Календарь новостей
«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Преступная нацполитика ...

Россия — территориально большая страна, в которой разные уклады, ...
  19.10.2020   33410    70

Время суверенитета давно ...

Суверенитет в том виде, в котором был провозглашен в 1990 году, оказал ...
  19.10.2020   12419    19

Потылицын: Не ...

Наблюдатели продолжают оценивать 30-летие со дня принятия декларации о ...
  19.10.2020   38830    13

После салютной вакханалии ...

Некоторые организации и учреждения в Башкортостане уже ввели ограничения. ...
  18.10.2020   41586    66

Хроники убойной медицины ...

Сокращение коек, дефицит кадров, принудительная вакцинация врачей, невыплаты ...
  16.10.2020   20374    9

«Зеленый щит ...

Активисты недавно образованного движения "Зеленый щит Башкортостана — Куштау" ...
  16.10.2020   35208    29

Ряженая попойка на 15 ...

Казачий хутор в Башкортостане планирует провести праздник в честь Княгини ...
  16.10.2020   26916    26

Уфа прошлого восхищала ...

Сотрудника Института этнологических исследований Игоря Кучумова можно назвать ...
  15.10.2020   24804    66

Лица Уфы: Николай Швецов ...

"Широк русский человек, я бы сузил", - цитата Достоевского словно про Швецова. ...
  14.10.2020   33738    76

Доцент БашГУ Юрий ...

Акция протеста состоялась сегодня утром возле здания республиканской ...
  14.10.2020   15634    27

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Октябрь 2020 (39)
Сентябрь 2020 (72)
Август 2020 (91)
Июль 2020 (77)
Июнь 2020 (108)
Май 2020 (98)


Озадумался я еще над одним Приложением Асфандиярова А.З.

  • Опубликовано: Ирек | 25.01.2015
    Раздел: Политика | Просмотры: 18854 | Комментарии: 149
2


Обратимся к Приложению, которое в книге Асфандиярова А.З.: «Башкирия после вхождения в состав России (вторая половина XVI – первая половина XIX в.). – Уфа: Китап, 2006. – 504 с.» идет под номером три, и представлено на страницах 463-500.

Озадумался я еще над одним Приложением Асфандиярова А.З.


Когда я только начинал знакомиться со справочными работами Анвара Закировича Асфандиярова «История сёл и деревень Башкортостана, меня несколько обескураживала ссылка автора на «Малоизученные источники по истории Башкирии. Уфа, 1986». Было как-то не понятно, что это такое. И сколько бы я не спрашивал на башкирских ресурсах, на которых и башкирские историки гуманитарии вполне активничают, что это такое, никто меня не просветил.

Однако человек я дотошный, а на нашем Физтехе, других и не держали, всё же выяснил, что это такое. Оказалось, это статья Б.С. Давлетбаева «Тептяре и их землепользование», опубликованная в упомянутой книге, 1986 года издания. Собственно сама то статья небольшая, т.е. текст от автора небольшой, а важны и очень значимы представленные в этой статье «1839-1842 ГГ. - ВЕДОМОСТИ ЗЕМСКИХ ИСПРАВНИКОВ О ЧИСЛЕ ТЕПТЯРЕЙ И БОБЫЛЕИ ОРЕНБУРГСКОЙ, ПЕРМСКОЙ И ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИЙ, КОЛИЧЕСТВЕ ПРИНАДЛЕЖАВШИХ ИМ ЗЕМЕЛЬ С УКАЗАНИЕМ АКТОВ И ПРАВ НА ЭТИ ЗЕМЛИ, СПОРНЫХ И ОБЩИХ С ДРУГИМ ЛИЦАМИ ВЛАДЕНИЙ», вводимые в научный оборот Давлетбаевым.

Эти «Ведомости» никак не менее значимы чем «1841-1842 гг.—ВЕДОМОСТИ 13 БАШКИРСКИХ И 5 МИШАРСКИХ КАНТОННЫХ НАЧАЛЬНИКОВ О ЧИСЛЕННОСТИ БАШКИРСКОГО И МИШАРСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ПО 8-й РЕВИЗИИ В ДЕРЕВНЕ. ЮРТЕ, КАНТОНЕ, УЕЗДЕ С УКАЗАНИЕМ ВОТЧИННИКОВ И ПРИПУЩЕННИКОВ, СО СВЕДЕНИЯМИ О ПРИНАДЛЕЖНОСТИ БАШКИР И МИШАРЕЙ К ОПРЕДЕЛЕННОЙ ВОЛОСТИ И ТЮБЕ (АЙМАКУ) ПО ПОЗЕМЕЛЬНОМУ ВЛАДЕНИЮ И ОБ ОТРАСЛЯХ ИХ ХОЗЯЙСТВА» введённые в научный оборот самим Асфандияровым А.З. Это же части единого целого, это две важные составные части данных VIII ревизии 1834 года.

Ладно, оставим это, откуда же знать, почему случилось так, тем более что эти две «Ведомости» всё же объединены в книге: «Западные башкиры по переписям 1795-1917 гг. Асфандияров А. 3., Абсалямов Ю. М., Роднов М. И. - Уфа: Китап, 2001. - 712 с.», автор-составитель и ответственный редактор которой Асфандияров А.З. На стр. 111-376 этой книги, вроде как совместно Ю. М. Абсалямовым и А. 3. Асфандияровым была подготовлена и представлена сводная Ведомость: «VIII ревизия 1834 г. по ведомостям башкирских и мишарских кантонных начальников и земских исправников о численности башкир, мишарей и тептярей по 19 уездам Оренбургской, Пермской, Вятской губерний». Эту сводную Ведомость предваряет Предисловие Ю. М. Абсалямова (стр.108-110).

Взглянув же на это Приложение №3 в его Анвара Закировича, означенной в начале моего повествовании книге, я понял, что он решил разделить даже эти «Ведомости», им же самим введённые в научный оборот. И он представил в указанном Приложении отдельно «ВЕДОМОСТИ МЕЩЕРЯКСКИХ КАНТОННЫХ НАЧАЛЬНИКОВ О ЧИСЛЕННОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ ПО ДЕРЕВНЯМ ПЯТИ КАНТОНОВ В СЕРЕДИНЕ XIX в».

И это тоже, в общем-то, не очень мне понятно, однако почитаем, что он сам пишет уже по этим «Ведомостям» (выделение текста жирным шрифтом и подчеркивания мои – И.Г.).

Итак:

«Ведомости представляют собой ценный источник по различным аспектам социально-экономической истории многонационального Башкирского края. Они показывают количество деревень и характеризуют численность всех мещеряков — мишарей по 8-й ревизии 1834 г. Белебеевского, Бирского, Стерлитамакского, Уфимского и Челябинского уездов Оренбургской губернии, а также характер их землевладения и землепользования. По данным ведомостей, можно установить приблизительное время расселения мишарей и возникновения их населенных пунктов в Башкирии.

Ведомости уточняют наши прежние представления о землепользовании мишарей. В литературе распространено мнение, согласно которому после известного указа от 11 февраля 1736 г. мишари перестают вносить оброк башкирским вотчинникам за пользование их землей. Публикуемые документы не подтверждают это. Даже до издания закона о земле 1832(?!- если данные Ведомостей по 8 ревизии 1834 г.) г. мишари 146 деревень (в Бирском уезде 71, в Белебеевском — 56, в Стерлитамакском — 18, в Челябинском — 2) продолжали оставаться на положении припущенников (кроме того, еще 7 деревень на тептярской земле). А жители 117 деревень приобрели во владение покупную землю; мишари 25 аулов находились на казенной, 8 — на жалованной русскими царями (а какими припущенниками, могли быть таковые, жители 150 н/п?), 6 — на башкирской «бунтовщичьей» земле (а впрочем и эти тоже. Однако вопреки стенаниям, таких н/п всего лишь 6). Т.е. более половины (156) мишарских деревень не в припущенниках у башкир вотчинников.

Переиздаваемые Ведомости подвергают сомнению утверждения отдельных историков о том, что мишари — переселенцы расселялись в башкирских деревнях, что образовалась мишарская группа башкир, которые впоследствии слились с башкирами1. В качестве доказательных моментов приводятся абсурдные факты: началом слияния мишарей с башкирами якобы послужила совместная песня «Уйыл», 1 Мажитов Н. А., Кулбахтин Н. М. Их комментарии к вышеприведенным нашим таблицам о национальном составе населения Туймазинского и других районов РБ // Ватандаш. 2002. № 3, 6; и другие их статьи в газетах и ж. «Агизел»; Сб. Народы Южного Урала и их соседи в древности и средневековье. Уфа: РИО Баш, 2004. С. 14.

возникшая во время их пограничной службы в районе одноименной речки, завершением того момента как будто служит Именной указ Александра II от 31 октября 1855 г. о переименовании Башкиро-мещерякского войска «Башкирским» со включением в него 260 тыс. тептярей. В указе между прочим сказано: «и только в случаях, где представится надобность отличать происхождение людей, войско составляющих, называть их башкирами из мещеряков, (башкирами) из тептярей или бобылей»1. В прошениях тептярей можно было наблюдать и следующее: «башкиры из черемисов» (т. е. марийцев), «башкиры из вотяков» (т. е. удмуртов). Через 10 лет войско было ликвидировано в связи с отменой кантонного управления в Башкирии.

Часть мишарей и тептярей (в основном, тюркоязычных) называли себя «новобашкирами», затем все они вернулись в мишари и тептяри. Все мишари в 1930-х гг. пополнили татарский этнос (не все, но разве это не верно, не правильно, что вернулись в свой этнос?), тептяри — татарский, башкирский, марийский и удмуртский этнос (практически да, все тептяре не тюркского происхождения вернулись в свои этносы, а татары-тептяре нет, не все). О факте «полного слияния мишарей с башкирами» нет ни одного источника.

Вместе с тем такое слияние части мишарей с башкирами действительно было. Это факт. П. И. Рычков перечислил башкирские волости, которые считались башкиро-мишарскими: Юрматынское племя (волость) подразделялось на дочерние волости (роды, аймак-тюбы). Среди них — Мещер-Юрматынская, Тяльтимская (на рубеже XVIII —XIX вв. — Тяльтим-Мещерская)

2. «К полному слиянию мишарей, как и тептярей, с башкирами», по мнению тех же авторов, послужило (в 1850 г. мишарей 100 тыс. человек, башкир 507 тыс.) совместное проживание в одних и тех же населенных пунктах. Однако источники отвергают данную точку зрения. Мишари, как привилегированное военно-служилое сословие, создавали, как правило, свои собственные населенные пункты. Были мишаро-тептярские деревни.

По Ведомостям, там, где мишарей было мало, жили и тептяри. В мишарских деревнях башкир почти не было. Надо заметить, всё же странная аргументация, что было слабое взаимовлияния башкир и мишар друг на друга, поскольку де они не часто проживали в одних и тех же населённых пунктах. В 1326 г. в собственно башкирских поселениях в 1795 г. башкиры и мишари проживали вместе лишь в 60 деревнях, что составляет 4,5 проц.

Если добавить еще 39 деревень, где жили башкиры, тептяри и мишари (2,9 проц.), а также 3 деревни, где, кроме башкир, зафиксированы мишари и татары (0,12 проц.), то выходит, что совместное проживание башкир с мишарями наблюдалось лишь в 7,6 проц.1 всех башкирских селений. В данном случае такой факт, видимо, не заслуживает особого внимания. Может быть. Однако, наличие в предыдущем предложении двух подчёркнутых мною дат непонятно. Поскольку Асфандиров приводит ссылку1,то по по-видимому, дата 1326 это просто какая-то описка, а данные автором приводятся по V ревизии 1795 года. Но возникает вопрос, а почему не по VIII ревизии 1834 г, Ведомости то им приводимые, как раз по этой ревизии 1834 года.

Слияние мишарей с башкирами привело бы к социальным изменениям. Мишари в таком случае стали бы вотчинниками, точно так же как сарты, калмыки, бурзянские и другие ногайцы, тезики, туркмены, целиком и полностью ассимилированные башкирами. Имеются данные, которые говорят о том, что к 1841 г. из 337 всех мишарских деревень только в 9 из них в Бирском и Уфимском уездах Оренбургской губернии жалованные земли имели 3458 человек или 4,8 проц. от 72 тыс. мишарей2. Они стали вотчинниками за особые заслуги отцов или дедов перед правительством. Однако никуда, ни в какое другое сословие они не перешли, оставаясь всегда в своем. Таковы факты, напрочь отвергающие вышеупомянутое утопичное мнение.

А теперь рекомендуем читателям самим разобраться с расселением мишарей по волостям, кантонам, уездам, составом и численностью населения, отношением жителей к земельной собственности и т.д.

А что, послушаемся, рекомендации Анвара Закировича, и попробуем поразмышлять над Ведомостями, по вопросу расселения мишарей, и не только мишарей, но не по усёчённым, отделённым, разделённым ведомостям, а по сводным Ведомостям: «VIII ревизия 1834 г. по ведомостям башкирских и мишарских кантонных начальников и земских исправников о численности башкир, мишарей и тептярей по 19 уездам Оренбургской, Пермской, Вятской губерний», представленной в «Западные башкиры по переписям 1795-1917 гг. Асфандияров А. 3., Абсалямов Ю. М., Роднов М. И. - Уфа: Китап, 2001. - 712 с.». Тем более что я эти сводные Ведомости некогда перенёс в эксель таблицы, и потому анализ их мне вполне упрощён и удобен. Поскольку Анвар Закирович в Предисловии к упомянутому Приложению его книги озаботился смешанными башкиро-мещеряцкими н/п , и мы своё внимание обратим, прежде всего, на таковые, а попутно и на все н/п, и конечно же на смешанные башкиро-тептярские и мещеряцко-тептярские.

Начнём же мы свой анализ Ведомостей, как бы с конца, с Пермской губернии, она последняя в этих Ведомостях.

1. Первой идет Екатеринбургский уезд этой губернии, и в ней наблюдается полный башкирский монолит, все 34 н/п этого уезда отмечены башкирскими.

Нет, возможно, есть, и какие-то другие, но нет ни тептярских, ни мещеряцких, нет смешанных таковых между собой, и с башкирскими н/п тоже нет. Да, по случаю надо заметить, что по VIII ревизии 1834 года в крае вообще «не наблюдаются» ни татары, ни чуваши, ни удмурты, ни марийцы, и русских впрочем, тоже нет, все в сословиях. Кроме не большого мизера этнически обозначенных в лице 74 каракалпаков и может быть 3 355 башкир приписанных к Уральскому войску. Со вторым уже не очень понятно, а с отмеченными по этой ревизии 350 438 башкирами тем более, если все остальные народы в крае учтены только в сословной принадлежности.

2. Далее, Красноуфимский уезд. В этом уезде наряду с 24-мя башкирскими наличествуют 21 тептярских н/п, но из смешанных только 3 башкиро-тептярские, и только одна мещаряцко-тептярская, а башкиро-мещеряцких не наблюдается ни одной, как и отдельных мещеряцких.

3. В Осинском уезде наряду с 32-мя башкирскими, есть 6 тептярские деревни, и 5 башкиро-тептярских. А мещеряцких, нет никаких.

4. В Пермском уезде, показаны только две башкирские деревни, остальные видимо, и не тептярские, и не мишарские, и не смешанные тоже.

5. Шадринский уезд демонстрирует тот же, как и в Екатеринбургском уезде, башкирский монолит, наличествуют только 48 башкирских н/п.

А теперь Вятская губерния.

6. Елабужский уезд. Наряду с только 9 башкирскими, наличествует 24 тептярские деревни, и смешанных 4 башкиро-тептярских. А мещеряцких, нет никаких.

7. В Сарапульском уезде, из, скажем так, интересующих нас, или соответствующих Ведомостям н/п, все 5 башкирские.

И, наконец, Оренбургская губерния. Здесь уже всё сложнее, но тоже, изначально разберёмся, скажем так, с «простыми» уездами, т.е. теми в которых нет, или наличествуют малым числом заинтересовавшие Асфандиярова А.З. мещеряцкие н/п.

8. Как ни странно, но один из самых таких «простых», это Мензелинский уезд. Нет в этом уезде ни одной мещеряцкой деревни, ни отдельной, ни смешанной. Есть только 95 башкирских, 82 тептярских, а остальные из 237 н/п уезда, если я первые высчитал правильно, смешанные 60 башкиро - тептяряских.

9. Бугульминский уезд демонстрирует ту же «странность», нет в этом уезде никаких мещеряцких н/п, есть только 19 башкирских, но уже 49 тептярских, а остальные из 95 н/п этого уезда, получаются смешанные, 27 башкиро-тептярских.

10. В Бугурусланском уезде, практически тоже самое, есть 5 башкирских, 19 тептярских, но из смешанных наличествует только одна башкиро-тептярская.

11. В Бузулукском уезде, всё также, есть 16 башкирских, 4 тептярских, и отмечена тоже только одна башкиро-тептярская.

12. По Ведомостям в Верхнеуральском уезде тоже представлен башкирский монолит из 201 башкирского н/п, кроме лишь одной начальной строки, где указано, что «Всего в уезде 3432 тептярей мужского пола».

13. В Оренбургском уезде есть всего 5 тептярских деревень, и только одна башкиро-тептярская. Остальные из 227 н/п этого уезда высчитываются 221 башкирскими. Мещеряцких вновь нет никаких.

14. В Троицком уезде смешанных н/п не означено никаких, наличествуют 100 башкирских, а из не башкирских представлены только 4 тептярских н/п.

Итак, во всех рассмотренных нами уездах удалось найти только одну смешанную мещеряцко-тептярскую деревню. Прежде чем перейти к, скажем так, «сложным» уездам Оренбургской губернии, где н/п мещеряков наличествуют не стольким мизером, причём в разных сочетаниях рассмотрим ещё один «простой» уезд.

15. Это Челябинский уезд. Он тоже своеобразен, но демонстрирует несколько другую «странность». В этом уезде совершенно нет тептярских и никаких смешанных н/п. Зато наличествуют отдельных 20 мещеряцких н/п, а все остальные 132 башкирские.

Интересные, нет, даже не этнические, а всё же разные сословные расклады получаются по рассмотренным нами уездам. Возникает ко всему этому много вопросов, но я даже формулировать их не стану, да пока, пожалуй, и не смогу. Но, надо оговориться, вопрос не жития вместе мишарей и башкир, поставленный Асфандияровым А.З., ведь даже усугубляется. Рассмотрены 15 из 19 уездов, и нет ни одного н/п, где бы башкиры и мишаре проживали совместно.

А далее, уже за «сложные» уезды, где с мещеряцкими собственно, и со смешанными н/п вырисовывается очень несколько иная картина. Их таких уезда четыре. Это Белебеевский, Бирский, Стерлитамакский и Уфимский уезды.








Связанные темы и персоны

  • Изображение
  • Эксперт
  • 121 | 26.01.2015, 01:29 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 31787 | Рейтинг: -716,2
119 | 26.01.2015, 01:17 | Автор: ufimsky-obuvatel | На сайте
Говорю же, башкирам на условии добровольного принятия подданства было пожаловано право на вотчинное владение землей. То есть признавалось право на владение. Хотя до вхождения в составе разных ханств своего права на землю никогда не теряли.

Было ли присоединение добровольным? Добровольно-принудительным. Если бы не присоединились - присоединили бы рано или поздно, но с большими потерями. Тогда участи других покоренных народов не миновали бы.

"это этнос или сословие" - этносом были и есть всегда. Сословие - дело преходищее, назначалось, переназначалось и упразднялось



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 122 | 26.01.2015, 01:30 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 31787 | Рейтинг: -716,2
Кто такие татары?
-----------------
Татарами называли кого попало, даже всех тюркоязычных. Надо искать самоназвание.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 123 | 26.01.2015, 01:31 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 31787 | Рейтинг: -716,2
лживую историю, обосновывающую особые права особых народов.
--------------------
Государственный институт - дело серьезное.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 124 | 26.01.2015, 01:42 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 39586 | Рейтинг: +6523
120 | 26.01.2015, 01:26 | Автор: ufimsky-obuvatel

Если мы хотим строить многонациональное государство, где у всех народов были бы одинаковые права и обязанности,
===
В нормальных странах для этого достаточно Конституции и УКа, из которых следует равенство всех перед законом и по умолчанию - все дураки встают в конец очереди.

Все нац заморочки - за свой счёт и без навязывания своей нац шизы соседям.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 125 | 26.01.2015, 01:45 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 31787 | Рейтинг: -716,2
без навязывания своей нац шизы соседям.
--------------------
кто навязывал соседей, без них было не скучно



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 126 | 26.01.2015, 01:46 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 31787 | Рейтинг: -716,2
Все нац заморочки
------------------
Рус заморочки - ничё?



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 127 | 26.01.2015, 01:51 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 39586 | Рейтинг: +6523
126 | 26.01.2015, 01:46 | Автор: Зулия | На сайте

Все нац заморочки
------------------
Рус заморочки - ничё?
===
Вы разбирайтесь со своими глюками, а мы будет - со своими заморочками.

Никто никому ничего не навязывает и не нарушает УКа России. Так пойдёт?



0

  • Изображение
  • Участник
  • 128 | 26.01.2015, 07:42 | Автор: Ирек
    Публикации: 117 | Комментарии: 10494 | Рейтинг: -832,8
ufimsky-obuvatel, всё же возникает вопрос, с какого рожна некоторый здешний народ оголтело бросается на меня за мой анализ документов введённых в научный оборот башкирскими историками?



0

  • Изображение
  • Участник
  • 129 | 26.01.2015, 08:04 | Автор: Ирек
    Публикации: 117 | Комментарии: 10494 | Рейтинг: -832,8
Несколько слов за поднятый здесь вопрос, кем были башкиры в РИ, сословием или этносом.
Вновь обратимся к мэтрам башкирской истоотческойй науки. Вот пожалуйса выдержка из книги Янгузина Р.З. и Хисамитдиновой ф.Г. "Коренные народы России. Башкиры". - Уфа: Китап, 2007. - 352.;

"С присоединением Башкирии к Русскому государству начинается заселение края служилыми людьми, беглыми крестьянами и т. д. Поселяясь на различных договорных началах на башкирских землях, значительная часть пришлого населения вступала в разряд так называемых припущенников. Взаимоотношения между башкирами-вотчинниками и их припущенниками не всегда были мирными. Припущенники часто самовольно захватывали
91
земельные угодья, отказывались платить оброк и т. д. Особенно обострились отношения между башкирами и мишарами после восстания 30-х гг. XVIII в., когда последние выступили на стороне царского правительства и получили за это право безоброчно жить на башкирских землях. Часть этих мишарей, видимо, стала называть себя «башкирами».
Таким образом, *****понятие «башкир» с известного времени стало употребляться не только в смысле этническом, но и административно-сословном******. Генеральное межевание башкирских земель в 1798—1823 гг. и последующие акции правительства официально узаконили существование так называемых «новобашкир». В ходе межевания земельные наделы некоторых припущенников были отмежеваны в особые округа, однако большинство припущеннических селений оставалось в общих с вотчинниками дачах, без указания количества угодий, что вызывало новые земельные споры. Указом 10 апреля 1832 г. башкиры-вотчинники должны были бесплатно уступить часть своих земель припущенникам, жившим на башкирских дачах без законных актов на занимаемые участки. Земельный надел был определен в 30 десятин для военных и 15 десятин — для гражданских. Припущеннические земли, которые еще при Генеральном межевании были отделены от . башкирских дач, оставались «в неприкосновенном владении». Это вызвало появление в документах первой половины XIX в. сочетаний; «башкиры из мещеряков», «башкиры из тептярей» и т. д. Во второй половине XIX в, появляется термин «новобашкиры», вытеснивший прежние. В состав «новобашкир» нередко входили небольшие этнические группы киргизов, туркменов, ногайцев и другого, как правило, тюркоязычного населения. Близость языка, культуры, хозяйственных занятий, тесное сотрудничество в условиях совместного проживания ускоряли процесс перехода их в «новобашкиры».



1

  • Изображение
  • Участник
  • 130 | 26.01.2015, 08:18 | Автор: Ирек
    Публикации: 117 | Комментарии: 10494 | Рейтинг: -832,8
Вот ещё несколько слов из упомянутой книги, но уже со стр. 94: "Всего в трех губерниях в 1859 г. было 54 665 «башкир из тептярей» и 34 665 «башкир из мещеряков», или всего 89 330 «новобашкир».

А это господа, цельных 15% от общей численности башкир по этому году. Много это или мало?

И что я подумал, а попробую я представить здесь свою статью, как я подступился было к теме за "новобашкир".



0

  • Изображение
  • Участник
  • 131 | 26.01.2015, 08:29 | Автор: Ирек
    Публикации: 117 | Комментарии: 10494 | Рейтинг: -832,8
---Не перевирай---
Зулёк, ты сама не свисти.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 132 | 26.01.2015, 11:42 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 31787 | Рейтинг: -716,2
131 | 26.01.2015, 08:29 | Автор: Ирек
Еще раз повторю:
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649/whole.htm
43. А в городех у князей, и у мурз, и у татар, и у мордвы, и
у чюваши, и у черемисы, и у вотяков, и у башкирцов, бояром, и
окольничим, и думным людем, и стольником, и стряпчим, и дворяном 188
московским, и из городов дворяном, и детем боярским, и всяких
чинов русским людем, поместных и всяких земель не покупати и не
меняти и в заклад и здачею и в наем на многия годы не имати. А
будет которые московские и из городов дворяне и дети боярские, и
всяких чинов люди учнут в городех у князей, и у мурз, и у татар,
и у мордвы, и у всяких ясачных людей земли имати з дачею, или
покупати, или в заклад, или в наем на многия лета имати, или
меняти, и у тех всяких чиной людей те татарския поместныя и
ясачныя земли имати на государя, да им же за то от государя быти
в опале.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 133 | 26.01.2015, 11:54 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 31787 | Рейтинг: -716,2
131 | 26.01.2015, 08:29 | Автор: Ирек
Текст Соборного Уложения удивительно корявый, малопонятный, хотя был составлен людьми грамотными, первосортными, но труден для понимания.
Все же постарайся уловить, как относятся к татарам.
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649/whole.htm
42. А у которых татар и у мордвы русских же людей поместныя земли, а платят они с них оброк, а впередь о тех землях будут челобитчики русския люди, и те земли у татар и у мордвы взяти, и отдать в поместье русским людям.

45. А мурзам и татаром своих поместей не пустошить; и самим из тех своих поместей в и(ы)ныя городы и в села и в деревни никуды не бегать и от служеб не отбывать, а жити в своих поместьях и вотчинах, и владети им мурзам и татаром всякому своим поместьем, где кто испомещен по дачам. А будет которые мурзы и татаровя не хотя государю служить, и своим воровством, не проча себе, учнут свои поместья московским и городовым дворяном и детем боярским, и всяких чинов людем здавать или менять и продавать и в заклад и в наем отдавать и пустошить, крестьян грабить, и налоги и насильства чинить, и от их налоги из тех их поместей крестьяне розбегутся, и те свои поместья, запустоша, или проворовав, учнут бегать в и(ы)ныя городы и в татарския и в черемиския деревни и от
служеб учнут избегать и отбывать, а после про то сыщется, и тем мурзам и татаром за то чинить наказание, что государь укажет. Да и тем людем, у которых мурзы и татаровя учнут жити в бегах, потому же чинить жестокое наказание, и приказывати им накрепко, чтобы они впередь у себя беглых мурз и татар не держали никоторыми делы.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 134 | 26.01.2015, 13:34 | Автор: Ирек
    Публикации: 117 | Комментарии: 10494 | Рейтинг: -832,8
Читал, знаю, причём поболее тебя. Есть у меня и скан книги:
Гумеров Ф.Х. Сост. Законы Р.И. о башкирах, мишарах, тептярах и бобылях. B\ЗакБашк.doc Уфа Китап 1999 568, где приведен и этот пункт 43 Соборного уложения
А ты Зулёк ведь не осилила внимательным чтением сию выдержку из Соборного Уложения.
Не зря говорят про таких, смотрит в книгу, видит фигу.

----у князей, и у мурз, и у татар, и у мордвы, и у чюваши, и у черемисы, и у вотяков, и у башкирцов***

поместных и всяких земель не покупати и не
меняти и в заклад и здачею и в наем на многия годы не имати***

бояром, и окольничим, и думным людем, и стольником, и стряпчим, и дворяном московским, и из городов дворяном, и детем боярским, и всяких чинов русским людем---

А во втором предложении, в повторе у кого нельзя имать земли, наряду ""у князей, и у мурз, и у татар,
и у мордвы", башкир даже не упомянули их просто записали в общую кучу "всяких ясачных людей".

Так что-ты Зулёк хотела то мне предъявить. Ладно, приходи завтра, Бе будем учить.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 135 | 26.01.2015, 14:43 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Что хочет этот ирек, по моему он ничего не понял даже в том, что сам тут же и представил. Его задача только в том, чтобы мутить отношения. Но умом он не блещет, это точно.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 136 | 26.01.2015, 19:12 | Автор: Ирек
    Публикации: 117 | Комментарии: 10494 | Рейтинг: -832,8
Великий Козьма Прутков говорил, что кажный портной смотрит на искусство по своему. А клоуны все, смотрят на всё одинаково.
Я не про артистов клоунов, а про людишек клоунов.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 137 | 26.01.2015, 19:52 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
135 | 26.01.2015, 14:43 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0

Что хочет этот ирек, по моему он ничего не понял даже в том, что сам тут же и представил. Его задача только в том, чтобы мутить отношения. Но умом он не блещет, это точно.
=======
Мутите вы, хитрый башкир. Лет 20 это точно. Скоро лавочка закроется. Станете в опщий строй. Как подгонять автобусы в Казань и Рязань вы херои. Как правду о вас пишут, начинаете визжать - нас ущемляют.
Ничего не было. Были как все. Вот греки были. Римляне. Египтяне. Вы тоже были, но только и всего. Дай пошшупать, что были. Вон пирамиду шшупал, Видел Пизанскую башню по телевизору, но говорят доказано - она есть. Не писменности, не памятников культуры - только визг - мы такие, да мы сякие! П р о т и в н о.



2

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 138 | 26.01.2015, 21:37 | Автор: ufimsky-obuvatel
    Публикации: 0 | Комментарии: 5863 | Рейтинг: +1033,5
128 | 26.01.2015, 07:42 | Автор: Ирек
....ufimsky-obuvatel, всё же возникает вопрос, с какого рожна некоторый здешний народ оголтело бросается на меня за мой a-нaлиз документов введённых в научный оборот башкирскими историками?
--------------------------------------------
Люди боятся межнациональных конфликтов и трений. Дружба народов, пожалуй, единственно хорошее, что осталось нам от Советского Союза.
Народ не понимает, что на вранье не построить будущего. Поэтому хотят оставить всё как есть.
Это касается более, менее адекватных людей, а ведь есть ещё и башкирские националисты и русские имперцы, вы разрушаете их мир.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 139 | 27.01.2015, 01:57 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Басжирдами-маджарами в средние века арабские авторы называли венгров, через них всех фин-угров. И эти венгры-фин-угры жили на Верхнем Прикамье между удмуртами и хантами. Теперешние "башкиры" к тем средневековым башкирам-басжирдам не имеют никакого отношения. Первыми московское подданство и ярлык на владение землей получали эти фин-угры-басжирды. Вслед за ними, все, кто перешел на службу к белому царю, независимо от их национальности, стали получать ярлыки на свои (и не только на свои) земли и эти ярлыки назывались башкирскими ярлыками. Потом их всех стали называть башкирами. Но эти башкиры (представители башкирского сословия) потом свои земли раздавали направо и налево, а когда у них земель осталось совсем мало, они начали поднимать восстания.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 140 | 27.01.2015, 08:51 | Автор: Ирек
    Публикации: 117 | Комментарии: 10494 | Рейтинг: -832,8
Якташ, всё равно не понятно. По моему чир это. Вона таже Зулёк медам готова освистать даже известных и признанных учёных историков, если они не башкиы и что-либо не "понравившеся" ей излагают.
В моём же случае вдвойне не понятно, чирляберно. Я как правило и в основном читаю и анализирую "вслух" работы башкирских историков , или историков, одобренных ими же, башкирскими историками.
Это что касается некотрых моих земляков башкир.
А со всякими юнгами вдумливыми, это точно какой-то чир, я даже на чуток смысл их претензий ко мне не могу понять.



0