Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сам уже в окопе, старый ...

Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
  29.03.2023   29661    3123

Зря карлик ползал на ...

Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
  21.03.2023   15907    73

Военный преступник. ...

Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
  17.03.2023   30234    69

Молодежь в гробу видала ...

Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
  16.03.2023   21844    32

Пыня пошутил над холопами ...

Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
  14.02.2023   43071    273

Борьба дерьма с мочой ...

Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
  12.02.2023   16252    22

Ублюдочный путинизм в ...

Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
  11.02.2023   32517    33

Фильм о преступлениях ...

В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
  15.01.2023   12149    252

Утилизация холопов, ...

Путин назвал положительной динамику военной спецоперации на Украине. Президент ...
  15.01.2023   12897    8

Подох этот, подохнет и ...

Сегодня, 11 января, так и не дожив до суда, скончался Муртаза Рахимов. Ему было ...
  12.01.2023   12042    80

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Март 2023 (4)
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (5)
Декабрь 2022 (4)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)

Как преподавать основы религии русским детям в Башкирии?

0



За что боролись, на то и напоролись. Высказывались о том, постепенно нужно вводить в школы ОПК – «Основы православной культуры». Приходим к тому, что уже со следующего года во всех школах страны могут ввести предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (сокращенно ОРКСЭ). Туши свет, сливай воду.

Как преподавать основы религии русским детям в Башкирии?


Забегая вперед, сразу скажу, в чем я вижу выход для Башкирии, для нашего региона – в создании русских (православных) гимназий а там, где это невозможно, русских классов. В некоторых городах – само собой, в Уфе, а так же в Стерлитамаке, Бирске или Благовещенске быть может, в Октябрьском или Белебее, а так же в одном райцентров севере-востока, например, в Большеустикинском – гимназии с интернатами. Для перспективных русскоязычных и ментально русских детей. Если мы можем позволить себе содержать десятки башкирских гимназий, почему не можем позволить себе гимназии русские? Пять русских гимназий-интернатов на всю Башкирию? А пока русофобы будут возмущаться, перейдем к делу.

Слово пастыря

Как преподавание ОПК видели некоторые родители? Как это уже давно проходило в некоторых областях, например, в Свердловской? Инициатива шла снизу. Родители договривались со школой и конкретным священником, священник приходил в школу после уроков, кто хотел из учеников, те оставались, кто не хотел, те шли домой. Все зависело от воли родителей, руководства школы и наличия подходящего священника.

В Башкирии, не объясняя причин, такое было запрещено. Напомню слова архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона на Втором соборе русских Башкирии.

- ...В школе, где на 90% формируется личность ребенка, среди десятков названий предметов, мы не встретим слова мораль. В учебной программе нет слова этика. Каких только знаний не дают нашим детям, только не о культуре. Так откуда же им взяться, моральным ценностям? И вот задумано в нашей стране доброе дело - разработан предмет-« Основы религиозных культур и светской этики». В 19-ти регионах Российской Федерации уже несколько лет ведется преподавание на уровне эксперимента. У нас этого нет. С будущего года предмет вводится во всех школах, как обязательный, ведется к этому подготовка. В нашей же республике вокруг этого просто стена молчания. Все наши предложения, обращения игнорируются. Почему? Мне скажут – ну, как же! Ведь там есть слово «религия»! А религия у нас отделена и т.д. А я отвечу – и замечательно, что есть! На протяжении веков дело воспитания морали и нравственности в людях было уделом духовных пастырей. И разве нам стыдно за нашу историю? Много мы получили, отделив духовность от образования? Вот эту самую «дезориентацию»! Я обращаюсь к представителям Министерства образования с предложением начать разумный диалог, выработать четкую позицию в этом наболевшем вопросе. Призываю и работников прессы к самому широкому обсуждению проблемы, замалчивание которой становится далее просто неразумной. Есть общественное ожидание. Есть общественная проблема. Ее нужно решать...

...С сожалением приходится констатировать тот факт, что в Республике Башкортостан нет ни одного православного детского сада, православной средней школы или гимназии. Хотя созданы различные национальные детские сады и средние учебные заведения: башкирские, татарские, еврейские, турецкие и др. Детских православных учебных заведений нет, несмотря на постоянные ходатайства Уфимской епархии в руководящие инстанции РБ. До сих пор епархия, как и другие традиционные конфессии, не имеет Договора о совместной деятельности с Министерством образования РБ, в то время как во многих регионах России такие Соглашения уже заключены более 5-ти лет назад. Ключ к решению проблем межнациональных отношений лежит в сфере духовного и культурного просвещения людей и чем лучше будут люди знать религиозные и культурные традиции своего народа, тем с большим уважением они будут относиться к представителям других народов и вероисповеданий.

Настала необходимость не только внедрения преподавания в общеобразовательной школе основ религиозных культур и светской этики как полноценного учебного предмета по выбору, но и создания православных комплексов, где образование и воспитание строились бы на основании православного мировоззрения от детского сада до получения юношами и девушками специальности. Эту концепцию, по нашему мнению, должны отстаивать и другие традиционные религии на территории РБ.

ОРКСЭ в школе. Теория

Эксперимент по преподаванию предмета «Основы религий» в школе близится к своему завершению. Сейчас эксперимент ( или «апробация», как говорят чиновники из Министерства образования) идет в 21 регионе, участвуют в нем почти полмиллиона школьников. Это ученики 4-ых - 5-ых классов. Одна учебная четверть в четвертом классе и одна – в пятом. Не так давно состоялось заседании Общественного совета при Минобрнауки, посвященное итогам эксперимента. Представлена любопытная статистика.

Сейчас курс включает в себя 6 модулей.

Вот какие направления выбрали родители для своих детей (данные Минобрнауки):

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ - 42%

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ - 30%

ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР - 18%

ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ - 9%

ОСНОВЫ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ - 1%

ОСНОВЫ ИУДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ - менее 1%.

В сумме получается 101 - "это погрешность из-за округления", пояснил представлявший цифры замминистра образования Игорь Реморенко.
Камнем преткновения стали 18% , приходящихся на долю желающих изучать Основы мировых религиозных культур. Если сложить тех, кто выбрал Мировые религии и Этику в сумме получается 60% - это большинство. Если сложить тех, кто выбрал ОПК и Мировые, выйдет относительное большинство.
Один из членов Общественного совета, глава общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер настойчиво спрашивал: нельзя ли заменить все модули на один единый предмет?! Давайте не будем давать дурного примера "дележки" по религиозному принципу.

Впрочем, кое-какие изменения в курсе ОРКСЭ судя по всему произойдут. С подачи члена Общественного совета при Минобрнауки, главного редактора "Эхо Москвы" Алексея Венедиктова на заседании Совета были утверждены рекомендации для ведомства Андрея Фурсенко. Одна рекомендация касалась технического момента. Сейчас дети изучают курс в 4-ой четверти 4-го класса и 1-ой четверти 5-го. Венедиктов предложил не разбивать преподавание летними каникулами и обучать либо в 4-ом, либо 5-ом классе. Это логично, и никаких споров не вызвало.

В качестве второй рекомендации Венедиктов предложил Общественному совету скорректировать программы курса, расширить их за счет введения в них единого модуля по всем религиозным культурам. Что это значит? Раньше ребенок, выбравший, например, буддийскую культуру знакомился подробно только с этим направлением, сейчас предлагается добавить в программу из 30 уроков по буддизму 5-6 уроков по другим конфессиям: православию, исламу, иудаизму. Это предложение распространяется на все религии. Выбрал ислам, в конце курса будешь изучать основы православной, иудейской и буддийской культур. И т.д. по тому же принципу.
Фрагмент выступления Алексея Венедиктова на заседании Общественного совета при Минобрнауки:

«Самая главная проблема, которую выявил эксперимент - это то, что в настоящем виде он не решает задачи, о которой говорил и президент, и премьер.

Это воспитание терпимости и толерантности к другим народам России. Потому что внутри этого эксперимента семьи выбирают «про себя», а не про своих соседей. И вместо того, чтобы ребенок узнавал, почему его товарищ по классу иначе ест, иначе одевается, празднует другие праздники, он узнает про себя, что нормально и понятно. Но должен и про других! И в этом смысл преподавания Основ религиозных культур и светской этики. Возьмем Ярославскую область: из 10 тысяч учеников 1 (!) изучает основы исламской культуры. Как 9999 учеников будут понимать про своих соседей? В Чечне 99,9% выбрали основы ислама. Тогда чего мы хотим от этих ребят, которые приезжают в Москву потом? Они приедут через 5, через 6 лет, не знакомые с традициями Москвы, православия, буддизма, иудаизма. Ни с какими иными традициями они не знакомы, потому что у себя дома они изучали только «про себя». На мой взгляд, в основе так называемой Манежки лежит непонимание других, боязнь чужих («они не так ходят, не так одеваются, не так молятся, не то празднуют, они чужие»). Этот курс мог бы стать первым базисом, где государство, подчеркну, светское государство и школа как светское учреждение давали бы возможность детям, а это ребята 10-11 лет, узнать про традиции своей семьи, но также узнать про своего соседа за партой или про того, с кем он встретится через 6 лет на Манежке».

Сталкиваются две позиции. Венедиктов хотел бы, чтобы за две учебные четверти школьники изучали «толерантность». В преимущественно русских регионах таких родителей примерно половина, или даже чуть менбше. В некоторых регионал совсем не так. В Чечне почти все родители выбирали ислам, в Чувашии – православие. Православие, или православие плюс остальные религии выбирает половина родителей впреимущественно русских регионах.

Им не нужна «толерантность». Прежде чем изучать толерантность, нужно толком ознакомиться со своей культурой. Как сказал наш владыка Никон: «чем лучше будут люди знать религиозные и культурные традиции своего народа, тем с большим уважением они будут относиться к представителям других народов и вероисповеданий». (То же самое и с языком – прежде чем осваивать иностранный или титульный неродной язык, будь то башкирский, татарский или якутский, русским детям сначала нужно начать в полной, а не урезанной мере начать изучать родной русский язык). Что выбрали бы родители у нас в Башкирии, не представляю. Достоверной статистики нет. Да и данным от Минобраза я тоже не доверяю.

Против предложений Венендтктова выступил советник директора Федерального института развития образования, автор программы курса ОРКСЭ Александр Данилюк. По его мнению, за 2 часа школьнику невозможно рассказать об основах буддизма или ислама, или православия и иудаизма. "Вы представляете, какая каша будет в голове у ребенка?". Что же касается Манежки, то и тут Данилюк не согласился с Венедиктовым. Разработчик курса ОРКСЭ публично признал, что проблема Манежки за этот курс из 34 учебных часов не решается. Он подчеркнул, что это проблема воспитания наших школьников, воспитания всей молодежи.

Итоги эксперимента подвел и Андрей Фурсенко, министр образования и науки:

" В общем, курс на самом деле дал позитив. Мы чего боимся? Мы же боимся не того, что в школах подерутся. Это мы как раз прошли. Мы боимся, что ребята, вышедшие из разных школ, подерутся на общем пространстве. Каждый из них в своей школе получит реальное, хорошее образование, но если в этой школе не будет различия мнений, то они могут начать не понимать друг. Они не понимают, что танцевать лезгинку под громкую музыку посреди города – это неприлично. Они считают, что их обижают, что их хотят унизить, не давая танцевать.

Вот тут Фурсенко чего-то недопонимает. В Махачкале или Грозном отлично понимают, что танцевать лезгинку под громкую музыку посреди Махачкалы – это неприлично. А вот что неприлично посреди Москвы или Казани – действительно, не понимают.

А вот, мнение по данной теме казанского православного священника о. Олега (Соколова), опубликованное в газете "Звезда Поволжья" за 8-14. 10.2009

- Проблема эта принципиально давно разрешена, и ситуация юридически определена. Церковь отделена от государства, школа - от церкви...

О преподавании основ православной культуры. Позиция церкви четкая: человек вправе изучать национальную, религиозную культуру своего народа.

Изучение такого предмета должно быть непременно добровольным. «Невольник - не богомольник» - крылатые слова, не раз повторенные Патриархом Кириллом. Предмет альтернативен, каждый ученик может выбрать по желанию основы любой традиционной куль туры: православной, исламской, иудейской, буддистской. Не интересующийся религиозной культурой может изучать основы светской этики, предмет культурологический. Изучаются не религиозные догматы, а национально-религиозная культура, традиции. Знание религиозной культуры отнюдь не предопределяет исповедание соответствующей религии. Так, античная культура, являющаяся существенной частью европейской мировой культуры, в дореволюционных гимназиях изучалась довольно основательно. Каждый образованный человек неплохо разбирался в греко-римских богах, и из этого не следовало, что он в них верил.

«Нецерковность» предмета обеспечивается и преподаванием его светским учителем. И если в какой-то школе не так, если нарушаются закон, распоряжения Министерства образования о культурологическом характере предмета и добровольном его изучении - это проблема частная, местная и легко решаемая административными методами.

«Всем конфессиям должно быть отведено одинаковое число часов». Вот только как понимать это равенство... Если по принципу «ты это делаешь - позволь и мне», безусловно. Если предмет преподается для одной конфессии, то должен преподаваться и для другой в том же объеме. При наличии необходимых для этого условий - минимально возможного числа учеников, подготовленного учителя, учебного пособия. А если таких условий нет, занятия для одной конфессии проводить невозможно - значит ли это, что и для другой конфессии занятий не надо? Т.е. если в начальной школе невозможно преподавать основы шаманской культуры для единственного в школе чукчи, то и основы православной, исламской культуры преподавать не надо? Такой принцип «я не могу и ты не смей» мне неприятен. А именно он один из аргументов: в русском регионе для одного татарина преподавать не будут, так пусть не преподают и для русских. Возможно, что в какой-то татарской деревне в школе окажется один русский - он тоже не сможет изучать ОПК. И в том нет беды. Пусть эти один татарин, один русский, один чукча изучают в своих школах вместе с убежденными материалистами основы светской этики, а преобладающее национальное большинство - основы своих религиозных культур.

Практика

А теперь спустимся с небес на землю. Ключевая фраза - «Нецерковность» предмета обеспечивается и преподаванием его светским учителем.

Всё! Бери шинель, иди домой. Не знаю как в других регионах, но у нас в Башкирии нет таких учителей. Быть может, с исламом чуточку полегче, хотя и в этом сомневаюсь я, но с православием – точно туго. Да, знаю нескольких золотых учительниц, умницы, таланты, энтузиастки – но их на всех не хватит. А пока мы имеем то, что имеем.

Спустились с небес? Войдем в школу. Кто в этой школе будет вести ОРКСЭ? Не теоретически, а на практике, в среднестатистической как бы русскоязычной школе в Башкирии? Литераторы, историки? Как бы не так. Ответ напрашивается сам собой – высвобождающиеся учителя башкирского языка и культуры башкир, плюс завучи по насаждению башкирского языка.

Полистайте учебники «Культуры башкир». Там даже православие православием не называется, упоминается вскользь, как сквозь зубы, абстрактное христианство. Люди, не видящие разницу между Православием и абстрактным христианством, не могут преподавать православную культуру.

Все мы люди, мы все понимаем, всем нужно жить… Но почему должны калечиться детские души русских детей, если учительницы башкирского языка не способны преподавать что-то другое?

Вспоминаю свою восемьдесят шестую школу. Историю у нас вела Зухра Валетовна. И преподавала не интересное Средневековье, а историю СССР, со всеми съездами КПСС и прочей тягомотиной. У Зухры Валктовны была совесть. Она не пичкала нас тезисами о превосходстве социалистического строя и воинствующим атеизмом, а ведь могла бы. Обычно спрашивала строго, проводила семинары и коллоквиумы. А на одном уроке предложила классу пересесть – сталинистам на одну сторону, антисталинистам – на другую, и выяснить отношения в дискуссии. А чтоб жизнь медом не казалась, дала усиленное домашнее задание. Это я к тому, Как в нашей школе другая учительница вела обществоведение, я запретила себе вспоминать. Это было слишком нудно, скучно и насквозь фальшиво. Брррр. Все воспоминания к тому, что даже не слишком удобные предметы можно вести с душой. Все зависит от совести учителя.

Не скрою, часть учителей башкирского языка и культуры башкир – замечательные специалисты. Но большинство-то ведь не такие.

Как вспомню «Валерию Кинзягул» из 61-ой школы... Бррр... Или учительницу из 62-ой, заставлявшей ментально русских четвероклассников писать непременно хвалебные рефераты про Валидова... Или скандальную дамочку из 101 школы... Или из 91-ой... Или психопатку, бьющую детей створкой классной доски по голове... И сколько их таких, имя им – легион. И вот эти люди будут вести модуль ОПК? Как они буддизм вести будут, меня не волнует, но как они модуль ОПК вести смогут?

Нет уж, господа хорошие, нет уж. Лучше уж никак, вместо как-нибудь. Особенно, если речь о религии заходит.

Исходя из современных реалий, я часть моих единомышленников против немедленного тотального введения ОРКСЭ. Только добровольно. Только факультативно. Но что такире добровольно в Башкирии, мы уже знаем.

Разделять по живому?

В Чувашии, кстати, эксперимент проходит замечательно. Православие сплачивает и чувашей, и русских. И в Ярославле неплохо. В Белгороде – просто чудесно. Потому что там население мононационально в большинстве своем.

У русской подружки муж татарин. Сын у них. Не крещен, не обрезан. Вырастет, сам определится, решили родители. Мальчишка-то уже выбор сделал, но какой – умолчим. Вот этого мальчишку – куда? Он ни маму, ни папу огорчать не хочет. Или две подружки за одной партой сидят, головка к головке, антрацит и лён, башкирочка и белорусочка. Как им в разные стороны на делении по группам расходиться? А марийским детям куда податься? Для тех, что не крещены, и модуля не предусмотрено. Сложно все...

Если в этот регион ребенок приехал, ему еще модно что-то объяснить. Если родители кго приехали – тоже можно. А если его предки тут веками жили, тогда как?

Деления по классам бояться не стоит. Конечно, класс мусульманский и класс православный – звучит дико. Но если в школе есть, скажем, казачий класс, то это терпимо уже. Есть ведь математические, филологические, кадетские, юридические классы – и ничего. Ну и казачий класс может быть. А уж казачатам-то ОПК преподавать сам Бог велел… Это, конечно, возможно далеко не везде, но вот в русском селе, где уже есть казаки, почему нет? В Оренбурге ведь есть такое – и мир не перевернулся. Класс русской филологии – в нем и русский язык в полном объеме преподавать можно и ОПК. Потому что нельзя знать русскую литературу, не зная библейских и евангельских сюжетов.

Выньте руки из кармана

Что ни говори, а придется кое-кому понять, что назревает необходимость открытия в Башкирии русских школ. Там и русский в полном объеме, как родной, преподавать можно, и ОПК. И небольшое общежитие при некоторых школах быть должно. Башкирские гимназии показали нам, что такое вполне возможно.

Если башкирские дети из Зауралья имеют возможность получать полноценное качественное образование, то почему такой возможности лишены русские дети из какой-нибудь Нордовки (Мелеузовский район) или Трошкина (Благовещенский)? Они что, хуже? Глупее? Второсортнее?

Но чиновницы из Минобраза РБ, не вынимая рук из карманов (выражаюсь фигурально) как великую тайну держат сведения о русских школах. Говорят, что «и так много», а сколько – не говорят. Много – это две?

Продолжение следует

Екатерина Некрасова, ЖЖ enekrasova
Оригинал публикации








Связанные темы и персоны