Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сам уже в окопе, старый ...

Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
  29.03.2023   28569    3123

Зря карлик ползал на ...

Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
  21.03.2023   40052    73

Военный преступник. ...

Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
  17.03.2023   30132    69

Молодежь в гробу видала ...

Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
  16.03.2023   28352    32

Пыня пошутил над холопами ...

Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
  14.02.2023   11848    273

Борьба дерьма с мочой ...

Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
  12.02.2023   41862    22

Ублюдочный путинизм в ...

Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
  11.02.2023   20068    33

Фильм о преступлениях ...

В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
  15.01.2023   14788    252

Утилизация холопов, ...

Путин назвал положительной динамику военной спецоперации на Украине. Президент ...
  15.01.2023   36578    8

Подох этот, подохнет и ...

Сегодня, 11 января, так и не дожив до суда, скончался Муртаза Рахимов. Ему было ...
  12.01.2023   29858    80

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Март 2023 (4)
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (5)
Декабрь 2022 (4)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)

Национальный вопрос и путинизм

0



Национализм снова в моде. Европейские лидеры (Меркель и Саркози) во всеуслышание возвещают о крахе «мульти-культи», а за словесными перлами пятном проступает не умеющая извиняться реальность. Та самая, что некогда отразилась в словах Этьена Балибара: национализм – религия нашего времени. С особой наглядностью являющая свое могущество там, где служители конкурирующих культов делят свои владения.

Национальный вопрос и путинизм


Задача эта – посложней забот погранслужбы. «Обеспечить публичность функций НКО (некоммерческой организации, получающей гранты из-за рубежа – А.П.) как иностранного агента», – так законодатель Сидякин определяет задачи, решить которые призван находящийся на рассмотрении в Госдуме РФ закон, согласно которому российские НКО, получающие денежные средства и иное имущество из-за рубежа или от иностранных граждан и занимающиеся политической деятельностью на российской территории, будут рассматриваться как иностранные агенты. С примечательной оговоркой: «независимо от декларируемых целей и задач».

Это – в сфере внешних связей. А связи внутренние? И, в частности, меры по консолидации многоязычного и мультикультурного российского общества?

Уже принимаются: при новоизбранном президенте создан Совет по межнациональным отношениям. Правда, политический смысл этого шага наблюдатели истолковывают по-разному.

«Было уже много всевозможных организаций, занимавшихся национальными проблемами, – сказала в интервью Русской службе «Голоса Америки» президент Фонда «Холокост» писательница Алла Гербер, – и все они куда-то исчезали. В том числе и знаменитая президентская программа толерантности. На которую было ухлопано очень много денег…»

«Люди» и «элиты»

В чем же дело? «Национальные конфликты всегда сопровождали советскую историю, – констатирует московский политолог Дмитрий Шушарин. – И у нас достаточно опыта, чтобы различать: одно дело – повседневные отношения между людьми. И другое – отношения между элитами. Чем же будет заниматься совет по межнациональным отношениям? Уж наверное, не отношениями на уровне элиты – скажем, элиты Татарстана, не говоря уже о Закавказье. Уж туда-то они больше не сунутся. Иными словами, это – очередной фасадный институт».

Так было не всегда, считает член-корреспондент РАН Сергей Арутюнов. «В начале существования советской власти, – продолжает российский этнограф, – существовал и Народный комиссариат по делам национальностей (наркомнац). И при самом критическом отношении к советской власти, надо сказать, что потребность в таком органе была. Как была и польза – пока не начался великий перелом… хребта народов России через колено...»

«Но сегодня, – продолжает Арутюнов, – создание органа, занимающегося межнациональными отношениями, я не стал бы даже оценивать. Потому, что властям удобнее не замечать национальных проблем в РФ – и сводить их к каким-то иным проблемам. Такое уж во властных структурах настроение: катастрофическая, фатальная недооценка национальных вопросов».

Недооценка? «Нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме», – писал в одной из предвыборных статей Владимир Путин. Подчеркивая: «… Национальная политика не может писаться и реализовываться исключительно в кабинетах чиновников...» И развивая тезис: «Если посмотреть на историю всех недавних межнациональных эксцессов – практически везде мы обнаружим этот "спусковой крючок": Кондопога, Манежная площадь, Сагра. Везде обостренная реакция на отсутствие справедливости...»

«Интересно, – спрашивает Сергей Арутюнов, – а кто же довел до такого неблагополучного положения, как не Путин? У нас было девяносто восемь субъектов федерации, а осталось девяносто три. Пять округов уничтожили! И, разумеется – во вред коренного населения: пострадали буряты Агинского и Усть-Ордынского округов, пострадали эвенки, пострадали коми-пермяки, пострадали ненцы, пострадали нганасаны. Таймырский округ уничтожили. А кто – вопреки воле татарской интеллигенции – запретил вернуться к латинскому алфавиту, на котором опубликованы произведения татарских классиков? Кто обязал татар не пользоваться никаким другими алфавитом, кроме русского? При ком падают тиражи и часы национального вещания и национального книгопечатания? Все это происходило при Путине – с его подачи, при его попустительстве или по его прямой инициативе.

Двенадцать лет находясь у власти, он не только палец о палец не ударил, чтобы как-то обратить внимание на вопросы развития национальных территорий, но наоборот, делал все возможное, чтобы их ассимилировать, обрусить, поломать через колено. Сделать из них такие же послушные регионы, как этнически русские области».

А кавказские элиты, в дела которых «лучше не соваться»? «Совершенно верно, – констатирует московский этнограф, – с Чечней – не получилось. Это – черная дыра, в которую уходят чудовищные деньги – лишь бы Рамзан говорил в адрес Путина красивые слова, что, дескать, надо его сделать пожизненным президентом, что, если надо, мы ему сто двадцать процентов голосов обеспечим. И при этом Рамзан делает абсолютно все, что хочет.

Как независимый эмир! Но вот с татарами – поскольку татары ни в кого не стреляли – можно вести себя по-хамски. А уж о бурятов или коми-пермяков можно просто ноги вытирать. При том, что Россия действительно – многонациональная страна».

Мононациональная Россия

Высказываются, впрочем, и другие мнения. Более того – прямо противоположные. «Меня удивляет, – сказал корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» московский политолог Виктор Милитарев, – что некоторая часть русской интеллигенции и связанные с ней западные аналитики разделяют этот странный предрассудок... В России чуть что – сразу начинаются странные сказки, что у нас, де, многонациональная страна. А на самом деле у нас – нормальная моноэтничная страна. В России русских – столько же, сколько французов во Франции. И у нас, естественно, может возникнуть политическая нация на базе государствообразующего этноса. С признанием прав национальных меньшинств и с постепенной их ассимиляцией».

«Черносотенная трепотня, – так характеризует эти рассуждения Сергей Арутюнов. – Демагогия, рассчитанная на косного обывателя! У нас – именно многонациональная страна. Сами посудите: двадцать процентов неславянского населения. В Китае – только шесть, но и Китай – тоже многонациональная страна. Да, там зажимают национальные меньшинства. Но все-таки существуют автономные округа – Тибетский, Монгольский, Синдзяно-Уйгурский, Нинзя-Хуэйский… А что же в России – где процент неславянских меньшинств в три с лишним раза больше – создавать мононациональную страну? Чем это может кончиться? Только большой кровью – погромами русского населения на окраинах. Двадцать процентов танками не задавишь и не перестреляешь. И побегут русские из Якутии, из Бурятии, из Татарстана – как побежали из Чечни и Ингушетии».

Как же относится российская власть к русскому национализму? «Власть, – считает московский политолог и журналист Леонид Радзиховский, – не имеет никакой идеологии, кроме одной: выжить и спасти себя. Оттого она и балансирует между разными силами. Но, зная о популярности националистических настроений, власть в России никогда – включая все годы Ельцина и все годы Путина – не выступала внятно против русского национализма. Она просто боится этой идеи. К тому же русский национализм для власти – удобный партнер: русские националисты – почти всегда сторонники сильной власти».

Федерация и 20 процентов

И все-таки двадцать процентов со счетов не сбросить. «Всерьез сделать ставку на русский национализм власть не может, – убежден Радзиховский. – Поскольку это означало бы начать войну на Кавказе, поставить в невыносимые условия Татарстан, Башкирию… в общем, власть балансирует туда-сюда».

Таковы варианты диагноза. А лечение? «Мы будем укреплять наше… государство-цивилизацию, которое способно органично решать задачу интеграции различных этносов и конфессий, – говорится в предвыборной статье Владимира Путина. – …. Скрепляющая ткань этой уникальной цивилизации – русский народ, русская культура....Великая миссия русских – объединять, скреплять цивилизацию… скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар… Что касается пресловутого национального самоопределения, которым, борясь за власть и геополитические дивиденды, не раз спекулировали политики самых разных направлений – от Владимира Ленина до Вудро Вильсона, – то русский народ давно самоопределился».

Политолог из Бостона Ирина Павлова находит, что в понимании этого самоопределения у власти и ее либеральных критиков – немало общего. «При всем критическом настрое по отношению к действующей власти именно с ней связываются надежды на изменения, – констатирует Павлова. – Все ждут, что власть наконец-то проявит «политическую волю» –желательно без крайностей: без «давления, прессинга, административного принуждения и т.д.». Но в той или иной мере практически все российские интеллектуалы видят идеальную Россию в виде империи».

«Каждый, – продолжает Ирина Павлова, – по-своему представляет себе идеального правителя страны. И в этих представлениях Владимир Путин до такого правителя не дотягивает. Не случайно его статья Путина по национальному вопросу вызвала такой вялый отклик. Но почему? Упреки были в основном по мелочам или по конкретным вопросам. А в принципе статья отвечает мировоззрению подавляющего большинства россиян: современный русский национализм – в основном национализм имперский. Дескать, Россия – многонациональное унитарное государство во главе с центральной властью. А совсем не федеративное – как провозглашается в российской Конституции. И в этом видится гарантия от возможного будущего распада страны – хотя именно эта государственность и стала причиной распада – как в семнадцатом, так и в девяносто первом...»

Что же остается за кадром? По мнению Ирины Павловой – идея федеративного государства. «В котором, – полагает она, – только и возможно подлинное решение российских национальных проблем. В таком, где и сами русские получили бы возможность реально участвовать в делах как своего региона, так и страны в целом. Впервые в истории России».

Алексей Пименов, Голос Америки
Оригинал публикации








Связанные темы и персоны