Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сам уже в окопе, старый ...

Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
  29.03.2023   15211    3123

Зря карлик ползал на ...

Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
  21.03.2023   29123    73

Военный преступник. ...

Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
  17.03.2023   35995    69

Молодежь в гробу видала ...

Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
  16.03.2023   42689    32

Пыня пошутил над холопами ...

Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
  14.02.2023   34712    273

Борьба дерьма с мочой ...

Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
  12.02.2023   19476    22

Ублюдочный путинизм в ...

Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
  11.02.2023   13393    33

Фильм о преступлениях ...

В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
  15.01.2023   17089    252

Утилизация холопов, ...

Путин назвал положительной динамику военной спецоперации на Украине. Президент ...
  15.01.2023   41744    8

Подох этот, подохнет и ...

Сегодня, 11 января, так и не дожив до суда, скончался Муртаза Рахимов. Ему было ...
  12.01.2023   19768    80

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Март 2023 (4)
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (5)
Декабрь 2022 (4)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)

Могут ли уфимцы обращаться к владыке Никону?

0



События развиваются стремительно. Ещё неделю назад, в свете некоторых церковных и околоцерковных событий в Уфе и Казани, казалось, что с нашими пастырями можно и нужно говорить и посмелее. Сейчас, после событий в Северной Осетии, становится ясным, что эта смелость может вылиться и в нечто нехорошее.

Могут ли уфимцы обращаться к владыке Никону?


Дисциплина, дисциплина и ещё раз дисциплина. Во взаимоотношениях мирян и священников – тем более. Паства не может осуждать своих пастырей. Но иметь свое мнение о действиях своих пастырей – может?

В Великий Раскол после реформ патриарха Никона уходили целыми приходами, городками, со священниками, с епископами. Эти епископы были во всем неправы? Или те, кто мучил протопопа Аввакума? Сложно все. Старо, говорите? Пример посвежее – ситуация вокруг Тобольской семинарии в свете высказываний перед выборами нового патриарха. Кто-то был прав, кто-то не очень прав. Сейчас уже и не помнит никто, но ведь было же... Осуждать мы никого не можем. Но можно ли мирянам высказывать свои пожелания? Впечатлениями, мыслями делиться мы можем?

Тема взаимоотношений РПЦ и местных органов власти незаметно для нас становится все актуальнее и актуальнее. Атеисты и представители иных конфессий упрекают церковь в том, что она, дескать, вмешивается в дела государства и в рвется в образование, продвигая ОПК. Но про ОПК как-нибудь в другой раз. Здесь нужно отметит, что иные конфессии тоже не дремлют. В Татарстане в дошкольных учреждениях, по свидетельству наших наблюдателей, уже давно читают намаз, в Дагестане, Чечне и некоторых других регионах в школах преподается ислам. И хорошо, что преподается.

Очень хорошо. Только тогда уж и православие нужно в школы пустить.

Диспропорция

Еще упрек – церковь требует помощи. Как будто другие конфессии не требуют. Если сравнить, как помогают православию и исламу в Татарии и Башкирии, то заметна явная диспропорция.

Татарстан, ИА REGNUM 7 ноября констатирует: Как заявил Александр Салагаев, ОРК Татарстана существует уже 20 лет, но все проблемы, на которые оно обращало внимание, руководство республики так или иначе игнорирует. Это касается и возвращения культовых зданий, и преподавания русского языка, и кадрового вопроса (русские слабо представлены в органах законодательной и представительной власти республики). Различия в количестве православных храмов и мечетей достигли соотношения 1 к 6. А некоторые храмы до сих пор просто не возвращают Церкви (например, колокольня Богоявленского собора в самом центре Казани).

Башкирия, строки из комментария на «Эхе Москвы». Разжигания межнацисогласия здесь не ищите, все претензии – к «Эху». Итак, с «Эха»:

- Прошлой осенью, когда полыхнула революция в Египте, новый президент РБ Хамитов объявил о гуманитарной акции по спасению наших земляков.

Оказывается, большое количество их учится в Египте в религиозных учебных заведениях. Кто же не поддержит такую гуманитарную акцию? Мы же люди, и сочувствуем своим соотечественникам. Но когда прилетел из Каира самолет со спасенными, и из аэропорта шел прямой репортаж по ТВ, мы с изумлением увидели, кого спасали за счет и без того хилого республиканского бюджета. Закутанные в черные покрывала девушки, бородачи со злыми, глядящими исподлобья глазами... Они насупились и не проронили ни слова, благодарность изливали только их счастливые родители, чувства которых вполне понятны, и которые мы, сами родители, сполна разделяем. А потом началось… Почти полтысячи молодых ваххабитов вышли на центральную площадь Уфы, митинговали там против преследования правоохранительными органами каких-то экстремистских организаций, а потом устроили там коллективную молитву. Много чего видала Уфа за 20 лет рахимовского суверенитета, но такого мы еще не видали никогда.

Вспомним, как Хамитов развернул бурную деятельность по «мусульманским» выходным. И в спасении будущих мулл из Каира (за простыми туристами из России в это время самолетов что-то не присылали), и в лоббировании мусульманских выходных гнт ничего плохого. Но хотелось бы симметричности.

Хотелось бы видеть, что такое же внимание, в тос числе и финансовое, уделяется и нуждам православных. Пока что на этом фоне мы видим что:
1. Власти не помогают восстановлению Спасского храма. Старейший из сохранившихся храмов. Власти снесли колокольню этого храма. А сколько православных храмов, признанными памятниками истории и архитектуры, рушится по всей территории Башкирии?

2. Власти строят некий мусульманский комплекс в Черниковке – с мусульманским детсадом, школой и прочими полезными учреждениями. Когда будет православный детский сад и православная гимназия? В других регионах все это есть.

3. Власти республиканские поощряют районные власти в препятствовании возвращению храмам культовых зданий. Последний пример – позорное решение по храму в селе Тастуба.

4. Власти спонсируют и обещают продолжать еще более масштабно спонсировать Дни башкирской молодежи, на которых довольно сильна исламская составляющая, но за 20 лет так и не выделили ни копейки на день славянской (православной ) молодежи. Опять же, пусть дни башкирской молодежи будут. Но ведь для баланса нужно что-то и для другой, нетитульной молодежи?

Список можно продолжить, но нужды нет. Справедливости ради нужно отметить два полуотрадных полуфакта. Благодаря вмешательству Хамитова, возможно, верующим вернут Исидоровский храм в Давлеканово. Ничего пока не вернули, но надежда есть. И вторая тема – в Карагаеве Гафурийского района тоже благодаря блогу Хамитова установили-таки оградку вокруг разрушающегося храма. Оградка нескульдимая, без калитки, очень маленькая, только вокруг храма, так что могилы так и неогороженны остались, но все же, хоть что-то... Установили оградку и общественный туалет рядом с алтарем.

Туалет рядом с освященным местом – это чтоб православные помнили, чьи шишки в лесу. Но родственники репрессированного священника обрадовались и этому. И сразу движение пошло... И из соседней деревни приехали и загородку установили, и панихиду, первую за 80 лет, отслужили... Сдвинулось что-то.

Но эти два фактика – что они значат против планомерно проводимой дискриминации? Впрочем, не удержусь. Если в Уфе есть много чего, связанного с именами мусульманских богословов и просветителей, которые у Уфе как к городу особой любви не испытывали, то почему бы не быть улице епископа Уфимского Симона Шлеёва, принявшего мученическую кончину во дни торжествующего безбожия? Вот уж он-то Уфу любил. В сотый раз повторяю – пусть будет улица Расулева, но тогда и улица Шлеева должна быть.

Можно отметить, что в Казани православная церковь играет большую роль, чем в Уфе. Приезжает, например, в Казань Хилари Клинтон, так с владыкой Анастасием встречается. А ежели кто в Уфу и попадет, так нашего владыку Никона к заезжему гостеньку вряд ли подпустят. Но тут дело не в доброте казанских властей. Там, в Казани, деньги считать умеют. И если едут в Казань паломники не только со всей России, но и со всего света, то пользоваться этим обстоятельством нужно. И за памятники архитектуры в Казани взялись не от любви к русской истории, а чисто из практических соображений – туристам что-то показывать нужно. Гостиница, где останавливался Петр Первый – место хлебное. В Архангельске выгоду эксплуатации петровской темы давно поняли, а в Казани только-только прозревать начали. Ничего, скоро и в Казани поймут, насколько просчитались местные власти, отказавшись от памятника Петру Первому. Ничего личного, только бизнес.

У нас в Уфе тоже можно было бы эксплуатировать исторические и литературные темы. Чехов, Цветаева, капелевская атака, адмирал Колчак... Ах, кому-то Колчак, исследователь Арктики, может не понравиться? Но тогда уж надо учитывать мнения и о Валидове. Если четвероклассников из православных семей заставляют писать хвалебные рефераты о Вплидове (только о Валидове и только хвалебные, иначе двойка, школа , если не ошибаюсь, номер 62), то почему бы не разрешить повесить мемориальную доску о пребывании в Уфе адмирала Колчака?

Итак, наблюдается перекос. Региональные власти не считаются или недостаточно с мнением православных. Да и пастыри наши, как бы это сказать-то помягче... Сверхосторожные.

Казанские истории

Казань. Владыка Анастасий отдает здание церкви государству. Добро бы государству, так ведь нет. Местной структуре, гнобящей памятники архитектуры и истории. Храме-памятник Спаса Нерукотворенного на Казанке, поставленный на братской могиле воинов, павших при взятии Казани в 1552 году, был передан местному отделению Росимущества с согласия архиепископа Казанским и Татарстанского Анастасия.

И вот что интересно – общественность в Казани не смолчала. Они там в Казани действительно что-то могут и делают. Есть у них там ОРК – Общество русской культуры. В свое время после обращений ОРК к президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву были отменены решения о передаче колокольни Казанского Ивановского монастыря коммерческой структуре, Святого ключа в Седмиозерной пустыни неподалеку от Казани частному предпринимателю "для разлива питьевой воды", а также решены другие вопросы, касающиеся возрождения православия в регионе.

После многочисленных публикаций о Храме-памятнике, символе Русской воинской Славы состоялась встреча представителей правления ОРК с архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием - первая за 20 лет, на которой были достигнуты некоторые договоренности о взаимодействии.

Более того, архиепископ готов всемерно содействовать и помогать приходу, для чего назначает нового настоятеля из Казанского Кизического монастыря, а также рекомендует для восстановительных работ в храме-памятнике одного из известных ему спонсоров.

Мы много не знаем. Возможно, со стороны руководства Казанской епархии эио мудрый шаг. Но осадок все равно остался. Однако мы действительно ничего не знаем. Вот отрывок из интервью 2010 года, в котором объясняется очень многое, в том числе и странный титул владыки Анастасия. Вопрос серьезный; «В 1991-93 годах, когда в Татарии была мощная антироссийская, антирусская волна, церковь молчала. Потом Казанская епархия стала называться Татарстанской, что в нормы русского языка ну никак не вписывается». Ответ горький:

- У нас нет прямого выхода на руководство республики. А вот смолдияровскую раскольничью группу митрополита или епископа Валентина принимают, насколько я знаю, и в аппарате президента. Что касается названия «Татарстанская», то это решение Синода. Я был категорически против этого титула.

Я просил оставить титул «Казанская», или «Набережночелнинская», так как Челны – второй по величине город в республике. Еще я просил вернуть титул, который был до революции – «Свияжский». Но, к сожалению, Синод настоял на «Татарстанском», не «Татарский», а «Татарстанский» – епископ всего Татарстана. А в отношении того, что церковь молчала, когда начались антирусские настроения, вы не правы. В те годы нас, церковь, никто из русских не поддержал. Мы находились в изолированном состоянии, а положение было тяжелейшее. У меня до сих пор хранятся масса листовок и предупреждений, чтобы я, «христианская сука», убирался за пределы Татарстана, здесь якобы нам не место. Сколько было таких угроз и предупреждений!

Я обращался во всевозможные организации, в том числе и в Совет по делам религий, но никто нас не поддержал. Только марийский президент предложил мне тогда перевести кафедру в Йошкар-Олу. Мне грозили, что прибьют меня, а в ночь на 14 октября 91-го года меня предупредили, что если мы не уберемся из Казани, то «ждите беды». Даже указали дату «беды» – ночь с 20 на 21 октября. И как раз в эту ночь подожгли Ивановский монастырь.

Однако на следующий день мы начали работать и разбирать головешки. Так что я бы не сказал, что вхож в известные кабинеты. Я бы очень желал хоть раз в год встречаться с президентом. Единственное средство общения – это переписка. Вот вы говорите, что мы стояли в стороне, когда были антирусские настроения в Татарстане. Но именно в то время переписка была самая интенсивная. Может быть, мои послания шли в один конец, оттуда никаких ответов не было. Мы получали письма из министерства культуры, где утверждалось, что Казань – мусульманский город и что здесь слишком много церквей.

Однако мы до сих пор продолжаем просить. Заметьте, мы не требуем, мы просим, чтобы нам вернули то, что нам принадлежит по праву.

Архиепископ Никон против строительства бассейна не возражает ?

Всё не просто, все очень непросто. Но вот тут для нас урок – оказывается, с архиепископами можно говорить! Говорить и договариваться. Быть может, и с нашим владыкой Никоном тоже можно вести диалог? О чем с ним говорить? Ну вот хотя бы о ситуации с Ново-Ивановским кладбищем...

Башинформ, 27 октября:

Уфимская епархия не возражает против строительства в Уфе бассейна для Башкирского государственного аграрного университета вблизи Дворца молодежи на территории, где раньше располагалось Ново-Ивановское кладбище, закрытое около полувека назад. Представители епархии опровергли информацию, распространенную отдельными СМИ.

— Нам совершенно непонятно, откуда взялись слухи о том, что Уфимская епархия возражает против строительства бассейна, — прокомментировали агентству «Башинформ» в пресс-службе Уфимской епархии. — Возможно, это было какое-то частное мнение. Церковь лишь просит с должным уважением отнестись к такому месту, как кладбище, и находящимся там человеческим останкам. Нужно сказать, что еще в самом начале застройщики обращались по этому поводу к Архиепископу Уфимскому и Стерлитамакскому Никону. Владыка рекомендовал лишь бережно относится к человеческим останкам, откладывать их, пообещав, что Уфимская Епархия в дальнейшем окажет содействие по их захоронению.

А вот версия МКС:

Около 30 лет назад уфимцы были уже свидетелями циничного сноса этого кладбища – при строительстве трамвайного кольца под ноги прохожим летели черепа и кости. Ново-Ивановский погост закрыли 51 год назад, и тогда власти утверждали, что все могилы перенесены. Но как только на этом участке затевается новое строительство, выясняется, что о прахе покойных не позаботились ни тогда, ни сейчас. Специалисты утверждают, что возведение теплотрассы идет по детскому отделению кладбища. Уже собраны пятнадцать ящиков преимущественно детских останков.

- Строители задели ряд детских захоронений на глубине трех метров, - говорит заведующая кафедрой истории и культурологии, кандидат исторических наук Светлана Яминова. - Кости мы собрали в ящики и пока сложили в строительных бытовках, туда же мы отнесли найденные надгробия.

По словам г-жи Яминовой, единственный нетронутый фрагмент Ново-Ивановского кладбища остался в центре парка между обелиском павшим героям и крестом в память о жертвах репрессий.

Тем временем в епархии напомнили, что вопрос со строительством часовни на месте бывшего погоста продвигается с трудом, а строительству бассейна дан зеленый свет.

Быть может, уфимской общественности следовало бы более настойчиво побеседовать с епархией?

Но после известий из Северной Осетии уже как-то и говорить не тянет. Если в нашей епархии события пойдут по осетинскому сценарию, когда гласу общественности вроде бы вняли, нам лучше от этого не будет. Заголовок издания, православию особенно не сочувствующему, всё тому же «Эху»:

Серьезный конфликт разгорелся в Северной Осетии между представителями власти и церковью

Глава республики отказался принимать архиепископа Владикавказского и Махачкалинского из-за его кадровой политики. Поводом для конфликта стало назначение, решение о котором принял архиепископ Зосима. Он перевел в Дагестан наместника Аланского монастыря архимандрита Антония. Оказалось, что многие остались этим недовольны. В администрацию главы Северной Осетии Таймураза Мамсурова пришло обращение, в котором верующие просили повлиять на решение архиепископа. Они заявили, что считают архимандрита Антония своим духовным наставником и что его перевод в Дагестан связан с желанием епископа удалить неугодного священнослужителя. Во Владикавказе прошла даже акция протеста. Ответ властей был довольно резким.

Таймраз Мамсуров отказал архиепископу в приеме. Он объяснил это тем, что решение было принято единолично, без учета мнения верующих. К тому же в упрек архиепископ ставится то, что он не посоветовался с администрацией. Сам же архиепископ Зосима заявил, что этот перевод вызван необходимостью укрепить православие в Дагестане, и поэтому туда был направлен один из опытнейших священнослужителей. Глава Северной Осетии пообещал ознакомить с ситуацией патриарха Кирилла.

Самое пикантное в этом противостоянии то, что Мамсуров по вероисповеданию мусульманин. Стоп, стоп, это что же выходит, в преимущественно православном регионе, каковым является Осетия, может быть глава иной конфессии? Тогда почему мы даже теоретически не можем предположить, что в регионе с неборльшим перевесом мусульманского населения в принципе не может быть главы с другим вероисповеданием. Вот будет он хоть золотой, хоть бриллиантовый, деловой и умеющий работать – но если он не титульной нации и иного вероисповедания, то он уже не может быть главой региона?

Тогда почему в Осетии – может?

Но мы отвлеклись. Глава региона:

1. Грозится донести на архиепископа Патриарху

2. Отказывает в приеме

3. Упрекает архиепископа в том, что тот не посоветовался с ним, великим и ужасным

Но и это еще не всё! Совершенно непонятно хамское и вызывающее поведение спикера парламента Северной Осетии Ларисы Хабицовой. Вот ее дословно слова: «Если отцу Антонию все же придется уехать, то говорить с владыкой Зосимой будем на другом языке». Помощница главы Северной Осетии Ксения Гокоева сообщила, что руководство республики может прекратить общение с руководством православной епархии в случае, если не будет принято во внимание желание православных республики оставить в Северной Осетии наместника мужского монастыря отца Антония. «Если мнение православных Северной Осетии – а это большая часть жителей республики – не будет услышано, не исключено, что между властями республики и епархией будет прервано общение», – сказала она, ссылаясь на своего начальника. Она отметила, что учитывая светскость государства, где власть отделена от Церкви, республика не может вмешиваться во внутрицерковные дела, но «связи с епархией будут прекращены» – зловеще предупредила заслуженного православного архиерея госпожа Гокоева.

Очевидцы из Осетии рассказывали – машину архиепископа пинали ногами. Митинги, сбор подписей, истерики кликуш. Налицо что-то вроде оранжевой революции. Несколько крикунов пытаются повлиять на церковь. Интересно, как поступит Патриарх? Поддастся на шантаж? Еще деталь – митингующие-протестующие вдвое, а то и втрое младше архиепископа Зосимы. Спрашивается, где хваленое кавказское уважение к старшим?

«То, что происходит сейчас в Северной Осетии, очень точно характеризует состояние, когда национальное затмило сакральное. Я уверен, что митингующим людям не нужен Христос. Им нужна своя автономная Церковь с прихожанами осетинами, епископ осетин, не более. А то, что во Христе нет ни эллина, ни иудея, никто и не вспомнит», - заключил клирик Ставропольской епархии Антоний Скрынников.

Вместо заключения

- Все гораздо, гораздо глубже. Просто мы всего не знаем, - сказала мне моя подруга.

Мы действительно ничего не знаем. Но на ум приходят самые разные ассоциации, от померанцевых на киевском Майдане незалежности до ливийских мотивов.

Мир меняется у нас на глазах, или может измениться, но мы этого пока не осознаем.

И при таких раскладах, наверное, лучше уж не сметь ничего предложить нашему Никону, чем митинговать и собирать подписи против своего архиепископа. Быть может, где-то есть золотая середина?

Екатерина Некрасова, ЖЖ enekrasova
Оригинал публикации








Связанные темы и персоны