Календарь новостей
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
«Король умер, да ...

Радий Хабиров, работавший с октября 2018 года исполняющим обязанности главы ...
  20.09.2019   39067    0

Знакомый запах старого ...

Муртаза Рахимов назвал предшественника Хабирова «черным пятном в истории ...
  20.09.2019   23384    1

Очередное теплое кресло ...

Хайдар Валеев, занимавший с 2011 до марта 2019 года должность председателя ...
  20.09.2019   30713    0

Мурзагулов встал на ...

Председатель Совета директоров АО «Башинформ» Ростислав Мурзагулов заявил, что ...
  20.09.2019   37933    0

Остановка «Реальных дел» ...

«Единая Россия» проверит расходование средств на строительство остановки из ...
  20.09.2019   31489    0

Евгения Куцуева: ...

Евгения Куцуева – блогер. Разделяй и властвуй. Я напишу об этом один раз, ...
  19.09.2019   42382    33

Башкирия тоже «большая, ...

Депутаты Курултая лично познакомились с кандидатом на пост прокурора республики ...
  19.09.2019   40087    15

Посреди грязи и ...

В одной из деревень Башкирии торжественно открыли остановочный павильон. Как ...
  19.09.2019   28460    119

Маленькая, но уже победа ...

Дело возвращено в прокуратуру для устранения препятствий к дальнейшему ...
  19.09.2019   18675    10

СПЧ как гениальный ход ...

Названы имена председателя и членов Совета по правам человека при Главе ...
  18.09.2019   33978    41

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Сентябрь 2019 (56)
Август 2019 (127)
Июль 2019 (109)
Июнь 2019 (92)
Май 2019 (72)
Апрель 2019 (92)


Рафаэль Хакимов: «Почему замалчивают роль татар в период Смуты?»

  • Опубликовано: Karim Yaushev | 05.11.2015
    Раздел: История | Просмотры: 36835 | Комментарии: 165
9


Официальная историческая наука не может объяснить, почему татары активно участвовали в укреплении российской государственности совместно с русскими, считает вице-президент академии наук РТ Рафаэль Хакимов. В своей очередной статье, подготовленной специально для «БИЗНЕС Online», он отмечает, что придерживающиеся официальной историографии исследователи стараются просто опускать татар из перипетий смутного времени, о них упоминают вскользь или вынужденно, когда поворотные события нежданно-негаданно оказываются связанными с каким-то татарским именем.

Рафаэль Хакимов: «Почему замалчивают роль татар в период Смуты?»


ТАТАРСКОЕ СОЗНАНИЕ ЗА ДОЛГИЕ СТОЛЕТИЯ СФОРМИРОВАЛОСЬ КАК ГОСУДАРСТВООБРАЗУЮЩЕЕ

Смута — один из поворотных моментов истории России. Вокруг этой темы существуют устоявшиеся штампы об изгнании польских «интервентов», патриотизме земского ополчения во главе с нижегородскими героями князем Дмитрием Пожарским и гражданином Кузьмой Мининым, о восхождении дома Романовых, Лжедмитриях, как врагах русского народа, Гермогене — духовном вдохновителе народа на борьбу с иноземцами, роли Москвы и Нижнего Новгорода в защите страны от «латинства», подвиге Ивана Сусанина, заведшего польский отряд в Исуповские болота.

Никаких татар и никакой Казани в этих событиях нет, будто не было царства Казанского с его ополчением и спасительницы святой Руси иконы Казанской божьей матери. А ведь духовный символ сопротивления иноземцам Гермоген начал карьеру в Казани. Митрополит казанский и свияжский Ефрем, а не кто-то другой, благословил Михаила Романова на царствование: «Боляр же своих, о благочестивый, боголюбивый царь, и вельмож жалуй и береги по их отечеству, ко всем же князьям и княжатам и детям боярским и ко всему христолюбивому воинству буди приступен и милостив и приветен, по царскому своему чину и сану; всех же православных крестьян блюди и жалуй, и попечение имей о них ото всего сердца, за обидимых же стой царски и мужески, не попускай и не давай обидети не по суду и не по правде».

Две ключевые духовные фигуры времен Смуты — выходцы из Казани. Не случайно и появление казанского боярина Василия Морозова на лобном месте Москвы для утверждения соборного «приговора» о царском выборе: «Потом же посылают на Лобное место рязанского архиепископа Феодорита, да Троицкого келаря старца Авраамиа, да Новово Спасского монастыря архимарита Иосифа, да боярина Василия Петровича Морозова». На Красную площадь для принятия присяги вышли те, кто, безусловно, имел земские заслуги, но среди них не было ни князя Дмитрия Трубецкого, ни князя Дмитрия Пожарского. Казанцы постоянно оказывались в решающих для страны событиях, но их историки не любят упоминать.

К казанскому фактору следует добавить татарский, ведь под боком у Москвы существовало Касимовское ханство, в Костроме сидели романовские татары, в Мещерской земле, Темникове, Нижнем Новгороде русское население едва ли превышало татарское. «В количественном отношении, — пишет историк Александр Станиславский, — мещерские служилые татары и мордвины превосходили (!) любую русскую дворянскую корпорацию, за исключением новгородской и рязанской: в росписи похода 1604 года против самозванца упоминаются 450 касимовских, 537 темниковских, 542 кадомских татарина и 220 мордвинов из Кадома и Темникова». На южных рубежах беспокоило Крымское ханство, за Камой начиналась Ногайская Орда, в Астрахани значительный вес имели юртовские татары. Служивых людей не делили по происхождению, но, очевидно, изрядную долю составляли татары. Среди литовской конницы и польских уланов в основном были татары из потомков войска Мамая и Тохтамыша, перешедшие на службу к литовскому великому князю и польскому королю.

Отдельного упоминания достойны казаки, которые еще в ХV веке начали складываться из ордынских низов в степях между Доном и Волгой. Очень скоро степи стали настоящим домом, владением русских казаков или, как говорили они сами, казачьим юртом. В Московском летописном своде под 1492 годом читаем: «Того же лета июня в 10-й день приходили татаровя ординские казаки, в головах приходил Томешок зовут, а с ним двесте и дватцать человек — во Алексин на волость на Вошан и, пограбив, поидоша назад». Само слово «казак» на татарском языке означает вольный человек. Постепенно на Дону и в низовьях Волги собирались беглые крестьяне из разных мест и разного происхождения, которые стали себя называть «вольными», иначе говоря, на русском языке повторялось татарское слово «казак». Ко времени Смуты среди казаков преобладали православные славяне, но татары оставались значительной частью этой турбулентной силы.

В те времена Россия, как государство в современном понимании, еще не состоялась. Она представляла собой конгломерат «государств». Известный историк Сергей Платонов писал: «Наши предки «государствами» называли те области, которые когда-то были самостоятельными политическими единицами и затем вошли в состав Московского государства. С этой точки зрения тогда существовали «Новгородское государство», «Казанское государство», а «Московское государство» часто означало собственно Москву с ее уездом». На этой территории с весьма пестрой этнической массой верховодили, конечно же, русские и новокрещеные, но сами русские были очень разные, их больше называли рязанцы, новгородцы, смоляне и т.д., или же просто православными, служивыми, холопами. В то время иноземцами, с которыми воевали, считались поляки, «литва» и «немцы», а татары не были врагами, они исправно выполняли свои вторые роли. Причем если казаки были явно стихийной силой, вносящей смуту и разброд всюду, где появлялись, то татары (особенно служивые), напротив, были по большей части силой стабильной, выступавшей за укрепление государственных устоев.

В этой крайне сложной ситуации времен Смуты нам интересна не правдоподобность официальной версии (пусть она живет своей мифической жизнью), а русско-татарские отношения. Поскольку падение Казанского ханства трактуется по официальной версии как борьба русских с татарами, православия с исламом, то, казалось бы, татары должны были воспользоваться Смутой для укрепления своей позиции, да и просто отделения Казани от Москвы, тем более Россия фактически была уже распавшейся — где-то правили поляки с литовцами, где-то шведы, часть территорий присягнула тушинскому «вору», а Казань и Нижний Новгород фактически оказались самостоятельными и действовали заодно.

По официозной версии не может быть причин для участия татар в укреплении российской государственности совместно с русскими. Из-за несовпадения реального поведения татар с такой позицией, исследователи стараются просто опускать татар из перипетий смутного времени, о них упоминают вскользь или вынужденно, когда поворотные события нежданно-негаданно оказываются связанными с каким-то татарским именем. Например, с Лжедмитрием II было покончено, когда его приближенный крещеный ногайский татарин стольник князь Петр Арсланович Урусов (Урак) зарубил самозванца на охоте.

Обычно таким сообщением и ограничивают повествование, но ведь не случайно же Урусов оказался в центре событий в поворотный для Смуты момент...

Историки не утруждают себя объяснением, почему же татары выступали за сохранение целостности государства.

Татарское сознание за долгие столетия строительства различных каганатов и ханств сформировалось как государствообразующее, оно не могло в одночасье превратиться в разрушительную силу. Даже татары, ушедшие в «казаки» в степи нынешнего Казахстана, довольно быстро избрали себе хана и создали новую Орду, а на Дону доминировала стихия выходцев из низов, в принципе недовольных государственными порядками. Хотя татар можно обнаружить практически в любом лагере, но их поведение больше определялось симпатиями к тем, кто выступал за укрепление государственности. В этом был и практический смысл, поскольку их за ратную службу наделяли землями.

ЛЕГЕНДА О ЧУДЕСНОМ СПАСЕНИИ ЦАРЕВИЧА СТАЛА ВАЖНЕЙШИМ ПОЛИТИЧЕСКИМ ФАКТОРОМ

Смута была связана не только с кризисом престолонаследия, основная интрига наспех сколоченной из разных земель России состояла во внутренних противоречиях, порожденных наследием деспотизма Ивана Грозного. Голодный и измордованный люд собирался в шайки, пополняя ряды казаков, промышлявших набегами. Среди знатнейших людей царил разброд. Вновь присоединенные земли не вели к росту благосостояния, а только стали предметом беспокойства. Борис Годунов пытался смягчить ситуацию и найти согласие в обществе, но ему просто не повезло — три года были неурожайными, что привело к массовому голоду (умерли до полумиллиона человек). В наступлении голодных лет народ всегда обвиняет царей, как неугодных Богу, как наказание за его грехи. Для этого нашлась и подходящая история об убиенном царевиче Дмитрии. Борису Годунову не было никакого смысла его убивать. Эта наиболее оспариваемая версия истории с царевичем доминирует в общественном сознании благодаря гению Пушкина и Мусоргского.

Легенда о чудесном спасении царевича стала важнейшим политическим фактором, породив целую серию Лжедмитриев, из коих первый даже сидел на троне. Русское сознание несло в себе ярко выраженные удельные черты, а не государственные, поэтому в обществе мифы занимали слишком важное место. В этом сознании еще не было общих объединительных символов и имен. Русским одинаково подходили и рюриковичи, и гедиминовичи, и чингизиды — не случайно же касимовский хан Семион Бикбулатович сидел на русском троне. Русские и другие народы легко присягали разным царям.

Уже после Смуты в 1618 году из литовского далека князьЮрий Никитич Трубецкой, оставшийся верным клятве на верность польскому королевичу Владиславу, вопрошал московских думцев, служивших, по его словам, «неприродным государям» (то есть царю Михаилу Федоровичу): «Положите на розсудок свой: хто на сем свете глупее вас и изменнее?.. Колько себе господарей обрали: королевича швецкого, Иваша Заруцкого, Проню Ляпунова, Митю Пожарского, Матюшу Дьякова и того детину, кой назывался сыном Ростригиным». В этом же ряду шел и выбранный из бояр царь: «...а потом выбрали меж себя своего брата Михаила Романова». Бояре в ответ называли князя «собакой и бешеным перескоком».

Полумифическая генеалогия Романовых, восходящая якобы каким-то дальним концом к Рюриковичам, в те времена не играла никакой роли. Рюриковича Василия Шуйского очень быстро (через четыре года) свергли, несмотря на его родовитость. Гуляла легенда о близком родстве Романовых с царями Иваном Грозным и Федором Ивановичем (Михаил Романов приходился двоюродным племянником царю Федору Ивановичу), хотя гораздо существеннее была поддержка кандидатуры Михаила Романова казаками. У тушинского патриархаФиларета — отца Михаила, вернувшегося из польского плена героем, оставалось определенное влияние на казаков, ведь именно в тушинском лагере Лжедмитрия II формировалось казачье войско, пришедшее в 1611 году под Москву. Главное состояло в том, что казаков в Москве в период, предшествовавший Земскому собору и во время его работы, было значительно больше, чем дворян, поскольку многие дворяне-ополченцы разъехались по своим домам, в то время как казакам ехать было некуда.

В «Повести о Земском соборе 1613 года» читаем: «И хожаху казаки в Москве толпами, где ни двигнутся гулять в базарь — человек 20 или 30, а все вооруженны, самовластны, а меньши человек 15 или десяти никако же не двигнутся. От боярска же чина никто же с ними впреки глаголети не смеюще и на пути встретающе, и бояр же в сторону воротяще от них, но токмо им главы свои поклоняюще». У казаков никакого идейного стержня не было, но они хотели «немедленно получить государя, чтобы знать, кому они служат и кто должен награждать их за их службу». Воцарение Михаила Романова было победой казаков, посадивших на русский престол «своего» царя. Жак Маржерет в 1613 году в письме английскому королю Якову I, призывая его к интервенции, писал, что казаки выбрали «этого ребенка», чтобы манипулировать им, и что большая часть русского общества с радостью встретит английскую армию, поскольку живет в постоянном страхе перед казаками.

Откуда всплыли Романовы, не очень ясно. Их род берет начало с Ивана Кобылы, у которого было пять сыновей: Семен Жеребец, Александр Елка, Василий Ивантай, Гаврила Гавша и Федор Кошка. По преданию, предки Романовых прибыли «из Прусс», т.е. Литвы, и даже были родовитыми, но почему-то носили не громкие титулы, а прозвища. Кстати, слово «прус» в готском языке означает «конь», а в старославянском «кобыла».

В данном сюжете важно не происхождение Романовых, а то, что народ поддержал ставленника казаков — по тем временам силы стихийной. Русское сознание было слишком «удельным» и не имело предпочтений по престолонаследию. Поэтому политика всецело ориентировалась на силу и свелась к принуждению бояр принимать присягу: «казаки и чернь» — сторонники Михаила Романова — не хотели ни на один час отойти от Кремля, пока «дума и земские чины в тот же день не присягнут ему».

Для современников выбор на царство Михаила Романова отнюдь не казался ни единственно возможным, ни самым лучшим. Список претендентов на царский престол был чрезвычайно широк. Там значились Иван Иванович Шуйский, Иван Васильевич Голицын, Дмитрий Мамстрюкович Черкасский, Федор Мстиславский, Иван Михайлович Воротынский. «Романовский круг» выставил сразу нескольких кандидатов: Иван Никитич Романов (дядя Михаила Романова), князь Иван Борисович Черкасский (двоюродный брат будущего царя и внук Никиты Романовича Юрьева) и даже Федор Иванович Шереметев (его жена Ирина Борисовна — родная сестра князя Ивана Борисовича Черкасского). Все они были связаны тесным родством друг с другом. К этим претендентам, по словам «Повести о Земском соборе 1613 года», был еще приписан князь Петр Иванович Пронский — молодой стольник, происходивший из захудавшего при Иване Грозном рода рязанских князей, но ставший заметным благодаря своей службе в земском ополчении в Ярославле.

Среди многочисленных претендентов на царский престол юный Михаил Романов — самый неприметный и не имевший никаких заслуг, а наиболее заслуженным был, пожалуй, князь Трубецкой. Кроме явных заслуг, он особенно отличился стремлением подкупить казаков своей щедростью. «Князь же Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, — свидетельствует летописец, — учреждаше трапезы и столы честныя и пиры многия на казаков и в полтора месяца всех казаков, сорок тысяч, зазывая толпами к себе на двор по вся дни, честь им получая, кормя и поя честно и моля их, чтобы быти ему же на Росии царем, и от них же, казаков, похвален же был. Казаки же честь от него приимаше, ядуще и пьюще и хваляще его лестию, а прочь от него отходяще в свои полки и браняще его и смеющеся его безумию таковому. Князь же Дмитрей Трубецкой не ведаше того казачьи лести». Впрочем, кое-кто из казаков все же отдал за него голос.

Среди кандидатов в цари были и представители иностранных дворов: все тот же польский Владислав, и шведский королевич Карл Филипп, за которого подписался князь Пожарский. Кстати, сам князь Пожарский находился в конце длинного списка претендентов, хотя был из Рюриковичей. Современники осуждали его за то, что на выборах царя он агитировал за самого себя, не имея тех заслуг, как другие кандидаты: «Дмитрий Пожарский воцарялся и стало ему в двадцать тысяч». Обо всем этом историк Василий Ключевский заметил: «Московское государство выходило из страшной Смуты без героев, его выводили из беды добрые, но посредственные люди. Кн. Пожарский не был Борис Годунов, а Михаил Романов — не кн. Скопин-Шуйский».

Всенародное согласие на соборе началось с отказа от всех иноземных кандидатур: «литовского и свейского короля и их детей за их многие неправды и иных никоторых земель людей на Московское государство не обирать и Маринки с сыном не хотеть». Это означало крушение многих политических надежд и пристрастий. Проигрывали те, кто входил в московскую Боярскую думу, заключавшую договор о призвании королевича Владислава; не было больше перспектив у казаков Ивана Заруцкого, продолжавших свою войну за малолетнего претендента царевича Ивана Дмитриевича. Чувствительное поражение потерпел и организатор земского ополчения князь Пожарский, последовательно придерживавшийся кандидатуры шведского королевича Карла Филиппа. На соборе возобладала другая точка зрения, опыт Смуты научил не доверять никому со стороны: «...потому что полсково и немецково короля видели к себе неправду и крестное преступление и мирное нарушение, как литовской король Московское государство разорил, а свейской король Великий Новъгород взял Оманом за крестным же целованем».

История призвания на трон Владислава, сына Сигизмунда III, шведского королевича Карла Филиппа, довольно щепетильная тема, которую нужно излагать, как и в случае с Романовыми, с оговорками и недомолвками, но об этом в следующей статье.

Рафаэль Хакимов, БИЗНЕС Online
Оригинал публикации








Связанные темы и персоны

  • Изображение
  • Эксперт
  • 141 | 06.11.2015, 00:37 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 30678 | Рейтинг: -711,1
Что обрели в итоге.
Грамота 1613 года. Соборная клятва — итоговый документ Земского избирательного собора‎

‎«Послал Господь Бог Свой Святый Дух в сердца всех православных христиан, яко едиными усты ‎вопияху, что быти на Владимирском и Московском и на всех Государствах Российского Царства, ‎Государем, Царем и Великим Князем всея Руси Самодержцем, Тебе, Великому Государю Михаилу ‎Феодоровичу. ‎
Целовали все Животворный Крест и обет дали, что за Великого Государя, Богом почтенного, — ‎Богом избранного и Богом возлюбленного, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея ‎Русии Самодержца, и за Благоверную Царицу и Великую Княгиню, и за Их Царские Дети, ‎которых Им, Государям, впредь Бог даст, души свои и головы свои положити, и служити Им, ‎Государям нашим верою и правдою, всеми душами своими и головами.‎
Заповедано, чтобы Избранник Божий, Царь Михаил Феодорович Романов...»‎






0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 142 | 06.11.2015, 00:39 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 30678 | Рейтинг: -711,1
137 | 06.11.2015, 00:32 | Автор: Кухарка | На сайте
Публикации: 984 | Комментарии: 45612 | Рейтинг: +9371,7
Знаешь, Зуля... с таким подходом. как твой - и башкиры вскоре (цитирую твои слова):
----------------------
Медицинский факт.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 143 | 06.11.2015, 00:48 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 30678 | Рейтинг: -711,1
Значит татары приняли самое активное участие в изгнании интервентов и отстаивании русской государственности.
в результате получили самодержавие, неограниченную власть царя, Православие с ее нетерпимостью к иноверцам, изолированностью и торжеству мракобесия. Россия остановилась в развитии, пока царь Петр не поднял Русь на дыбы или не вздернул на дыбу несогласных.

Татарам какая файда? Была нехилая, для тех, кто принял святое Православное крещение.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 144 | 06.11.2015, 00:50 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Татар - означает варвар. В историческом плане.
Переименоваться в чуваши не получится.
Может просто в Яуши или в Пленные?



3

  • Изображение
  • Эксперт
  • 145 | 06.11.2015, 01:02 | Автор: Кухарка
    Публикации: 1326 | Комментарии: 65645 | Рейтинг: +12235,2
Медицинский факт.

_________________
Предложи иной вариант. Зулечка....



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 146 | 06.11.2015, 01:03 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 30678 | Рейтинг: -711,1
Не приняли бы татары участия в ополчении - справился бы русский народ? Обошелся бы, я думаю.
А если нет?
Сбылись бы страшилки от патриарха Гермогена?
Владислав не пожелал московского трона, Сигизмунд говорят мечтал сам усесться.
Ну и что? Польша предлагала унию, вроде польско-литовского союза.
Принялась бы за окатоличивание населения? Но история показывала обратное, Речь Посполитая оличалась веротерпимостью. Во всяком случае татары не подвергались бы столь жесткой и масштабной христианизации.
Выборность правителей предотвратила бы в некоторой степени антиправительственные бунты.
Плюс демократия, пусть шляхетская, в зачаточной форме, но все же кой-какие Статуты типа конституции, правовая культура и культура вообще.

История не терпит сослагательного наклонения.
Получили то, что получили. получили то, что заслужили.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 147 | 06.11.2015, 01:03 | Автор: Кухарка
    Публикации: 1326 | Комментарии: 65645 | Рейтинг: +12235,2
142-му

ВА́РВАР
Мужской род
1. У древних греков и римлян: чужестранец.
2. Невежественный, грубый, жестокий человек.
_____________________________
Ты - точно - варвар, вне зависимости от национальной принадлежности.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 148 | 06.11.2015, 01:23 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 30678 | Рейтинг: -711,1
Обращение подканцлера Великого княжества Литовского ‎Льва Сапеги к сословиям княжества по случаю принятия Статута ‎‎(1588 г.)‎

"Но что проку человеку жить в свободе от внешнего неприятеля, если терпеть должен над собою ‎неприятеля внутреннего? ‎

‎(как Цицерон сказал: мы должны стать невольниками права для того, чтобы сами могли ‎пользоваться свободой). ‎

И в том заключается наша вольность, которою мы гордимся меж других народов христианских, ‎что государь нами правит не по воле своей собственной, а согласно праву нашему‎"

‎ Статут — верховный закон Великого княжества Литовского, составлявший его правовую основу. ‎



0

  • Изображение
  • Начинающий
  • 149 | 06.11.2015, 07:41 | Автор: materu
    Публикации: 0 | Комментарии: 12585 | Рейтинг: -1555,5
Варвар -Варвара. Древние цивилизации как Греческие так и Рим перестали существовать в результате мужеложства и разврата. Варвары отличались от греков и римлян только тем что варвары не трахались в 5 точку и не вели развратный образ жизни и из за этого не болели венерическими заболеваниями. То же происходит и сейчас. Гейропейская культура это член в рот и в 5 точку -однополые браки. Либералы одним словом .У Них нет будущего.



2

  • Изображение
  • Гость
  • 150 | 06.11.2015, 07:51 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
97 | 05.11.2015, 21:11 | Автор: Ирек
Публикации: 52 | Комментарии: 1935 | Рейтинг: -151,6

------Ты съезди в Рязань, а потом в Казань, и ты поймешь где живут ч.у.р.к.и.------
В службе моей в армии был случай. Приехало пополнение, и из-за того что ребята узбеки плохо говорили по-русски их отправляли в роту охраны на наш передающий центр связи. Я татар с ними более менее поговорил, один из них был с 3 курса Чимкенсткого университета, филолог будущий. И тут, наш Володька из Тамбова, и причём единственный в нас в связистах с 8 классным образованием сказал в адрес этих ребят, ***и. Я ему постарался пояснить, что это он ***а, а он этого всё равно не понял, потому что был просто ***ой.Разве я был не прав?
___
Конечно не прав. Если студент ФИЛОЛОГ 3 курса университета не мог говорить на государственном языке то кто он, если не ч.у.р.к.а?



2

  • Изображение
  • Участник
  • 151 | 06.11.2015, 08:11 | Автор: Батыр
    Публикации: 0 | Комментарии: 3215 | Рейтинг: -174,4
132 | 06.11.2015, 00:13 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Опять татары найдут отговорку, что башкиры им во всем мешали
- - -
Какие башкиры?
Это те башкиры-венгры, которые в 1552 году в Верхнем Прикамье


После этого читать не стал. Все время татары сказки придумывают какие-то



0

  • Изображение
  • Участник
  • 152 | 06.11.2015, 08:12 | Автор: Батыр
    Публикации: 0 | Комментарии: 3215 | Рейтинг: -174,4
134 | 06.11.2015, 00:19 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Зуля, почему ты такая глупая?
Татарином был не только Ми-нин, но и князь Пожарский.


Интересно, а если это правда.
Татары все время спасают Россию, чтобы быть ......в рабстве у нее ))))))))))



0

  • Изображение
  • Гость
  • 153 | 06.11.2015, 09:47 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
М-дя-я...татары ,татары .кругом одни татары..
Е5сли в кране нет воды ,воду с п и з д и л и ,кто? Та тары ,татары...



1

  • Изображение
  • Начинающий
  • 154 | 06.11.2015, 13:22 | Автор: materu
    Публикации: 0 | Комментарии: 12585 | Рейтинг: -1555,5
Очевидно то что особи называющие Себя либералами паксы и это видно даже по публикациям Их журнала.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 155 | 06.11.2015, 19:59 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
"...Расскажи это кавказцам... Скажи им, вас нет. Нет аварцев, кумыков,табасаранцев, азербайджанцам, вы все татары..."

Татары, в отличии от вас никогда не притязали на сеседствующие народы, буть то башкиры, чуваши... Это чиновники вместе с москвами и тутошними башистами имеют неутомимую жажду объявлять татар башкирами... Конечно, можно бы и жить совместно с кем угодно в одном регионе, в том числе и с башкирами (республике, государстве), если была бы свобода... Энти же хотят без войны захватить татар. Но татары хотя и здорово сдали за последние 500 лет (особенно за последние 100 лет), никогда на такое не пойдут.
Так что приписывать на нас чужие грехи стыдно... Другое дело, когда многие народы проживали под татарской крышей (как у христа за пазухой, между прочим; сегодня любой предприниматель захотел бы иметь такие условия, не говоря уже о православных, в том числе их попах, иеромонахах), скажите на кого из них было давление. Тогда условия были скорее конфедеративные. Например, Александр Невский принял бой с крестоносцами имея собственную русскую армию. Татарская армия скорее только помогала русским, и была на всякий случай...



0

  • Изображение
  • Гость
  • 156 | 06.11.2015, 20:18 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
"...Татары не дремлют. Они теперь с победой могут вернуться на родину в Монголию.
В прошлом году у них появился татарские кони.
В этом году - татарский курай.
Но интрига в том, татарская авиация появилась даже раньше чем татарские кони."

На некоторых лицах много ухмылок. Но, считаю, зря.
Во-первых, нужно начинать с того, что как бы не зажимали народ российский, а талантливых в России больше, чем в других странах (пока не смогли извести). А из тех талантливых больше татар (хотя бы на душу населения)... Так что татары всё сумеют сделать-сотворить и зажить, скажем так, хорошей жизнью. И имея дружеские отношения со всеми народами...



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 157 | 06.11.2015, 20:26 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 38688 | Рейтинг: +6476,8
155 | 06.11.2015, 19:59 | Автор: Не зарегистрирован

Татарская армия скорее только помогала русским, и была на всякий случай...
===
Ну, да.

Эта армия боролась сама с собой и своим собственным игом, попутно помогая русским захватывать Казань и всё такое прочее..



0

  • Изображение
  • Гость
  • 158 | 06.11.2015, 21:54 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
ну да татары ,это те родственники древних укров.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 159 | 06.11.2015, 23:49 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Татар - означает варвар. В историческом плане.
- - -
Все население Золотой орды были татарами. Потом от нее отделелась Узбекская орда, а от нее - Казакская. Далее, Золотая орда распалась на другие ханства, орды. Значит, и предки казахов, и предки узбеков, как бывшие татары Золотой орды - все были варварами? В советское время от татар образовали десятки народов, в том числе и никогда не существовавший мифический народ - башкир. Получается, и башкиры тоже были варварами.
Читай что пишут о Золотой орде европейские, китайские, арабо-персидские источники. В евразийском пространстве не было государства более процветающего, чем она. Читай хотя бы “Соловьиные сады Золотой орды” Равиля Бохараева.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 160 | 06.11.2015, 23:59 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Но народ численностью 762 чел. не может продолжить существовать.
- - -
Численность басгирд по Идриси - 1000 домов. Как пишут уфимские сказочники, Идриси, когда он писал о каких-то лесных, диких басгирдах, он имел в виду не венгров, а предков настоящих "башкир". А тех оболваненных людей, которые причисляют себя к этому никогда не существовавшему “народу” - полтора миллиона сейчас.



0