Рейтинг публикаций пользователей
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Февраль 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Уфа и Башкортостан ...

Акция посвящена памяти Бориса Немцова и делу, за которое он боролся и отдал ...
  25.02.2017   529   40

И так почти во всех ...

Молодой человек два месяца проработал секретарем в петербургском суде. За это ...
  25.02.2017   536   17

Стыдные вопросы про ...

Почти 100 лет назад в России началась Февральская революция — событие, резко ...
  25.02.2017   344   37

«Эффективный менеджмент» ...

Пару слов об эффективном менеджменте им. тов. Сечина. Сделаю более подробный ...
  25.02.2017   336   3

Курултаевец Ахмадинуров ...

Рустем Ахмадинуров: Армейская служба сегодня престижна. Депутат Госсобрания ...
  24.02.2017   1317   50

Почему инвесторы не ...

В конце прошлого года стало известно, что итальянская группа Cremonini ...
  24.02.2017   1647   76

Зазеркалье? Врио главы ...

Врио главы МВД Башкирии не считает местные дороги плохими. Временно исполняющий ...
  23.02.2017   2379   47

Познер: «Стоило бы чуть ...

В связи с тем, что приближается День защитника Отечества (это замечательный ...
  23.02.2017   985   53

23 февраля, если бы мы ...

Если бы мы были нормальной страной, то 23 февраля был бы не праздником, а днем ...
  23.02.2017   2533   233

Гозман: «Уходите, ...

К 99 годовщине падения монархии в России. Открытое письмо Президенту России. ...
  23.02.2017   14010   87

Темы и персоны
Архив публикаций
Февраль 2017 (114)
Январь 2017 (152)
Декабрь 2016 (159)
Ноябрь 2016 (162)
Октябрь 2016 (182)
Сентябрь 2016 (169)
Читаемое за неделю
Читаемое за месяц

Салават Юлаев: герой или злодей?

  • Опубликовано: sergey orlov | 11.06.2012
    Раздел: История | Просмотры: 10557 | Комментарии: 220
0


В Башкирии начинают праздноваться ежегодные Дни Салавата Юлаева. По указу президента Муртазы Рахимова от 2004 года, в течение декады во всех городах и районах республики будут проходить мероприятия, посвященные памяти башкирского национального героя.

Салават Юлаев: герой или злодей?


Информации о Салавате как о герое в избытке, предлагаю вашему вниманию мнение ведущего научного сотрудника лаборатории проблем региональной культуры Тюменского государственного гуманитарного университета, доктора исторических наук Виктора Мауля. Сферой его научных интересов является социокультурное пространство русского бунта, Пугачевский бунт, история общественного сознания.

«Наделять Салавата Юлаева личным мужеством и героизмом, научных исторических оснований и данных нет»

Историческая наука – очень тонкая и сложная область гуманитарного познания. В ней нет, и никогда не может быть раз и навсегда данных положений, истины в конечной инстанции.

Эвристические возможности эффективности способов извлечения из них информации, а также от степени разработанности методологического инструментария. Аксиомой является положение, что без методологического исторического исследования не бывает. При этом методология – эта «призма», сквозь которую ученый наблюдает изучаемое. Она обеспечивает «угол зрения» на проблему. Каждый метод, взятый в отдельности, дает только определенный ракурс, и не более того. Наиболее адекватный результат достигается тогда, когда историк использует весь «арсенал» доступных ему методов, т.е. обращается к методологическому синтезу и возможностям междисциплинарных подходов к прошлому. Состояние источников и методов познания не является чем-то неподвижным, они развиваются и совершенствуются по мере развития исторической науки, обеспечивая все большую «прозрачность» прошлого взору историка.

Однако, помимо сказанного, историческая наука – это та область познания, в которой в социально активной и значимой является личность самого историка. Изгнать ее из истории невозможно. Историк же – это человек своей эпохи и своего общества. Но хорошо известно, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Оно неизбежно накладывает на нас свой отпечаток, независимо от того, хотим мы этого или не хотим, осознаем мы это или нет. Отсюда проистекает неизбежная органическая связь исторической науки с идеологией и политикой, которая, впрочем, не должна доходить до откровенной конъюнктуры. По выражению историка М. Н. Покровского, «история - это политика, опрокинутая в прошлое».

Эти обстоятельства особенно заметными становятся при изучении биографии и исторической деятельности Салавата Юлаева, провозглашенного в ХХ веке национальным символом башкирского народа. С другой стороны, судя по имеющейся литературе разного толка (художественной, популярной, научной), фигура Салавата Юлаева оказалась в центре острой идеологической борьбы различных общественных кругов, была изрядно мифологизирована и политизирована.

Причины героизации образа неустрашимого борца башкирского народа против царизма и крепостничества вполне очевидны. Они полностью соответствуют «генеральной линии» партии в исторической науке советских времен, четко делившей историю только на «черное» и «белое». Особой популярностью пользовалась концепция «крестьянских войн» в России – как высшей формы классовой борьбы при феодализме. Активным участником одной из них (под предводительством Е.И. Пугачева) был Салават Юлаев, уже одним из этих возведенный в ранг положительных персонажей нашей истории. Классическим примером такого рода трудов является монография Инги Михайловны Гвоздиковой «Салават Юлаев: исследование документальных источников», выдержавшей три переиздания. Заслуги автора этой работы неоспоримы и давно признаны отечественной историографией. Без всяких преувеличений, И. М. Гвоздикову можно назвать «Карамзиным отечественного салаватоведения». Но с момента первого издания книги (1982г.) прошла четверть века, ключевая переломная для всего российского общества и исторической науки в том числе. Образ исторических исследований и само понимание прошлого изменились. Сегодня книга И. М. Гвоздиковой, богатая источниковыми материалами, отражает лишь один из этапов развития салаватоведнния и должна представлять только историографический, а не исторический интерес. Прямо, скажем, за исключением своей фактологической стороны, монография явно устарела. Иначе говоря, требуются более глубокие, соответствующие сегодняшним возможностям науки, исследования образа и роли Салавата Юлаева в отечественной истории. При этом не стоит отделять или противопоставлять историю отечественную и историю башкирскую. Последняя – органическая часть первой.

Сегодня историческая наука активнее отказывается от концепции «крестьянских войн», чаще всего рассматривая их сквозь «призму» русского бунта, к числу которых относится и пугачевское восстание. В этом смысле справедлива точка зрения видного современного историка В. М. Соловьева о русских бунтах: «Какие-то конкретные справедливые цели, добрые порывы, благородные мотивы, благие намерения и т.п. очень быстро вымывались и отодвигались на третий-четвертый план, уступая место грабежу, насилию, террору, пьяной гульбе и богохульству. Ни Робин Гуд, ни Гильом Каль не жгли и не крушили без всякой нужды и без всякого разбора все «дворянское», не проливали кровь ради куража, не измывались над людьми на забаву себе озверевшей черни… Собственно, и сами-то бунты – какая-то патология, что-то из ряда вон, нечто устрашающе сумасшедшее, оголтелое, вурдалакское, оцепеняющее сердце и леденящее кровь». (Соловьев В. М. Анатомия русского бунта. Степан Разин: мифы и реальность. М., 1994. С200-201). Подобная метаморфоза произошла Салаватом Юлаевым. Вполне благие цели и намерения (борьба со злоупотреблениями русских заводовладельцев и местной администрации) в пылу ожесточенных действий переросли в откровенный разбой и грабеж мирного, чаще всего русского, населения. По словам М. Н. Покровского, «в минуту огромного национального подъема нельзя было заставить башкира щадить русского колонизатора, не щадившего башкира в предыдущий период». (Покровский М. Н. Предисловие // Пугачевщина. Сб.документов М.; Л., 1926. Т.1.С.10-11)

Об этом свидетельствуют и беспристрастные исторические факты. Приведем выборочно несколько примеров, хорошо известных науке (выделено полужирным курсивом мною. – В. М.):

1) «...да и башкирцы все генерално бунтуют и во многих местах, немалолюдными при озерах и речках скопищами находясь, разсылают свои партии для разъзорения российских жителств, которыя еще и в то время, когда я внутри жителств находился, подбегами своими под малые жителства делали разъзорения и народ убивали…» (Копия с ордера генерал-поручика де-Колонга от 31 мая // Пугачевщина. М.; Л., 1929. Т.2.С.259).

2) «...сообщники ево, Пугачева, бунтующия башкирцы, на четырех медных: на Преображенском, Воскресенском, Верхоторском, Архангельском, на железных доменных: Юрюзянском, Симском, молотовом Усть-Катавском, на лесопилном Симском и в шести деревнях фабрики, магазейны, в плотинах вещняки и слань и всякое заводское строение и крестьянские домы выжгли до снования…мастеровых же и работных людей, сколко от прежняго забрания осталось, окроме только спасшихся от их злодейских рук уходом, побили до смерти, забрав с собою и с малолетними детьми, погнали как скотов, в дальние леса и в свои башкирския кочевья…». (Всепокорнейшее доношение в Берг-коллегию коллежского асессора Ивана Мясникова // Пугачевщина. М.; Л., 1929. Т.2.С.268-269).

3) «А они, злодеи – башкирцы, у нас всегда везде русаков губят; а 28 июня Каслинской и Каштымской господина Никиты Никитича Демидова завод оныя ж башкирцы все выжгли, как завод, так и селение, а с людьми что зделали, - о том еще здесь не слышно». (Выписка из партикулярного письма, полученного Москве 7 дня 1774 году // Пугачевщина. М.; Л., 1929. Т.2.С.265).

«Сего майя 23 числа в полдни сибирской дороги старшина Юлай Азналин с сыном своим Салаваткой собравшись злодейскою шайкою башкирцов по примеру около тысячи человек напав на означенный завод (Симский завод-В. М.). Всех заводских служителей… по примеру всего человек до шестидесяти перекололи до смерти. И тот завод разграбя, фабрику с плотиною, церковь божию и всё заводское селение сожгли…» (РГАДА. Ф.6. Д.592. Л.565).

Само собой, что на основании этих и подобных фактов не надо спешить делать выводы о «бессмысленности» и изуверской жестокости бунташных действий. Любая эпоха и ее персонажи должны «измеряться» нравственной шкалой своего, а не нашего, времени. Задача историка не в том, чтобы судить прошлое. Историк – не судья. Он должен стремиться понять изучаемую эпоху, исходя из ее морального и юридического барометра. Но екатерининская эпоха в рамках тогдашнего официального правосудия вынесла Салавату Юлаеву свой однозначный приговор – виновен.

Нет сомнений, что пугачевский бунт – это разновидность гражданских войн, когда брат шел на брата, сын на отца, и наоборот. Но гражданская война – Это ОЧЕВИДНО – не может быть предметом гордости для потомков, ибо для нормального человека противоестественно гордиться количеством крови, пролитой его соотечественниками. Так что героический пафос здесь явно неуместен. Это означает, что Салават Юлаев – активный участник братоубийственной войны – едва ли может служить примером для подражания и считаться героем отечественной, а значит, и башкирской истории.

Изрядно преувеличенными следует признавать и те личностные достоинства, которыми наделили Салавата Юлаева (20-летнего юношу) в советской историографии (еще раз замечу, наделили по причинам, далеким от научных).

Так, вряд ли найдутся научные исторические основания считать Салавата Юлаева выдающимся государственным деятелем. Такое определение предполагается, что он является видным деятелем ГОСУДАРСТВА. Но какого? Самостоятельного Башкирского государства в XVIII веке не было, как нет его и сейчас. Считать же его выдающимся деятелем Российского государства, против политики и устоев которого Салават Юлаев вел активную и насильственную борьбу, тем более нельзя. Он был одним из участников и руководителей борьбы за национальное освобождение от России. В этом отношении Салават Юлаев проявил себя, скорее, как антигосударственник, т.е. человек, сознательно действовавший вопреки интересам государства, подданным которого он являлся. Не случайно, что государственная власть именно так и квалифицировала его поступки. По приговору Тайной экспедиции Сената он был объявлен государственным преступником и понес адекватное в рамках той эпохи наказание. Современная Российская Федерация активно позицирует себя в качестве правопреемницы Московской Руси и Петербургской империи. Взяв на вооружение даже их символику, например герб и флаг. В таком контексте, логичной позицией федеральных властей был бы отказ от пропаганды культа Салавата Юлаева, активно ведущейся на территории самой же Российской Федерации в Башкортостане. Вспомним, например, какой негативный резонанс ветеранов вызвала попытка президента Украины В.Ющенко назвать героями войны бандеровцев. Ведь не случайно, что до сих пор в России не предпринималась и едва ли будет предпринята попытка юридического пересмотра антигосударственных и антиправительственных действий Салавата Юлаева. Приговор 1775 г. формально до сих пор остается в силе.

Теперь несколько слов о Салавате Юлаеве, как о «выдающемся полководце». Военные историки хорошо знают, насколько сложно оценивать полководческие способности того или иного военачальника. Здесь необходимо анализировать стратегию, тактику и масштаб ведения военных действий, психологическую специфику военной атмосферы, учет и соотношение сил воюющих сторон и т.д. И хорошо, когда речь идет о личностях калибра Наполеона Бонапарта, о деятельности которого сохранилось множество документальных источников. Но такая добротная сохранность источников — редкость для исторической науки. О том, насколько трудной и кропотливой является эта работа, какие подводные течения и рифы здесь могут быть, свидетельствует, например, исследования известного уфимского историка Р.Н.Рахимова. Скрупулезно изучив историю Уфимского пехотного полка, автор, тем не менее, счел необходимым сделать осторожные оговорки: «данная работа не претендует на исчерпывающую информацию»; «Несомненно, новые источники, выявленные в архивах, позволят более полно изучить те или иные аспекты полковой жизни». (Рахимов Р.Н. История Уфимского пехотного полка. 1796-1833. Уфа, 2004. С.9, 147).

В нашем же случае судить о полководческих способностях Салавата Юлаева по немногим сохранившимся отрывочным сведениям источников — задача исключительно сложная. Вот характерный пример описания боя, в котором принял участие Салават Юлаев: «Будучи ж в марше, сего ж 22 числа повстречавшим злодеем башкирцом Салаваткою имел прежестокое сражение, у которого было злодейской толпы до трех тысяч человек. Но храбрами ея величества воинами все были обращены в бег, и несколько сот человек в преследовании побито, и едва сам злодей Салаватка мог спастись: оставевши свою лошадь, бежал в болото. С нашей же стороны вреда никакова не было». (Крестьянская война 1773-1775 гг. на территории Башкирии. Сб. док-тов. Уфа, 1975. С.231). Информация для квалифицированных заключений, как видим, явно не хватает.

В силу сказанного очевидно: для оценки полководческих способностей Салавата Юлаева у исторической науки достаточных сведений нет. Поэтому решение данного вопроса допускает возможность различных, порой прямо противоположных предположение и гипотез, в зависимости от идеологических и политических установок исследователей. Как это произошло, например, с историками И.М.Гвоздиковой и С.А.Орловым. Опираясь на одни и те же скудные источники, они сделали взаимоисключающие выводы. Соответственно, о наличии и отсутствии у Салавата Юлаева полководческих талантов (Гвоздикова И.М. Башкортостан накануне и в годы крестьянской войны под предводительством Е.И.Пугачева. Уфа, 1999. С.441; Орлов С.А. Пирамида Салавата, Казань, 2006. С.20-21).

Таким образом, известные науке исторические источники не позволяют категорично говорить о полководческих способностях Салавата Юлаева вообще, не говоря уже о «выдающихся способностях». Косвенные же свидетельства подсказывают скорее отрицательный ответ на этот вопрос.

Был ли Салават Юлаев выдающимся башкирским поэтом — на мой взгляд, вопрос также не решенный. Известно. Что из 500 приписываемых ему поэтических строк, ни одно из произведений в оригинале не сохранилось. (Салават Юлаев: энциклопедия. Уфа, 2004. С.267). Все они находятся только в копиях на русском языке. И никаких подлинников в источниках не содержится. Отсюда возникает вопрос об атрибуции данных текстов Салавату Юлаеву. Источниковеды знают, что до сих пор не удалось установить авторство даже такого замечательного произведения древнерусской литературы, как «Слово о полку Игореве», изучению которого посвящены многие тысячи работ (См., напр.: Зимин А.А. Слово о полку Игореве. Спб., 2006). Тем более сложен для решения вопрос об авторстве Салавата Юлаева. Насколько известно, никаких специальных источниковедческих исследований по данному вопросу не существует. А, значит, считать его однозначно решенным не приходится.

И последнее: в литературе присутствует тенденция возвеличивать личные героизм и мужество Салавата Юлаева, попавшего в плен к правительственным войскам. Но и тут источники не предоставляют возможности для таких утверждений. Известно, что оказавшись на допросе, Салават Юлаев каялся, списывал все на свои молодость и страх: «из страха боясь учинить побега, в толпе злодейской и оставался». Старался приуменьшить размер своих преступлений перед государством: «Будучи в злодейской толпе, никого из своей воли и сам собою не умерщвлял». От «мужицкого царя» Пугачева/Петра III отрекся, именуя его теперь «злодеем Пугачовым». (Пугачевщина. М.; Л., 1929. Т.2. С. 276-279). Вполне типичное для многих пленных пугачевцев, но едва ли героическое поведение. А ведь были и другие примеры. Вот как, например, вел себя нижегородский крестьянин Василий Чернов: «при сем допросе под жестоким мучением во все продолжительное время упорствовал назвать Пугачева злодеем, почитая ево именем государя Петра третияго». (Пугачевщина. М.; Л., 1929, Т.2. С.363).

Говорится это вовсе не в упрек Салавату Юлаеву, а только для констатации исторической реальности. Но, все же. Пример подлинного мужества на допросе показал отнюдь не он. По справедливому мнению историка В.М.Моловьева, героизировать поведение народных масс на фоне русского бунта, представлять их сознательными творцами светлого будущего нет никакой необходимости. Они не нуждаются ни в модернизации, ни в приукрашивании: «среди них были не только мужественные и бесстрашные, но и робкие и нерешительные, сомневающиеся и придерживающиеся нехитрого житейского правила «как все — так и я». Ведь немало из них до того, как вспыхнул всенародный мятеж, покорно тянули свою лямку и, если бы не экстремальные обстоятельства, продолжали бы это делать» (Соловьев В.М. Актуальные вопросы в народном движении (полемические заметки о крестьянских войнах в России) // Ист. СССР. 1991. №3. С.142). Очевидно, данные мотивы играли свою роль и в поведении Салавата Юлаева перед лицом екатерининских следователей.

В заключении замечу, что Салават Юлаев, несомненно, один из активных участников пугачевского бунта. Поэтому он является заметной фигурой отечественной истории. Вычеркивать его из нее не нужно, да и вряд ли возможно. Но для того, чтобы относить его к выдающимся государственным деятелем, выдающимся полководцам, выдающимся поэтам, наделять личным мужеством и героизмом, научных исторических оснований и данных нет.

Виктор Мауль

P.S. В своей работе Мауль ссылается мою книгу «Пирамида Салавата», если тема интересна, книга есть в книжных магазинах Уфы: «Космос», Пр. Октября, д. 106, ост. транспорта «Госцирк», «Азия», ул. Гоголя, д. 36, ост. транспорта «Дом Моделей».

Сергей Орлов, Уфа, Башкирия - Башкортостан




Связанные темы и персоны


Другие публикации по теме


  • Изображение
  • Гость
  • 1 | 11.06.2012, 11:29 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
Один *** вытаскивает на свет писульку другого говна. "Ты мени уважаешь, я тебе уважаю, мы оба уважаемые люди". (А. Райкин). Убогий ты орелов. Самое интересное в том, что ты ведь совсем не русский. Какую цель преследуешь, об этом думаешь не знаем?. Твоя задача развалить Россию. Поделить между 7-8 странами территорию и иметь дивиденды в пользу израиля.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 2 | 11.06.2012, 11:38 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
УТАУ.
Опять реклама? Один абзац до статьи и один после - хорошо придумал )))) Постота, как говорится "гениальна".



0

  • Изображение
  • Участник
  • 3 | 11.06.2012, 11:52 | Автор: Николай
    Публикации: 0 | Комментарии: 2476 | Рейтинг: +24,4
Ведь не случайно, что до сих пор в России не предпринималась и едва ли будет предпринята попытка юридического пересмотра антигосударственных и антиправительственных действий Салавата Юлаева. Приговор 1775 г. формально до сих пор остается в силе.
------------------
..а это уже прямой вызов башкирским ученым историкам..добиться юридического пересмотра действий Салавата..тут вольные фантазии и перлы типа " по рассказам старейшего аксакала умершего сто лет назад" не прокатят..
..и по материалам " башкирского государства" и столицы его " башкорт" пора начинать готовиться..
..жалко конечно если красивый памятник Салавату придется переносить в Темясово..



0

  • Изображение
  • Гость
Точку зрения и Виктора Мауля, и Вашу лично по отношению Салавата Юлаева разделяю.
Но в данное время у меня интерес к другой Вашей книги - об Уфимской губернии. Купил я ее именно в магазине у Госцирка. Интересная, много фактов и документов. А про себя думал, что главного документа (реакции Оренбурского губкома большевиков на присоединение Уфимск.губ. к Башкирии) нет. Но оказалось ошибся - там не было тех страниц, на которых они были напечатаны. Т.е. вырваны...
Просьба к Вам - не мог бы ли я заиметь книгу в эл. варианте...



0

  • Изображение
  • Участник
  • 5 | 11.06.2012, 12:07 | Автор: lolik
    Публикации: 2 | Комментарии: 981 | Рейтинг: +344,5
Ни одна цивилизованная нация бандита и душегуба национальным героем не сделает!
Так что вывод напрашивается сам...



1

  • Изображение
  • Участник
  • 6 | 11.06.2012, 12:09 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 25050 | Рейтинг: -547,4
Салават - герой местного, не всероссийского значения.
Причем в досоветские времена, царизм вычеркивал его имя из памяти, из памяти башкирского, именно башкирского народа не сумела вытравить.

Насчет другого, русского героя номер дин, самого воспеваемого и самого возвеличенного:

М.Рыбушкин, в 1841 году:

"Разъяренная буйством и вином толпа варваров не довольствовалась умерщвлением тех, кои мог защищаться, ярость их распространилась и на невинных младенцев. Выхватив из рук одной женщины полуторагодовалую дочь, они умертвили ребенка и кровью его поливали помост церковный.

…попавшие в руки разбойников, кончили жизнь самым мучительным образом. … Ни один дом не спасся от расхищения.

Сам Разин, разъезжая верхом по Аст.рахани, приказывал иных рубить, иных бросать в воду, отрубать руки и ноги, или вешать за ноги и за шею.

… положено было митрополита допросить, пытать и умертвить.
Иосиф… в сопровождении духовенства отправился в толпу разбойников, неся в руке крест.
… Там палач Ларька, сняв со Святителя подрясник, связал ему руки и ноги и продев дерево, повесил на огонь в одной власянице".
..................................
Э. Кемпфер. Записки о персидском походе

В самый разгар ярмарки казаки напали на народ, грабили и захватывали все, что было выставлено и разложено для продажи, избивали одних и уводили других с собой на корабли
Все бывшие здесь были убиты, за исключением очень немногих, которым посчастливилось убежать. После этого казаки атаковали Астрабад, предали мечу всех мужчин, ограбили город и увезли 800 женщин вместе с добычей с собой на остров, где стояли их суда, в 48 часах пути оттуда. Там они держали этих женщин три недели. Но так как многие казаки умерли в результате излишеств и оргий, которым они предавались с женщинами, и так как море сделалось очень бурным, что они сочли наказанием за их дебоши; поскольку они намеревались покинуть остров и не могли ни взять женщин с собой, ни оставить их без провизии, они решили их всех прикончить и этой жертвой умилостивить море



1

  • Изображение
  • Гость
  • 7 | 11.06.2012, 12:11 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
У себя в москва сначала разберитесь со своими злодеями, а не лезьте, куда вас не просят.



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 8 | 11.06.2012, 12:22 | Автор: Зимагор
    Публикации: 37 | Комментарии: 6135 | Рейтинг: +1729,8
Надпись на автобусе - "Салават Юлаев - символ единения народов"
Непонятно , кого и с кем он объединяет ...Обыкновенный разбойник грабивший по нац признаку , своих почти не трогал ....Героем его сделали пришедшие к власти революционеры .Лозунг у Салавата и у них был примерно одинаков - грабь награбленное .Так вот и сделали из него символ освобождения Башкир сначала от капиталистов угнетателей потом пошли и дальше использовать этот образ и националисты всех мастей ...



3

  • Изображение
  • Участник
  • 9 | 11.06.2012, 12:23 | Автор: Сидор
    Публикации: 48 | Комментарии: 4253 | Рейтинг: +871,3
Чем отличается этот материал от псевдонаучных фантастик Мажитова и Кульшарипова? Фактами и ссылками на источники. Мауль прав далеко не на 100% - но это попытка ОБЪЕКТИВНОГО анализа. Слишком далеко отстоит от нас пугачевский бунт; источники "с противоположной стороны" тоже не сохранились :)))
Представляю, как "взовьется кострами" Зюлейха: подлые урусы НА СВЯТОЕ покусились!
Нет святого, Зуля. Есть единственный за 250 лет башкир, с натяжкой претендующий на историческую личность. С противоречивой, но конечно печальной судьбой (бодался теленок с дубом!).
Предлагаю указ Рахимова от 2004 года отменить (как и многие другие, вносящие раскол в общество); память Салавата отмечать обязательно, но не декаду, а один день (достаточно любого летнего выходного). И самое главное - чтобы этот день не совпадал с Днем России, ибо это изощренный план "суверенных ханов" принизить ГОСУДАРСТВЕННЫЙ праздник.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 10 | 11.06.2012, 12:23 | Автор: Вдумчивый | На сайте
    Публикации: 261 | Комментарии: 35340 | Рейтинг: +6313,9
Вот # 5 | Автор: Зулия, как раз кстати, предложила еще одну кандидатуру на символ единения народов - Разина.

В приведенном автором материале красочно описаны подвиги героя, которые хотя и уступают в объеме салавату Ю, но по смыслу и жестокости ничем не отличаются.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 11 | 11.06.2012, 12:26 | Автор: Зимагор
    Публикации: 37 | Комментарии: 6135 | Рейтинг: +1729,8
# 4 | Автор: lolik | Сейчас на сайте
11.06.2012, 12:07 | Публикации: 0 | Комментарии: 343 | Рейтинг: +133,5
Ни одна цивилизованная нация бандита и душегуба национальным героем не сделает!
Так что вывод напрашивается сам...

--------------------------------------- Лёлик , в том то и весь прикол , Героя из него сделали коммунисты пришедшие к власти ....



1

  • Изображение
  • Участник
  • 12 | 11.06.2012, 12:26 | Автор: Сидор
    Публикации: 48 | Комментарии: 4253 | Рейтинг: +871,3
Зуля тут как тут! Верный способ: не удается защитить своего героя - надо обгадить аналогичного уруса. Стрелки перевести. Да, Разин - душегуб почище Пугачева. Но ведь в выжженной им Астрахани не ездят автобусы с лозунгом "Разин - наше все"?



0

  • Изображение
  • Гость
  • 13 | 11.06.2012, 12:27 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
Сидор, ты что-ли тоже ичторик?
Тебе достаточно свою козу учить уму-разуму.
Вон лолик говорит, что только предателей, как Джалиль и Власов можно делать героями.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 14 | 11.06.2012, 12:28 | Автор: Зулия
    Публикации: 27 | Комментарии: 25050 | Рейтинг: -547,4
Какое отношение имеет Салават к Степану Разину?
К Пугачеву имеет, к Ермаку Тимофеевичу не имеет.
И Разин, и Ермак, и Пугачев являются народными героями, воспетыми, восхваленными, увековеченными.
В отличие от Салавата, были можно сказать бандитами по жизни, то есть профессиональными разбойниками.
Салавата в отличие от этих троих друзей, бунтовать вынудили обстоятельства.

У Салавата была возможность избрать более счастливую судьбу.
Пример для подражания имелся - Тевкелев, генерал-майор.
Имел возможность безбедно существовать - мог бы выкрестится, выслужится, получить званий имений, земельных владений, деревенек с крепостными.
Если имел поэтические способности - плести вирши наподобие Державина, за торжественные оды во славу Фелиц получать нехилые гонорары.
Ломоносов за оду императрице получил настолько огромный гонорар, что пришлось везти на нескольких подводах.
То есть если бы ассигнациями - вышло бы не так увесисто. Денежная реформа такая вот, наподобие нашей, когда пачки миллионами.
Хотя стихоплеты из них так себе, стишки неуклюжие, слог корявый, но других не имелось.
На безрыбье.

Да вот не стал креститься, переходить на службу.

А бунт "на коленях" - на Руси всегда не имел успеха.
Челобитчики своего не добивались, могли схлопотать кнутов, а то и казней.



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 15 | 11.06.2012, 12:30 | Автор: Зимагор
    Публикации: 37 | Комментарии: 6135 | Рейтинг: +1729,8
Зулька . ты ещё Брейвика в пример приведи ! Есть люди для которых он тоже герой ...



0

  • Изображение
  • Участник
  • 16 | 11.06.2012, 12:31 | Автор: Меркурий
    Публикации: 0 | Комментарии: 416 | Рейтинг: -8,9
Вот с этим полностью согласен:
----------------------------
Однако, помимо сказанного, историческая наука – это та область познания, в которой в социально активной и значимой является личность самого историка. Изгнать ее из истории невозможно. Историк же – это человек своей эпохи и своего общества. Но хорошо известно, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Оно неизбежно накладывает на нас свой отпечаток, независимо от того, хотим мы этого или не хотим, осознаем мы это или нет. Отсюда проистекает неизбежная органическая связь исторической науки с идеологией и политикой, которая, впрочем, не должна доходить до откровенной конъюнктуры. По выражению историка М. Н. Покровского, «история - это политика, опрокинутая в прошлое».
----------------------------
Причем вовсе не потому, что история двусмысленна, местами приходится "додумывать" и догадываться. Вовсе нет.
На сегодняшний день достаточно математических, психологических и других аналитических инструментов, дабы все расставить по своим местам.
Просто никому не интересно ковыряться в утверждениях очередного "историка"-популиста, который немного переврал, скажем, для того, чтобы сделать себе имя, пропиариться, заработать бабла, подняться по карьерной лесенке, или просто потешить свои комплексы неполноценности.
И разумеется, тема работ этого "историка" должна обязательно касаться не какого-то там Васи Залупкина из деревни Гадюкина, а самых ярких личностей!
Ну а что является самым ярким в республике?!! Разумеется - Салават!
Сначала все чиновники визжали, что Салават только их герой и боролся "за них", дабы ОНИ жили хорошо за счет всех остальных, "принципиально" забыв при этом упомянуть, что Салават боролся рука об руку с русскими повстанцами против царского произвола, фактически против самих чиновников.
Затем появился Орлов, неудачник и оболтус из армии, которому ниче в этой жизни не светило, по причине безрукости и абсолютного нежелания что-либо делать и учиться.
Ну и чего стоило ждать от необразованного оболтуса и тунеядца?!! "Сел, написал, понравилось" - как говорит сам Орлов.
Но как оказалось, не все так просто! В республике оказалось достаточно людей, таких же тунеядцев, оболтусов и неучей, которым творения Орлова понравились. Причем понравились и взгляды Орлова, который как и большинство всех русских, страдает некими нацистскими убеждениями :))).
"Вот ОНО!" - подумал Орлов.
Так и началась эпопея Салавата, когда он боролся не с чиновниками и казнокрадами, а с "русскими" :))))).

Благо что у нас в республике нацистских взглядов придерживаются лишь единицы из миллионов. Причем далеко не "умного десятка".
В противном случае это могло бы привести к устойчивой ненависти ко всем башкирам, а возможно даже некой политике государства в продолжение розжига ненависти и нетерпимости сначала к чеченцам, потом к грузинам, дальше ко всем кавказцам, далее, разумеется, к башкирам, татарам и ко всем азиатам.
Ну а когда ненавидеть будет уже некого, можно ненавидеть, скажем, европейцев и американцев :)))))).



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 17 | 11.06.2012, 12:37 | Автор: Егерь
    Публикации: 3020 | Комментарии: 5897 | Рейтинг: +2614
СТАЛО ИЗВЕСТНО ОБ ОБЫСКАХ И ЗАДЕРЖАНИЯХ ЛИДЕРОВ ОППОЗИЦИИ

11 июня 2012 | 10:07
Стало известно об обысках и задержаниях лидеров оппозиции. Информация распространяется через социальные сети.

Сообщения о том, что полиция нанесла сразу несколько визитов к оппозиционером, моментально разошлись через Фейсбук и Твиттер. Основными источниками информации стали журналисты Ольга Романова и Александр Рыклин. Главный редактор Ежедневного журнала, в частности, сообщает в Фейсбуке – "Менты пришли к дому Немцова!! Полный двор!" Ольга Романова добавляет: они у Немцова под дверью, но самого политика за дверью нет. При этом, по сведениям Романовой, задержан один из лидеров движения «Солидарность» Михаил Маглов, его «сейчас везут куда-то по Ярославке». Об этом же пишут его друзья и соратники в Твиттере. Кроме того, по некоторым данным – как признает Рыклин, непроверенным, обыск идет и у Ксении Собчак. Сергей Пархоменко уточняет, что у дома телеведущей стоят две полицейские машины, о чем свидетельствует фото, также размещенное в Фейсбуке.

Следствие проводит более 10 обысков у организаторов и участников митинга на Болотной, переросшего в беспорядки, сообщил ИТАР-ТАСС представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин.
"Следователями Главного следственного управления Следственного комитета РФ сегодня совместно с оперативными сотрудниками столичной полиции проводятся обыски в местах проживания организаторов и участников митинга на Болотной площади в Москве 6 мая, переросшего в массовые беспорядки с применением насилия в отношении представителей власти. В частности, обыски проводятся у Алексея Навального, Сергея Удальцова, Ильи Яшина и других", - сообщил Маркин.
"Сегодня следствие планирует провести более 10 обысков", - добавил он.
http://www.echo.msk.ru/news/897869-echo.html



0

  • Изображение
  • Участник
  • 18 | 11.06.2012, 12:44 | Автор: Меркурий
    Публикации: 0 | Комментарии: 416 | Рейтинг: -8,9
И всетаки, самым эффективным способом борьбы с митингами в Москве остается введение военных.
Что мешает, скажем, взорвать в небе Москвы ЭМИ-ракету и затем отстреливать с крыш митингующих? Ничего.
Причем никто уже не сможет доказать, что были расстрелы.
В результате дипломатические отношения с соседями не пострадают и с митингами будет покончено.



0

  • Изображение
  • Начинающий
  • 19 | 11.06.2012, 12:45 | Автор: rv9wu
    Публикации: 0 | Комментарии: 1879 | Рейтинг: -48,7
Зима ты уж потрудись в таком случае объяснить свою глупость про то что коммунисты плохие что возвысили СЮ. Отчего тогда "демократы " 90-х годов, да и нынешние правители совсем не торопятся "спустить" Салавата в пьедестала?
CЮ возвысили для того чтобы башкиры обрели своего национального героя. На месте Салавата мог оказатся любой более-менее известный человек из башкир. Вряд ли кто тогда заморачивался по поводу его дел. Нужен был герой и его нашли. А вот то что произошло потом, когда националисты стали использовать этого героя в целях разобщения многонационального населения Башкирии вот это уже вопрос серьезный.
Итак почему же до сих пор он, CЮ , нужен? Ответ прост до безобразия: это очень удобно когда башкиры ругаются с татарами или русскими и наоборот - ворье и чиновники вершат свои делишки. Ярчайший пример с государственным языком. Проблема выеденного яйца не стоит, а поди ж ты ни Уфа, ни Москва не слышат. Им по-фигу. Одни декларации.
Так и здесь.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 20 | 11.06.2012, 12:45 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Для зулявой СЮ конечно герой , ведь это она его героем сделала для 20 сельских бандитов, тех, что для достижения башкирского национального самоуправления сломали руку 12летней девочке.



0