
Молодая Башкирская автономная советская социалистическая республика почти три года существовала бок о бок с Уфимской губернией. Но в 1922-м в Москве было принято решение об упразднении последней, путем присоединения к БАССР. Не удивлюсь, если читатель узнает об этом впервые, ведь как само событие, так и его причины у нас не очень - то вспоминают.
Тема, словно прокаженная, – за 80 лет ни одного исследования, ни одной диссертации… Никаких тебе праздников, ни каких речей. Наши ведущие историки, подходя к 1922-му году, начинают юлить и вести себя подозрительно: одни - умудряются проползти под этой датой, другие - едва коснувшись, перепрыгивают. Их послушать, так выходит, что губернию слили с республикой только по одной причине...
Хрестоматия «История и культура Башкортостана»: «14 июня 1922 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, учитывая пожелание башкирского народа, принял декрет «О расширении границ Автономной Башкирской Социалистической Республики». По этому декрету Уфимская губерния упразднялась, а ее территория передавалась Башкирской республике».
Такая лаконичность мой интерес не утолила, и, погрузившись в архивы, я нашел более весомые аргументы. История эта отличается от официально-хрестоматийной версии, как Хрущев от Маркса.
Так что же произошло?
...Вот взгляд на валидовское правительство белого командования. Начальник штаба Западной армии генерал Щепихин: «Случайно созданное, без должной подготовки, оно и во главе поставило выдвинутого минутой, случайного малодостойного человека – г-на Валидова. С узким кругозором, фанатичный, с достаточной энергией, политикан до мозга костей, Валидов насытил своей политикой все слои башкир. Политика не миновала и сплоченные ряды башкирских солдат. Преследуя личную цель, властолюбивый Валидов, цепляясь за власть, поссорил башкир с оренбургскими казаками и, не учтя момента, встал в резкую оппозицию с существующей властью» (7).
...Командующий Западной армией генерал Ханжин (родом из оренбургских казаков): «Башкирский народ по своему характеру и по своему развитию совершенно чужд политиканства; спокойные, может быть, не очень трудолюбивые, башкиры очень привязаны к своему дому, земле, ко всему укладу своей жизни. Этим можно объяснить их единодушное восстание против большевиков……башкирский народ перемешан территориально с русским и татарским населением, охотно подчиняется общегосударственной администрации; поэтому я считаю совершенно нежелательным и вредным формирование башкирских частей и, особенно кантональных дружин, на которые могут опираться авантюристы типа Валидова…» (8).
...9 февраля. В этот воскресный день правительство Башкирии выпустило в Темясово свой первый номер газеты «Известия» под лозунгами: «Да здравствует Учредительное собрание! Да здравствует Автономная Башкирия»! Статья о взятии Оренбурга Красной армией начинается так: «Годовщина, как большевистские банды вошли через горы трупов победителями в город. И их полное кошмаров шести месячное царствование оставило тяжелое воспоминание у обывателя».
...Официальная газета Советского правительства «Известия ВЦИК» так осветила переход: «Смоленский стрелковый полк, продвигаясь по башкирской территории между горных скал и ущелий, по оврагам гор, ночуя между скал, встречая упорное и жестокое сопротивление врага, который из-за каждой горы и кустов обстреливал полк. Несмотря ни на какие препятствия, красноармейцы сметали предстоящего врага и обращали его в постыдное бегство. Башкирская группа белых 16 февраля не выдержала и целиком сдалась Смоленскому стрелковому полку со всеми солдатами, офицерами и командующим башкирскими войсками Валидовым и со всем оружием, как огнестрельным так и холодным, которого насчитывается до 8000 тысяч штук винтовок, 40 штук пулеметов до 1000 подвод, разного правительственного имущества и др.» (43).
...Из дневника добровольца 17-го Либавского полка, который ближе всех подошел к Петрограду и почти полностью погиб: «Не останавливаясь, быстро идем дальше. По канавкам вдали видны серые убегающие фигуры. Это башкиры. Они поджидали нас, думая, что мы пойдем по шоссе. Случайно мы на них наткнулись во фланге. Пулеметы были выставлены вдоль канав и открыт огонь. Дрались здорово. Из деревни несется какой-то дикий вой. Влетев туда, видим картину: человек триста башкир стоят в одной куче, подняв руки, и от страха воют, да таким голосом, что нам становится жутко. Попади мы в их лапы, воображаю, чтобы они с нами сделали. Видя, что мы возьмем все же деревню, они стреляли до последней крайности прямо в упор, а теперь, видя, что удирать уже поздно, сдаются. Некоторые из их пулеметчиков стреляли до тех пор, пока мы не подбегали к самому пулемету.
...Сводка БОГПУ за 14 мая 1922 года: «Голод усиливается. Государственная и общественная помощь бессильна и недостаточна. Голодающих свыше 92 %. В пищу употребляются трупы, деревья, навоз, кости» (15).
...Как тут не вспомнить постановление башкир одной из волостей в октябре 1918-го: «...территориальное строительство Башкирии в настоящее время, без всякой на то готовности, для самих нас, башкир, признать вредным и служащим только доходным источником для тех авантюристов, которые не имеют способности занять где либо должности помимо учреждений Башкурдистана» (18).
Это были выдержки из книги Сергея Орлова «Ликвидация Уфимской губернии. Как это было?». Книга о гражданской войне, страшном голоде и политических авантюристах продается в магазине «А-книга», ул. Гоголя, д. 36, ост. транспорта «Музей Нестерова».
Алексей Новиков
Как Уфимская губерния стала Башкортостаном
Раздел: История | Просмотры: 28151 | Комментарии: 70