!!!!!!!



0

  • Изображение
  • Начинающий
  • 22 | 11.06.2012, 12:50 | Автор: rv9wu
    Публикации: 0 | Комментарии: 1879 | Рейтинг: -48,7
И по большому счету мне всё равно есть памятник Салавату или нет, национальный герой он или злодей, возвеличивают его или нет. Пусть будет, он мне не мешает никаким боком. У меня есть своё мнение по поводу СЮ при нём я и останусь. Только не надо делать из него "идола" в целях разжигания межнациональных противоречий. А ведь тема СЮ используется и с той и с другой стороны. Не находите?



0

  • Изображение
  • Участник
  • 23 | 11.06.2012, 12:53 | Автор: Сидор
    Публикации: 48 | Комментарии: 4253 | Рейтинг: +871,3
# 13 | Автор: Не зарегистрирован
11.06.2012, 12:27 | Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Сидор, ты что-ли тоже ичторик?

Нет, анонимный дебил, я просто образованный человек. Советское образование позволяет даже химику знать по истории больше, чем вывезенным из аулов "целевикам" с корочкой истфака.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 24 | 11.06.2012, 12:54 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
На одного слона могут тявкать большое множество мосек. Орлов только один из них, и то преследующий конкретные цели и питающийся от продажи России. А вы, мосяньки, тявкающие потому, что тявкает моська, потом будуте скулить.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 25 | 11.06.2012, 12:54 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 30966 | Рейтинг: -711,9
УВЕКОВЕЧЕНИЕ СТЕПАНА РАЗИНА:
Степан Разин в искусстве
Литература
• песни о Стеньке Разине, стилизованные под народные / А. С. Пушкин
• «За чьи грехи?» / Мордовцев, Даниил Лукич — исторический роман (1891).
• «Стенька Разин» / М. Цветаева — стихотворение (1917)
• «Разин» / В. Хлебников — поэма, (1920)
• «Стенька Разин» / В. А. Гиляровский — поэма
• «Степан Разин» / В. Каменский — поэма
• «Разин Степан» / А. Чапыгин — исторический роман (1924—1927)
• «Степан Разин» / С. Злобин — роман (1951)
• «Я пришёл дать вам волю» / В. Шукшин — роман (1971)
• «Стенькин суд» / Максимилиан Волошин — стихотворение (1917).
• "Казнь Стеньки Разина" / Евгений Евтушенко - стихотворение (1964).

Кинофильмы
• Понизовая вольница (1908)
• Степан Разин (1939)
• Гулящие люди (1988)

Музыкальные произведения
• «Стенька Разин» — опера композитора Н. Я. Афанасьева
• «Стенька Разин» — симфоническая поэма композитора А. К. Глазунова
• «Анафема» — рок-опера композитора Владимира Калле
• «Есть на Волге утёс» — Народная песня
• «Из-за острова на стрежень» — народная песня на слова Д. М. Садовникова
• «Ой, то не вечер» — народная песня
• «Казнь Степана Разина» — симфоническая поэма для баса, хора и симфонического оркестра композитор Д. Д. Шостаковича
• «Сон Степана Разина» — былина для баса и симфонического оркестра Г. И. Уствольской
• «Суд» — песня композитора Константина Кинчева на стихи Алексея Толстого
Места, названные в память о С.Разине
Населённые пункты
• Село Разин в Земетчинском районе Пензенской области.
• Рабочий посёлок имени Степана Разина — населённый пункт в Нижегородской области России
• Поселок Степан Разин в Волгоградской области.
• Степан Разин, посёлок городского типа в Азербайджане, (это куда Разин ходил за зипунами и персидскими княжнами).

Пивоваренный завод им. Степана Разина в Санкт-Петербурге.

И в каждом городе непременно улица Разина - перечислять не буду.

«Русская нация — раковая опухоль человечества!» - не зря говорят. Каков народ, таков и герой. Или наоборот.



0

  • Изображение
  • Начинающий
  • 26 | 11.06.2012, 12:59 | Автор: rv9wu
    Публикации: 0 | Комментарии: 1879 | Рейтинг: -48,7
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
Маленький совет господину Орлову: борись сынок с ворами и казнокрадами живыми. Достойное поприще. А Салаватка .... его нет, он давно пустой сосуд изредка наполняемый ядом национализма.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 27 | 11.06.2012, 12:59 | Автор: Сидор
    Публикации: 48 | Комментарии: 4253 | Рейтинг: +871,3
Зуля,пальцы об клаву сотрешь! И слюни с экрана сотри, пятна останутся. В твоей обширной цитате один, но существенный недостаток: самый последний источник датирован 1988 годом. То есть это не РУССКИЕ возвеличивают героя, это СОВЕТСКАЯ пропаганда прославляла ВСЕХ борцов за народ. И Стеньку, и Салаватку... Неужели гордые эстонцы сами додумались поставить памятник каторжнику в Палдиски (Рогервике)?

Мне иногда хочется чтобы русский народ напоминал опухоль. Слишком уж он мягок и добр, взращивая за счет своих сил и ресурсов подобных змеюг...



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 28 | 11.06.2012, 13:01 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 30966 | Рейтинг: -711,9
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
# 8 | Автор: Зимагор | Сейчас на сайте
..Обыкновенный разбойник грабивший по нац признаку , своих почти не трогал ....Героем его сделали пришедшие к власти революционеры .Лозунг у Салавата и у них был примерно одинаков - грабь награбленное
----------------------------
да, все кричат: убийца!



0

  • Изображение
  • Гость
  • 29 | 11.06.2012, 13:05 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
# 8 | Автор: Зимагор | Сейчас на сайте
11.06.2012, 12:22 | Публикации: 2 | Комментарии: 620 | Рейтинг: +85,1
Надпись на автобусе - "Салават Юлаев - символ единения народов"
Непонятно , кого и с кем он объединяет ...

Нууу у нас тут путаница образовалась, есть как бы исторический персонаж и есть памятник тот что на гербе( как оказалось это не одно и тоже) Дак вот......что касается памятника то СЮ на нем как бы олицетворяет башкирский народ а лошадь на которой он едет в светлое будущее это видимо все остальные... ))))) Вот это и есть единение - оно называется Башкуртстан)))



0

  • Изображение
  • Гость
  • 30 | 11.06.2012, 13:06 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Конечно, СЮ БЫЛ и ЕСТЬ герой, для башкирских бандитов, умеющих ломать руки 12летним детям для установления башкирского самоуправления, и конечно они, эти бандиты для БАШКИРСКИХ мусульман хорошие люди. И Аллаху АК***, конечно!
Не зря же идельбайка столько лет вывозил обучать сбм -овец на природу, и мордозад с галиным башНАЦИ тусовки "всемирные" на эту тему проводили в честь башкирского бандитизма, если не признать этого, то получается башкирская контразведка зря деньги тратила из фонда уКрал?! И сарбоид зря пердину заплатил за донос на Уфагубъ?!



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 31 | 11.06.2012, 13:06 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 38725 | Рейтинг: +6476,8
# 24 | Автор: Зулия, радуйся!!!

Каналы бст восполнили исторический пробел и отомстили местному населению за салавата Ю за 20 лет. на всю катушку.

салават Ю, за прошедшее время, написал и издал стихов и прочих слов больше в объеме, чем местный курултай за тот же период.

Команда хоккейная салавата Ю, за счет всех жителей региона, живет весьма не плохо и очень хорошо себя чувствует.

Памятник Ю с задней его части в упор разглядывают круглосуточно с десяток видеокамер и кучка специалистов за такую свою работу еще и деньги получает.

Да, мало ли на что еще тратятся без счета казенные деньги на этого самого Ю, чтобы потешить достоинство кучки его поклонников.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 32 | 11.06.2012, 13:13 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Сидор, козу доить не стать тебе заменитым. Такие как ты и орлов могут на красной площади публично оправиться только с тем, чтобы про вас говорили. Вот именно в этом и состоит ваше убожество.
Химик ты мой, нахимичил много? Ты такой же химик, как Яушев математик.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 33 | 11.06.2012, 13:15 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 30966 | Рейтинг: -711,9
я прошу прощения, нечаянно отправила
# 8 | Автор: Зимагор | Сейчас на сайте
..Обыкновенный разбойник грабивший по нац признаку , своих почти не трогал ....Героем его сделали пришедшие к власти революционеры .Лозунг у Салавата и у них был примерно одинаков - грабь награбленное
----------------------------
да, все кричат: убийца! РУССКИХ ЛЮДЕЙ!
а каких людей ему убивать? чувашских - за что? турецких - а где они?
Пугачев тоже убивал русских людей. И Стенька Разин убивал русских людей. и правительственные русские войска отправляли в навигацию вниз по Волге плоты с казненными опять же русскими людьми.
Да кто только не убивал русских людей - сами же русские люди.

Героем сделал Салавата народ, сам башкирский народ.
власти замалчивали и вымарывали из истории, вытравливали из памяти героев Кара-Сакала, Алдара, Батыршу (которого сам татары выдали). Валиди делали врагом нации.
Зато великую дружбы увековечили Монументом и бесчисленными одами.
Забивали головы об историческом предназначении и великой культурной миссии.

Насчет лозунга "грабь" - неверно. Лозунг - не трожь чужое. "Не замай!"
еще раз, Салават в обычной жизни был мелким феодалом, никого не трогал, разве что баб.
Урусы сами ворвались.

.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 34 | 11.06.2012, 13:23 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 30966 | Рейтинг: -711,9
Насчет команды "Салават Юлаев" - ХК не сравнится по значимости со спортивным обществом "Спартак".

Если сравнивать:
Насколько мельче ХК "С.Ю" по сравнению со Спартаковским обществом с многочисленными клубами и командами.
Насколько убог фильм "Салават" 1940 года выпуска по сравнению с великолепными американскими фильмами.
Или роман Степана Злобина в сравнении с романом Джованьоли.
Ликвидировать все салаватские наименования, раз тот бандит и каторжник?
Никому в голову не приходит переименовывать спартакиады и многочисленные спартаковские наименования на том основании, что Спартак был бунтовщиком, и беглым рабом.
Почитайте Светония, он такие описывал такие ужастики про спартаковские злодеяния, почище Швецова.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 35 | 11.06.2012, 13:25 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 30966 | Рейтинг: -711,9
Неужели гордые эстонцы сами додумались поставить памятник каторжнику в Палдиски (Рогервике)?
--------------------------
А кто их надоумил? сами дураки не додумались, пошли у курултая испрашивать ЦУ,



0

  • Изображение
  • Гость
  • 36 | 11.06.2012, 13:34 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
зулявое, а башНАЦИ Светония читали на БЯке? Или на латыни? Если на БЯке, то они опять все перевели неверно, слов в БЯ словаре мало, даже "мышку компьютерную" на БЯ до сих пор башкирфорумдырка не утвердили.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 37 | 11.06.2012, 13:37 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 30966 | Рейтинг: -711,9
так уж повелось на Руси, оценивать степень геройства количеством убиенных.

Для примера - Итоги конкурса «Имя России»
1. Александр Невский
2. Петр Столыпин
3. Иосиф Сталин
4. Александр Пушкин
5. Петр I
6. Владимир Ленин
7. Федор Достоевский
8. Александр Суворов
9. Дмитрий Менделеев
10. Иван IV Грозный
11. Екатерина II
12. Александр II
.....................
кто из них не убивец?
-- Пушкин на Кавказе не только водами лечился.
-- Достоевский - до сих пор не реабилитированный государственный преступник.
-- Дмитрий Меделеев разве что. Но участник черносотенного движения.
Жидовок может на насиловал - куда ему дряхлому - но вдохновлял.

Кто еще из героев не убийца, покажите пальцем, ткните мне мордой!



0

  • Изображение
  • Гость
  • 38 | 11.06.2012, 13:39 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
зулявое, а слабо ПРИМЕРЫ привести названий с упоминанием башкирского бандита СЮ? Не может быть, чтобы у рухловых их было на 1чел, гордой республикообразующей нации МЕНЬШЕ, чем у отсталых урусов! Если меньше зулявое пиши в прокуратуру или в ООН о дискриминации башнацистов и их геройских бандитов! А то зря время тратишь на помойки УЖа и Уфагуба.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 39 | 11.06.2012, 13:44 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Для вас Салават не герой и это понятно. Ваша привычка жить на дармовщину. А Салават был против этого. Вам, рабам, только и надо, чтобы в своих неудачах, исходящих от вашего тупизма, винить других. Ваш главный герой Илья Муромец, кумир - Емеля.
А хочецца, чтобы вас считали цивилизованными. Весь мир над вами смеется, задрав задницу. Хочется кого-то учить, чтобы приподняться. А кого и чему? Немцев, тому как надо работать, французов культуре? А вот, давай башкир. Но... Уних своя культура, муз инструменты, герои. А давай их опошлить. Ложки это муз инструмент, а курай нет, Емеля герой, а Салават нет. Вот в этом и состоит ваша убогость. Рабы вы и есть рабы, если уже не формально, то морально. Глубоко сочувствую и соболезную.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 40 | 11.06.2012, 13:45 | Автор: Зимагор
    Публикации: 28 | Комментарии: 6135 | Рейтинг: +1729,8
# 19 | Автор: rv9wu | Сейчас на сайте
11.06.2012, 12:45 | Публикации: 0 | Комментарии: 1104 | Рейтинг: -16
Зима ты уж потрудись в таком случае объяснить свою глупость про то что коммунисты плохие что возвысили СЮ. Отчего тогда "демократы " 90-х годов, да и нынешние правители совсем не торопятся "спустить" Салавата в пьедестала?

Я не сказал , что коммунисты плохие .. это сказал ты .. Наоборот они сделали очень даже мудро объединив под этим именем все Башкирские племена и потом ловко манипулируя управляли ими ...Делается это и сейчас
.Каждый народ имеет своего нац героя .В Англии - Робин Гуд , во Франции Жанна Д Арк . Да ради Бога . Вот только почему он символ единения народа и почему мероприятия по его возвеличиванию тратятся бюджетные деньги - просто не понятно ....

Я не протвив , думаю , что и никто не будет против , - организуйте партию Салават Юлаев ! (благо это не запрещено новыми законами ) счёт в банке , взносы , все дела ! И алга ! Если будете честными - то может быть и я вступлю !



0