« Апрель 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
- Сам уже в окопе, старый ...
Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
29.03.2023 29661 3123
- Зря карлик ползал на ...
Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
21.03.2023 15907 73
- Военный преступник. ...
Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
17.03.2023 30234 69
- Молодежь в гробу видала ...
Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
16.03.2023 21844 32
- Пыня пошутил над холопами ...
Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
14.02.2023 43071 273
- Борьба дерьма с мочой ...
Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
12.02.2023 16252 22
- Ублюдочный путинизм в ...
Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
11.02.2023 32517 33
- Фильм о преступлениях ...
В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
15.01.2023 12149 252
Здание театра оказалось не прочным: стены и потолки трескались, в начале 90-х большой пожар фактически уничтожил его. Тогда и появилось открытое письмо представителей общественности, опубликованное в газетах «Уфимские епархиальные ведомости» и «Отечество». Газеты «Вечерня Уфа» и «Советская Башкирия» побоялись это сделать.
***
Открытое письмо представителей общественности, деятелей культуры и науки Президенту РБ М.Г. Рахимову, 1995 год.
Уважаемый Муртаза Губайдуллович! Обращаемся к Вам как к первому всенародно избранному Президенту Республики Башкортостан с вопросом, который, несмотря на многие насущные и важные проблемы, имеет колоссальное значение в области истории и культуры нашего края. Еще больший смысл этот вопрос приобретает в отношении мирного, дружественного сосуществования народов Башкортостана.
В Уфе до 1932 года на месте нынешнего Башкирского государственного академического театра драмы стоял Воскресенский кафедральный собор - главный православный храм Уфы, являвшийся замечательным памятником классической архитектуры первой половины XIX века. Одновременно с Воскресенским собором, неподалёку от него, строилась Первая соборная мечеть Уфы. Мудрая государственная мысль не случайно выбрала мес то для двух главных храмов города рядом, на живописном берегу Белой - реки, одинаково дорогой сердцу всякого уфимца. Две мировые религии встретились в Уфе, два возвышающихся силуэта - собора и соборной мечети - были основными ори ентирамитой непостижимо близкой и невероятно далекой от нас Уфы.
Теперь, когда приходит историческое прозрение, мы пытаемся спасать уцелевшие архитектурные памятники, пытаемся восстанавливать историческую застройку старинных городов.
Рядом с этими храмами хоронили самых выдающихся деятелей духовной культуры, почетных граждан и благотворителей. К счастью, Первая со борная мечеть никогда не закрывалась, и никто не поднял руку на святые могилы. Воскресенский же собор пал жертвой вандалов, которые под видом борьбы с религией фактически уничтожали нашу историю, культуру и архитектуру.
Еще в 1956 году мощное основание Воскресенского кафедрального собора выступало среди бурьяна, напоминая о прошлом, а власти уже ре шили, что строить Башдрамтеатр (необходимость в чем назрела давно) надо не иначе как на месте взорванного кафедрального собора. Уже тогда была заложена эта мина замедленного действия в стравливании наших народов и культур, следует заметить, что подобный прием наносит непоправимый ущерб сразу двум культурам и нациям - башкир и русских, так как культурное достояние одного народа возводится на руинах храма другого, что и приносит двоякое страдание. Такое пре небрежение духовными ценностями большого числа людей само по себе является деспотизмом и бескультурьем.
Часть основания собора стала фундаментом построенного к 1965 году драмтеатра. А несколько лет назад, когда уфимская общественность понемногу стала говорить о возрождении разрушенных исторических и архитектурных памятников, церквей мечетей города, неожиданно появляется задание на реконструкцию драмтеатра. Но, как видно в этом «новом» начинании заложен старый принцип привнесения новых препятствий нравственному развитию обоих народов.
Ныне негласно и по проекту до основания разбирается существующее здание театра и планируется строительство на этом месте... практически нового театра на частях фундамента собора, на могилах духовенства и почетных граждан города Уфы Проект расширения театра за счет прицерковного кладбища был утвержден недавно, и разборка театра идет полным ходом (уже полностью разобрана задняя часть театра). Рядом с фундаментом уже установлен винтовой компрессор и идет подготовка бетона.
Но ведь это экономически не выгодно, намного дороже, чем само новое строительство. В мае 1993 года в театре произошел пожар, решивший судьбу этого несчастного здания - заложника нечистой политики, простоявшего около тридцати лет. К счастью, обошлось без жертв. Но пожар был явным напоминанием Всевышнего о наших грехах, послужил ясным сигналом одуматься и вовремя остановиться.
Муртаза Губайдуллович! Просим Вас принят» мудрое государственное решение, наложив запрет на строительство театра на соборном месте, так как это имеет огромное культурно-историческое и духовно-нравственное значение. Вряд ли что-то сможет устоять здесь, кроме собора.
Ведь лучше построить совершенно новый сов ременный удобный театр на новом месте, объявив для этого конкурс на лучший проект...
Такое решение привело бы к появлению нового культурного ядра в географическом центре Уфы, при этом не задевались бы ничьи национальные и религиозные чувства. И давайте подумаем о детях: пренебрежение духовным наследием сейчас может обернуться моральной деградацией потомков, а пренебрежение интересами большого числа людей может дать всплеск «революционной» нетерпимости в будущем. Еще раз потревожить и разрушить фундамент собора с закладной доскою, разворотить могилы, конечно, легко. Но когда это совершится, жалеть будет поздно.
На территории Уфы и республики большое число зданий и помещений принадлежало Церквиа все они были отняты у нее, когда религия фактов чески была поставлена вне закона и планомерно уничтожалась. Сотни храмов в республике - церквей и мечетей (зачастую выдающихся архитектурных памятников) - были стерты с лица земли, почти все муллы и священники расстреляны или погибли в лагерях.
Незримый образ Воскресенского собора, запечатленный в опустевшем после его разрушения огромном пространстве, стоит в нашей памяти, нашей надежде. Трагедия Воскресенского собора - наша общая кровоточащая рана. Есть еще в го роде люди, которые помнят этот храм живым.
Уфимская земля - наша общая Родина. Но душа, которую она нам дала, у каждого своя, и лишь уважением и любовью друг к другу мы сможем быть любезными сыновьями одной матери-земли.
Муртаза Губайдуллович! Мы полагаем, что решение этого вопроса следует вынести на более глубокое и всестороннее изучение с привлечением специалистов-историков, духовенства - православного и мусульманского, краеведов, деятелей культуры и общественных организаций, которые сумели бы найти наиболее разумный и обоюдовыгодный путь в духе мирного и доброжелательного сосуществования народов нашей много национальной республики.
Возвращение места Воскресенского собора уфимцам, православным верующим было бы актом подлинного великодушия, ибо сказано в Священном Писании: «Друг друга тяготы носите». Величайшим нравственным долгом перед предками и собственной совестью является необходимость восстановления в грядущем столетии нашего Воскресенского собора - архитектурного и духовного памятника, главной православной святыни, нашего края.
(С подписями известных людей, деятелей науки и культуры России и Башкортостана под Обращением вы можете ознакомиться ниже).
***
Герой Социалистического Труда, профессор; Ю. ГРИГОРЬЕВ солист Большого театра народный артист России, профессор; Л. СМЕТАННИКОВ, народный артист СССР; С. ЛАВРЕНТЬЕВ, председатель социал-демократического союза Башкортостану; М. ТАГИРОВА, заслуженная артистка России, педагог-хореограф; А. ХРИСТОДУЛО, председатель общества греков «Таврида» РБ; В. МЕЛЬНИКОВ, заслуженный врач РФ, заслуженный деятель науки Башкирии, профессор; В. МЕЛЬНИКОВА, заслуженный врач Башкирии; В. ДОРОВСКИХ, руководитель фольклорного ансамбля, педагог детской музыкальной школы N 1; И. АРХИПОВА, народная артистка СССР, председатель Союза музыкальных деятелей, Герой Социалистического Труда; И. ПЕТРОВ, народный артист СССР, солист Большого театра, лауреат Государственных премий; 3. ХРИСТИЧ, профессор, народный артист Украины; В. СОРОКИНА, искусствовед, заслуженный деятель куль туры РБ; С. КРУЛЬ, музыкант; А. ЯНБУХТИНА, член международной ассоциации художественных критиков при ЮНЕСКО; Г. ВЕЛЬСКАЯ, руководитель программы «Ф. И. Шаляпин» фонда культуры РБ, председатель Шаляпинского общества Уфы; Т. РЕЧКАЛОВА, искусствовед, член международной творческой ассоциации искусствове дов и историков искусства; Е. ВИНОКУРОВ, художник; И. САЛИХОВ, архитектор; М. АРСЛАНОВ, народный художник РФ и РБ, заслуженный деятель искусств РФ и РБ, лауреат премии им. Салавата Юлаева; О. НАУМЕНКОВ, доктор исторических наук, профессор; Р. КУДРЯВ ЦЕВ, заслуженный врач РФ, профессор; Ю. САНГАЛОВ, член-корреспондент АН РБ заслуженный деятель науки БАССР; Г. ГУДКОВ и 3. ГУДКОВА, заслуженные работники культуры РБ, краеведы- историки; В. СКАЧИЛОВ, заслуженный врач РБ и РФ; Ф. АХМЕРОВА, отличник народного просвещения России, краевед, писатель; Ю. УЗИКОВ, краевед, заслуженный работник культуры РБ; М. ЧВАНОВ, писатель, вице-президент Международного фонда славянской письменности и культуры; В. ПЕГОВ, вице-президент Башкирского отделения международной федерации художников при ЮНЕСКО, живописец; В. БОНДАРЬ, атаман уфимского землячества казаков; И. СТЕ ПАНОВ, председатель правления центра русской культуры Башкортостана «Вече; А. ТИМЧЕНКО, заслуженный работник торговли Башкортостана, заслуженный учитель, старожил Уфы; 3. ШАНГАРЕЕВА, ученый секретарь АН РБ; И. СИРАЕВА, ученый секретарь АН РБ; В. ХРУЛЕВ, декан филологического факультета БГУ, доктор филологических наук, профессор; Э. ГАРЕЕВ, главный ученый секретарь Президиума уфимского научного центра РАН; В. КАЗАКОВ, член-корреспондент АН СССР, профессор, заслуженный деятель науки БАССР; Ю. МОНАКОВ, член-корреспондент АН СССР, профессор; В. ИВАНОВ, доктор исторических наук, профессор; И. ГВОЗДИКОВА, кандидат исторических наук; М. ЮНУСОВ, директор института органической химии, член-корреспондент Российской АН, профессор; М. САФАРОВ, заведующий кафедрой БГУ, профессор; А.ЧУВЫ РОВ, профессор, член национального совета «Конгресса русских общин»; Р. ПАЛЬ, писатель; 3. НАСРЕТДИНОВА, балерина, народная артистка СССР; И. АБДУЛЛИН, романист, драматург; Л. КУВАТОВА, народная артистка России и Башкортостана; А. ЛУТФУЛЛИН, народный художник СССР и БАССР, лауреат премии им. Салавата Юлаева; В. КУЛАВСКИЙ, профессор, доктор медицинских наук; X. ГАФУРИ, поэт, публицист; Э. САИТОВ, народный художник Башкортостана, профессор; С. КРАСНОВ, лауреат премий ЦК ВЛКСМ, Г. Саляма; Н. АНДРИАНОВА, председатель республиканского Лермонтовского центра; Л. ГОРДЕЕВ А. ВАВИЛОВА, заведующая музеем при Лермонтовском центре; О. ЗЛОБИНА, Г. ВАЛЯЕВ, солисты народного театра при Лермонтовском центре; В. СМАЧЕВ, доктор геолого-минералогических наук; С. ГОЛДОБИН, архитектор; А. ХО ЛОПОВ, художник, Г. БАННОВ, писатель; Б. СЕВЕРИНОВ, заслуженный учитель РФ.
***
Михаил Чванов позже отказался от своей подписи.
Муртаза Рахимов проигнорировал мнение общественности, выстроив новое здание театра.
Сергей Орлов, Уфа, Башкирия - Башкортостан
Исторические хроники. Муртаза Рахимов и Воскресенский собор
Раздел: История | Просмотры: 26386 | Комментарии: 45