Календарь новостей
«    Март 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Грустный праздник с ...

Почему празднование 100-летия Башкирии оказалось никому не нужным? Вчера ...
  25.03.2019   34929    42

Устал от песен, плясок и ...

Рустэм Хамитов не пришел на торжественный концерт к 100-летию Башкирии. Бывший ...
  24.03.2019   30969    26

Ничего нового, ничего ...

Детский омбудсмен Башкирии высказалась о сексе школьников на крыше. Детский ...
  24.03.2019   23953    25

Пенсии и налоги улетели ...

В Каракас прибыли два транспортных самолета российского Минобороны. По меньшей ...
  24.03.2019   12279    30

Так победим! Глава МВД ...

Генерал-лейтенант Роман Деев выступил за административную ответственность за ...
  22.03.2019   16459    65

Камиль Кашаев: «Мне ...

Депутаты Курултая Башкирии вчера согласовали кандидатуру сотрудника ...
  22.03.2019   27098    31

Толкачев не удержался и ...

Радий Хабиров воспринял грамоту как аванс. На внеочередном седьмом пленарном ...
  22.03.2019   13253    22

Поборы на сомнительное ...

В Башкортостане следователей просят скинуться на памятник святому покровителю ...
  22.03.2019   36520    25

Запоздалая экспертиза ...

МВД по Башкирии намерено в ближайшее время заказать экспертизу по загрязнению ...
  22.03.2019   43663    12

Как остаться у власти ...

В Кремле активно обсуждают варианты, при которых Владимир Путин сможет ...
  22.03.2019   19947    25

Читаемое за месяц


Соседи мы, причём очень давно

  • Опубликовано: Ирек | 27.12.2015
    Раздел: История | Просмотры: 24879 | Комментарии: 20
2


Л.Н. Гумилёв много писал о тюркско-славянском дуализме по нашим краинам, но думается, это всё же, не о некоем симбиозе, слиянии, а более о соседстве и только, о взаимовлиянии. Фино-угры им тоже упоминались, но чаще вроде, как только некий фон взаимодействия тюрков и славян. В представляемом мной тексте, автор всё же начинает с трёх основных составляющих взаимодействия народов Поволжья: - финно-угр¬ов, тюрков и славян, однако тоже останавливается, завершает свой текст на некоем древнейшем тюрко-славянском единении на берегах Волги. Думаю, что здесь некий забег, и можно было бы здесь и положения самого Л.Н. Гумилева вспомнить, что разные народы соседствуют, бывает хорошо, но сливаются чаще всего очень плохо.

Соседи мы, причём очень давно


ПРАСЛАВЯНЕ В ПОВОЛЖЬЕ

Три этнических блока в течение длительного времени определяют культурную палитру Поволжья, три блока, создавших здесь многообразное единство экологически обусловленных хозяйственно-культурных типов. Их симбиотическая связь и, в то же время, разнообразие цивилизационных устремлений в немалой степени были предопределены направленностью Великого водного пути, теми возможностями, которые открывались и диктовались связующей ролью водной трассы. Эти три главных этнических массива — финно-угорский, тюркский и славянский.

Иногда их слияние в бассейне Волги трактуется как относительно недавнее явление, результат исторических событий последнего полутысячелетия. Иногда, напротив, неправомерно преувеличиваются временные и территориальные параметры распространения той или иной этнической группы. Теперь возможно изложить здесь новые выводы о начальном этапе формирования нынешнего поволжского триединства.

Шел 119 г. х. или 737 г. от Р. X. Наместник Кавказа и Джазиры, омейад Марван ибн Мухаммад, окончательно завершивший подчинение Халифату Закавказья, готовился к большой войне с хазарами. В покоренной Грузии наместника прозвали Мурван Кру «Марван Глухой», так как, по мнению грузин, он не считался с голосом разума и отличался невероятной дерзостью своих замыслов и действий. Армянские нахарары во главе с Ашотом Багратуни присоединились к стодвадцатитысячной сирийской армии Марвана. Вслед за армянами в армию Марвана влились отряды «царей гор», т. е. ополчение северокавказских племен. Двумя отрядами армия формировала горные проходы, вышла на плоскость и штурмом взяла крупнейший хазарский город Самандар.

Дальнейшие перипетии похода относительно подробно изложены арабским историком начала X в. Ибн Асамом ал-Куфи и менее подробно у ат-Табари, ал-Балазури и ал-Йакуби. Разделы об арабско-хазарской войне 119 г. из сочинения ал-Куфи были впервые опубликованы А. 3. В. Тоганом в 1939 г. и А. Н. Куратом в 1949 г. (Togan, 1939, р. 296-298; Kurat, 1949, р. 258). Согласно ал-Куфи, главной целью Марвана было принуждение хакана к принятию ислама, т. е. окончательное решение «хазарской проблемы» в контексте борьбы трех держав — Византии, Халифата и Хазарии — за Кавказ и Малую Азию. Поэтому, не удовлетворившись богатой добычей в Самандре, Марван повел войско в дальний поход к ставке хакана, городу ал-Байда, т. е. «Белому», и осадил его. По мнению Тогана, ал-Байда тождествен позднейшей столице хазар, Итилю, но скорее речь идет о другой хазарской ставке, Сарыгшине, как это уже предположили И. Маркварт и В. Ф. Минорский (Minorsky, 1996, с. 452-454). Дело в том, что в языках булгарской группы слово сары/сарыг означало белый цвет и арабы просто калькировали название хаканской ставки. Согласно позднейшим источникам, Сарыгшин был расположен в степи.

Вот что пишет ал-Куфи о дальнейших событиях: «Хакан бежал от Марвана и достиг гор. И упорно продвигался Марван с мусульманским (войском) по стране хазар, пока не прошел с ним (по этой стране) и не оставил (ее) позади. Потом он напал на славян (ас-сакалиба) и на соседних с ними неверных разного рода и захватил в плен из них двадцать тысяч семей. Затем подошел он к реке славян (нахр ас-сакалиба) и стал лагерем».

Марван приказал одному из своих военачальников сразиться с выступившим против арабов хазарским войском, возглавляемым полководцем Хазар-тарханом. Этот военачальник, ал-Каусар б. ал-Асвад ал-Анбари, во главе сорока тысяч всадников ночью переправился через реку, внезапно напал на хазар и разгромил их. После поражения хакан отправил в Марвану послов с просьбой о мире, причем посол в ходе переговоров упомянул о хазарах и славянах, убитых и взятых в плен арабами.

После того как арабское войско подошло к ал-Байда, хакан бежал в сторону гор. А. 3. В. Тоган считает, что Ибн Асдм в данном случае имел в виду Общий Сырт, т. к. путь на юг, к Кавказу, был отрезан арабами. Других гор, по его мнению, поблизости не имеется. Такое толкование текста понадобилось А. 3. В. То-гану для доказательства его гипотезы, согласно которой сакалиба — не славяне, а «тюркско-финская помесь» (Togan, p. 296). Какие именно горы, по мнению арабских и персидских географов, окружали хазарские города, можно ясно понять из сообщения анонимного автора Худуд ал-Алам (X в.) и карты ал-Идри-си (XII в.). По Худуд ал-Алам, горы опоясывают страну хазар от земель хазарских печенегов, кочевавших в Приазовье. В разделе о хазарских печенегах эти горы названы «горами хазар». На современной карте им соответствуют Ергени. По карте ал-Идриси, «земля хазар» с востока ограничена Итилем (Волгой), а с юга, запада и северо-запада — Хазарским (Каспийским) морем и полукольцом гор (Кавказ, Ставропольская возвышенность, Ергени, Приволжская возвышенность) (Minorsky, 1996, с. 160; Miller, 1926,1, taf. 5).

Следующий этап, отмечающий в рассказе Ибн Асама продвижение арабов, — «река славян», упоминаемая также Ибн Хордадбехом. Т. Левицкий убедительно показал, что «рекой славян» Ибн Хордадбех назвал Итиль (Волгу), которая, как пишет Ибн Хордадбех в другом месте своего сочинения, вытекает «из земель славян». А. 3. В. Тоган также приходит к выводу, что «река славян», упомянутая Ибн Асамом, может быть только Волгой (Togan, 1939, р. 296; Lewicki, 1956, р. 76-77; 133-134). Следовательно, преследуя кагана, бежавшего в сторону гор, арабское войско в то же самое время подошло к Волге.

Местом в «земле хазар», где горы сближаются с рекой, является район севернее излучины Волги. Там, по карте ал-Идриси, был расположен хазарский город Хамлидж, в котором, согласно сообщениям Ибн Хордадбеха и ал-Масуди, находилось большое хазарское войско, взимавшее пошлину с купцов и закрывавшее путь по Волге для врагов. В этом месте отряд ал-Каусара переправился через реку и на восточном берегу разгромил хазарское войско. Сам Марван через реку не переправлялся. Но, двигаясь на север от ал-Байда в сторону гор, Марван покинул пределы Хазарии, напал на поселения ас-сакалиба, т. е. славян и их иноплеменных соседей, угнал в полон 20 тыс. семей. Речь идет не о сплошном славянском населении в районе боевых действий, не о 20 тыс. славянских семей (так у ал-Балазури), а о славянских поселениях, вкрапленных в разноплеменной массив севернее пределов Хазарии.

Эти выводы опубликованы еще в 1964 г. (Кляшторный, 1964а, с. 16-18). Однако они были поставлены под сомнение только на одном основании — археологически ранние славяне ни в Среднем, ни тем более в Нижнем Поволжье не были тогда выявлены, а точнее, не были опознаны.

Прошло два десятилетия, и археологическая ситуация здесь существенно изменилась. Получила вполне определенную этническую атрибуцию открытая еще в 1953-1954 гг. казанскими археологами Н. Ф. Калининым и А. X. Халиковым так называемая именьковская культура. После раскопок В. Ф. Генингом в 1956-1957 гг. именьковского могильника у с. Рождествено выявился характерный для этой культуры обряд трупосожжения и возникла длительная дискуссия об этнической принадлежности именьковцев. Значительный вклад в дальнейшие исследования внес П. Н. Старостин, опубликовавший в 1967 г. свод памятников этой культуры (Старостин, 1967). После раскопок больших именьковских некрополей в 70-80-х гг. и нескольких поселений в Ульяновской и Куйбышевской областях был, наконец, накоплен достаточный материал для уверенных выводов.

Именьковская культура IV-VIII вв. создана племенами, основу хозяйства которых составляло пашенное земледелие, до того в Среднем Поволжье не практиковавшееся, земледелие с очень широким набором зерновых культур. Оказалось, как это впервые показала самарский археолог Г. И. Матвеева, что именьковская культура генетически связана с праславянской зарубинецкой культурой Верхнего и Среднего Приднестровья (конец I тыс. до н. э. — начало I тыс. до н. э.) и ее вариантом — пшеворской культурой. По солидно аргументированному выводу Г. И. Матвеевой, поддержанному и развитому крупнейшим археологом-славяноведом В. В. Седовым, племена именьковской культуры создали в Среднем Поволжье мощный пласт славянского земледельческого населения. Сейчас здесь известно более 600 памятников именьковской культуры, из которых исследованы в разной степени лишь несколько десятков. На рубеже VII-VIII вв. часть именьковцев ушла на запад, в Среднее Приднестровье. Между тем и Г. И. Матвеева, и В. В. Седов не сомневаются, что более широкие раскопки именьковских поселений позволят выявить материалы VIII—IX вв. (Смирнова, Скарбовенко, 1999; Седов, 1994).

Немаловажное значение для атрибуции языковой принадлежности «именьковцев» имеют выводы лингвистов. Ими установлено, что в финно-угорских языках Поволжья и Приуралья (удмуртском, коми, марийском, мордовском) ряд терминов, связанных с земледелием («рожь», «участок земли», «пахотная земля»), были заимствованы из языка балто-славянского круга не позднее середины I тыс. н. э. Но именно с именьковской культурой связано в ту эпоху распространение в Среднем Поволжье прогрессивных форм земледелия и новых зерновых культур, в частности ржи. Таким образом, есть основания полагать, что создатели именьковской культуры говорили на языке (языках) праславянского круга (Napolskich, 1996).

Теперь вопрос о несоответствии сведений письменных источников археологическим материалом снят. Более того, сняты и те сомнения, которые высказывались относительно этнической семантики термина ас-сакалиба в сообщениях арабских авторов о походе Марвана. В их повествованиях речь идет о масштабном историческом событии — первом и единственном вторжении войск Халифата не только в глубинные волжские земли Хазарии, но и на территории к северу от владений хакана, в Среднее Поволжье, где они нападали на поселения славян и других племен, захватывали в полон и переселяли массу полонян в пределы Халифата и, возможно, побуждали к бегству и уходу с насиженных мест немалое число людей.

Вместе с тем, речь идет также о важнейшем историографическом факте — первой письменной фиксации славянского населения в Среднем и Нижнем Поволжье, первой фиксации сосуществования на этой территории этнически смешанного населения, включающего в себя и значительный славянский массив.

В начале X в. Ибн Фадлан сообщает читателям его рисаля, как титулует себя владетель Болгарии, носивший хорошее древнетюркское имя Эльалмыш. В наиболее полной форме титула, зафиксированной Ибн Фадланом и несомненно восходящей к болгарской традиции, он именуется «ылтывар (т. е. эльтебер), малик Болгар и амир Славии». Имя и титул царя Болгарии еще в 1981 г. восстановлены О. И. Смирновой, замечательной исследовательницей, текстологом и нумизматом, но ее статья на сей предмет еще не оценена должным образом "(Смирнова, 1981, с. 249-255).

В начале X в. Эльалмыш именует себя ылтываром (эльтебером), т. е. вождем, главой племенного союза, а также царем страны болгар и эмиром страны славян. Ясно, что в X в. титул «амир Славии» был уже таким же анахронизмом, таким же историческим вспоминанием, как упоминание царств Казанского, Астраханского и Сибирского в титуле российских императоров, но воспоминанием, имеющим свою политическую цену легитимности власти.

В XII в. багдадский проповедник и историограф Ибн ал-Джаузи, очень плодовитый сочинитель и собиратель сведений о прошлых событиях в Багдаде, рассказывает, что в июле 1042 г. в Багдад, по пути в Мекку, прибыл некий вельможа из Болгара в сопровождении 50 спутников.

Халифский двор оказал ему внимание, его кормили продуктами из дворцовой кухни. В числе сопровождающих был хорезмиец Йа'ла б. Исхак, которого опросили в диване в присутствии кади, т. е. как бы под присягой. В частности, его спросили о болгарах — что они за народ? И хорезмиец ответил: «Это народ по происхождению между тюрками и славянами (рожденный между тюрками и славянами) и страна их на окраине тюркских стран».

И это было последнее смутное воспоминание о древнейшем тюрко-славянском единении на берегах Волги.

Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г.

Степные империи древней Евразии. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005. — 346 с. — (Исторические исследования)








Связанные темы и персоны

  • Изображение
  • Участник
  • 1 | 27.12.2015, 11:33 | Автор: Сельчанин
    Публикации: 24 | Комментарии: 5622 | Рейтинг: -1103,6
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
Добрый день, Ирек! Вы правы: народывсегда связаны друг с другом куда теснее, чем верещат нацики всех мастей.



3

  • Изображение
  • Начинающий
  • 2 | 27.12.2015, 12:02 | Автор: materu
    Публикации: 0 | Комментарии: 12585 | Рейтинг: -1555,5
Во портянку выложил Иречек. Ты похоже судим за мошенничество. И на УЖе втерся. Что чем длиннее портянка тем больше платят? И за что только Либерман содержит УЖ но явно не так просто .Иречка как быковатого используют для разжигания межнациональной розни -скорее всего. У Либерманов бесплатный сыр бывает только в мышеловке.



1

  • Изображение
  • Начинающий
  • 3 | 27.12.2015, 12:25 | Автор: зем
    Публикации: 0 | Комментарии: 349 | Рейтинг: -11,9
Вот и доказательство булгаристам что Булгр состоял из многих народов, а именно из тюрков,славян и финноугров, а мы татары можем быть наследниками только части булгаризма, а в:-)е таки сакалиба это были еще славянами или уже русскими?



0

  • Изображение
  • Начинающий
  • 4 | 27.12.2015, 12:31 | Автор: зем
    Публикации: 0 | Комментарии: 349 | Рейтинг: -11,9
это было последнее смутное воспоминание о древнейшем тюрко-славянском единении на берегах Волги.
------------------
Это чтг шутка



0

  • Изображение
  • Гость
  • 5 | 27.12.2015, 13:25 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Задолбал своим величием сей тюркофил.
И что интересно, утверждает, что проосманскую пантюркисткую чушь о несет якобы бесплатно.
Понятно, боится сцуко, что чревато.
Но в этом случае-налицо клиника. Этого кандидата в "татарские визири" нужно срочно госпитализировать.



2

  • # 6 | 27.12.2015, 14:19 | Автор: Дед
    Публикации: 1 | Комментарии: 4441 | Рейтинг: -714,1

  •   Комментарий скрыт модератором
  • Изображение
  • Участник
  • 7 | 27.12.2015, 15:21 | Автор: Ирек
    Публикации: 91 | Комментарии: 7178 | Рейтинг: -488,4
Выложил текст, более чем толерантный, причём авторитетного учёного, историка о нашем фино-угров, тюрков и славян многовековом соседстве, совместном бытии, а клоунов всё равно клинит. Как тут Фрэйда не вспомнить, или о том что вор громче всех кричит.



6

  • Изображение
  • Участник
  • 8 | 27.12.2015, 17:53 | Автор: Зеннад
    Публикации: 0 | Комментарии: 2124 | Рейтинг: -344,6
2 | 27.12.2015, 12:02 | Автор: materu
Публикации: 0 | Комментарии: 3163 | Рейтинг: -539,9
Во портянку выложил Иречек. Ты похоже судим за мошенничество. И на УЖе втерся. Что чем длиннее портянка тем больше платят? И за что только Либерман содержит УЖ но явно не так просто .Иречка как быковатого используют для разжигания межнациональной розни -скорее всего. У Либерманов бec-плaтный сыр бывает только в мышеловке.
================================
Вот и materu Либермана притянул за .... . Как будто он содержит УЖ. Еще вчерась он громогласно про какие то миллиарды Путина для Ужистов верещал. Был у меня один узбек, тихоня и сама покорность и невозмутимость. Но стоило его разозлить (дело, правда, не простое...) так туши свет , капец всему и еще много чего... Матерый до узбека не дотягивает, так. мальчишка...



2

  • Изображение
  • Участник
  • 9 | 27.12.2015, 18:17 | Автор: Sharik
    Публикации: 0 | Комментарии: 4429 | Рейтинг: -189,3
К чему ворошить историю ?Ведь каждая страна,каждый народ пишет свою историю
предвзято ,тем более отдельно взятые письменные источники не могут
быть достоверными на 100%.Например,если через тысячи лет кто нибудь найдет
нашу писанину о якобы постройки русскими Великой Китайской Стены,то
как объяснить им о нашем современном вранье на каждом шагу ?
Недавно читал википедию некоторых народов и было мне очень смешно.
Происхождение некоторых народов описывается ,як происхождение
Орловской породы лошадей.Например пишут -мищари произошли
от слияния татар с морийцами,чуваши от слияния булгар с мордвинами.
Кто держал свечи при зачатии ? Или жил тогда в небесах ЗООТЕХНИК и
руководил скрещиванием в Поволжье?
Ирек не пыжься историей,каким составит Москва таким она будет.
Будет права у РТ на это,то и она составит выгодную себе историю.
Но не одна из них не будет правдоподобной и достоверной !



0

  • Изображение
  • Гость
  • 10 | 27.12.2015, 18:19 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Не обращайте на него внимание . У него идея -фикс , или иначе паранояльность - внешне правильно выстроенные , но с кривой подоплекой идеи .



1

  • Изображение
  • Участник
  • 11 | 27.12.2015, 19:26 | Автор: Ирек
    Публикации: 91 | Комментарии: 7178 | Рейтинг: -488,4
Не-а, рыбяты не получается, что-то я не могу понять. Матюрь придурковатый нарисовался сразу, а где его друзья? Не во время я похоже этот текст, на выходные выложил. Но я ведь, не подгадывал.



2

  • Изображение
  • Участник
  • 12 | 27.12.2015, 20:02 | Автор: Ирек
    Публикации: 91 | Комментарии: 7178 | Рейтинг: -488,4
------Ведь каждая страна,каждый народ пишет свою историю------
++++++++++++++++++++++
Я лично не страна, и не народ, и я не пишу истории.



2

  • Изображение
  • Начинающий
  • 13 | 27.12.2015, 21:00 | Автор: materu
    Публикации: 0 | Комментарии: 12585 | Рейтинг: -1555,5
Иричек Ты размножаешь домыслы и предположения и то не свои а мутных личностей...



1

  • Изображение
  • Участник
  • 14 | 27.12.2015, 21:15 | Автор: Ирек
    Публикации: 91 | Комментарии: 7178 | Рейтинг: -488,4
Стоит ли про этого матюря, чего-нибудь?



1

  • Изображение
  • Начинающий
  • 15 | 27.12.2015, 21:54 | Автор: materu
    Публикации: 0 | Комментарии: 12585 | Рейтинг: -1555,5
Тебя что в штат взяли Иричек? Ты теперь еще и либераст?



1

  • Изображение
  • Гость
  • 16 | 27.12.2015, 22:51 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Мы конечно соседи, но зауральских монгол в наших краях не было никогда. Во всяком случае до 13 века.



1

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 17 | 27.12.2015, 23:01 | Автор: blunt
    Публикации: 8 | Комментарии: 18756 | Рейтинг: +3350,6
Федлан, как выяснили историки, никогда на покидал Бухары т.к. страдал жутким геморроем. Все сказки он написал со слов купцов, торговавших на базаре.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 18 | 27.12.2015, 23:23 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 29550 | Рейтинг: -702,1
17 | 27.12.2015, 23:01 | Автор: blunt
Федлан, как выяснили историки, никогда на покидал Бухары т.к. страдал жутким гe-мopроем.
---------------------
Как выяснилось, блюнтер страдал жутким геморроем, причем геморроидальный узел переместился из традиционного места в головной мозг, вытесненный сапожным шилом.
поэтому Блюнтер побывал везде и всюду в отличие Федлана, не сидится на месте, шило в ж0пе успешнее заменяет стимул - заостренную палочку



1

  • Изображение
  • Гость
  • 19 | 28.12.2015, 06:56 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Это еще раз свидетельствует о величии башкир, хотя и они не упомянуты, но подразумеваются.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 20 | 29.12.2015, 23:12 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Федлан, как выяснили историки, никогда на покидал Бухары т.к. страдал жутким гe-мopроем.
- - -
У Фадлана никаких башкир и башкортов нет. У него - башгирды. А "башгирды - это синоним венгров" (Джувейни). Причем башгирды Джувейни живут на Дунае, возле греков и поляков и это христианский народ. Фадлан встречался как раз венграми. Его "башгирды" к сегодняшним зауральским монголам не имеют никакого отношения.



1