Календарь новостей
«    Май 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Стратегии, будущее и ...

В Уфе обсудили стратегию развития башкирского народа. Всемирный курултай башкир ...
  24.05.2019   18964    70

Поступок по совести: В ...

На проходившей в школе посёлка Юрино (райцентр на западе Марий Эл) линейке в ...
  24.05.2019   26595    37

Самолет из воровства и ...

Инцидент в небе с самолетом Superjet, направлявшимся из Нового Уренгоя в Уфу, ...
  24.05.2019   28520    23

Такой хоккей нам не нужен ...

«Салават Юлаев» превращается в «Центральный рынок». Спортивный функционер ...
  24.05.2019   11245    58

Путин призвал Рустэма ...

Президент России Владимир Путин сегодня на встрече с бывшими губернаторами ...
  24.05.2019   40621    62

Замминистра культуры ...

Ранее Наталья Лапшина занимала пост заместителя главы администрации Кумертау по ...
  24.05.2019   42819    47

Готовьте карманы: Три ...

В истории с реставрацией комплекса Феодоровского городка, в пригороде ...
  24.05.2019   20292    27

Геннадий Онищенко: ...

Из колонки Геннадия Онищенко на сайте «Федерального Агентства Новостей». ...
  23.05.2019   35136    40

Массовка из шутов и ...

Уроженец Стерлитамака, председатель Партии ветеранов России Ильдар Резяпов ...
  23.05.2019   28508    36

Даешь каждому басмачу - ...

В Башкирии вновь разгорелся спор вокруг памятников выдающимся личностям ...
  22.05.2019   20756    173

Читаемое за месяц


Еще раз о многотомной «Истории башкирских родов»

  • Опубликовано: Ирек | 26.02.2016
    Раздел: История | Просмотры: 33343 | Комментарии: 45
5


Ниже я хочу познакомить своих читателей с фрагментами работы к.и.н. И. В. Кучумова, опубликованной в коллективной монографии «Вызовы этничности и тенденции проявления идентичности» (отв. ред. д.и.н. Ф.Г. Сафин. СПб.: Своё издательство, 2015. 148 с.). Полный текст книги доступен во Всемирной Сети.

Еще раз о многотомной «Истории башкирских родов»


Крупным проектом, который начал осуществляться в 2014 году силами Института гуманитарных исследований РБ (ИГИ), стала многотомная «История башкирских родов». Публикация продолжает давнее стремление местных ученых «документально доказать» этническую принадлежность тюркоязычного населения северных и северо-западных районов Башкортостана исключительно к башкирам, поэтому исполнители этого проекта начали его с публикации материалов о населении, занимавшем указанную территорию, а также прилегающие земли Татарстана, Удмуртии и Пермского края. Всего планируется выпустить от 20 до 40 книг, причем ряд их будет в нескольких частях. Предтечей их стали телевизионные передачи башкирского журналиста Салавата Хамидуллина «Историческая среда» на Башкирском спутниковом телевидении - главном государственном телеканале республики, посвященные одноименной теме. Нередко рассказ о том или ином историческом событии С. Хамидуллин сопровождает своими комментариями, граничащими с экстремизмом и разжиганием межнациональной розни. На момент написания данного текста, не имея ученой степени, этот журналист стал руководителем указанного многотомного проекта. Скорость, с которой выпускаются книги, и их прекрасное полиграфическое исполнение стали возможны при финансировании этого начинания скандально известным Благотворительным фондом «Урал», который возглавляет бывший президент республики М.Г. Рахимов.

В своем предисловии, которое в неизменном виде воспроизводится во всех томах, он, в частности, пишет: «Сохранение языков и культурных традиций не означает отказа от технического прогресса. Наиболее развитыми странами мира являются как раз приверженцы традиционных норм и культур -Япония, Южная Корея, Китай, Индия. Весь мир видел, что именно традиции помогли японцам достойно пережить взрыв Фукусимы. В то же время страны Европы и Америка, где разрушенные культурные традиции сменили некие усредненные стандарты, массовый культ, ориентированный на потребности маргинальных слоев, переживают один кризис за другим. Сохранение множества языков и локальных культур в пределах одного государства однозначно должно стать национальной идеей страны ради сохранения целостности России. Чтобы сохранить свои язык и культуру, нужно знать прошлое своего рода, историю династии, корни предков. Такие знания всегда были большой силой. Кто не знает своей истории, тот не имеет будущего, - именно так гласит известная мудрость. В знании и почитании своих предков лежит не только культурный, но и сакральный смысл: прошлое, когда о нем помнят и заботятся, защищает настоящее. Об этом тоже нужно помнить. Изучая историю своего рода, народа, малой Родины, возрождая национальные традиции и обычаи, мы воспитываем любовь, гордость, веру в свой народ. У башкир издревле считается важным и необходимым знание своей родословной - шежере - до седьмого колена. Возможно, во многом благодаря этому башкиры сегодня сумели сохранить свою идентичность, культуру, религию, язык, традиции. Но вызовов, стоящих перед башкирским народом, сегодня еще немало! И в этой непростой ситуации как никогда важно помнить, кто мы такие и откуда мы пришли. Ведь уверенно смотреть в будущее можно, только опираясь на прошлое. А прошлое нашего народа всегда было героическим и достойным того, чтобы о нем помнили».

Средства фонда «Урал» позволили привлечь к проекту генетиков из Москвы, провести по книгам «Всероссийский семинар» и презентацию вышедших томов в Институте востоковедения РАН. Как сообщали об указанной презентации СМИ, «в Институте востоковедения РАН прошел «круглый стол» на тему «История башкирских родов: проблемы субэтнической, национальной, цивилизационной идентичностей». В его рамках презентовались выпущенные в этом году научные издания, исследующие историю башкирского народа через историю его многочисленных родов. В конференции приняли участие авторы книг, научные сотрудники института, активисты Ассоциации студентов и аспирантов Республики Башкортостан в Москве и Санкт-Петербурге, студенты московских вузов.

От имени авторского коллектива на мероприятии выступили кандидат исторических наук, директор «Центра изучения исторического наследия Башкортостана "Шежере"» Салават Хамидуллин и кандидат исторических наук Юлдаш Юсупов. В активном обсуждении также приняли участие кандидат философских наук, известный публицист Азат Бердин, а также руководитель лаборатории популяционной генетики человека Российской академии медицинских наук Елена Балановская. Публикация книг, ставших предметом обсуждения, была названа на встрече уникальным явлением в России, как для научной общественности, так и для земляков, заинтересованных в сохранении памяти предков... Присутствовавшие на «круглом столе» научные сотрудники Института востоковедения РАН выразили авторам проекта благодарность за организованную дискуссию и пожелание создания заключительного труда по собранным материалам».

Четко прослеживаемая в рассматриваемом многотомнике антитатарская направленность вызывает обеспокоенность татарской общественности не только в Башкортостане, но и в соседнем Татарстане. В начале 2015 г. председатель Татарского общественного Центра Республики Башкортостан К.И. Имамутдинов обратился с письмом на имя президента России В.В. Путина, в котором, в частности, отмечал: «Ядовитые семена башкирского национализма, обильно посеянные при прежнем рахимовском режиме, не только продолжают давать всходы, но и бурно разрастаются, так как во многих местах продолжают действовать, прошедшие спецотбор на национализм кадры рахимовского призыва... Не давая полный анализ всему спектру очагов экстремизма и лиц, причастных к этому в республике, укажем только на одного из них - на журналиста БСТ Салавата Ишмухаметовича Хамидуллина. Татарская общественность республики уже неоднократно поднимала вопрос о провокационной антитатарской деятельности Салавата Хамидуллина, направленной на разжигание межнациональной розни в республике. Так, в течение нескольких лет на государственном телевидении БСТ он ведет, так называемую, «познавательную» телепередачу «Историческая среда», где однобоко, без участия научных оппонентов, он объявляет татар, проживающих на Западе республики башкирами различных родов. Его псевдонаучная антитатарская деятельность особенно усиливается перед проведением всероссийских переписей населения. Мы полагаем, что его подобное «научное» обоснование служит для массовой фальсификации результатов переписи в пользу увеличения численности башкир уже на другом уровне и другими методами. Более того, Салават Хамидуллин в своих передачах объявляет башкирами и татар, проживающих в восточных районах Татарстана, якобы, несправедливо оказавшихся вне Башкирии. «Историческими башкирскими землями» объявляются, также, территории соседних Оренбургской, Самарской, Челябинской, Свердловской и Саратовской областей. Определенные круги в Татарстане и татарская общественность Башкирии вполне справедливо рассматривают ведение подобных передач через государственное телевидение Башкирии, как завуалированную форму территориальных притязаний к Татарстану. Дело дошло до того, что в соцсетях на серьезном уровне обсуждается вопрос «Неизбежна ли татаро-башкирская война?» Учитывая степень влияния соцсетей и телевидения на умы молодого поколения, полагаем, что необходимо положить конец подобной деструктивной деятельности Хамидуллина на государственном телевидении... В последнее время тот же Салават Хамидуллин, в дополнение к телевизионным провокациям, специализируется на разжигании межнациональной розни через издаваемые на средства, управляемого экс-президентом Башкирии Муртазой Рахимовым благотворительного фонда «Урал», серии «исторических» книг о башкирских родах из 40 томов под грифом Института гуманитарных исследований Республики Башкортостан. Как видно из уже изданных шести томов этой серии (это на момент написания письма), они опять, как и передачи «Историческая среда», носят откровенно провокационный антитатарский характер и, в сущности, направлены на раскачивание общественно-политической ситуации в республике и усиления напряженности в башкиро-татарских отношениях.

Красной нитью через все тома этих книг проходит мысль, что татар в республике практически нет, а те, кто еще себя считает татарином - это введенные в заблуждение башкиры тех или иных родов. Более того, по утверждению башкирских ученых-провокаторов - татар, в сущности, вообще нет и в природе...».

Наконец, с критической статьей с хлестким названием «Многотомная зажигалка. Татар вновь записали башкирами» против односторонней направленности «Истории башкирских родов» выступило информационное агентство «Медиакорсеть» (электронный вариант башкортостанского выпуска газеты «Московский комсомолец»), являющееся негласным рупором местных силовых структур. Некий Ильяс Габбасов сообщал: «По поводу этих книг уже появилось много пересудов... Что же стало поводом для такой реакции?.. Авторы книги поставили своей целью «доказать», что в северных районах Башкортостана издавна проживают башкиры и только благодаря определенному стечению обстоятельств они «забыли» свои родные корни и стали называть себя татарами. В качестве доказательной базы приводятся диалектологические исследования и данные генетических исследований. Но даже не этот факт больше всего смущает в этой книге, а то, что авторы пытаются подвести доказательную базу под то, что такой национальности как «татары» вообще не существовало, якобы ранее этот народ называли чувашами. На сегодняшний день опубликовано восемь томов книг из этого цикла.

Авторы издания явно не разделяют политкорректных установок нынешнего руководства страны, согласно которым вопросы религии и национальной идентичности - это личное дело каждого гражданина и все вольны выбирать, как себя позиционировать. И в связи с этим странно, что издание шестого тома из серии рекомендовало к печати бюджетное учреждение — Институт гуманитарных исследований РБ, функционирующий за счет финансирования федерального и республиканского бюджета. Неужели и научные работники не понимают, что затрагивание таких тонких вопросов может привести к не самым благоприятным последствиям, как в республике, так и в стране в целом?».

С пространным, как обычно у него, ответом на эту статью выступил сотрудник Института гуманитарных исследований Республики Башкортостан (ИГИ РБ) А.Т. Бердин, позиционирующий себя в качестве сторонника так называемого «традиционализма» и активного борца с пресловутым «татаризмом».

Получавший немалые материальные преференции от прежнего руководства республики, а ныне сотрудничающий с фондом «Урал», он признается, что команда многотомника готова выслушать критические замечания в свои адрес, но при этом отрицает любую возможность смены концептуальной парадигмы. Статья же была расценена им «как сигнал, открытый переход властных элит к политике башкирофобии, «культурного садизма» по отношению к республикообразующей национальности... Во-первых, я не понимаю, что плохого в наименовании кого-либо чувашами. Это древний и современный нам народ, прямой и единственный на Земле наследник по языку булгарской культуры, народ хорошо известный всем в Башкортостане, как добрый и работящий, замечательные земляки и соседи. Или право оскорбиться, по мнению Ильяса Габбасова, имеют только татары, а чуваши не имеют?

Во-вторых, в книге описан общеизвестный историкам факт. Об этом много писал действительно известный источниковед и одновременно главный идеолог татаризма, проф. Д.М. Исхаков, в том числе в изданиях энциклопедического характера... Практически каждая книга серии также обладает собственной научной новизной... Одно лишь привлечение в них последних данных по этногенетике... новый и заметный вклад в науку Башкортостана. Авторами привлечен большой и квалифицированно подобранный корпус исторических источников. Значительную часть каждого издания составляют публикации архивных документов, а также итогов антропологических и этнографических экспедиций (фотографии, научные описания результатов полевых исследований и т.д.). Во всех томах серии отсутствуют какие-либо признаки экстремизма и разжигания межнациональной розни. Претензии подобного рода в Сети Интернет озвучивались только со стороны адептов радикального татарского национализма и не могут восприниматься на серьезном уровне...

Я не участвую в данном проекте, но как ведущий научного семинара ИГИ РБ, на котором апробировались все вышедшие на настоящий момент выпуски данной серии, внимательно ознакомился с каждой из вошедших в него монографий и с полной ответственностью утверждаю, что во всех указанных текстах серии, как в целом, так и в частности, не выявлено никаких признаков экстремизма и никакого отношения к нему. Напротив, считаю, что серия монографий вносит вклад в укрепление духовных скреп и устоев башкирского народа, и тем самым способствует традициям солидарности и дружбы народов Республики Башкортостан. Во-первых, развернутая история каждого отдельного рода из составлявших историческую основу башкирского этноса в зародыше купирует любые расистские и радикально-националистические мифы о «чистоте крови» и национальной исключительности. Во-вторых, воспитывает широту мировоззрения, показывая сложную взаимосвязь развития башкирского народа со многими народами и государствами Евразии в разные эпохи. В-третьих, дает научное объяснение многим сюжетам башкиро-татарских научных и околонаучных споров, переводя их из скандальной общественной публицистики в строгие рамки научного обсуждения, при этом просвещая об их сути общество. В-четвертых, способствует иерархическому воспитанию общегражданской российской идентичности, гармонично сочетающейся с прочной этнонациональной идентичностью, при которых гордость за Башкортостан связана с гордостью за Россию, осознанием органичного места своего в центре России/Евразии».








Связанные темы и персоны


  • Изображение
  • Гость
  • 41 | 26.02.2016, 21:28 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Башкир -это пьяный монгол,а татарин пьяный русский. Вся разница.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 42 | 26.02.2016, 22:06 | Автор: Зеннад
    Публикации: 0 | Комментарии: 2124 | Рейтинг: -344,6
41 | 26.02.2016, 21:28 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Башкир -это пьяный монгол,а татарин пьяный русский. Вся разница.
=============================
Это слишком просто.. дружище.
Чтобы не быть политнеобъективным, обобщений давать не буду- просто факты, и факты от реальных людей моего окружения.
Деловые. энергичные. не пьют. живут в достатке. внуки дружат- отец башкир, жена татарка. Мой сосед через улицу.
Жена умерла, детей воспитали опекуны. от дома остались одни стены и крыша. где ночуют местные бомжи. Когда выпьет. играет на гармони и поет народные мелодии- мой работник. Чтобы выпить. пропьет все. что попросят. К примеру сотовый за 7 тыс за пузырь.
Святые праздники у второго моего работника - дни рождения- их у него около пяти...
Про женский пол молчу. без крепкого мужика пропадут. Но есть и жемчужины. среди них. преданные, понимающие работяги . чувствующие твое настроение - настоящие опоры в жизни.
Многие могут со мной не согласиться. Просто я больше вынужден общаться с ними и прихожу к истине- для бизнеса лучше с ними не связываться. Может это следствие кочевого образа жизни- сегодня я здесь, а завтра далеко . так стоит ли переживать. когда можно отбайрамить.



2

  • Изображение
  • Гость
  • 43 | 27.02.2016, 09:55 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Да что башкиры. Вы про РУССКИХ ПОЧИТАЙТЕ, ШОК: Саймон Себаг-Монтефиори " Романовы 1613-1918".Башкиры отдыхают.....



2

  • Изображение
  • Гость
  • 44 | 27.02.2016, 17:45 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Для меня,башкорта правобережной Лемезы ,племени Айле ,рода Урман-Кудей, Салават Хамидуллин является ИСТОРИКОМ ! Достаточно?!



1

  • Изображение
  • Начинающий
  • 45 | 27.02.2016, 18:38 | Автор: ИМХО
    Публикации: 0 | Комментарии: 3847 | Рейтинг: +13,3
44 | 27.02.2016, 17:45 | Автор: Не зарегистрирован

Для меня,башкорта правобережной Лемезы ,племени Айле ,рода Урман-Кудей, Салават Хамидуллин является ИСТОРИКОМ ! Достаточно?!
===
Да, хоть спите в обнимку. Разве кто возражает?

Отстаньте от других со своими нац прибамбасами, и все свои глюки - строго за свой счёт.

И все дела.



3